ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННО-МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки являются связующим звеном между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением, между государством и предприятием, различными слоями населения, между регионами и странами. Во всем мире имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свое изначально высокое предназначение.

В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.

Отмечая позитивные тенденции в развитии банковского сектора, нужно уделять внимание существующим проблемам, в первую очередь связанным с растущей сложностью управления рисками, как на уровне отдельных кредитных организаций, так и в масштабах банковского сектора.

Именно возрастание роли банковской системы на современном этапе, позитивное развитие банковского сектора обуславливает интерес к этой теме, которую стоит рассмотреть подробнее, а именно проследить развитие финансово-банковской сферы экономики России за последние годы, проанализировать ее на современном этапе, рассмотреть ближайшие перспективы развития.

Целью данной работы является выявление и обобщение современных тенденций развития банковской системы РФ, рассмотрение основных проблем их развития и качества и наиболее приемлемых в настоящее время путей их решения.

Теоретической и методологической основой для выполнения работы послужили: законодательные и нормативные акты, научная и учебно-методическая литература, периодические издания, статистические данные. В работе использовались труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития банковского дела.

Понятие и структура банковской системы. Банковская система - это функциональная подсистема рыночного хозяйства, опосредующая процессы формирования капитала в экономической системе и его движения между субъектами и секторами экономики. Данное понятие является одним из ключевых в изучении, как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Эта взаимосвязь проявляется в осуществлении межбанковских расчетов, когда банк по поручению клиентов осуществляет платежи и расчеты через:

  • расчетную сеть;

  • банки-корреспонденты, расчеты через которые осуществляются на основании заключенных между ними договоров;

  • банки, уполномоченные на ведение определенного вида счетов и осуществление платежей;

  • клиринговые центры – небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции.

Взаимосвязь банков проявляется в заимствованиях на рынке межбанковских кредитов.

В обоих случаях невыполнение обязательств одним из банков приводит к трудностям функционирования связанных с ним прямо и опосредованно других банков, т.е. к возникновению так называемого «эффекта домино».

Таким образом, в современных условиях банки представляют не просто случайный набор, а действительно банковскую систему, т.е. множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое. Основные свойства банковской системы в научной литературе упорядочены:

  • иерархичность построения;

  • наличие отношений и связей, которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают свойство целостности;

  • упорядоченность ее элементов, отношений и связей;

  • взаимодействие со средой, в процессе которого система проявляет и создает свои свойства;

  • наличие процессов управления.1

Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.03.08 № 20-ФЗ), в котором дано определение кредитных организаций и банков, перечислены виды банковских операций и сделок, установлен порядок создания, ликвидации и регулирования деятельности кредитных организаций и т.п.

В действующем законодательстве закреплены основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие:

  •  
    • двухуровневая структура;

    • осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком;

    • универсальность деловых банков;

    • коммерческая направленность деятельности банков.2

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Таким образом, отечественная банковская система построена по двухуровневому принципу. Этот принцип в России реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков.

Схема 1

Двухуровневая банковская система

Центральный банк - главный банк государства, эмиссионный центр, основное звено кредитной системы, орган проведения денежно-кредитной политики, а также банковского регулирования и надзора. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.3

В соответствии со статьёй 3 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации» целями деятельности Банка России являются:

  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.4

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Коммерческие банки - негосударственные кредитные учреждения, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц. В их характеристике привлекает внимание, что они образуют второй, нижний уровень банковской системы, который осуществляет посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимает участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируется в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования Банка России по уровню капитала, созданию резервов и др.5

Принцип осуществления банковского регулирования и надзора центральным банком находит свое отражение в том, что в РФ органом банковского регулирования и надзора является Центральный банк РФ. Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулирования со стороны Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогоплательщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как агенты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономических связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве своем не устанавливают для банков особых норм и требований, а регулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц.6

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, т.е. имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции - краткосрочные коммерческие и долгосрочные инвестиционные.

