ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной России национальное богатство предполагает богатство всего сообщества. В действительности оно есть достояние всей нации. Все члены общества имеют практически одинаковые права по отношению к национальному богатству. Подъем государственного богатства РФ ведет к росту ее экономической силы и процветанию народа.

Понятие национального богатства. Оценивая материальное благополучие какого-нибудь жителя нашей планеты, следует обратить внимание на его доходы и образ жизни. Люди с высокими доходами имеют возможность удовлетворить почти все собственные потребности и наслаждаться высоким уровнем жизни. Логично использовать тот же подход при оценке совокупного благополучия страны и общества в целом. В мировой практике под государственным богатством традиционно понимается совокупность ресурсов страны, составляющих важное условие производства товаров, предложения услуг и обеспечения жизни людей. Основные составные части и движущие силы национального богатства – природные ресурсы, трудовой потенциал, аккумулированный капитал и накопленное имущество, интеллектуальное могущество нации, умение управления (человеческий капитал) и другие. Согласно прогрессивным статистическим представлениям в объем государственного богатства включается:

а) нефинансовые производственные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности);

б) непроизведенные активы, такие как материальные (земля, богатство недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы);

в) нематериальные активы (лицензии на использование изобретений, передаваемые договоры и т. п.);

г) финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции, займы и так далее).

Во все времена вопрос о национальном богатстве, его сущности и критериях накопления всегда считался основным вопросом экономической науки. Содержание национального богатства с развитием экономики и экономической теории изменялось. В истории политической экономии и экономической статистики нет такой категории, как «богатство», которая вызывала бы столь большие разногласия в трактовке ее содержания и границ. Если в условиях натурального хозяйства господствующим было представление о богатстве как сумме потребительных стоимостей, вещей, то меркантилисты, как первые исследователи капиталистического производства, считали, что богатство - это золото, а единственный его источник - торговля. Физиократы представляли источник богатства в виде произведенного годового земледельческого труда. Они были уверены, что фактическое богатство это земля, а источник богатства - труд на земле. Однако, разграничив «первоначальные» и «ежегодные» авансы, физиократы отметили важнейший пункт, отличающий ту часть богатства, которая накапливается и сохраняется в течение нескольких лет, от другой части, которая воспроизводится в течение года. Становление английской политической экономии знаменательно первыми расчетами, национального богатства. Классики признавали единственным источником богатства человеческий труд, а все что создавалось трудом, становилось национальным богатством. В состав национального богатства У. Петти включал не только золото и серебро, но и другие продукты, не только накопленные блага, но и результаты текущего производства.

Историческая заслуга К. Маркса в исследовании богатства заключается в том, что он не только определил сущность капиталистического богатства, его подлинные источники и формы, но и создал необходимые теоретические и методологические предпосылки для определения национального богатства как особой категории общественного воспроизводства наряду с общественным продуктом, национальным доходом и другими его категориями.

Трудовой подход к пониманию национального богатства господствует в сегодняшней науке.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение данному понятию: «Национальное богатство – этническое достояние, один из наиболее важных показателей экономической мощи страны, который представляет в денежном выражении всю совокупность потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности (по состоянию на определённую дату)».1 При капитализме «выражение "национальное богатство”, - отмечал Ф. Энгельс, - появилось впервые благодаря стремлению либеральных экономистов к обобщениям».2

Авторы «Большого энциклопедического словаря» утверждают, что «национальное богатство – важнейший показатель экономического достояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество».3

В связи с неравномерным размещением и исчерпаемостью природных запасов, с тем, что страны с одинаковым уровнем развития имеют примерно равную относительную производственную и финансовую обеспеченность, все большее внимание уделяется повышению качества рабочей силы. Изменение требований к работнику связано и с научно-техническим прогрессом, темпы которого ускоряются и предполагают соответствующую гибкость знаний, умений, навыков работника. Человеческие ресурсы экономики весьма важны, так как их производственные созидательные качества целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности в создании высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности национального хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации.

