РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интенсивное изучение различных форм стресса и его негативного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека является одним из доминирующих направлений прикладных психологических исследований на протяжении последних трех десятилетий. Об этом свидетельствует неуклонный рост числа публикаций по данной тематике, создание новых научно-прикладных программ и крупных международных центров по исследованию стресса, появление психологических услуг большого количества технологий стресс-менеджмента.

Такое внимание к разработке психологической проблематики стресса объясняется ее непосредственной связью с актуальными запросами современной социальной практики.

Статистика роста заболеваний «стрессовой этиологии», нарушений трудоспособности активной части населения вследствие невозможности адаптации к новым условиям труда и повышению интенсивности информационных нагрузок, различные формы «личностного неблагополучия» (феномены психического истощения, профессионально-личностные деформации) – вот краткий перечень проблем, которые отчетливо воспринимаются обществом как серьезная угроза психическому здоровью современного человека.

Сфера изучения профессионального стресса наиболее востребована практикой, поскольку непосредственно связана с успешностью реализации центральной формы человеческой активности – трудовой деятельности, а также сохранности трудоспособности и психического здоровья квалифицированной части населения.

Несмотря на простоту используемой терминологии («рабочий стресс», «трудовой стресс», «управленческий стресс»), понятие профессиональный стресс наиболее часто употребляется как «родовое» для характеристики комплекса явлений, связанных с повышенными требованиями к адаптационным ресурсам человека и их деструктивными последствиями под воздействием факторов, присущих как конкретной трудовой ситуации, так и профессиональной жизни человека в целом.

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние три-четыре десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, распространение концепций биологического стресса Г. Селье и появление фундаментальных и обзорных работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека А. В. Вальдмана, К. Изарда, Л. А. Китава-Смыка, Б. Ф. Ломова, В. Л. Марищук, В. И. Медведева.

Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач, условий и организации трудового процесса и относительным увеличением роли психологических причин в снижении эффективности и безопасности труда, сокращении профессионального долголетия и возникновения психосоматических заболеваний.

В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под влиянием природных бедствий (землетрясений, наводнений и т. п.), техногенных катастроф (взрывов, аварий на транспорте, промышленных объектах), региональных и межнациональных конфликтов, локальных войн и террористических актов, связанных с гибелью людей, массовым физическим и психическим травматизмом. Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период последействия.

По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванным острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.

Таким образом, анализ исследований по психологическому стрессу свидетельствует о том, что основное внимание в них уделялось организационным факторам и внешним условиям деятельности как стрессовым воздействиям, в меньшей степени – влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно обращалось внимания процессу стресса, то есть фактическим стрессовым взаимодействиям, которые происходят между индивидом и условиями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние динамических компонентов рабочего процесса (информационных, энергетических, временных), когнитивных оценок воздействий стресс-факторов и личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления.

Стрессоустойчивость - представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию - то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

Стрессодоступность – личностные качества, препятствующие преодолению эмоциональных нагрузок [10]. Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей, дистимиков и гипотимиков. При этом обнаруживается связь депрессивности и стрессоустойчивости [17]. Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Дети подвержены стрессу сильнее, чем взрослые. На них оказывают в раннем возрасте более сильное воздействие физические и природные стрессоры, а в подростковом – стрессоры оценок. Можно говорить о пониженной стрессоустойчивости у детей, особенно если она сопровождается дистимной акцентуацией характера, вегетативными или физическими нарушениями.

Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время. Один ребенок может легко проносится через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются спазмы в животе и головные боли даже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке [20].

Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой [10].

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. Человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [5, 20].

Таким образом, стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

О самом понятии стрессоустойчивости человека говорилось довольно много. Основная трактовка такова: "Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья." Б.Х. Варданян писал: "... Можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности" [17].

П.Б. Зильберман же в свою очередь имел взгляды и совсем с другой стороны на этот вопрос, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней"... Интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке" [10].