Универсальный статус банков обеспечивает комплексное обслуживание предприятий, максимальный учет специфики каждой группы клиентов при разработке новых банковских продуктов.7

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является получение прибыли. В РФ Закон "О банках и банковской деятельности" допускает создание кредитных организаций и банков только как коммерческих организаций, работающих исключительно ради получения прибыли.

При этом по Закону "О банках и банковской деятельности" в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации (кредитные кооперативы, кредитные союзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.).

Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы. На процесс развития банковской системы влияет совокупность факторов. В научных источниках их классифицируют на внешние по отношению к банковской системе и внутренние.

К внешним факторам следует отнести макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов большинством учёных подразделяется на пять основных групп: экономические, политические, правовые, социальные и форс-мажорные.8

Совокупность экономических факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения.

В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижая их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

К политическим факторам относятся решения органов власти и управления на всех уровнях.

Форс-мажорные обстоятельства, являющиеся следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах, могут быть

разделены на:9

  • природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;

  • политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;

  • экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменение правил расчетов, изменение системы налогообложения, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. При этом как бы долго ни готовились реформы: налоговая, бюджетная, расчетов и т.п., форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным.

Коммерческие банки в системе субъектов монетарной экономики. Комме́рческий банк - негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).

Вид коммерческого банка определяется наряду с содержанием его операций также степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.

Существует несколько видов коммерческих банков, которые имеют отличия по характеру своей деятельности, по принадлежности капитала, по объему и разнообразию операций, по хозяйственному признаку в зависимости от отрасли, которую они обслуживают, по размеру, по территории. Каждый вид имеет свои особенности.

В зависимости от принадлежности капитала (по форме собственности) выделяют: государственные банки, когда капитал коммерческого банка принадлежит государству. В свою очередь различают два вида государственных банков: центральные банки и государственные коммерческие банки. Кроме того существуют акционерные банки – самая распространенная форма собственности банков на данный момент. Их собственный капитал формируется за счет продажи акций, и они подразделяются на открытое акционерное общество, когда происходит открытая продажа акций, и закрытое акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Кооперативные (паевые) банки, капитал которых формируется за счет реализации паев, имеют место быть в нашей стране. Не менее распространенным видом являются муниципальные банки, формируемые за счет муниципальной (городской) собственности или находящиеся в управлении города. Основной задачей таких банков является обслуживание потребностей города в банковских услугах. Существуют смешанные банки, когда собственный капитал банка объединяет разные формы собственности. С развитием международных отношений появились совместные банки, или банки с участием иностранного капитала.

По объему и разнообразию операций банки делятся на универсальные, осуществляющие все виды операций и обслуживающие разнообразных клиентов, и специализированные, которые ориентируются на проведение одной или двух видов операций и обслуживают специфическую клиентуру (ипотечный банк, инвестиционный, инновационный, банки потребительского кредита, сберегательный банк).

По хозяйственному признаку в зависимости от отрасли, которую банки обслуживают, в первую очередь, различают промышленные банки, торговые, сельскохозяйственные банки.

По срокам выдаваемых кредитов выделяют банки краткосрочного и долгосрочного кредита. Банки долгосрочного кредитования, например, ипотечные, выдают кредиты на срок свыше пяти лет. Банки краткосрочного кредита выдают кредиты на срок до трех лет, как правило, это универсальные коммерческие банки.

По размеру выделяют крупные, средние и мелкие банки.

По территории банки делятся на местные банки, федеральные, республиканские и международные.

Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. В соответствии со ст. 5 Федерального Закона «О банках и банковской системе» к основным банковским операциям относят следующие:

- привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;

- предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

- открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;

- покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

- осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;

- выдача банковских гарантий;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кроме того, в соответствии с российским банковским законодательством коммерческие банки помимо перечисленных выше банковских операций вправе производить следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

В условиях рыночной экономики все операции коммерческого банка можно условно разделить на три основные группы:

- пассивные операции (привлечение средств);

- активные операции (размещение средств);

- активно-пассивные (посреднические, трастовые и пр.) операции.

