КРАУДСОРСИНГ – МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КРАУДСОРСИНГ – МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время поиск свежих идей для решения различных задач играет не мало важную роль как в бизнесе, так и в обществе в целом. Одним из способов генерации этих идей является краудсорсинг. Данный метод позволяет привлекать широкие слоев населения с разными личностными и профессиональными знаниями для формирования банка идей, позволяющих выполнить отдельные задачи. С развитием новых технологий и Интернета это обрело масштабный характер и обеспечило новый уровень решения проблем.

Впервые термин «краудсорсинг» использовал Джефф Хоув в статье для американского журнала Wired в 2006 г. Название нового метода происходит от соединения английских crowd (толпа) и sourcing (подбор ресурсов).1 Суть краудсорсинга состоит в том, что выполнение некоторых производственных функций осуществляется не профессиональными работниками, а неопределенным кругом лиц, которые являются простыми любителями, делающие работу бесплатно или за небольшое вознаграждение.

В целом, краудсорсинг – это инновационный способ добиться цели с наименьшими затратами за счет использования современного двустороннего спутникового канала связи (Интернет) и объединения огромного интеллектуального потенциала большого числа людей, направленного на улучшение эффективности и повышение доходности, и который позволяет за короткий промежуток времени порождать большое количество идей, проводить аналитику и принимать решение о справедливости той или иной идеи.2

Далее рассмотрим классификацию краудсорсинга. Краудсорсинг можно разделить на две категории: по сфере жизни и по типу решаемых задач.

Рисунок 1. Классификация Краудсорсинга

Рассмотрим каждую категорию более подробно. По сфере жизни:

Решение той или иной задачи, стоящей непосредственно перед бизнесом. Например, создание нового логотипа, написание текстов, поиск оптимальной конфигурации крыла истребителя пятого поколения, сбор средств на выпуск нового альбома и т.д. Мы не будем подробно останавливаться на самих задачах, потому что они будут подробно рассмотрены при анализе второй категории классификации Краудсорсинга. Главное четко для себя выделить бизнес Краудсорсинг как одно из важнейших направлений.

Решение любого спектра задач, связанных с общественной деятельностью, взаимоотношениями между людьми, благотворительностью являются социальным направлением. В данную подкатегорию попадают такие проекты как "Карта пожаров", поиск пропавших людей, сбор средств на строительство школы в вашем районе и т.д.

В Политический или государственный спектр попадают проекты обсуждения различных законов и иных государственных инициатив. Обычно обсуждения проходят как в режиме голосования, так и сбора конкретных мнений и поиска решений. К данной подкатегории также можно отнести и кампании по сбору средств политическими деятелями. Например, Барак Обама, которому в рамках своей предвыборной кампании 2008 года удалось собрать $750 млн.

По типу решаемых задач:

Создание продукта (контента) является наиболее обширным. Он включает в себя большое количество разнообразных задач по созданию контента. С помощью данного подхода мы имеем в своем распоряжении самую полную, бесплатную и актуальную базу знаний. Сферами применения для данного типа являются: создание графического контента, маркетинговых стратегий, копирайтинга, программного кода. Существуют как специализированные площадки (например, 99designs для графических решений или TopCoder для разработки софта), так и глобальные платформы, покрывающие почти все типы контента. Так, китайская платформа Witmart объединяет более 7 млн. человек.

Обычно в основе платформ по генерации контента лежит механизм конкурсов. По итогам конкурса определяется один или несколько победителей. Заказчика при такой схеме бесплатно получают большое количество вариантов контента и могу выбрать лучшее. Для исполнителей в данном случае нет никакой гарантии, что именно их труд будет оценен по достоинству и их время не будет потрачено в пустую.

Голосование, тип краудсорсинга чаще всего выступает в качестве составляющего в других типах. Голосование используется для отбор и сравнение полученных результатов, принятия решения и выбора наилучшего варианта контента. Коммьюнити, которые строятся на основе голосования в том или ином виде, называются самоорганизующимися сообществами.

Однако Голосование вполне способно существовать и в отрыве от создания контента. Например, для фильтрации новостей, изображений, видеоклипов, музыки - всего того, с чем мы взаимодействуем ежедневно. По мнению Джеффа Хау имеет место следующее разбиение аудитории:

-1% создает что-то действительно стоящее;

-10% голосуют и оценивают добавленное другими людьми;

-89% потребляют.

Расчет идет как раз на использование ресурсов этих 10%.

