МОДЕРНИЗАЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ БЕЗРАБОТИЦЫ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОДЕРНИЗАЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ БЕЗРАБОТИЦЫ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Безработица является элементом рынка труда. В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. «Безработица- это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг».1 Безработица порождает как чисто экономические проблемы - недопроизводство валового национального продукта, так и социальные - нищета, преступность, социальные волнения. Поэтому государственная политика борьбы с безработицей должна быть направлена на достижение естественного (полного) уровня занятости. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.

В работе поставлены следующие цели и задачи:

- рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;

- ознакомиться с различными объяснениями возникновения безработицы, ее формами и типами;

- проанализировать социально-экономические последствия данного явления;

- рассмотреть возможные пути государственного регулирования рынка труда.

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время безработица становится неотъемлемым элементом жизни России и Самарской области, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране.

Безработица: содержание явления. Подавляющая часть населения страны, чтобы обеспечить себя необходимыми средствами существования, вынуждена предлагать свои услуги по труду за определенное денежное вознаграждение, называемое заработной платой. Эта часть населения продает особый товар – рабочую силу. В этом единодушно большинство ученых.2 Для торговли ею существует особый рынок – рынок труда.

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием "трудоспособное население", к которому статистика относит лиц определенного возраста. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16—59 лет включительно и у женщин 16—54 года. Границы трудоспособного возраста в разных странах не одинаковы. В ряде стран нижняя граница трудоспособного возраста установлена в 14 — 15 лет (в отдельных — 18 лет), а верхняя — во многих 65 лет для всех, или 65 лет для мужчин и 60 —62 года для женщин.3 Начиная с 1993 г. в РФ осуществлен переход на международную систему квалификации состава населения.4

Схема 1

 

Трудовые ресурсы

 

 

Экономически активное население

Экономически неактивное население

 

 

Неработающие

Безработные

Занятые

 

Диаграмма 1

Численность экономически активного населения по субъектам Российской Федерации, в среднем за год (Самарская область, тыс. чел.)

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет по итогам опроса населения по проблемам занятости в среднем за ноябрь 2012 г. – январь 2013 г. составила 1705,8 тыс. человек, или 67,7% от общей численности населения Самарской области указанного возраста.

Рынок труда можно рассматривать широко — как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие местa, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.

Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов:

открытый рынок труда – это экономически активное население, ищущее работу и нуждающееся в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;

скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.

Инфраструктура рынка труда— это система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда (государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды, банки данных о рабочих местах, статистическая информация и др.5

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимы для его нормального функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К таким функциям относятся:

организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы;

обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;

установление равновесных ставок заработной платы;

содействие решению вопросов занятости населения;

осуществление социальной поддержки безработных.

При тщательном исследовании безработицы К. Маркс в "Капитале" во второй половине 19 века отметил, что с техническим прогрессом растет количество и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы.6

В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Безработицу можно определить как наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Невозможно практически найти в мире страну, где нет того или иного вида безработицы. И Россия не является исключением. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника.

Виды безработицы. Различают несколько видов безработицы.

