ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие стрессоустойчивости тесно связано с процессом социализации человека. Этот процесс наиболее интенсивно развивается в подростковом возрасте и связан с наступлением у подростка пубертатного периода, психическими изменениями.

Характер переживаний жизненных трудностей и напряжений в среде подростков и молодежи проявляется индивидуально и рассматривается как отношение к проблемам и трудностям.

Параметры психологической устойчивости зависят от способности личности к адекватному отражению переживаемой ситуации. В этом и заключается основная проблема в развитии стрессоустойчивости у подростков.

Для полного и всестороннего анализа психотравмирующей ситуации подростку не хватает жизненного опыта, поэтому не может адекватно отражать эту ситуацию. Кроме того, подросток не всегда понимает, что находится в состоянии стресса, хотя в полной мере испытывает состояние дискомфорта.

Выход из сложившейся ситуации видится в том, чтобы привить ребёнку интерес к таким видам деятельности, которые помогут ему сформировать поведенческие навыки, необходимые для отражения внешних негативных факторов, сформировать адекватную самооценку, привлечь в жизнь подростка людей, способных оказать необходимую психологическую поддержку.

В период взросления и активного формирования личности подросток решает несколько характерных задач, связанных с его развитием: принятие своей внешности и расширение возможностей своего тела (спорт, досуг, саморегуляция, трудовая деятельность, искусство); усвоение новых социальных ролей; установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов; формирование эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к профессиональной деятельности; формирование социально-ответственного поведения (подготовка к участию в деятельности общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина); построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения, в процессе которого происходят столкновения с учителями, сверстниками, родителями, социальной средой, расширение «личностного пространства», и как следствие переживание стрессов.

Для организации работы по формированию стрессоустойчивости необходимо решить несколько задач:

1. Проанализировать существующие научные исследования, посвящённые стрессоустойчивости;

2. Обосновать возможность использования различных форм педагогического воздействиякак средства для повышения фактора стрессоустойчивости у подростков;

3. Разработать специализированные занятия и тренинги для профилактики асоциального поведения, описать условия, критерии эффективности и ожидаемые результаты.

Эффективность формирования стрессоустойчивости подростков зависит от ряда факторов: психолого-педагогической культуры родителей, уровня их заинтересованности, а также владения подростком определенными знаниями и умениями, необходимыми для успешного преодоления стрессовых ситуаций. Эти знания и умения подросток может получить и в специально организованных занятиях: тренингах, классных часах, беседах.

Дети подвержены стрессу сильнее, чем взрослые. На них оказывают в раннем возрасте более сильное воздействие физические и природные стрессоры, а в подростковом – стрессоры оценок. Можно говорить о пониженной стрессоустойчивости у детей, особенно если она сопровождается изменениями характера, вегетативными или физическими нарушениями.

Стрессоустойчивость, так же как и другие личностные свойства, формируется в деятельности. По моему опыту, лучше всего противостоят стрессу те дети и подростки, которые имеют успехи в творческой деятельности.

Подводя итоги вышеизложенному, можно выделить основные психологические особенности детей и подростков, которые можно использовать при формировании стрессоустойчивости: родителями и педагогам необходимо удовлетворять потребности ребенка в самостоятельности, в самопознании, в самооценке, в самоопределении, создавать ситуацию успеха, показывать ребенку его значимость и пути его дальнейшего развития.

Вследствие чего, подростками будет положительно восприниматься помощь более опытных людей в самопознании, в координировании своих представлений о себе со своими реальными возможностями и способностями. Стрессоустойчивость у подростков может быть повышена путем создания благоприятных условий для активной социализации личности и творческой деятельности. Также мы можем наблюдать изменения в поведении, самоорганизацию деятельности и общения в основе которого лежат способности управлять мотивацией, эмоциями, ставить адекватные цели и осуществлять выбор эффективных способов преодоления трудностей, сохранять работоспособность, не испытывая разрушительной напряженности.

Просмотров работы: 2702