Поиск решения является одним из самых интеллектуально емких и наполненных в целом. Это связано с тем, что сюда относится огромное количество платформ, закрывающих любые вопросы, связанные с анализом информации и поиском решения. Это могут быть сложные научные задачи, на которых специализируются такие ресурсы как Kaggle, CrowdFlower, InnoCentive. Решением утилитарных частных задач (например, поиск, экскурсий, оптимального тура с покупкой авиабилетов, локального трансфера и т.д) занимаются ресурс Flightfox, а также платформа DARJEELIN.

Компании могут собирать идеи как внутри - у сотрудников, так и извне - у клиентов, партнеров. Конкурентным преимуществом платформы является в данном случае удобство работы с системой, возможность ее интеграции с программным обеспечением предприятия, использование внутренних механизмов для усиления мотивационной составляющей для участников - в том числе элементы геймификации. Мотивация участников является одним из важнейших критериев, так как только заинтересованный человек может предложить действительно стоящие идеи.

К данному типу также относят платформы, закрывающие нишу микрозадач, когда от заказчика поступает задание, оно автоматически или с помощью фасилитаторов разбивается на множество мелких задач, каждая из которых уже передается для решения. Чаще всего эти задания в отличие от генерации контента создаются без применения механизмов конкурса. Каждый исполнитель получает задание и выполняет его за заранее определенное вознаграждение. Мощь данного метода основывается на наличии очень большой базы исполнителей, которые в минимальные сроки претворяют задачу в жизнь.

Поиск людей, тип краудсорсинга специализируется на поиске людей, пропавших детей и т.п. Такие платформы обычно существуют на стыке онлайна и оффлайна и для своей деятельности активно задействуют физический ресурс. Благодаря волонтерам, находящимся в разныхгородах, территория поиск охватывает всю Россию.

В рамках сбора информации Краудсорсинга от исполнителя не требуется глубоких знаний предмета исследования. Обычно все сводится к чисто механическим действиям (сортировка фотографий, фильтрация звуков, идентификация образов) или в крайнем случае к наблюдательности (например, поиск пятен и фигур на поверхности Марса).

Вообще проблемы космического масштаба все чаще ассоциируются с Краудсорсингом и отдаются для решения толпе. Именно на таких проектах специализируется платформа Zooniverse.

К сбору информации можно также отнести задачи, связанные с маркетинговыми исследованиями, когда, например, нужно проверить наличие на полках магазинов того или иного товара, сверить цены, убедиться, что реклама висит в нужных местах и много другое. То есть снова прослеживается стык онлайна и оффлайна, когда сами трудовые ресурсы находятся в онлайне и результаты их работы также проверяют на сайте, но само выполнение поставленной задачи осуществляется в оффлайне.

Сбор мнений является одним из важных преимуществ Краудсорсинга, так как дает возможность обращение к сотням тысяч людей для получения от них обратной связи в виде мнений. В первую очередь речь, конечно, идет о маркетинговых исследованиях, когда можно быстро, качественно и недорого получить необходимую информацию от своей целевой аудитории. Ценность платформы в данном случае основывается на объеме базы респондентов, которую в любом случае нужно будет сегментировать, выделяя из нее нужные группы потребителей. Одними из крупнейших представителей являются Краудсорсинговые платформы Chaordix, Innopinion и AnswerTap. Платформа AnswerTap примечательна, огромной базой зарегистрированных пользователей - более 9 млн. человек из 160 стран, наличием механизмов видео чатов, когда заказчик (или его представитель) может осуществлять сбор мнений через аудио-визуальный контакт.

Частично использование механизмов Краудсорсинга для проведения тестирования программного обеспечения вполне попадает в первый пункт классификации по типам решаемых задач - создание контента. Однако специфика процесса тестирование, его неизбежная цикличность несколько контрастируют с понятным и четким результатом, выраженным в получении готового контента. По этой причине его можно выделить в отдельный тип. Платформ, предлагающих услуги тестирования, не так много как для создания контента, сбора мнений или поиска решения. Основным лидером рынка является американская платформа uTest, предлагающая доступ к ресурсу из более чем 30 тыс. тестировщиков.

Модель сбора средств – Краудфандинг является одной из понятных и прозрачных форм привлечения средств, что и обеспечивает его популярность в настоящее время. Данный метод заключается в привлечении финансовых ресурсов от большого количества людей с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц.3

С помощью группы людей объединенных общей целью, краудсорсинг позволяет получить заказчику нужный для компании конечный продукт в виде решения, готового для реализации или внедрения. В основе данного метода лежит принцип добровольности. Всю работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые любители, которые тратят свое свободное время на участие в тех или иных проектах, имея возможность самостоятельно определять, сколько времени и сил они готовы потратить на участие в том или ином проекте.