Как можно почерпнуть из приведенных определений понятия стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (или успешность) деятельности. Пребывая в постоянном активном социальном положении, менеджер обязан иметь иммунную реакцию на все факторы, способные вывести его душевное и психологическое равновесие из строя. Для этого необходимо иметь "хорошую стрессоустойчивую форму" [1].

Многими специалистами доказана взаимосвязь между физическим и психологическим здоровьем, а из этого следует, что не только физическое здоровье страдает от несостоятельной "психологической формы" человека, но и психологическая состояние напрямую зависит от физической подготовки. Физические упражнения, закаливание, здоровое питание - всё это является крепкими составляющими в таком щите от стрессов, как стрессоустойчивость.

Человек на протяжении всей жизни каждый день сталкивается со стрессами разных уровней тяжести.

Для того чтобы справиться хотя бы с некоторыми из них без ущерба для психического здоровья значительную роль играют личные убеждения, его мировоззрение, привычки, умение управлять своими эмоциями. Как правило, несовпадение должного (что должно быть) и сущего (того, что есть) свойственно не только окружающей нас реальности, но и нам самим. Здесь также коренится внушительный источник стрессовых реакций. У него два полюса: чрезмерно завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Между прочим, любопытно: а что встречается чаще, завышенная или заниженная оценка нами собственных способностей и возможностей? Как показывают многочисленные психологические исследования на эту тему, у большинства из нас существует некое неосознаваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы все разом быть выше среднего? Ясно, что это - иллюзия. Она помогает нам сохранить оптимистичный взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняет и неприятности в виде стрессов oт "завышенных ожиданий" или "рухнувшей надежды". Да и знаменитый "кризис среднего возраста" имеет одним из своих оснований все ту же завышенную самооценку. А это материя весьма тонкая и практически никак от нас не зависимая. Следовательно, гораздо лучше реалистически оценить свои способности (к юношеским годам они вполне отчетливо проявляются) и сформировать соответствующим уровень притязаний. Вполне допустимо, чтобы он был чуть-чуть выше того, что можно достичь наверняка.

Существует знаменитая "формула самоуважения" У. Джемса, из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель). Если результат такого "деления" невысок, может оказаться полезным подумать о понижении уровня своих притязаний.

Однако занижать свои притязания чрезмерно тоже не стоит. Это может привести к тому же стрессу, но уже по другой причине - из-за заниженной самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблагоприятно складывающиеся обстоятельства стрессогенны не менее завышенных притязаний. Поэтому забота о повышении своей самооценки входит в число средств-профилактики стрессов. Действовать рекомендуется на трех уровнях:

телесном - займитесь своим здоровьем, режимом питания, внешним видом и т.д;

эмоциональном - ищите эмоционально-комфортные для себя ситуации, обеспечьте себе хоть чуть-чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создавайте себе и другим маленькие праздники и пр;

рассудочном - примите и полюбите себя такими, каковы вы есть! Речь, разумеется, не о нарциссическом самолюбовании, а об ощущении ценности и неповторимости собственной жизни.

Все это настолько просто и очевидно, что остаётся только удивляться: откуда же у нас столько стрессов, связанных с заниженной самооценкой? Ответ, впрочем, не менее очевиден: виноваты все те же инертность, лень, неверие в то, что достаточно простыми средствами можно достичь серьезных результатов. Если мы не предпринимаем никаких усилий по улучшению наших дел, то сами собой они никак не улучшатся. Но стоит нам начать работать над собой или обстоятельствами, как та же самая сила инерции начнёт поддерживать наши усилия, сохранять их энергию и постоянство. Активность преодоления сложных жизненных проблем, жизнестойкость не даются сами собой. Не жалеть усилий для их формирования в себе - вот, по сути, и весь "секрет" обретения стрессоустойчивости.