Для России в современных условиях, диктуемых интеграцией нашей страны в мировое сообщество, для повышения конкурентоспособности товаров и экономики в целом необходимо все серьезнее относиться к формированию человеческого капитала. На уровне предприятия необходимость усиленного внимания к качеству рабочей силы диктуется существующей рыночной конъюнктурой. В современных условиях высокой степени конкуренции на рынке выигрывает тот, у кого выше качество обслуживания, качество выпускаемого продукта, выше производительность труда, эффективнее управление предприятием, а эти показатели напрямую зависят от качества работающего персонала.

Представляется в итоге правильным следующее определение национального богатства. «Национальное богатство ― это совокупность накопленных материальных и нематериальных активов, созданных трудом всех предшествовавших поколений, принадлежащих стране или ее резидентам и находящихся на экономической территории данной страны и за ее пределами (национальное имущество), а также разведанных и вовлеченных в экономический оборот природных и других ресурсов».4

Схема 1

Структурная схема НБ, принятая в Системе национального счетоводства (СНС)

Основные зарубежные и отечественные концепции оценки национального богатства.

Необходимость в системе макроэкономических показателей была осознана еще английским экономистом Уильямом Петти, который первым осуществил оценку национального дохода собственной державы. Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал француз Франсуа Кенэ, руководитель школы физиократов. Однако особенно сильно потребность в системе макроэкономических показателей проявилась в 20 – 30 - е гг. ХХ в. В СССР была создана система показателей и таблиц, именуемая равновесием этнического хозяйства, которая применялась уже при составлении первого пятилетнего плана становления народного хозяйства (1928 – 1932 гг.). На Западе разработка подобной системы началась после Великой депрессии 1929-1933 гг. Ряд важных принципов этой системы был сформулирован еще А. Маршаллом, после этого Дж.М. Кейнсом; великий вклад внесли английские экономисты Р. Стоун, К. Кларк, Дж. Хикс и американские экономисты С. Кузнец, М. Джилберт, В. Леонтьев и другие. После Второй мировой войны к исследованию системы макроэкономических показателей подключились международные экономические организации, и в 1953 г. в ООН был опубликован документ под названием "Система национальных счетов и вспомогательных таблиц", который можно рассматривать как первый международно – признанный вариант системы макроэкономических показателей. Данная система пересматривалась, и ныне действует вариант 1993г. С конца 80-х гг. на нее начала переходить и Россия.

СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей, построенную в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой.

СНС – своеобразная модель экономики, используемая для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в ходе совершения ими всевозможных экономических операций.

Система национальных счетов (ее полное название – Система счетов национального продукта и дохода) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (NBER), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца. Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние государственной экономики, начали предприниматься в различных государствах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и финансового потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов во время бурного роста в экономиках развитых государств с целью прогнозирования последующих тенденций экономического развития. Причем, исследования проводились не только в специально созданной с начала 20-х годов в Соединенных Штатов частной организации – Национальном Бюро Экономических Исследований, где данную работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл. Параллельно работы в этом направлении проводились и в Советской России во Всероссийском Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) в связи с необходимостью разработки пятилетних планов становления экономики страны, также для оценки тенденций развития мировой экономики и возможностей мировой революции.

Хотя переход на СНС – труднейшая задача отечественной статистики, работы осуществляются далеко не на пустом месте. Еще в 20-х гг. ХХ в. государственными статистическими органами СССР был разработан первый в мировой статистике Баланс народного хозяйства (БНХ), оказавший влияние на развитие системы макроэкономических показателей. Важным шагом в совершенствовании макроэкономической статистики в России стало введение в 1988 г. в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), широко применяемого в международной практике и основывающегося на принципах СНС. В конце 1992 г. Совет РФ одобрил Государственную программу перехода на международные стандарты. Центральное место в этой программе занимает раздел, предусматривающий переход в течение 5 лет от БНХ на систему национальных счетов, разрабатываемую более чем в 20-и странах мира и рекомендованную ООН и др. международными организациями. Аналогичные программы и планы приняты во многих странах СНГ. Переход на СНС объективно был необходим из-за трансформирования единого евроазиатского экономического пространства на рыночных принципах, а также из-за включения стран в интенсивное международное разделение труда.

