ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМАХ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Маматуллаева И.И. 1, Хайрулаева А.З. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно Федеральному закону «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г., содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Образование должно обеспечивать формирование у обучающегося целостной, адекватной современному уровню знаний картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование себя и этого общества. Мы полагаем, что процесс становления демократической правовой социальной государственности и гражданского общества в России настоятельно требует формирования у учащихся правовых знаний, нравственных представлений и ценностных ориентиров, соответствующих позитивным тенденциям социально-политического развития страны. В последнее время в научных и политических кругах актуализируется понимание того, что именно образование призвано строить будущее.

Необходимыми условиями в социально-экономических, политических преобразований в российском обществе, соответствующих общим тенденциям мирового развития является социальная активность граждан, их высокая правовая культура, новая система ценностей, призванная стать основой современного гражданского общества.

Овладение современной системой демократических и правовых ценностей не может быть достигнуто только путем усвоения гражданами юридических знаний. Необходима разработка целостной системы формирования гражданско-правовой культуры молодежи, особенно подростков, с учетом достижений теории ценностей на всех ступенях образования. Школе принадлежит центральное место в решении столь важной задачи, так как именно в ней находится подрастающее поколение в самый ответственный момент социализации.

Встречающиеся факты гражданско-правовой безграмотности несовершеннолетних, правовой нигилизм и скептицизм многих подростков делают необходимым тщательный анализ состояния правосознания и правомерного поведения школьников. Социально-правовая незрелость школьника предполагает необходимость направленного формирования правосознания навыков правомерного поведения.

Гражданственность, предполагающая уважение к праву, знание своих прав и обязанностей, готовность действовать в рамках закона, возможность ориентироваться в важнейших законодательных актах, знание путей получения юридической помощи и защиты своих прав, иными словами гражданское правосознание и правомерное поведение являются целями правовой подготовки в общеобразовательной школе. Этим целям должно способствовать изменение роли и места гражданско-правового образования в содержании общего образования.

Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования, тем более что в современном обществе приоритетными ориентирами для образования личности становится умение установить свои права, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

На сегодняшний день выделилось два основных подхода к гражданско-правовому образованию: первый из них связан с сознанием граждановедческих курсов, второй предполагает сохранение сложившейся в девяностые годы практики преподавания основ гуманитарных наук в форме интегрированного курса обществознания.

Праву и граждановедению в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Эти дисциплины предоставляют уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяют не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Необходимо отметить и значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

С учетом целей образования, сформулированных в Законе РФ «Об образовании», понятие и цели гражданско-правового образования в школе можно сформулировать следующим образом: под гражданско-правовым образованием в школе понимается находящаяся в рамках образовательного процесса и организованная на идее права система воспитательных и обучающих курсов, направленных на создание условий для формирования у детей.

Таким образом, гражданско-правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных особенностей, получение знаний и навыков социального функционирования. Это предполагает создание особых учебных курсов. При этом общие образовательные цели должны обеспечиваться на всех ступенях образования, соединяя, общую логику возрастного развития. В то же время эти цели должны конкретизироваться применительно ккаждой возрастной ступени на материале содержания соответствующих граждановедческих и правовых курсов.

Правовое образование – это образование, помогающее человеку стать ответственным и законопослушным гражданином, думающим, имеющим собственное мнение, принимающим взвешенные решения, ответственным за свой выбор, готовым многое сделать для себя и своей страны. Независимо от того, какая политическая ситуация складывается в стране, правовому образованию нелегко научить, нелегко привить свободу, плюрализм и демократические традиции. Там же, где люди долгое время жили вне демократии и свободы, это особенно трудно сделать.

С учетом и во многом на основе выявленных общих позиций в понимании данной проблемы появилась возможность разработать и представить педагогической общественности еще один подход к собственно правовому образованию

Еще один подход: практическое право, отказ от юридического догматизма.

Этот подход, разработанный и экспериментально апробированный в; 45 российских школах в рамках проекта РФПР «Правовое образование в школе».

Что обусловило появление нового подхода к правовому образованию? Вспомним, что раньше правовая информированность наших сограждан во многом предопределялась политическими соображениями. Все о правах знали только юристы. Лишь оказавшись в конфликтной ситуации, человек вспоминал о законе. Сегодня, когда страна медленно, болезненно, но идет к рыночной экономике, без запаса правовых знаний не обойтись. Граждане активно вовлекаются в рыночные отношения, становятся собственниками; недвижимости, акционерами и все более отчетливо понимают, что право это не только свод определенных правил, но и реальное средство защиты своих прав. Сегодня очевидно, что право – это не только юридический, но и социальный феномен. Развитие экономики, динамика политической жизни невозможны без правового регулирования. В свою очередь, право испытывает прямое воздействие экономики, политики, этики, морали, культуры. Вот почему современная модель правового образования невозможна в рамках чисто юридического догматизма. Необходимо живое, практическое право, помогающее человеку сделать верный выбор, правовыми средствами разрешить споры и конфликты. Именно эти положения легли в основу подхода к правовому образованию школьников, реализованному в рамках проекта Российского фонда правовых реформ, так названного - «правовое образование в школе».