Таблица 1. - Преимущества краудсорсинга

Для заказчика

Для исполнителя

1.Привлечение большой группы людей, состоящей как из профессионалов, так и из любителей

1.Возможность раскрытия своего потенциала и самореализация.

2.Экономия финансовых ресурсов

2.Участие в создании инноваций

3.Получение результатов в строго установленные сроки

3.Возможность получения вознаграждения (деньги, работа, подарки и т.п.)

4.Большое количество вариантов решения одной проблемы

4.Возможность определять затраты времени и сил на участие в том или ином проекте.

5. Получение инновационных решений и идей

5.Ощущение реальной ответственности за свои идеи и решения

Однако, помимо ряда преимуществ, краудсорсинг имеет некоторые «слабые места»:

  • Потенциальные исполнители могут быть недостаточно компетентны в решении поставленных задач;

  • Возможность утечки информации при недостаточно быстром внедрении полученных результатов;

  • Краудсорсингне всегда может оказаться самым дешевым способом

  • Несправедливый принцип вознаграждения

Несмотря на данные «слабые места» краудсорсинг получил развитие не только в зарубежных странах, но и в России. Основной сферой применения данного способа являются сфера маркетинга и рекламы.

В России на данный момент серьезных краудсорс-ресурсов не очень много. Среди ведущих можно назвать – интерактивное творческое агентство E-Generator, которое входит в состав холдинга «Финам». Это агентство принимает заказы от крупных предприятий и частных лиц на рекламные и маркетинговые кампании.4

Основоположниками как бизнес, так и политического Краудсорсинга можно смело назвать компанию Witology (Витология). Она успешно провела самые громкие Краудсорсинговые проекты - Сбербанк 21, Очередей.Нет!, проекты для АСИ, РОСАТОМа и т.д. На данный момент Witology является законодателем мод Краудсорсинговых решений для крупного и среднего бизнеса.5

Так, бизнес медленно, но верно входит во вкус применения Краудсорсинга и начинает обращать внимание на конкретные результаты, которые он дает. Маркетинговые бюджеты, выделяемые на Краудорсинг, постепенно растут, что неизбежно приведет к увеличению количества платформ в России, а значит к улучшению качества услуг и к появлению новых для нашей страны форм Краудсорсинга.

Таким образом, можно сказать, что краудсорсинга является перспективным методом поиска идей и решения задач, стоящих перед конкретной компанией, государством и общества в целом. Это огромная сила для выработки решений по реализации глобальных проектов. Для государств — это способ посмотреть на мир под другим углом и изменить его к лучшему. Для организаций — средство эффективного создания какого-либо продукта или разработки услуги. Для пользователей — возможность раскрытия своего потенциала, средство самовыражения, и возможность получения дополнительного заработка.

Однако не стоит забывать, что краудсорсинг - это инструмент позволяющий решить те или иные задачи или вопросы. Поэтому необходимо применять его к конкретным задачам, правильно, в нужное время и в нужном месте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Джефф Хау Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса – М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288с.
  1. Максимов Н. Н. Краудсорсинг как способ активизации развития персонала [Текст] / Н. Н. Максимов, В. С. Паршина // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 233-236.

  2. Что такое краудсорсинг?/ BePrime [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://beprime.ru/chto-takoe-kraudsorsing/ (Дата обращения: 30.11.2014)

  3. Мосс Антон Что такое краудсорсинг? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdsourcing (Дата обращения: 29.11.2014 )

  4. C. Weinberg Наука и Краудсорсинг: как сделать открытие во дворе собственного дома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://crowdsourcing.ru/article/nauka_i_kraudsorsing_kak_sdelat_otkrytie_vo_dvore_sobstvennogo_doma (Дата обращения 05.12.2014)

1 Джефф Хау Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса – М.: Альпина Паблишер, 2012. - 288с.

2 Максимов Н. Н. Краудсорсинг как способ активизации развития персонала [Текст] / Н. Н. Максимов, В. С. Паршина // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 233-236.

3 Мосс Антон Что такое краудсорсинг? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdsourcing (Дата обращения: 29.11.2014 )

4 Что такое краудсорсинг?/ BePrime [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://beprime.ru/chto-takoe-kraudsorsing/ (Дата обращения: 30.11.2014)

5 Мосс Антон Что такое краудсорсинг? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://crowdsourcing.ru/article/what_is_the_crowdsourcing (Дата обращения: 29.11.2014 )
Просмотров работы: 2008