В своем развитии система национальных счетов прошла несколько этапов, постепенно расширяя охват различных аспектов экономического процесса, углубляя анализ с помощью введения счетов для секторов и отраслей экономики (дополнение к счетам для экономики в целом), добиваясь гармонизации между различными разделами системы и соответствующими отраслями макроэкономической статистики. В системе современной СНС можно назвать совокупность блоков показателей:

· наиболее общие показатели произведенного продукта и созданного дохода, структуры экономики;

· показатели национального богатства;

· показатели межотраслевого баланса;

· показатели внешнеэкономических связей;

· показатели государственных финансов;

· показатели операций с финансовыми активами и обязательствами.

Структура национального богатства. По своей структуре национальное богатство складывается из следующих основных элементов.

Первым и наиболее важным элементом национального богатства следует считать производственные фонды. Они занимают наибольший удельный вес в составе национального богатства. Здесь имеются ввиду прежде всего основные производственные фонды, поскольку их технический уровень, главным образом, определяет возможности роста общественного продукта.

Кроме основных производственных фондов в состав национального богатства входят оборотные производственные фонды — предметы труда. Оборотные производственные фонды составляют примерно 25 % основных производственных фондов.

К национальному богатству относятся также материальные запасы и резервы. Сюда входят готовая продукция в сфере обращения, материальные запасы на предприятиях и в торговой сети, государственные резервы и страховые фонды.

С функциональной точки зрения материальные резервы и запасы выполняют роль стабилизатора экономики при непредвиденных обстоятельствах. Они определяют устойчивость и непрерывность производства при конъюнктурных переменах и природных катаклизмах. Но особо стоит вопрос о величине страховых резервов и запасов. Практика ведущих индустриальных государств свидетельствует о том, что они должны быть достаточно велики и составлять не менее 25 % производственного потенциала.

Важным элементом национального богатства являются непроизводственные фонды, к которым относится государственный жилищный фонд и учреждения социально-культурного назначения.

Такое деление несколько условно в силу того, что сюда включается жилье. По своей природе последнее должно относиться к разряду домашнего имущества, которое в статистике всех стран выделяется отдельной строкой в структуре национального богатства. К домашнему имуществу относятся такие предметы длительного пользования потребительского назначения, как телевизоры, холодильники, мебель и т. д.

И наконец, в структуре национального богатства выделяются природные ресурсы. При этом речь идет не обо всех природных ресурсах, а только о тех, которые вовлечены в хозяйственный оборот или разведаны и в ближайшее время могут быть вовлечены в него.

В условиях постиндустриального общества требуется дополнить структуру национального богатства, ибо постиндустриальное общество характеризуют как минимум два принципиально важных момента: 1) высокая информатизация общества и 2) качественный рост его благосостояния.

С формальной стороны информация — это сведения, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие принятия с его стороны решения. Информация — сырье для процесса принятия решения. В отличие от естественного сырья информация имеет неограниченное разнообразие форм и источников. Ее экономическая ценность также различна. Для кого-то она стоит миллионы, для кого-то — ничего. Информация — инструмент контроля и в экономике, и в политике, и в отдельной фирме. Но она должна собираться, добываться, обрабатываться, обогащаться в процессе обработки, и ей должны придавать ценность. Затем информация выбрасывается на рынок, распространяется и является основой управления.

Предпринимательская деятельность без информации невозможна. Информация поэтому один из основных элементов национального богатства.

Пропорции воспроизводства национального богатства. Важнейшее значение имеет проведенное К. Марксом разграничение общего содержания богатства и его общественной формы. С точки зрения результата производства нет никаких объективных оснований для разграничения общественного богатства и произведенного продукта. Объективные основы разграничения продукта и богатства обнаруживаются только в процессе воспроизводства. В домарксистской политической экономии этого не смогли сделать.

Процесс воспроизводства должен быть непрерывным, т. е. должен периодически все снова и снова проходить одни и те же стадии. Так же, как общество не может перестать потреблять, так не может оно и перестать производить. Имея в виду определяющую роль производства, можно сказать, что категории и законы производства суть категории и законы воспроизводства, а определение богатства, характеризующее его как сумму потребительных стоимостей, сохраняется и в процессе воспроизводства.