Фрикционная безработица – это временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую. Мотивы увольнений по собственному желанию многообразны, но можно выделить основные: неудовлетворенность условиями организации труда, сезонностью работы, размером заработной платы, отсутствием возможностей для повышения квалификации, для профессионального продвижения; социально-психологический климат в фирме; неудовлетворенность уровнем социально-бытового и жилищного обслуживания; события личного характера: вступление в брак, рождение ребенка, переезд на новое место жительства и др.7Фрикционная безработица существует в экономике постоянно. В какой-то мере эта безработица является желательной, так как многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает боле высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший объем реального национального продукта.8 Уровень фрикционной безработицы можно снизить, если иметь хорошо отлаженную инфраструктуру рынка труда, в частности, его информационное обеспечение.Структурная безработица– это безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться.9 Эта безработица по существу является углублением фрикционной. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без профессиональной переподготовки. Фрикционная безработица носит в основном краткосрочный характер, а структурная более долговременная. Циклическую безработицу порождает общее снижение спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах, которое может возникнуть в период промышленного кризиса, депрессии, спада. Когда совокупный спрос уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Уровень циклической безработицы может зависеть от пола, расы, принадлежности к той или иной социальной группе, национальности. Циклическая безработица, в отличие от фрикционной, носит, как правило, долговременный характер и ведет к появлению застойной безработицы.10 В классификации форм безработицы она занимает особое место, так как критерием выделения этого вида безработицы является не причина, порождающая данную форму безработицы, а ее продолжительность.Безработица может быть признана застойной в том случае, когда безработный, вследствие длительного пребывания в сфере незанятости, теряет полностью или в значительной мере свою квалификацию и надежду получить рабочее место, то есть становится неконкурентоспособным на рынке труда. Наблюдения и исследования показывают, что этот срок составляет в среднем не менее одного года, исходя из этого, в законодательстве о страховании от безработицы предусмотрен годичный срок выплаты пособий по безработице. Однако у циклической безработицы есть одна положительная черта, которую можно считать фактором, частично компенсирующим издержки. Человек, потерявший работу, приобретает свободное время, которое тоже имеет определенную стоимость, хотя эта свобода вынужденная и потому имеет значительно меньшую ценность, чем потеря дохода вследствие безработицы.11Сезонная безработица свойственна отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производств, прежде всего, сельскому хозяйству и строительству.Добровольная безработица – безработица, вызванная тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых «бомжей» не привели к переориентации этой категории населения.12Таким образом, полная занятость в условиях рыночной экономики – нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицы совершенно неизбежными, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработиц. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.13

Последствия безработицы: социальные и экономические. Высокая безработица – это экономическая и социальная проблема. Экономической проблемой она является, поскольку приводит к растрачиванию ценных ресурсов. Социальная проблема – поскольку она служит

источником неисчислимых страданий, испытываемых безработными, пытающимися свести концы с концами. В периоды высокой безработицы экономические неудачи сказываются на эмоциональной сфере людей, на их семейной жизни.Издержки безработицы проявляются в двух аспектах, экономических и социальных.

Схема 2

Безработица влечет за собой серьезные экономические издержки.14 Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей.

Известный исследователь макроэкономики Артур Оукен (США) математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закона Оукена, показывает потерю объема валового национального продукта в 2,5% при превышении фактического уровня безработицы над естественным на 1%.

Классификация наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния представлена ниже.

Таблица 1

Отрицательные

Положительные

Обесценение последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

Снижение жизненного уровня

 

Недопроизводство национального дохода

 

Снижение налоговых поступлений

 

Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.15

Социальные последствия безработицы. Социальные последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Кроме того, в условиях кризиса единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

Безработица особенно сильно затрагивает относительно малоквалифицированные и соответственно низкооплачиваемые слои трудящихся. К ним относятся те, кто впервые или после некоторого перерыва ищет работу (молодежь, окончившая школу, замужние женщины, матери и др.), так называемые отчаявшиеся, которые перестали искать работу, потеряв всякую надежду найти ее; лица которые по тем или иным причинам (неудовлетворенность условиями работы, конфликт с администрацией и т.п.) «добровольно» покинули работу; трудящиеся, которые, не найдя постоянного рабочего места, вынуждены довольствоваться неполным рабочим днем; наконец, безработные, уже длительное время лишенные возможности нормально трудиться. Все эти ограничения в той или иной степени характерны как для России, так и для других стран.

Одной из важнейших причин того, почему большая часть уволенных трудящихся не может получить помощь через пособие по безработице является относительно короткий срок выплаты пособия. Как правило, период предоставления пособия составляет 12 месяцев, в отдельных случаях больше, размер его зависит от заработной платы и стажа работы.

