СМИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СМИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

Мизатова А.Х. 1, Хайрулаева А.З. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Правовое сознание молодежи, особенно в период студенчества, когда оно находится в стадии активного формирования сильно подвержено внешнему влиянию. В современной России именно Средства массовой информации (далее - СМИ) выступают ведущим фактором правовой социализации студенчества. Студенты осознают необходимость повышения уровня своего правосознания. Однако в настоящее время подавляющее большинство СМИ, обращенных к студенческой аудитории, не предлагает сколько-нибудь значимой правовой информации. Информация правового характера, передаваемая СМИ обычно неинтересна или непонятна студентам. Это необходимо учитывать при разработке и реализации молодежной политики.

Сознание подрастающего поколения находится в процессе становления, когда происходит закладка, программирование моделей поведения, отношения к жизни в целом, т. е. формируется структура будущей личности.

История свидетельствует что, государство не может существовать без морально-нравственных устоев, а если их нет, оно обречено на самоуничтожение.

Анализ социальной статистики и другие материалы говорят о том, что сегодня самая беззащитная часть общества - это подростки. Под воздействием фактической бедности, пьянства, побоев, безразличия родителей и бездушного отношения чиновников часть из них оказывается на улицах, а оттуда прямиком попадают в криминальную среду. На сегодня в России более двух миллионов беспризорных детей. Задумайтесь, ведь говорят, даже в войну не было столько.

Сегодня актуальным является проблема решения вопросов:

  1. Где, кто и как формирует у молодых людей необходимые для жизни в обществе нравственные качества?

  2. Кто же сегодня в реальности занимается воспитанием личности? Ответ на этот вопрос прост и у всех на виду - масс-медиа, прежде всего телевидение и Интернет. Сегодня помимо семьи, детского сада, школы, вузов в формировании правового сознания молодёжи, несомненно, выступает СМИ.

СМИ один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, такие, как информирование населения о событиях, происходящих в стране и в мире, содействие образованию и социализации, отдыху и развлечениям, приобщение к искусству, размещение различных видов рекламы и т. д. Понятие СМИ является собирательным и охватывает прессу, радио, телевидение, а также носителей звука и изображения в развлекательном секторе электронных СМИ. Всеми возможными благами СМИ пользуется различные по возрастному составу группы общества, но наиболее активно - молодежь.

СМИ - это мощный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т.д. влияют на социализацию.

Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая «лепит» под себя удобного зрителя. И это становится все более и более серьезной проблемой, поскольку качество основной части продукции средств массовой информации, особенно молодежной, сегодня достаточно низкое. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что выражается в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании числа сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию, что доказывается многочисленными исследованиями

Наибольшим доверием СМИ пользуются у молодых людей в возрасте до 20-21 года, которые, соответственно, более подвержены их влиянию. Вместе с тем необходимо знать, все ли составные части СМИ в равной степени обладают данной властью (телевидение, радио и печатные издания, газеты, журналы, Интернет).

Итак, СМИ прямо или косвенно влияют на сознание людей, их жизненные позиции. Рассмотрим особенности каждого типа СМИ.

Печать имеет дело с вербальной печатной информацией, она позволяет читателю самому установить темпы восприятия и порядок отбора информации, создает возможности для неоднократного обращения к одному и тому же тексту для углубленного его анализа. Печатное слово превосходит устное в передаче сложного содержания, но уступает последнему, если содержание простое. Также для восприятия печати необходим некоторый уровень грамотности, как минимум, и некая способность к абстрактному мышлению.

Радиовещание имеет свою специфику: звучащее слово и акустическая, реальная картина в радиоинформации, возможность сообщить о ходе события непосредственно в момент его совершения, прямое обращение практически к неограниченной аудитории. Для современного человека значительное число межличностных контактов, которое опосредовано техническими средствами, СМИ становятся реальным фактором социализации наряду с межличностным общением и даже оказывают обратное влияние на структуру и содержание общения.