Однако необходимо видеть различия воспроизводства и производства, которые позволяют выделить особый круг законов и категорий воспроизводства и определяют различия между продуктом и собственно богатством.

Результат процесса труда воплощен в продукте, натуральная форма которого отлична от формы факторов производства. Он уходит из процесса труда, покидает его. В процессе же воспроизводства продукт присутствует постоянно, возобновляется, появляется в нем снова и снова. Воспроизводство предполагает, во-вторых, возобновление условий производства. Хотя каждый способ производства имеет свои особые формы обеспечения воспроизводства условиями производства, ни простое, ни расширенное воспроизводство в них невозможны до тех пор, пока не воспроизведены средства производства для возмещения и накопления и предметы потребления для воспроизводства рабочей силы.

«Собственный продукт труда» - распадается на те две составные части, которые, если их рассматривать с вещественной стороны, представляют собой: одна - вещественные условия процесса труда, другая - вещественные условия сохранения и воспроизводства рабочей силы».5 В процессе воспроизводства, рассматриваемого абстрактно как непрерывный, повторяющийся процесс труда, обнаруживаются не только различия в использовании частей продукта на нужды возобновления вещественных факторов производства (средств производства) и воспроизводства рабочей силы, но и особенности воспроизводства различных составных частей вещественных условий производства. Применительно к средствам производства это выражается в том, что в ходе цикла производства продукта, или годового периода, полностью потребляется лишь определенная часть произведенных средств производства - предметы труда.

Предметы потребления, как известно, не входят в процесс труда, а уничтожаются в процессе личного потребления. Однако процесс их потребления обнаруживает естественные особенности различных видов предметов потребления.

Названные особенности, как средств труда, так и предметов потребления неустранимы при любой форме производства, они вытекают из природы потребительной стоимости, из их вещественной формы. Тем самым в процессе воспроизводства определенная часть условий производства постоянно обособляется от другой части, которая потребляется производительно или непроизводительно в пределах данного цикла, или периода производства. Таким образом, из богатства как мира произведенных потребительных стоимостей в процессе воспроизводства обособляется та его часть, которая накапливается в ходе воспроизводства и увековечивает себя все в новых и новых формах, как в сфере производства, так и в сфере потребления. Другое объективное основание выделения общественного богатства в процессе воспроизводства вытекает из того, что его непрерывность сочетается с периодичностью производства продуктов. Чтобы не произошло перерыва в процессе производства, должен иметься в наличии определенный запас сырья на весь период времени, в течение которого новый продукт не может заместить старый.

К. Маркс в «Капитале» рассматривает еще одно различие производства и воспроизводства: производство является лишь одной из фаз единого процесса воспроизводства, охватывающего производство, распределение, обмен и потребление.6

Проблема пропорций и их сбалансированности - ключевая проблема воспроизводства. Нарушение сбалансированности даже в одном звене экономики может привести к цепной реакции нарушений во всем народном хозяйстве, вызвав экономические потрясения. Поддержание экономического динамичного равновесия - коренная проблема макроэкономической политики государства. Пропорции в экономике многообразны. Во-первых, необходимо выделять наиболее общую пропорцию между производством и потреблением. Эта пропорция имеет в экономике многообразные формы проявления. В составе общественного продукта - это пропорция между средствами производства и потребительскими благами и услугами, созданными в течение года.

Если суммировать всю продукцию, произведенную в экономике, включая промежуточный продукт, то данная пропорция выступает как пропорция между подразделением (средства производства) и II подразделением (предметы потребления) общественного воспроизводства. Эта пропорция присутствует и в составе ВНП, как отношение той его части, которая идет на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, к другой части - направляемой на цели производственного назначения. В национальном доходе эта пропорция по методологии российской статистики будет включать, с одной стороны, все непроизводственное потребление, включая приросты непроизводственных фондов, а с другой - производственное накопление. В 1995 г. последняя пропорция составила 86:14. За годы преобразований она стремительно изменялась в сторону уменьшения производственного накопления. Таким образом, пропорция между производством и потреблением является наиболее общей и сквозной пропорцией воспроизводства, охватывающей все формы продукта и накопленных ресурсов.