Для материального положения людей, имеющих право на пособие по безработице, наряду с продолжительностью выплаты решающее значение имеет его величина, первые три месяца безработный получает 75% от заработной платы по последнему месту работы, следующие четыре месяца - 60%, и далее - 45% до окончания срока выплаты пособия.16

Различные группы безработных находятся далеко не в одинаковом положении по уровню доходов, а, следовательно, и материальным условиям. Одни безработные не имеют возможности нормально трудиться сравнительно короткое время, другие - длительное, а третьи - фактически постоянно. Одни «обременены» семьями, иждивенцами, детьми, другие одиноки. Одни, не удовлетворяя квалификационным требованиям, не имеют права на пособие по безработице, другие исчерпали это право, а третьи получают это пособие в том или ином размере. У одних размер заработной платы на последней работе, относительно высок, у других - низок (особенно у тех, кто выполнял малоквалифицированную работу), а у третьих они вообще отсутствуют. Неодинаковое сочетание всех этих факторов оказывает нередко решающее влияние, как на абсолютную величину дохода безработных, так и на сами источники их существования17.

Наиболее бедствующая группа безработных из числа зарегистрированных в службах занятости населения живет главным образом за счет случайных заработков, помощи родственников, частных благотворительных организаций, предоставляемой нерегулярно и в ничтожных размерах.

Падение абсолютной величины и покупательной способности доходов, не говоря уже о потере всякого устойчивого источника существования, связанное с вынужденным прекращением работы, пагубно сказывается на объеме и структуре потребления.

У подавляющего большинства безработных и их семей набор удовлетворяемых потребностей охватывает лишь наиболее элементарные физические потребности. Развлечения, повышение уровня культуры и образования и т.п. откладываются до «лучших» времен. Чтобы свести концы с концами, некоторая часть безработных увеличивает свою задолженность. Некоторая часть безработных стремится выйти из тяжелого положения, в котором они оказались, с помощью сбережений, накопленных во время работы «на черный день». Но сбережения большей части занятых ничтожны, т.к. их заработок тратится почти целиком на текущие нужды.18

В настоящее время безработные, как правило, не так беззащитны перед огромным бедствием, обрушиваемым на них новой рыночной системой, как это было в начале 90-х годов. По крайней мере, большинству из них не угрожает голодная смерть. Решающая роль в этом принадлежит системе социального страхования.19

Социальное страхование и другие виды помощи в лучшем случае обеспечивают лишь минимальные условия для человеческого существования, не соответствующие современному уровню развития производительных сил и общепринятым национальным стандартам. Страхование и вспомоществование несколько смягчают, но никак не устраняют материальные лишения, испытываемые безработными. Эти системы оказались не в состоянии воспрепятствовать увеличению бедности - неизбежному спутнику массовой и застойной безработицы.

Ниже приводятся наиболее значимые социальные последствия безработицы.

Таблица 2

Отрицательные

Положительные

Обострение криминогенной ситуации

Повышение социальной ценности рабочего места

Усиление социальной напряженности

Увеличение личного свободного времени

Рост количества физических и душевных заболеваний

Возрастание свободы выбора места работы

Увеличение социальной дифференциации

Увеличение социальной значимости и ценности труда

Снижение трудовой активности

 

Методы измерения безработицы. Для рыночной экономики вредна как чрезмерная безработи­ца, поскольку она свидетельствует о недопроизводстве и непол­ной занятости (экономическая система функционирует ниже кривой своих производственных возможностей), так и чрезмер­ная занятость, поскольку она снижает гибкость и

приспособляе­мость экономики как к внутренним, так и внешним изменениям.

Количественный анализ безработицы обычно осуществляет­ся с помощью двух взаимодополняющих друг друга показателей. Первый показатель — уровень безработицы, отражающий долю безработных в общей численности трудоспособного населения:

Для получения показателя рабочей силы из численности все­го населения страны необходимо вычесть численность детей и подростков до 16 лет; учащихся и студентов дневных отделений учебных заведений; пенсионеров (по старости и другим основа­ниям); людей, находящихся в местах заключения; лиц, ведущих домашнее хозяйство; недееспособных граждан (лиц, находящих­ся в психиатрических лечебницах); военнослужащих.

