АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Магомедова Н.Т. 1, Хайрулаева А.З. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное молодежное общество России характеризуется нарастанием в нем таких негативных явлений, как жестокость, нетерпимость, бездуховность, алчность, асоциальное поведение и др.

Нельзя сказать, что данный период характеризует всю российскую молодежь, однако игнорировать эти проблемы нельзя.

Правовое воспитание современной молодежи сегодня является столь же актуальной задачей современного российского общества, как и нравственное. В самом деле нынешняя криминогенная обстановка в российском обществе, захлестнувшая его волна преступности в большей степени обусловлены слабым правовым воспитанием подрастающего поколения.

Нравственное и правовое воспитание не стихийный процесс, а оно осуществляется социальными институтами воспитания на всех уровнях – в семье, в детских дошкольных учреждениях, в школе, в высших учебных заведениях, в трудовых армейских ассоциациях, по месту жительства. К сожалению, сложившаяся ранее система нравственного и правового воспитания разрушена, а альтернативы нет. Поэтому важнейшей задачей сегодня является пропаганда Конституции РФ, ознакомление населения с правами, свободами, обязанностями граждан, воспитание правовой культуры.

Нужно отметить глубокое противоречие, сложившееся в современной системе российского образования, между общественной потребностью в воспитанных личностях, обладающих комплексом нравственных качеств, и отсутствием для этого необходимого правового обеспечения в сфере образовательного права, определяющего государственную политику в сфере образования. С другой стороны, потребность в нравственных личностях входит в противоречие с резким упадком нравственности в обществе и отсутствием необходимого правового регулирования, способного повысить этот нравственный уровень. Высоконравственный человек в определенных социальных слоях все чаще воспринимается в качестве «белой вороны», мешающей воровать и мошенничать.

Широкое распространение в обществе получила концепция о недопустимости вмешательства государства в сферу морали, т.е. концепция, предусматривающая предоставление человеку свободы поведения, не регулируемого нормами права.

Для того чтобы оценить справедливость такой концепции, нужно осознать где проходит граница между нормами морали и нормами права, где заканчивается свобода нравственного (безнравственного поведения) и начинается обязанность правопослушного поведения, соответствующего действующему законодательству.

При ознакомлении с уголовным законодательством, законодательством в сфере административных правонарушений, трудовых и иных общественных отношений напрашивается однозначный вывод о том, что четкой грани между нормами морали и нормами права не существует.

Отсутствие четкой дифференциации между нормами морали и нормами права свидетельствует о том, что и те, и другие нормы в своей основе являются моральными. Различие заключается лишь в том, что определенной части этих моральных норм государство придает статус правовых, когда речь идет о наиболее значимых общественных отношениях с точки зрения необходимости для общества их правового урегулирования.

В этом смысле нравственное воспитание неотделимо от правового воспитания и может реализовываться в образовательном процессе только как единое - нравственно-правовое воспитание. Нравственное воспитание является не только основой правового воспитания, но, являясь его основой, дополняет последнее.

В российской системе образования согласно подп. 2 п. 1 ст. 48 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Определенным упущением данного закона является отсутствие в нем ссылки на Кодекс этики педагогических работников, принимаемый Всероссийским съездом педагогических работников, что первоначально было заложено в законопроекте, но затем данное положение из окончательного варианта закона исчезло. Тем самым юридическое требование к педагогическим работникам по соблюдению ими нравственных и этических норм не приобрело необходимой определенности, что делает весьма затруднительным применение данной нормы на практике.

Вполне очевидно, что при падении уровня нравственности в обществе государство обязано уделять более пристальное внимание правовому регулированию общественных отношений, определяющих данный уровень. Не вмешиваясь без особой необходимости в сферу межличностных отношений, государство может регулировать в правовом поле профессиональное отношение к делу, добросовестное исполнение профессиональных обязанностей. Имеется в виду сфера административных, гражданских, трудовых и иных отношений, в которых необходимо поощрять профессионализм, мораль и справедливость.

Воспитание в системе образования неразрывно связано с формированием нравственных качеств личности. В периоды общего падения нравственности, утраты института общественного осуждения, который наряду с институтом государственного осуждения всегда играл заметную роль в формировании нравственного облика человека, значение правового регулирования, в том числе в сфере образования, возрастает.

Человек, как правило, испытывает психологическое отторжение при попытках прямо диктовать ему правила поведения, даже если они основаны на общепринятых нормах морали и права, воспринимая подобные попытки в качестве давления и даже подавления его личности. За поучениями и советами человек склонен ходить добровольно, например, в церковь или к тем, кого он уважает и кому доверяет.

При этом в Российской Федерации детский возраст сопровождается обязательным требованием получения общего образования, и не использовать со стороны государства этой обязательности в системе образования для надлежащего воспитания, характеризующегося усвоением нравственных, правовых и культурных ценностей, было бы крайне нерационально.