Схема 2

Основные банковские операции

Пассивные операции - операции по привлечению средств в банки, формированию ресурсов последних. Значение пассивных операций для банка велико.

Суть пассивных операций заключается в привлечении различных видов вкладов в рамках депозитных сберегательных операций, получении кредитов от других банков, эмиссии различных ценных бумаг, а также проведении других операций, в результате которых увеличиваются денежные средства в пассиве баланса коммерческих банков.

Диаграмма 1

Активные операции - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К активным операциям банка относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских ссуд населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; ссуды, предоставляемые другим банкам.

График 1

Активные операции банка по экономическому содержанию делят на ссудные (учетно-ссудные), расчетные, кассовые, инвестиционные и фондовые, гарантийные.

Диаграмма 2

Активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию.

Комиссионные операции - операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.

К данной категории операций относятся:

- операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);

- переводные операции;

- торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

- доверительные (трастовые) операции;

- операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг. Особое внимание при проведении доверительных операций банки уделяют счетам клиентов в иностранных валютах.

И все операции банка обычно в научной литературе делят на:

- ликвидные и неликвидные;

- операции в рублевом и валютном выражении;

- регулярные (совершаемые банком периодически, постоянно воспроизводимые им) и иррегулярные (носящие для банка случайный, эпизодический характер);

- балансовые и забалансовые.

Проблемы функционирования банковской системы России. Выше были приведены отдельные показатели, позитивно характеризующие деятельность банков за последние годы. Но есть, конечно, и проблемы. Можно выделить несколько главных. Одна из них состоит в том, что при таком хорошем, вроде бы, росте банковской системы, её уровень и удельный вес по отношению к ВВП, потребностям нашего отечественного производства и экономики далеко недостаточны. Возьмём наиболее понятный на слуху показатель – кредиты, – в крупных рыночно развитых странах, как правило, объём выданных кредитов банков даже превышает объём ВВП, то есть кредиты активно работают в производстве, экономике и являются важнейшими источниками, двигающими экономику вперёд. У нас же при хорошей динамике роста кредитов, их удельный вес по отношению к ВВП далеко недостаточный. Поэтому многие предприятия ищут деньги, которые не могут получить у наших банков в силу их слабости.

Вторая проблема, – это низкая капитализация банков. Например, удельный вес прибыльных кредитных организаций за 2012 г. снизился с 94,9 до 94,2%, соответственно, доля убыточных кредитных организаций увеличилась с 5,1 до 5,8% (а их количество – с 50 до 55). Убытки действующих кредитных организаций составили в 2012 г. 9,4 млрд. руб. (в 2011 году – 5,6 млрд. руб.). Поэтому рост ресурсной базы и капитализации банков должны стать первейшей задачей нашей банковской системы. В своем бюджетном послании законодательному собранию страны в декабре 2014 г. президент В.В.Путин рекомендовал оказать финансовую помощь банкам в размере 3 млрд. руб. для роста их капитализации.

Следующая проблема связана с конкуренцией на российском банковском рынке с иностранными банками. Получила свое продолжение и посткризисная тенденция по уходу иностранных игроков с российского рынка. За 2012 г. покинули рынок такие игроки, как ВестЛБ Восток, Абсолют, Свенска Хандельсбанкен и другие. Иностранные бизнесмены сворачивали бизнес в России, так как конкуренция и риски оказались намного выше их ожиданий, а рентабельность и перспективы, напротив, разочаровывали.

Основной задачей российской банковской системы, во-первых, является консолидация и повышение надежности. Во-вторых, не дожидаясь этой повышенной конкуренции, многие кредитные организации должны разойтись по тем нишам, где они могут предъявить свои конкурентные преимущества, выполняя лишь отдельные функции, в том числе даже не являясь банками, а лишь кредитными банковскими учреждениями. Тогда конкуренция с иностранными банками, которые даже без снятия такого ограничения, как право на открытие филиалов, уже сейчас при дочерних структурах активно работают в России, будет не так страшна. Кроме того, иностранные банки ищут возможности расширения сетей и набора банковских услуг. Если российские банки это сделают, тогда такая конкуренция не будет неожиданной для них, и они не будут впопыхах принимать те или иные решения. Думается, что надо в рамках документов денежно - кредитной политики провести эти меры. В частности, упрощать процедуры слияния и поглощения банков, нормативными требованиями подталкивать банки к слияниям и поглощениям, к консолидациям. Все это должно делаться не через количественные показатели, в том числе размер капитала и так далее, хотя и здесь это не помешает, но, прежде всего, через нормативы достаточности капитала, через другие параметры надежности банков.