Телевидение способно передавать зримую и слышимую информацию, в том числе сообщения в момент совершения события. Телевидение соединило достоинства технических средств коммуникации и традиционных форм социального взаимодействия: условность театра, реализм репортажа, эстетику кино, эмоциональную напряженность массового действия, камерность общения и т.д., завоевав благодаря этому всеобщую популярность. По данным социологов, телевидение поглощает до 2/3 времени культурного досуга. Сутки среднестатистического человека, по мнению социологов, поделены на три составляющие: сон (8 часов), работа (8 часов), просмотр телепередач (4-6 часов), остальные 2-4 часа на «всю оставшуюся жизнь»

У телевидения уже нет конкурентов ни среди печати, радио, кино, театра, музея и книги, ни среди некогда привычных занятий (семья, спорт, туризм и пр.). Оно интенсифицирует процессы массовой коммуникации, усиливает воздействие СМИ на все стороны жизни общественного сознания. Современная наука выяснила: чем ниже порог образования и культурные запросы, тем больше времени проводит человек у экрана телевизора. Своеобразный язык и выразительные средства телевидения - преобладание диалогических форм общения на телеэкране, принцип коллажа как способа организации информации, мозаичность построения программ, сиюминутность переживания времени, ощущение предельной достоверности происходящего - явились в значительной степени результатом технического прогресса и глубоко проникли в современную культуру. Существует своеобразный «телевизионный стиль» как особая форма экспликации общественного сознания, отражающая мировосприятие и мышление человека. Телевидение не просто передает тексты, но и внедряет способ их структурирования, определенный тип восприятия и мышления. Важнейшей особенностью «ТВ-стиля», определяющим принципом телекоммуникации является открытая диалогическая форма контакта, воспроизводящая структуру межличностного общения. Как уже говорилось выше, телевидение кроме звука передает изображение. Огромное значение поэтому приобретает фигура ведущего или героя передачи.

Телевидение популярно среди молодежи, поскольку в настоящее время многие передачи несут в себе некие популярные идеи и темы, актуальные в молодежной среде. К тому же, возможно, тут играет роль и бесплатность телевидения - ведь далеко не каждый будет покупать газету или журнал для того, чтобы прочесть новости.

Таким образом, в нашей стране мир ценностей, в том числе молодежи, чрезвычайно противоречив. СМИ же являются основным и зачастую единственным источником информации для населения.

Человек, каждый из нас, ежедневно сталкивается (пользуется, обращает внимание) если не со всеми тремя типами СМИ, то, по крайней мере, с одним из них. При условии, что человек даже не ставил перед собой цели просмотреть, прослушать теле- или радиопередачу или изучить информацию, опубликованную в конкретном печатном издании, то все равно, волей или неволей, он прислушивается, присматривается, вникает в смысл текста, который разными способами доносят до его внимания СМИ. Даже если получаемая при этом информация не имеет особого значения для данного конкретного человека, то какая-то ее, пусть даже самая небольшая и незначительная, часть оседает в памяти. А если информация тиражируется, дублируется разными источниками, то, безусловно, вероятность ее запоминания, а возможно, впоследствии и использования возрастает. Поэтому СМИ способны порождать те образы поведения, на которые мы склонны ориентироваться в своей жизнедеятельности. Теперь становится понятно, почему СМИ часто называют четвертой властью.

Литература

  1. Агалакова Е.В. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в системе дополнительного образования в контексте требований нормативно-правовых актов. / Право и образование, №2, 2014.

  2. Алипханова Ф.Н. Влияние средств массовой информации на нравственное становление молодежи. Известия Южного Федерального Универститета, №11, 2009.

  3. Ермолаева С.А. Предупреждение деформаций правосознания учащихся. / Право и образование, №5, 2007.

  4. Кавинская О.А. Формирование правосознания подростков с нарушением интеллектуального развития с помощью учебного курса «Правовая культура» // Преподаватель 21 век. -2008. -№2. –С. 46-50.

  5. Певцова Е.А. О некоторых аспектах формирования правосознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся обществе // Основы государства и права. -2005. -№1. С. 49-52.

  6. Правовое воспитание молодежи в современных условиях. Межвузовская студенческая научно-практическая конференция. Махачкала, 2009.

5

Просмотров работы: 1082