Профессиональное образование, осуществляемое в молодежном возрасте в результате осознанного выбора профессии, также имеет потенциальные возможности повышения культуры, продолжения нравственно-правового воспитания, особенно в части усвоения норм профессиональной этики.

Существует определенная закономерность: если в детском и юношеском возрасте не усвоены нормы морали и права, то в более зрелом возрасте к личности вынужденно применяются нормы права.

Можно с уверенностью утверждать, что современная система образования в России не использует в полной мере ресурсы для воспитания обучающихся, хотя вполне очевидно, что только в системе образования возможно организовывать надлежащее воспитание.

В системе образования нравственно-правовое воспитание следует строить на разъяснении и толковании нравственных и правовых норм, обеспечивающих стабильность и социальный порядок в государстве.

Из нравственных качеств, подлежащих воспитанию в первую очередь, следует выделить чувство собственного достоинства, которое определяет достойное поведение человека во всех сферах его жизнедеятельности и является спутником всех иных нравственных качеств.

Достоинство является отражением не только самоуважения личности, но и основой уважения любой личности в обществе на принципах всеобщего равенства и презумпции уважения. Под презумпцией уважения следует понимать обязательность личностного предположения о том, что всякий человек достоин уважения, пока он своим поведением не доказал обратное.

Часто можно услышать призывы о том, что Россия должна подняться с колен, но при этом не учитывается, что Россия - это не только территория, но и люди, которые ее населяют, и пока не поднимется с колен каждый человек, Россия так и будет существовать в ее униженном состоянии.

Экономический подъем в стране может происходить только с одновременным подъемом нравственности в обществе, или же повышение уровня нравственности должно предшествовать решению проблем в экономике, иначе повальное расхищение бюджета и чудовищная коррупция сведут на нет любые благие пожелания и действия в данном направлении, как это происходит в настоящее время.

Подъем нравственного уровня в обществе неразрывно связан с пробуждением чувства собственного достоинства, во многом утраченного жителями Российской Федерации. Можно сказать, что многие с этим чувством никогда и не жили, позволяя унижать себя и оскорбительно обращаться с собой практически во всех сферах общественной жизни, полагая это нормой общественных отношений.

Сущность достойного поведения легче усвоить при выявлении сущности противоположного понятия. Что подразумевать под недостойным поведением? Под недостойным поведением, прежде всего, следует понимать поведение, которое унижает человека. Это лесть, заискивание, холопство, лакейство, трусость, подлость, предательство, неуважительное, хамское, оскорбляющее других людей поведение и т.п. Выражаясь более кратко, чтобы вести себя достойно нужно не унижаться самому и не унижать других, а также не позволять унижаться перед собой или унижать кого-либо в своем присутствии.

В федеральных государственных образовательных стандартах, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим профессиональным образованием, вопросам формирования чувства собственного достоинства, к сожалению, не уделяется должного внимания, как не уделяется внимание и правовому обеспечению процесса воспитания в системе образования.

Кому то могут показаться весьма наивными рассуждения о нравственности и человеческом достоинстве, о необходимости организации воспитательного процесса в системе образования, учитывая современное состояние российского общества, в котором процветают совершенно другие «ценности» - воровство, коррупция, мошенничество, хамство, бескультурье, чинопочитание, холопство - этот печальный список российских «достижений» можно долго продолжать. Однако нужно понимать, во-первых, что именно эти пороки не дают и никогда не дадут нам жить достойно, во-вторых, подобное положение не может продолжаться вечно, так как всякая деградация общества имеет свои пределы, и мы к этому пределу уже подошли. Без возрождения нравственных ценностей и человеческого достоинства никаких перемен к лучшему в России быть не может.

Решающую роль в преодолении указанных проблем может сыграть система образования Российской Федерации, потенциал которой в деле воспитания не используется в должной мере, в том числе по причине несовершенства законодательства в сфере образования.

Литература

  1. Ветошкин С.А. Правовое обеспечение воспитательного процесса в системе образования России. // Право и образование. 2014. № 4

  2. Гуляхин В.Н., Широ С.В. Процесс правовой социализации молодежи в российском социокультурном пространстве. //Право и образование. 2013. №10.

  3. Долгова Е.А. Правовое воспитание в гуманитарных вузах как средство формирования правового сознания студентов. /Право и образование, №1, 2014.

  4. Долгова Е.А. Факторы, влияющие на формирование правосознания молодежи современной России //Право и образование. – 2011. -№2. –С. 130-138.

  5. Лаварсланова М.Г. Правовое воспитание подростков в контексте формирования нормативного поведения. / Вестник университета (ГОУ ВПО «Государственный университет управления»), -Москва, 2009. –вып.3.

  6. Правовое воспитание молодежи в современных условиях. Межвузовская студенческая научно-практическая конференция. Махачкала, 2009.

  7. Самсонов Т.Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России. / Вестник Московского университета, серия 18. Социология и политология, №2, 2012.

  8. Сорокопуд Ю.В. Педагогика в высшей школе. Ростов-на-Дону. 2011

7

Просмотров работы: 2679