О ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

О ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сефералиева Э.И. 1, Мамаева В.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее десятилетие в нашем государстве происходят большие перемены. Они охватывают все сферы жизни российского общества и характеризуются следующими факторами:

-в экономической жизни- переходом к новым, рыночным отношениям;

-в политической жизни- переходом от авторитаризма к реальной демократии, построением гражданского общества и правового государства;

-в социальной- формированием новой социальной структуры, резкой дифференциацией населения;

-в духовной- возрастанием роли научных знаний, информационных технологий, формированием новой национальной идеи, пересмотром и изменением идеалов.

Соответственно изменился заказ, адресованный школе как одному из ведущих социальных институтов. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года он сформулирован следующим образом: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу России».

Одним из продуктивных направлений выполнения этого заказа является модернизация системы гражданско – правового образования учащихся, которая включает в себя взаимосвязанные составляющие, обуславливающие формирование правовой культуры нового поколения; обучение праву, правомерное поведение гражданское воспитание.

Одной из ключевых проблем гражданско – правового образования является формирование основных компетентностей учащихся: коммуникативной, информационной, социальной. Поэтому на первый план выдвигается проблема методики преподавания предметов гражданско – правового цикла. Старые, традиционные методы преподавания не могут решить проблему социального заказа, обозначенную выше. Необходима связь знаний и умений с реальными процессами построения новых гражданско – правовых отношений, в которых ведущую роль играют толерантность, формирование высокой коммуникативной культуры, умение вести дискуссии, совместно принимать решения, что возможно только через деятельностный подход в обучении и воспитании. Поэтому наряду со старыми, традиционными методами работы в школах стали вводиться и новые, направленные на преодоление авторитарных принципов преподавания – активные и интерактивные формы обучения.

Это в свою очередь требует внесения коррективов в систему повышения квалификации учителей, поскольку изменяется не только методика, но и сама традиционно авторитарная система преподавания. К сожалению, недостаточно еще число учителей, способных профессионально поддерживать диалогическую форму общения с учащимися на принципах построения нового знания во взаимодействии, на личном примере демонстрировать толерантность и демократичность нового учителя, уважающего личность ученика и готового к сотрудничеству с ним. Особую значимость приобретает функциональная деятельность учителя права и обществознания, способного быстро ориентироваться в ситуации и внедрять инновации в педагогический процесс, оказывать необходимую помощь учащимся, способствовать позитивным изменениям в гражданско – правовом поле развития.

На основании вновь вышедших нормативных документов, в частности, «Программы модернизации педагогического образования», следует подготовить новые программы для повышения квалификации учителей общеобразовательных школ по темам: «Современный урок права в системе школьного гражданско – правового образования». В него были включены вопросы; рекомендуемые данным документом для повышения квалификации работников образования: «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе», «Интерактивные методики в преподавании права», «Технология критического мышления и использование ее на уроках права» и др. Кроме того, достаточно большой блок, освещающий проблемы гражданско – правового образования, включен план «Подготовка к аттестации на квалификационные категории». В подготовке педагогов к преподаванию права в школе особое внимание следует уделить проблеме использования активных методов обучения.

Принцип активности обучающегося в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается «такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Исходя из необходимости именно деятельностного подхода в преподавании общественных дисциплин и внеклассной работе по гражданско – правовому образованию, остро встал вопрос о внедрении новых методик в практику преподавания и внеклассную работу.

Со слушателями производятся тренинги по активному и интерактивному обучению. Учителями освоены многие приемы данных видов деятельности, в практике применяются «Дебаты», «Мозговой штурм», различные виды дискуссий (в стиле ток-шоу, по методу заданных альтернатив и т.д.), метод «Малых проектов» и многие другие. Применяются приемы, направленные на развитие ассоциативного и творческого мышления – составление синквейнов, создание ассоциативных рядов, написание эссе и др. В практику работы вводится технология критического мышления и как часть ее – проблемное обучение.

Но, как показывает анализ работы, нельзя увлекаться только такими нововведениями, поскольку даже очень грамотно построенный урок в режиме критического мышления и интерактива не позволяет достаточно объективно решить вопрос с оцениванием знаний учащихся. Поэтому данные методы применяются полностью только во внеклассной работе. На уроках же, необходимо сочетание традиционных и активных (в том числе и интерактивных) методов обучения.

Нельзя не отметить и помощь составителей новых учебников и особенно методических пособий к ним в решении проблемы инноваций в гражданско – правовом образовании. Так, УМК по обществознанию А. Кравченко и Е.Певцовой, А. Иоффе и О.Кишенковой, УМК «Основы правовых знаний», подготовленный РФПР, помогают учителю освоить интерактивные приемы работы на уроке, выстроить урок с сочетанием традиционных, активных и интерактивных методов преподавания, а также дают возможность применять их в воспитательной работе по гражданско – правовому образованию. Особое внимание уделяется изменению управленческой парадигмы в направлении сотрудничества учащихся и педагогов – организации демократического уклада жизни школы, социальному проектированию.

Литература:

1.Ивонина А.И., заведующая учебно- методическим кабинетом общественных дисциплин Рязанского областного института развития образования.

2.Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву, учебник для студентов ВУЗа.

3.Право в школе,(№2) издание зарегистрировано в госуд-м комитете Российской Федерации по печати 14 апреля 2003 года.

Просмотров работы: 635