Есть и такие, уже ставшими традиционными, темы, как создание бюро кредитных историй из баз данных банков, из баз надежности заемщиков, как система страхования вкладов, в которой будут участвовать все банки на равных, включая Сберегательный банк. Это все позволяет рассчитывать на консолидацию и реструктуризацию банковской системы. Позволяет снять опасения, которые возникают в связи с большой открытостью российской экономики и банковской сферы, в частности.

Тенденции развития и основные направления совершенствования банковской системы РФ. На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить такие, как:

  • степень зрелости товарно-денежных отношений;

  • общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

  • законодательные основы и акты;

  • общее представление о сущности и роли банка в экономике.

В ходе развития банковская система получает особый положительный заряд в фазе экономического подъема, когда спрос на банковский продукт и банковские услуги существенно возрастает.

На состоянии банковской системы и ее текущем развитии отражаются и политические факторы. Важной оказывается прежде всего общая направленность политики государства. Если государство провозглашает цели развития частной собственности, рыночных отношений, то это содействует привлечению частного банковского капитала и его росту, а также увеличению числа кредитных учреждений. Неопределенность политических мотивов государства приводит к задержке развития банков, оттоку капиталов за границу. На текущее развитие банков может повлиять даже смена в стране политического лидера.

Довольно заметным фактором, определяющим развитие банковской системы, является межбанковская конкуренция. Наличие достаточно представительного числа самостоятельных банков в стране и ее регионах создает определенную среду, в которой банки вынуждены вступать в борьбу за клиента, улучшать качество обслуживания, расширять услуги, предлагать рынку новые продукты.

Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров.

Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. Слабость данного рынка сдерживает развитие банковской системы. На рынке банковского продукта торговля кредитами, «короткими деньгами» пока не имеет достаточного удельного веса. Оказание новых видов услуг, связанных с кредитными карточками, электронными платежами, затрудняется из-за недостаточно мощной технической базы российских банков.10

Развитие банковской системы можно рассматривать с количественной и качественной точек зрения. С количественной точки зрения развитие банковской системы характеризуют показатели числа кредитных учреждений и их филиалов, размера активных и пассивных операций, капитала банков и др. С качественной точки зрения развитие банковской системы характеризуют не абсолютные, а относительные показатели. Это не только размер уставного капитала банков, но и рост инвестиций в сферу производства, увеличение перечня предоставляемых услуг, в том числе новых банковских продуктов и технологий.

Изучение влияния государственной собственности на банки в России и сравнительной эффективности банковских учреждений разного типа должно базироваться на методологически четком представлении об объекте анализа, т. е. о находящихся под контролем государства банках. Без этого есть риск ошибиться при составлении выборки для проведения эконометрических исследований. Вместе с тем в средствах массовой информации и в экспертных материалах по-прежнему отмечается терминологическая пестрота при описании государственной собственности на банки, что приводит к разнобою в оценках масштабов этого явления и дезориентирует как специалистов, так и людей, имеющих полномочия для принятия решений. В подобных исследованиях обязателен учет национально-культурной специфики, потому что в такой стране, как Россия, государственная собственность может принимать формы, не свойственные развитой рыночной экономике.11

Центральной тенденцией второй половины 2013 года в институциональной среде банковской системы России стала значительная активизация отзывов лицензий у кредитных организаций. Если в первой половине 2013 г. лицензии были отозваны только у двух банков, то в период с июля по октябрь включительно – уже у шестнадцати. Отзываются лицензии не только у небольших банков, чьи активы не превышают один миллиард рублей, но и у достаточно крупных игроков регионального масштаба. Это коснулось и города Самары. Например, 11 ноября 2013г. Банк России отозвал лицензию у Волго-Камского банка. В числе отозванных в декабре 2014 г. лицензия нашего самарского банка ВолгаКредит-банк.