Самооценка, оценка человеком собственных способностей, значимости и целей в тех областях жизни, которые важны для данного человека; оценка соответствия реальных результатов собственной деятельности личным притязаниям, критериям успеха, поставленным целям. В зависимости от соответствия самооценки реальности различают следующие ее разновидности: а) адекватная самооценка соответствующая действительным способностям, возможностям человека; б) завышенная самооценка, когда человек переоценивает себя; в) заниженная самооценка, когда человек недооценивает себя. Склонность определенному виду самооценка является достаточно устойчивым личностным качеством. Тенденция к завышению самооценки присуща многим людям. Есть основание полагать, что этот феномен лежит в основе самовоспитания и самосовершенствования: для начала человек в представлении о себе, стремится быть лучше, способнее, активнее, целеустремленнее, чем он есть на самом деле. Логическим завершением самооценки является само исповедь - способ призвать в судьи собственных действий, поступков, побуждений и результатов задуманного и осуществленного самого себя (свое внутреннее «Я»). Результатом самонаблюдения и самоанализа может стать самоотчет - описание человеком самого себя, своих мыслей и действий.

Развитие разных аспектов самооценки происходит в разное время. В каждый период жизни человека общество или его собственное физическое развитие диктует ему наиболее важный на данный момент фактор, определённые факторы восприятия себя должны формироваться в наиболее благоприятный период.

Наиболее важным периодом для развития самооценки является раннее детство. Именно в это время ребёнок получает фундаментальные знания и представления о себе, мире, окружающих людях. Многое зависит от родителей, от грамотности их поведения, от степени принятия ими своего ребёнка. Семья является первым социумом для человека, процесс усвоения норм поведения и морали, принятых в конкретном обществе называется социализацией. Ребёнок сравнивает себя со взрослым, подражает, хочет быть таким же. На этом этапе очень важно заслужить одобрение взрослого. Самооценка, предложенная родителями, будет усвоена ребёнком безоговорочно.

В дошкольном детстве родители стремятся привить ребёнку элементарные правила поведения в обществе: вежливость, опрятность, контактность, скромность. Здесь никак не обойтись без стереотипов, например, полоролевого поведения. Маленькой девочке с детства внушается, что она должна быть аккуратной и послушной. Мальчику – что мужчины должен скрывать эмоции и проявлять своеволие. Именно по этим качествам ребёнок впоследствии и оценивается. Положительно или отрицательно – зависит от мудрости родителей.

В младшем школьном возрасте приоритеты немного сменяются. Теперь на первый план выходит школьная успеваемость и прилежность, а также освоение норм поведения в классе. К семье теперь прибавляется ещё один общественный институт – школа. Ребёнок сравнивает себя с ровесниками, хочет быть как все или лучше, тянется за идеалом, кумиром. Здесь на ребёнка, который ещё сам не в состоянии сделать выводы, часто навешиваются ярлыки. Непоседу, которому сложно вести себя спокойно, назовут хулиганом. Плохо усваивающего школьную программу – лентяем. Следует заметить, что в этом возрасте человек ещё не способен критически оценить чужое мнение, поэтому мнение авторитетного взрослого скорее всего примется на веру, его ребёнок и включит в свою самооценку.

К началу переходного возраста первенство переходит к природному развитию, подросток становится более самостоятельным, меняется физически и психически, борется за свое место под солнцем. Теперь его главные критики – сверстники. В этот период формируется самооценка внешности и социальной успешности. Причём подростки учатся оценивать сначала других и только по прошествии некоторого времени – себя. Отсюда и всем известная жестокость подростков, возникающая в период жёсткой конкуренции за место под солнцем, когда человек уже может осудить другого, но ещё не в состоянии оценить самого себя.

Наконец, к 14-15 годам человек приходит к способности самостоятельно формировать самооценку. Подросток стремится осознать себя, сформировать самооценку, достичь самоуважения. В этот период важна принадлежность к группе себе подобных. Референтная группа – так называется общность людей со сходными интересами, ценностями, мнениями, в данном случае это группа, в которой подросток почувствует себя своим, принятым в коллектив. Как уже отмечалось, человек стремится быть хорошим, хотя бы в своих глазах. Поэтому не принятый в школьном коллективе, непонятый в семье, подросток пойдёт искать друзей себе по вкусу, часто попадая при этом в «дурную компанию».