Другая разновидность пропорций - это пропорции между сферами и секторами экономики. Выражением этой пропорции в валовом продукте является пропорция между производством товаров и производством услуг. В настоящее время производство услуг составляет свыше 52% от ВВП, и эта доля существенно выросла за последние годы. Изменилась структура услуг: здесь огромный рост достигнут в сфере услуг финансов, кредита, страхования. Важной пропорцией также является соотношение между социальной сферой, включающей образование, национальную культуру, здравоохранение и жилищные условия населения, и другими сферами и отраслями народного хозяйства, прямо не обеспечивающими социальные условия жизни граждан.

В экономике любой страны огромное значение имеет выделение межотраслевых секторов (комплексов). Здесь возможны различные классификации.

Наиболее частым является выделение комплексов (секторов) с точки зрения этапов участия отраслей в создании конечного продукта. Можно выделить топливо – энергетический, сырьевой, обрабатывающий, аграрно-промышленный комплексы, инвестиционный сектор, комплекс производства предметов потребления.

Третья группа пропорций - пропорции между отраслями народного хозяйства. Они составляют базовую структуру народного хозяйства, объединяют те звенья экономики, которые однотипны по видам продукции и, следовательно, технологическим условиям, средствам и предметам труда.

Четвертая группа пропорций - соотношение между частями общественного продукта, выполняющими особую воспроизводственную роль в экономике.

Динамика развития национального богатства, его структурных компонентов. Положение национальной экономики в мировой системе хозяйствования определяется уровнем национального богатства и конкурентоспособностью страны на международных рынках товаров, услуг, капиталов.

Национальное богатство страны оценивается в мировой практике совокупностью показателей:

- валовой внутренний продукт (ВВП), приходящийся на душу населения;

- стоимость природных ресурсов;

- стоимость трудовых ресурсов;

- стоимость всех предприятий разных видов и отраслей национальной экономики.

Наряду с приведенными показателями следует использовать наиболее информативный показатель - уровень конкурентного преимущества страны. По М.Портеру, количественно оценить конкурентные преимущества страны можно с помощью показателя продуктивности использования ресурсов, косвенной оценкой которой может быть отношение величины затрачиваемых ресурсов на единицу ВВП.

По данным академика Н.П.Федоренко, коэффициенты эффективности экономики выглядят следующим образом.7

При имеющихся запасах полезных ископаемых, которые в 3,5 раза больше, чем в США (в том числе в 4,1 раза больше по нефти, в 4,7 раза по лесу), и практически на порядок выше, чем в Европе (в том числе в 34,9 раза больше по нефти, в 17,9 раза по газу, в 15,8 раза по углю, в 26,6 раза по лесу), общие затраты энергоресурсов в расчете на единицу ВВП в России в 4,5 раза больше (больше означает хуже), чем в США, в 8 раз больше, чем в странах ЕС, и в 10,6 раза выше, чем в Японии. Соответственно, Россия на единицу общих энергозатрат получает всего 0,63 единиц ВВП, тогда США - 2,9, страны ЕС - 5,0, а Япония - 6,7 единиц.

Важнейшей проблемой является оценка человеческого потенциала, представляющего собой особый вид капиталовложений: совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы (по отдельным оценкам, при 200 тыс. долл. США в расчете на одного человека общая цена человеческого капитала в современной России определяется в 29,4 трлн. долл. США).

Важной составляющей национального богатства является природный и интеллектуальный капиталы, или интеллектуальная собственность. По ориентировочным данным, интеллектуальный капитал сегодня составляет в России как минимум 400 млрд. долл. США. Сюда включают: произведенные нематериальные активы (38,5 млрд. долл. США), геологоразведочные работы (22 млрд. долл. США), наукоемкие промышленные технологии и компьютерное программное обеспечение, оригинальные произведения литературы, искусства, развлекательного жанра и т.п. (16,4 млрд. долл. США), непроизведенные нематериальные активы, в том числе права собственности, символическая оценка которых в России составляет сегодня 3,3 млрд. долл. США.