В 2013 г. Банк России продолжил работу по подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 27 октября 2008 года № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года», предусматривающего придание Федеральному закону № 175-ФЗ статуса постоянно действующего. С принятием Закона Агентство по страхованию вкладов стало одним из антикризисных инструментов Правительства и Банка России в банковской сфере. Оно было призвано взять на себя решение проблем банков, банкротство которых оказало бы сильное негативное влияние на ситуацию как в целом по России, так и в отдельных регионах. Составляя до сих пор 700 тыс.руб., страховая сумма по вкладам физических лиц с 2015 г. будет составлять 1 400 тыс.руб. Причиной принятия Закона стал глобальный финансово-экономический кризис и начавшийся во второй половине 2008 г. кризис ликвидности банковской системы России. От государства требовались решительные действия по предотвращению коллапса банковской системы и прекращению паники среди кредиторов.

В частности, были образованы два новых структурных подразделения Агентства: Экспертно-аналитический департамент и Департамент реструктуризации банков. Основными задачами Экспертно-аналитического департамента стали оценка и анализ финансового положения банков перед принятием Агентством решения об участии в предупреждении их банкротства, а также выявление причин ухудшения их финансового состояния; Департамента реструктуризации банков - администрирование процессов финансового оздоровления банков.

В нынешней ситуации Закон нацеливает Агентство на решение схожих задач, но уже с приоритетным использованием рыночных механизмов.

Принятие изменений, устанавливающих возможность осуществления Агентством функций финансового оздоровления кредитных организаций на постоянной основе, а не только в период финансового кризиса, станет значимым элементом поддержания устойчивости и доверия к банковской системе, позволит сохранять банковский бизнес, снизить финансовую нагрузку на фонд страхования вкладов, ускорить ликвидационные процедуры и улучшить положение кредиторов. В целях дальнейшей реализации основных рекомендаций Совета по финансовой стабильности в области эффективных режимов оздоровления/ликвидации финансовых институтов Банк России в рамках утвержденного плана мероприятий осуществляет мероприятия: по определению ключевых вопросов, требующих внесения изменений в законодательство Российской Федерации и нормативные акты Банка России, с целью установления требований к системно значимым кредитным организациям о разработке и поддержании в актуальном состоянии планов восстановления финансовой устойчивости, а также предоставления Банку России прав по осуществлению контроля за разработкой и представлением в Банк России планов восстановления финансовой устойчивости; – по оценке возможностей и форм внедрения в российскую практику новых инструментов урегулирования несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не используемых и не закрепленных в действующем законодательстве.

В 2013 г. Банком России продолжена работа по совершенствованию подходов к определению перечня операций, подлежащих обязательному контролю, совершенствованию механизмов риск-ориентированного подхода при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, расширению оснований, по которым кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) и выполнения распоряжения клиента о проведении операции, а также предоставлению кредитным организациям права отказываться от исполнения договора банковского счета (вклада).

Кроме того, Банк России в 2013 г. продолжил реализовать задачи по реформированию системы регулирования российского финансового рынка и образования единого регулятора на базе Банка России.

Прогнозируемые Банком России макроэкономические условия в 2013 2015 гг. будут способствовать динамичному развитию банковской системы. Повысится ее эффективность и вклад в развитие экономики в целом. Одновременно первостепенное значение будет, как и ранее, придаваться устойчивости банковской системы. Решению данных задач призваны способствовать мероприятия, направленные на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы, совершенствование регулирования и надзора в банковской сфере.