Показатель рабочей силы складывается из двух основ­ных элементов — занятых и безработных. В этой связи показатель уровня безработицы можно представить следующим образом:

Основные направления модернизационного регулирования рынка труда. Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят закон о занятости.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

Косвенное регулирование рынка рабочей силы. Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают центры занятости населения (служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

В России в 2012 году за предоставлением государственных услуг в сфере занятости в органы службы занятости обратилось 1185,4 тыс. человек.

Таблица 3

Численность не занятых трудовой деятельностью в Российской Федерации (тыс. чел.)

 

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости - всего, тыс. чел.

из них признаныбезработными

Из числа безработных назначено пособие по безработице

Заявленная организация-ми потреб-ность в ра-ботниках, тыс. чел.

Численностьнезанятогонаселения в расчете на одну заявлен-ную вакансию, чел.

Уровень зарегистри

рованной безра-ботицы, %

тыс. чел.

в %

тыс. чел.

в %

2010

1740,7

1589,4

91,3

1358,6

85,5

981,9

1,8

2,1

2011

1400,9

1285,6

91,8

1069,5

83,2

1160,8

1,2

1,7

2012

1185,4

1064,7

89,8

876,3

82,3

1298,3

0,9

1,4

Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице.

Регулирование рынка труда в России. Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан:

- в течение 10 дней после постановки на учет консультант-регистратор по возможности должен предложить гражданину не менее 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера или участие в общественных работах, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), законодательством предусмотрено и предложение 2-х вариантов получения профессиональной подготовки на краткосрочных курсах по направлению службы занятости;

- если в течение 10 дней после регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы вопрос с его трудоустройством не был решен в силу отсутствия такой работы, и, если поставленный на учет в этот период не отказывался от 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, или 2-х вариантов обучения (для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности) на краткосрочных курсах, не нарушал без уважительной причины (подтверждается, как и на работе, оправдательным документом) сроков приглашений к консультанту-регистратору;

- на 11 день со дня регистрации гражданина в органах службы занятости принимается решение о признании его безработным со дня его постановки на учет в целях поиска подходящей работы, и с этого же дня назначается пособие по безработице.

Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

• уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последующие два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

• уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

• гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов (налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей). Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное – на спрос.20

Развитие рынка труда в России. Большая роль на современном рынке в России отведена государству. Государство проводит определенную политику в области содействия занятости населения, которая является главным механизмом регулирования рынка труда. Данная политика предусматривает разработку и внедрение федеральных целевых программ, направленных на развитие трудовых ресурсов, увеличение их мобильности, защиту национального рынка труда, создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.Численность экономически активного населения в соответствии с данными Федеральной Службы Государственной Статистики в 2000 г. составляла всего 72770 тыс. человек, в 2005 г. - 73581, в 2010 г. - 75478, в 2011 г. - 75779, в 2012 г. - 75676 тыс. человек.

Таблица 4

Численность экономически активного населения РФ (тыс. чел.)

 

2000

2005

2010

2011

2012

Всего

72770

73581

75478

75779

75676

мужчины

37631

37311

38601

38716

38720

женщины

35139

36270

36877

37063

36956

в том числе:

         

занятые в экономике - всего

65070

68339

69934

70857

71545

мужчины

33574

34584

35566

36032

36470

женщины

31496

33755

34367

34824

35075

безработные - всего

7700

5242

5544

4922

4131

мужчины

4057

2727

3034

2684

2250

женщины

3643

2515

2510

2238

1881

Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года) - всего

1037

1830

1589

1286

1065

мужчины

322

630

698

560

472

женщины

715

1200

891

726

593

Из них безработные, которым назначено пособиепо безработице - всего

910

1570

1359

1069

876

мужчины

286

536

602

465

385

женщины

624

1034

757

605

491

Диаграмма 2

Численность экономически активного населения (тыс.чел.)