Природный капитал России составляет 23,5 трлн. долл. США (в 4,8 раза выше США). Оценка земельных ресурсов страны составляет 3,5 трлн. долл. США.

Финансовые активы - акции, облигации и другие ценные бумаги, а также бумажные деньги. По разным оценкам, совокупная котировочная стоимость национального богатства России на мировых рынках составляет 1,9-2,7 трлн. долл. США, или 8-11,3% объема национального богатства США (в 2004 г. - 23,4 трлн. долл. США).

При учете износа, достигающего в России 50-60% первоначальной стоимости, материально-вещественная совокупная оценка реального объема всех составляющих национального богатства России должна быть соответственно понижена и будет равна как минимуму 0,9-1,4 и как максимуму 1,1-1,6 трлн. долл. США (оценка Федоренко Н.П.)8

Итак, национальное богатство страны должно также включать в себя:

- человеческий потенциал (стоимость рабочей силы и затраты на ее воспроизводство, интеллектуальное, культурное и профессиональное совершенствование);

- природно-ресурсный потенциал (сумма натуральных оценок наличия, разведки, добычи, запасов и использования основных видов ископаемых богатств и лесных ресурсов);

- научно-технический потенциал (сеть организации, которая осуществляет научные исследования и опытно-конструкторские разработки, расходы на научные исследования и разработки, кадры науки, интеллектуальная собственность).

Среди исследований современных ученых-экономистов, посвященных оценке национального богатства России, выделяется монография академика Н.П. Федоренко. В ней сделана попытка проанализировать динамику развития национального богатства России за последние 100 лет. Физический объем национального богатства России за 100 с лишним лет (1895 – 2000 гг.) увеличился в почти в 32 раза. Значительное влияние на колебание темпов роста национального богатства России на протяжении всего ХХ века оказывали мировые экономические кризисы и политические катаклизмы внутри России. В этой связи интересны сравнения темпов прироста национального богатства по «периодам правления» государством различными лидерами. В частности, в эпоху фактического правления последнего императора России Николая II (1894 – 1917 гг.) национальное богатство страны увеличилось на 64%. В то время, когда премьер-министром был известный реформатор С.Ю. Витте (1905 – 1906 гг.), роста национального богатства не было зафиксировано. При руководстве правительством царской России П.А. Столыпиным (1905 – 1906 гг.) национальное богатство страны увеличилось на 6,2%.

В период правления с 1911 – 1917 гг., когда сменилось только 7 председателей правительства, национальное богатство уменьшилось на 3,2%. В эпоху правления В.И. Ленина (1917 – 1924 гг.) национальное богатство страны увеличилось на 20,8%. Наибольшее приращение национального богатства России в составе бывшего Советского Союза произошло в период правления И.В. Сталина (1924 – 1953 гг.). За это время данный показатель увеличился на 240%. При руководстве Советским Союзом Н.С. Хрущевым (1953 – 1964 гг.) прирост национального богатства страны составил 64%. В период «застоя», когда страной руководил Л.И. Брежнев (1964 – 1982 гг.) данный показатель возрос на 186%. После смерти Л.И. Брежнева краткий период времени у власти находились Ю.В. Андропов (1982 – 1983 гг.) и К.У. Черненко (1983 – 1985 гг.), которые не успели оказать реального воздействия на динамику развития национального богатства.

В годы правления М.С. Горбачева (1985 – 1991 гг.) объем национального богатства, по официальной статистике, увеличился на 28%. Распад Советского Союза и непродуманные хаотические экономические реформы при Б.Н. Ельцине (1991 - 1999), по оценке российских ученых, привели к снижению реальной стоимости национального богатства России в исчислении примерно на 10%. Период стабилизации экономического развития современной России начался с приходом к власти президента В.В. Путина. Правительству во главе с М.М. Касьяновым удалось начать реальные экономические преобразования. С 2000 г. начинается рост экономики и постепенное увеличение национального богатства России, которое за период с 2000 по 2003 г., по данным официальной статистики, возросло почти на 70%. Правительство М.Е. Фрадкова пыталось выработать программу экономического развития, направленную на стимулирование экономического роста и решение масштабных социальных программ.9

Таблица 1

Анализ динамики развития национального богатства России за последние 100 лет

Период времени

Изменение НБ

1895 – 2000 гг.