Есть мнение, что в отток капитала из России составит в 2014 г. около 30-40 млрд. долл. Кроме того, Центробанк России проводит мероприятия по либерализации национальной валюты. Предполагается, что к началу 2015г. рубль окончательно отпустят в свободное плавание. Аналитики HSBC отмечают закредитованность отдельных групп населения и замедление роста доходов в номинальном выражении. По прогнозам, в ближайшие годы темпы кредитования станут менее стремительными, население будет в большей степени занято выплатами по ранее взятым кредитам, нежели привлечением новых займов. Все это должно привести к сдерживанию потребления. За 2013 г. количество депозитов увеличилось по отношению к 2012 г.

Таблица 1

По данным международного агентства Standard & Poor's в докладе «Российский банковский сектор в 2014 году» Российские банки не покажут высокие финансовые результаты, как в 2012 г. В 2014 г. продолжится давление на показатели прибыльности, которые были снижены в 2013 г., когда были увеличены резервы российских банков на возможные потери по кредитам. «Мы ожидаем, что в этом году уровень резервов останется высоким и составит 30–35% операционной прибыли до формирования резервов по сравнению с 8% в 2012 г. При этом стоимость риска для большинства российских банков будет повышаться»,12 — говорится в докладе агентства. Присутствует в прогнозе и продолжение тенденции снижения чистой процентной маржи на фоне низкого спроса на корпоративное кредитование. Рентабельность капитала банковской сферы ожидается на уровне 13–15%. Негативное влияние на показатели маржи банков в 2014 г. может оказать рост ставок по депозитам физических лиц в 2011–2012 гг.13

По словам председателя совета директоров АКГ "Градиент Альфа", совокупная прибыль банков сокращается, и эта тенденция продолжится. “В 2014 году кризисные явления проявятся в банковской системе, снижение прибыли нефинансовых предприятий скажется на увеличении корпоративной задолженности перед банками, - сказал эксперт. - Кризис может затронуть потребительский сектор, если проблемы реального сектора приведут к снижению зарплат и сокращениям персонала и к снижению реальных доходов населения. Банки ждут непростые времена”. Центробанк реагирует на прогнозы Минэкономразвития ужесточением денежно-кредитной политики, например, ограничивает ставки по депозитам. Хотя процентная ставка не менялась несколько лет (см. График 1), но “рынок, вероятно, удастся “остудить”, потому что ЦБ продолжит ужесточение теми же методами”, - добавил Гагарин.14

Значительная работа по реализации положений, предусмотренных документами БКБН, будет проведена в сфере внедрения подходов:

– Базеля II, включая вопросы оценки рисков на основе внутрибанковских рейтингов, совершенствования систем управления рисками, развития транспарентности деятельности банков и повышения рыночной дисциплины через развитие требований к публикуемой отчетности кредитных организаций;

– Базеля III в части изменения подходов к расчету величины и оценки достаточности капитала и ликвидности банков. Дополнительное внимание будет уделяться проблематике устойчивости банков, имеющих системное значение.

Банк России продолжит совершенствование регулятивных требований к оценке рисков, в том числе по нетранспарентным сделкам с повышенной концентрацией рисков. Будет продолжена работа по развитию и реализации содержательных подходов к оценке экономического положения банков в целях выявления проблем в их деятельности на ранних стадиях возникновения и своевременного применения необходимых корректирующих мер. В целях создания адекватных регулятивных условий для развития инфраструктуры рынка банковских услуг планируется подготовка документов по вопросам регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляющих функции центрального контрагента, и кредитных организаций по операциям с центральным контрагентом.

Cовершенствование практики банковского надзора в 2013 – 2015 гг. осуществляется по следующим основным направлениям:

– интенсификация надзора с учетом профиля и уровня принятых рисков, прозрачности осуществляемой деятельности и возможного негативного влияния ситуации в кредитных организациях на системную устойчивость банковского сектора;

– проведение надзорных мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе на собственников кредитных организаций, связанных с банками лиц и связанных заемщиков;

– оценка соответствия систем корпоративного управления и управления рисками кредитных организаций характеру и масштабам их деятельности, профилю и величине принятых рисков, включая риски, связанные с применением кредитными организациями информационных технологий;

– развитие системы оценки устойчивости кредитных организаций и банковских групп на консолидированной основе;

– повышение оперативности и эффективности применения корректирующих мер.

