ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ С БРОНХО-ЛЕГОЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ С БРОНХО-ЛЕГОЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По ежегодным результатам врачебно-медицинского обследования студентов Уральского федерального университета самый большой процент занимают заболевания органов дыхания: бронхиальная астма, хронический бронхит, частые простудные заболевания. Разработка и внедрение комплекса физических средств реабилитации при бронхо-легочных заболеваниях в учебный процесс со студентами специальной медицинской группы явилось основной целью нашего исследования.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  • исследовать состояние здоровья и физической подготовленности студентов данной нозологической группы;

  • разработать комплекс реабилитационных мероприятий, последовательность и сочетание применения средств физической культуры при данных заболеваниях;

  • исследовать динамику показателей физического и функционального состояния студентов после семестра обучения.

В педагогическом эксперименте оценить эффективность воздействия предложенных средств реабилитации.

Исследование проходило во время учебных занятий, предусмотренных государственной программой. Охвачено было 5 учебных групп (СМГ) студентов 1-2 курсов гуманитарных департаментов, в возрасте 17-18 лет, 2 из них были контрольными (30 человек). Недельный цикл включал два занятия продолжительностью 60-75мин. На первом этапе, длительностью 1 месяц, проводилось обучение технике дыхания, дозированной ходьбы, оздоровительного бега, оздоровительной аэробике, и выполнения физических упражнений. На следующем этапе, добавились занятия оздоровительным плаванием в бассейне и применялись комплексы дыхательных упражнений в сочетании с сеансами психомузыкотерапии и элементами йоги. Так же были предложены комплексы упражнений с предварительным разбором для самостоятельных занятий.

Перед тем как приступить к занятиям оздоровительным бегом и ходьбой студентки измеряли пульс. Это помогало выбрать правильный ритм дыхания. Если пульс 60-80 уд/мин, то при движении вдох распределяется на 4-6 шагов и так же выдох. Обязательным условием стало приспособление ритма дыхания к ритму движения для возможно более полного и полезного функционирования дыхательной системы. Вдох делается через нос, выдох - ртом, спокойно без толчков, губы при этом сложены дудочкой для создания некоторого сопротивления выдыхаемой воздушной струе. Разминку начинать с медленной ходьбы и постепенно переходить на легкий бег – по самочувствию. Время на разминку – 10 мин, из них 3 мин –медленная ходьба с измерением пульса к возвращению его к начальной величине.

Для занятий оздоровительной аэробикой учебная группа условно разделялась на подгруппы с учетом потенциала здоровья, заболевания и степени функционального нарушения после перенесенного заболевания. Для экспериментальной группы проводилась Low impact – низкоударная аэробика без бега и прыжков (одна нога всегда касается пола), 60% от максимальной ЧСС, что соответствует рабочей ЧСС – 115- 130 уд/мин, музыкальный темп 115-130 уд/мин.

Основная часть занятий включала несколько комплексов упражнений:

- комплекс аэробных упражнений на базе основных элементов (шаги и их разновидности, бег на месте и с перемещениями, поднимание бедер в разных направлениях, махи ногами, выпады, подскоки со сменой положения ног, скрестные движения) с постепенным увеличением амплитуды движений, вовлечением в работу все большего количества мышечных групп; темп движений поддерживается в пределах 140 – 160 уд/мин;

- короткий комплекс движений – «заминка» 3 – 5 минут – направлен на постепенный переход от высокоинтенсивной работы к упражнениям силового характера с низким темпом и значительной напряженностью;

- комплекс силовых упражнений, продолжительностью 15 – 20 минут, для мышц туловища, плечевого и тазового пояса, ног, способствующие укреплению мышечного корсета и утилизации мышцами глюкозы. При этом используются упражнения в перемещениях собственного тела и с дополнительными отягощениями (гантелями, гимнастическими палками и т.п.). Показатель ЧСС 130 – 140 уд/мин. Средняя нагрузка в силовом тренинге при выполнении одного комплекса по схеме: 1 минута работы и 30 секунд отдыха со сменой рабочих положений (групп мышц) или тренажеров плюс комплекс до 10 упражнений; используется для наращивания мышечной массы. Для циклической работы в силовой тренировке режим каждого подхода может быть укорочен – 30 секунд работа и 15 секунд пауза, но объем и продолжительность тренировки в этом случае возрастает: используется до 20 тренажеров и серий;

Особое место в учебно-тренировочном процессе занимали дыхательные упражнения в сочетании с сеансами психомузыкотерапии. При подборе музыки ориентир был на классическую инструментальную музыку для релаксации, звуки живой природы. Сеанс проводился 1 раз в конце недели завершая практическое занятие.

В процессе собеседования студентки отмечали снижение раздражения, быстрого восстановления сил и энергии, позитивные отношения в общении, улучшение общего самочувствия.

При изучении показателей физического развития и функции дыхательной системы обследованных студентов, полученные данные, характеризуют отставание контрольной группы практически по всем показателям от студентов основной медицинской группы. При первичном обследовании намечалась общая тенденция к увеличению весо-ростового индекса, имелось отчетливое снижение показателей окружности грудной клетки (ОГК) и величины экскурсии грудной клетки (ЭГК), низкие показатели физического развития.

Со стороны функции внешнего дыхания отмечалось некоторое снижение показателей величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ), бронхиальной проходимости, на вдохе и выдохе, а также снижение показателей гипоксических проб (проба Штанге и Генчи).

При повторном обследовании, у студенток контрольной группы, намечается общая тенденция к нормализации весо-ростового индекса, по показателям окружности грудной клетки достоверных различий не наблюдалось. Факт значительного увеличения показателей экскурсии грудной клетки данной группы (+1,7-2 см) объясняется улучшением осанки и хорошей подвижностью мышц грудной клетки. Со стороны функции внешнего дыхания отмечалось значительное увеличение показателей величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ) -1,8±0,03л, (р

Просмотров работы: 886