увеличилось в 32 раза

1894 – 1917 гг.

увеличилось на 64%

1905 – 1906 гг.

-

1905 – 1906 гг.

увеличилось на 6,2%

1911 – 1917 гг.

уменьшилось на 3,2%

1917 – 1924 гг.

увеличилось на 20,8%

1924 – 1953 гг.

увеличилось на 240%

1953 – 1964 гг.

составил 64%

1964 – 1982 гг.

увеличилось на 186%

1982 – 1983 гг.

-

1983 – 1985 гг.

-

1985 – 1991 гг.

увеличилось на 28%

1991 – 1999 гг.

уменьшилось на 10%

2000 - 2003 гг.

увеличилось почти на 70%

Современное состояние национального богатства России. Россия за последние чуть более 100 лет пережила немало потрясений от революций, войн, гонок вооружений, технических и технологических модернизаций, изменений в политике и экономике, и все это не могло не сказаться на качественном состоянии национального богатства, его понимании через призму тех или иных оценок. Тем не менее, здесь есть неоспоримые достижения. Так, обстоятельный анализ оценки национального богатства академиком Н.П. Федоренко позволяет увидеть фантастические изменения в жизни страны именно за последний век. На этом пути происходили как взлеты, так и падения, нередко трудно поддающиеся рациональному объяснению. Например, в период 1941-1950 гг., благодаря огромной воле и затраченной цене советским народом Россия сумела достигнуть экономического роста в первые годы после Второй Мировой войны. Страна здесь смогла, несмотря на огромные материальные и людские потери, сумела не только восстановиться, но и поддержать довоенный высокий уровень развития. Каждый последующий период характеризуется тем или иным достижением страны в деле приращения национального богатства. Исключением стали 90-е годы, потери после них стали восстанавливаться, и мы приближаемся к цифрам начала 90-х в начале 2007-2008 годов.

Вместе с тем, развитие современной экономики в стране и мире, требует конкретизации оценки содержания национального богатства.

Список использованной литературы

1. Андриянов В. Национальное богатство, природные и трудовые ресурсы России // Общество и экономика. - 2003. - N 4-5.

2. Богачев В.Н. К вопросу теории и методологии национального богатства. – М.: ИЭ РАН, 1995.

3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азилияна. – М., 1997.

4. Бухвальд Е. М. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. – М.: Наука, 1994.

5. Ефимова М.Р., Галченко О.Н., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики. - М.: Финансы и статистика, 2005.

6. Зинченко А.П. Статистика. – М.: Колос С, 2007.

7. Кириченко В.Н. Национальное богатство СССР. – М., 1964.

8. Маркс К. Капитал. Т.2.

9.Маркс К. Капитал. Т.3.

11. Национальное счетоводство: Учеб. / Под ред. Б.И. Башкатова. - М.: Финансы и статистика, 2002.

12. Национальная экономика: Учеб. / Под общ. ред. акад. В.А. Шульги. – М.: изд-во Рос. экон. акад., 2002.

13. О национальном богатстве России // Свободная мысль. - 2004. - N 1.

14. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. – М., 2002.

15. Федоренко Н.П. Россия уроки прошлого и будущего. – М., 2001.

16. Экономическая теория: Учеб. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М., 2003.

1 Большая советская энциклопедия. М., 2002.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Собр.соч. 2 изд. Т. 1. С. 548.

3 Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 2002.

4 Национальная экономика: Учеб. / Под общ. ред. В.А. Шульги. М.: Изд. Рос. экон. акад., 2002. Раздел II.

5 См.: Маркс К. Капитал. Т.3. Гл. 49. С. 906–927.

6 См.: Маркс К. Капитал. Т.2. С. 436.

7 Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и будущего. М., 2001 г.

8 Там же.

9 Федоренко Н.П. Россия уроки прошлого и будущего М. , 2001. С. 53.

Просмотров работы: 7397