В рамках решения указанных задач повышается значимость достоверной информации о деятельности кредитных организаций и банковских групп и качество источников указанной информации. С учетом этих обстоятельств действия, предпринимаемые Банком России, направлены:

– на повышение достоверности учета и отчетности кредитных организаций, включая вопросы реальной оценки активов, обязательств и капитала;

– на повышение качества взаимодействия с отечественными и зарубежными органами финансового регулирования и надзора (контроля).

В предстоящие годы повышенное внимание будет уделяться вопросам оценки системной устойчивости, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора, а также оценки системных рисков методами стресстестирования.

Будут изучаться вопросы контрциклического регулирования и применения макропруденциальных подходов к регулятивным и надзорным решениям.15

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» // Справочно-правовая система «Гарант».

2. Федеральный закон от 28 октября 2008 г. «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» // Справочно-правовая система «Гарант».

3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов // Центральный банк Российской Федерации, 2013 г.

4. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

5. Банки и банковские операции: Учеб. / Под ред. Е. Ф.Жукова – М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 2007. – 536 с.

6. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т.Балабанова.– СПб.: Изд.«Питер», 2006. – 256 с.

7. Банковская система РФ: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Шестакова М.: Вершина, 2006. – 123 с.

8. Банковское дело: Учеб. / Под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 655 с.

9. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учеб. – М.: Логос, 2006. – 344 с.

10. Братко А.В. Центральный банк в банковской системе России: Учеб. / М.: Юрайт, 2007. – 179 с.

11. Ведев А., Лаврентьева И., Шарипова Е. Российская банковская система. Кризис и перспективы развития. – М.: Ось-89, 2007. – 320 с.

12. Деньги, кредит, банки: Учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 848 с.

13. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. - М.: ИКЦ "МарТ", 2006. - 480 с.

14. Деньги, кредит, банки: Учеб. / Под ред. О.И. Лаврушина. - 6-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 560 с.

15. Кураков Лев, Кураков Владимир, Тимирясов Виталий. Современные банковские системы: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Несси-Пресс, 2008. - 192 с.

16. Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития //Деньги и кредит. 2009. № 3.

17. Верников А.В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и кредит. 2009. № 11.

Список использованных терминов

Банк (от итал. banco — лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) —финансово-кредитный институт функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам.

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Центральный банк — посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

Коммерческий банк — негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).

Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Депозиты - денежные средства или ценные бумаги, отданные их владельцем на хранение в финансово-кредитные, таможенные, судебные, административные и иные учреждения.

1 См.: Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова – СПб.: Изд. Питер, 2006.

2 См.: Ведев А., Лаврентьева И., Шарипова Е. Российская банковская система. Кризис и перспективы развития. - М.: Ось-89, 2007.

3 См.: Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учеб. - М.: Логос, 2006.

4 См.: Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. - М.: ИКЦ "МарТ", 2004.

5См.: Банковская система РФ: Учеб. пособие / Под ред. Шестакова А.Н. М.: Вершина, 2006.

6 См.: Деньги, кредит, банки: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

7 См.: Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учеб. - М.: Логос, 2006.

8См.: Кураков Лев. Современные банковские системы: Учеб. пособие - Екатеринбург: Несси-Пресс, 2008.

9 См.: Банковское дело: Учеб. / Под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

10 См.: Деньги, кредит, банки: Учеб. / Под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006.

11 См.: Верников А.В. Доля государственного участия в банковской системе России // Деньги и кредит. – 2009. - № 11.- С. 4-14.

12 Данные международного агентства Standard & Poor's в докладе «Российский банковский сектор в 2014 году».- http://www.gazeta.ru/business/news/2014/02/20/n_5961837.shtml.

13 Там же.

14http://www.rb.ru/article/chto-budet-s-rossiyskimi-bankami-v-2014-godu-prognozy-ekspertov/7267137.html.

15 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов // Центральный банк Российской Федерации, 2013 г.

Просмотров работы: 11960