Рост безработицы в 2009 г. связан с мировым экономическим кризисом, который оказал негативное влияние на рынок труда и на рабочую силу, что выразилось в многочисленных увольнениях, сокращении рабочей недели, задержках и снижения уровня зарплаты, обесценении доходов и социальных выплат вследствие инфляции. Как следует из диаграммы 2 численность безработных по данным обследований населения по проблемам занятости в 2000 г. составила 7700 тыс. чел., в 2005 г. – 5242, в 2010 г. – 5544, в 2011 г. - 4922, в 2012 г. - 4131 тыс. чел.

Наибольшее число безработных по приведенным данным за 2000-2012 гг. составляют люди в возрасте 20-24 лет: 2000 г. -17,2 % , 2005 г. - 18,3% , 2010 г. – 20,8 %, 2011 г. – 20,5 %, 2012 г. - 22,3%.21

Таблица 5

Структура безработных РФ по возрасту (%)

 

Безработные -всего

в том числе в возрасте, лет

Средний возрастбезработных, лет

до 20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

Всего

                       

2000

100

9,6

17,2

12,5

11,6

13,6

12,9

10,4

6,4

3,0

2,8

34,7

2005

100

9,5

18,3

13,6

11,8

9,9

11,3

11,2

8,6

3,8

1,9

34,7

2010

100

5,9

20,8

15,0

11,7

9,6

8,5

10,5

10,1

5,7

2,2

35,3

2011

100

5,4

20,5

15,2

12,0

9,7

8,3

9,7

10,6

6,0

2,5

35,5

2012

100

4,8

22,3

16,0

11,7

10,2

7,9

9,1

10,1

5,6

2,3

35,1

Мужчины

                       

2000

100

9,0

17,4

12,8

11,6

14,0

12,6

10,5

6,0

3,4

2,8

34,7

2005

100

8,6

18,7

13,8

12,2

9,5

11,9

10,8

8,3

4,4

1,8

34,8

2010

100

5,9

20,9

15,0

12,0

9,8

8,2

10,0

9,5

6,6

2,2

35,3

2011

100

5,5

20,9

15,0

12,2

9,7

8,3

9,2

9,9

6,9

2,4

35,5

2012

100

4,9

22,7

15,3

11,3

10,4

7,7

8,9

9,6

6,8

2,3

35,2

Женщины

                       

2000

100

10,3

17,0

12,3

11,6

13,2

13,2

10,3

6,8

2,5

2,9

34,6

2005

100

10,5

18,0

13,3

11,3

10,4

10,8

11,6

9,0

3,0

2,0

34,6

2010

100

5,9

20,5

15,0

11,3

9,5

8,9

11,0

10,8

4,6

2,3

35,4

2011

100

5,4

20,0

15,5

11,8

9,8

8,3

10,4

11,5

4,8

2,6

35,6

2012

100

4,7

21,9

16,8

12,1

9,9

8,1

9,4

10,6

4,1

2,3

34,9

Диаграмма 3

Распределение безработных по возрастным группам (в %)