После школьных лет человек попадает в новое социальное окружение – ВУЗ или другое учебное заведение, в рабочий коллектив, можно сказать, взрослеет. Важно то, с чем человек подойдёт к черте взросления, какие штампы, оценки и стереотипы уже успели навесить на него окружающие и как он сам с этим справится. К этому моменту очень часто сформирована одна из самых главных установок: как себя воспринимать, плохим ли хорошим.

Установка – готовность действовать определенным образом. Установка – то, что предшествует любой деятельности, поведению, даже просто мысли. Например, есть человек, который нам не нравится, и относительно него формируется установка: все, что он делает рассматривать с позиции антипатии. А что получится, если человеку не нравится он сам?

Человек с установкой «Я плохой», любую свою победу или качество будет трактовать с невыгодной для себя позиции. Добился чего-то – значит, повезло. Достиг финансового благополучия – как не стыдно иметь больше, чем у других. Хорошая фигура – надо ее спрятать под неудачной одеждой. Попросту говоря, он не замечает свои положительные качества, он попросту неспособен их воспринимать. Такая неадекватная или заниженная самооценка мешает адаптации в обществе – ведь окружающие будут оценивать человека не только по его делам, но и по поведению. А какое впечатление производит постоянно оправдывающийся, неуверенный в себе человек? Заниженная самооценка снижает стрессоустойчивость – к любой сложной ситуации прибавляется ещё и самобичевание.

Человек с установкой «Я хороший» будет иметь стабильно высокую самооценку. Свою неудачу он воспримет как тактическое отступление. В случаях угрозы самооценки сработают защитные механизмы психики, которые помогут справиться с проблемой.

Практика показывает, что большинство людей успешно справляются с задачей оценивания себя. Для большинства характерна адекватная, слегка завышенная самооценка, которая является нормой. Здоровая психика стремится залечивать раны и развиваться. Таким образом, влияние развития самооценки на стрессоустойчивость личности играет большую роль, так как стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих [10].

Литература

1.Александровский Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М: Наука, 1976. - 270 с.

2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3 – 19.

3. Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. №2. С.3-16.

4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 1996. Т. 17 №4. С.64-74.

5. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: «Филин», 1996. - С. 132-147.

7. Вальдман А. В., Козловская М. М., Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М.: Медицина, 1979. - 360 С.

8. Волкова Н. В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. №2 С. 119-124.

9. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. №3. С. 20-25.

10. Дикая Л. Г. Деятельность и функциональное состояние: активационный компонент деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 93-111.

11. В. Зигерт, Л. Ланг. Руководить без конфликтов. — М., 1990 - 230с.

12. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980 - 440 с.

13. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983 - 368 с.

14. Кокс Т. Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. А. Б. Леоновой, О. Н. Чернышевой. М., 1995. С.205-224.

15. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.

16. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вест. Моск. Ун-та, серия 14. Психология. 2000, №3. С.4-21. 17. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984 - 444 с.

18. Леонова А. Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004, том 25, № 2, С. 75-85.

19. Марищук В. Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса. - М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 72-87.

20. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - Л.: Наука, 1982 - 104 с.

21. Мердюк В. Менеджмент стресса на рабочем месте // Кадры предприятия. 2004. №5.

22. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. №5. С. 20 – 30.

23. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.

24. Немчин Т. А. Адаптация человека к экстремальным условиям и нервно-психическое напряжение. Л.: Вестник ЛГУ, 1977. №11. С. 11-18.

25. Прайс Р. Ситуации риска // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. С. 354-363.

26. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2005. 352 с.

27. Русалова М. Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979. 170 с.

28. Самоукина Н. В. Карьера без стресса. - СПб: Питер, 2003. - 256 с.

29. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.

30. Филина С. О «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. – 2003. №36.

31. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. С. 58-91.

Просмотров работы: 5680