Особенность данного подхода состоит в попытке реализовать в правовом образовании одновременно и предметный и интегрированный подходы. Этот подход реализован в методическом комплекте «Основы правовых знаний».

Итак, еще один ответ на вопрос о том, каким должно быть содержание правового образования в школе, попытались дать в проекте «Правовое образование в школе». С этой целью был подготовлен образовательный пакет, который включает в себя программные, учебные, аудио- и видеоматериалы, методические материалы по курсу «Основы правовых знании» для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы, а также методические пособия для учителей и специалистов системы ИУУ-ИПК.

Таким образом, модернизация российской школы направлена на повышение качества образования. В ее контексте возрастает значение социально-гуманитарного образования, которое призвано формировать; систему ценностей современного общества, способствовать использованию полученных знаний и умений для решения познавательных и практических проблем. Большое значение для реализации актуальных задач школы имеет; правовое образование учащихся.

Авторы концепций «правового образования» учащихся едины во мнении, что для того, чтобы сделать правовое образование подлинно социально и личностно ценным, необходимо использовать такие методы,; которые помогли бы «прорваться» к переживаниям ребенка, к его живому воображению, открыть ему «доступ к самому себе» - к своим чувствам, мыслям, состояниям, развить у него способность их свободно выражать, именно таким целям и служат интерактивные методы.

Сам процесс правового обучения и правового воспитания предполагают владение педагогом двумя взаимосвязанными составляющими: современным категориальным юридическим аппаратом и педагогическими навыками. На этот нерасчлененный процесс непосредственное влияние оказывает реальная обстановка, сложившаяся в обществе в данный исторический период его развития.

Современное содержание образовательного процесса непосредственно зависит от того какой концепции правопонимания придерживается сам преподаватель. На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация. Многие педагоги, занимающиеся правовым обучением и воспитанием, опираются на несовременные или извращенные представления о праве, правовых институтах и его производных. Педагоги, включенные в образовательную деятельность, впитавшие всю костность отживших стандартов правопонимания – не в силах разорвать замкнутый круг устоявшихся форм процесса правового обучения и правового воспитания.

«Современная система образования не может отрицать либо недооценивать нравственно-должные и ценностные подходы к правовому образованию. Сегодня изменения, происшедшие в жизни общества и государства требуют от системы образования формирования нравственной, суверенной, критически мыслящей, универсально развитой личности, субъекта гражданской самодеятельности – не жалкого агента, не объекта естественно-исторического процесса, а его творца».

Одной из основных проблем преподавания в школе является обеспечение учебного процесса правового образования высококлассными учебно-методическими материалами, обогащенными современными представлениями о праве и государстве. В основном изучение права в нашей современной школе проходит по учебникам, написанным неспециалистами (педагогами, историками, философами). На страницах учебников отстаиваются такие ценности, как приоритет прав личности над правами любого социума, подмена социальной справедливости формальным юридическим равенством и др. Российским ученым еще предстоит найти точные ориентиры для развития отечественной юридической науки, гармонично сочетать традиции и новаторство в образовательном процессе.

Нам представляется, что миссия преподавателя права в школе заключается не только в том, чтобы быть простым посредником между академической наукой и учащимися, а в том, чтобы суметь грамотно на высоком научно-методическом уровне донести до них новейшие достижения юридической науки. А это невозможно сделать без качественных учебников и учебных пособий.

Следующая проблема заключается в методике преподавания права. Учебный процесс юридического образования на прямую зависит от применения инновационных образовательных технологий современных методик преподавания. В 80-е годы прошлого столетия ЮНЕСКО предложила создать общечеловеческий свод знаний и осуществлять инновационное обучение. Главное в данном процессе – обучение новым методам познания, готовности восприятию нового, а не усвоение выведенных законов в различных отраслях науки. Поэтому при преподавании юридических дисциплин необходимо использовать интерактивные методы обучения, разумно сочетая их с классическим чтением лекционного материала.

И последняя, на наш взгляд, немаловажная проблема совершенствования правового образования заключается в следующем. Насущной необходимостью юридического образования становится его вхождение в общее мировое образовательное пространство. Эта потребность обусловлена усиливающейся ныне тенденцией к интернационализации образования не только по содержанию, но и по методикам обучения и организационным формам. Образование становится не только инструментом взаимопроникновения знаний и технологий, но и средством диалога культур. Повышение активности и адаптивности людей в постоянно изменяющихся условиях, которые сами снова и снова порождают качественно новую ситуацию, становится одним из определяющих направлений реформирования современного образования в России, в том числе и правового.

Литература

  1. Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2008-2012 гг.

  2. Григорьева Н.А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в России (1958 - 2006 гг.). - М., 2007.

  3. Евдокимова Е. Р. Воспитание гражданственности у подростков в условиях общеобразовательной школы на материале дисциплин социально-гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наука. Магнитогорск, 2006.

  4. Любимов Л.М. Российская школа: воспитание гражданственности. Вопросы образования № 1. 2013. С.278.

  5. Самсонова Т.Н. Проблемы гражданского образования в России // Вест. Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. 2007. № 4.

  6. Сокольская Л.В. Правовое обучение в свете социокультурных изменений общества / Право и образование. 2011, - №9.

  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

8

Просмотров работы: 1609