Отрицательной тенденцией является рост безработных с высшим образованием. Так, если в 2010 г. этот показатель был равен 15 % от общей численности безработных, то в 2012 г. он составил уже 17,3 %.Актуальной проблемой рынка труда России по-прежнему остается проблема «утечки мозгов», представляющая собой миграционные процессы, обусловливающие приток в Россию лиц низкой квалификации и отток из нее высококвалифицированной рабочей силы. Так, количество иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в России, с каждым годом растет. В 2009 г. они составили 1014 тыс. человек, а в 2011 г. - 2426 тыс. человек. Большинство работников являются выходцами из стран СНГ, Китая, Турции. Численность занятых в организациях государственной и муниципальной собственности меньше численности занятых на частных предприятиях. Увеличивается занятость в организациях с иностранной и совместной российской и иностранной формой собственности.Отношения на рынке труда реализуются через государственные и негосударственные учреждения занятости населения, кадровые службы предприятий, а так же напрямую между работником и работодателем. В условиях кризиса возрастает роль государственного регулирования содействия занятости. Федеральная служба по труду и занятости предлагает различным слоям населения многочисленные программы и услуги, производит гарантированную выплату социальных пособий для безработных. Это явилось немаловажной поддержкой граждан во время кризиса. В целом количество граждан, обращающихся в государственные учреждения службы занятости, ежегодно увеличивалось, но с 2011 г. начало уменьшаться. Так, в 2000 г. по вопросам трудоустройства обратились 4745,9 тыс. человек, в 2005 г. – 6438, в 2010 г. - 6411,5, в 2011 г. - 5362,7, в 2012 г. – 4496,5 тыс. человек. Трудоустроены далеко не все: в 2000 г. - 3199,4 тыс. человек, в 2005 г. - 4075,8, в 2010 г. - 3983,5, в 2011 г. - 3396,1, в 2012 г. - 2918,7 тыс. человек.22

Диаграмма 4

Трудоустройство населения государственными учреждениями занятости (тыс.чел.)

Антикризисные меры государственной политики в области содействия занятости предполагают следующие направления: совершенствование законодательства в области содействия занятости населения; развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы; стимулирование экономической активности населения; повышение качества рабочих мест; оказание адресной поддержки гражданам; организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения; опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы; совершенствование системы государственного управления в области регулирования рынка труда и др. Некоторые положительные результаты стабилизировали положение на рынке труда в текущем году.Таким образом, анализ тенденций свидетельствует, что рынок труда функционирует в сложных экономических условиях, что порождает такие проблемы, как снижение занятости, повышение уровня безработных, ухудшение условий труда, утечка высококвалифицированной рабочей силы за пределы страны и приток из-за рубежа работников с низкой квалификацией. Состояние рынка труда в посткризисных условиях начинает стабилизироваться. Однако не все проблемы решены. Необходима реализация грамотной политики государства в области занятости, повышение роли негосударственных учреждений занятости населения, эффективных программ содействия занятости. Условием проведения результативных процессов является стабилизация экономического положения, модернизационные процессы в промышленности, повышение темпов экономического роста, что приведет к положительным тенденциям на российском рынке труда.

1 Экономика / Под ред. Булатова А. С. 3-е изд. М., 2003. С. 302.

2См.: Иохин В. Я. Экономическая теория. Учеб.: М., 2007. С. 295.

3См.: Адамчук В. В. Экономика и социология труда. М., 2000. С. 15.

4 См.: Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости. Экономика и жизнь. — 1993. — № 20.

5См.: Лещинская Г. Молодежный рынок труда // Экономист. 2006. №8.

6См.: Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. 23.

7См.: Камаев В.Д. Основы экономической теории. М., 2010.

8См.: Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 2009.

9См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 2008. Т.1.

10См.: Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М., 2009.

11См.: Носова С.С. Основы экономики. М., 2003.

12 См.: Табаков А. В. ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. Проблемы современной экономики. 2008. N 3/4 (19/20).

13См.: Рофе. А.И. Экономика труда. 2010.

14См.: Маллаева М.И. Безработица: особенности, последствия, меры по преодолению // Вопросы экономики. 2009.

15См.: Говорова Н. В. Социально-экономические аспекты формирования рынка труда в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. М., 2006.

16 См.: Федеральный закон РФ о занятости в Российской Федерации. Гл.5. Ст.33.

17 См.: Никитин Е. Трудоустройство безработных граждан // Служба кадров и персонал. -2009. - № 4.

18См.: Швецов А. Н. Рынок труда и управление занятостью: Учеб. пособие. М., 2008.

19См.: Буянова М. О., Кобзева С. И., Кондратьева 3. А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. М., 2008.

20См.: Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда // Вопросы экономики. - 2007.

21 Сайт госкомстата. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm.

22 Сайт госкомстата. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm.

Просмотров работы: 4379