ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Абдулмажидова Н.И. 1, Шамсудинова П.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность правового просвещения очевидна - она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, политики, идеологии, культуры. У молодежи, которая войдет в реальный мир, должно быть сформировано мировоззрение, основанное на уважении к закону, понимании проблемы прав человека и умении найти возможные пути ее решения. 

     Правовое образование личности - это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правообразовательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности и правовое образование личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового образования, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание. Тем не менее до сих пор не до конца решенной остается основная проблема образования: с одной стороны, современному выпускнику для успей той социализации необходим не столько набор знаний, сколько умение их добывать и применять в будущей жизни, т.е. в основу рабо­ты школы должна быть положена компетентностная парадигма образования; с другой стороны - во многом методика, технологии, используемые в образовании, остаются на уровне прежней, знаниевой парадигмы.

Таким образом, в национальной образова­тельной инициативе сформулирован заказ школе на формирование определенной модели выпускника. Однако мы понимаем, что данная работа не может стать результативной без повышения профессионального уровня учителя, который подразумевает под собой прежде всего формирование профессиональных компетентностей, направленных на создание такой образователь­ной среды, в которой каждый из участников образовательного процесса получает возмож­ность для саморазвития и самореализации.

Примером подобной работы, направленной, с одной стороны, на приобретение учащимися практико-ориентированных знаний, формирова­ние у них ключевых компетентностей и одновре­менно на совершенствование профессионально­го уровня педагогов, является научный образовательный центр гражданско-правового образования функционирующей на базе кафедры теории и методики обучения праву факультета права ДГПУ. Для сотрудников центра подобной проблемой является формирование правосознания учащих­ся. Поэтому проекты, разработанные центром, по праву можно определить как инновационные педагогические. Они предполагают в качестве результата получение знаний по праву, в орга­низации процесса  социальную пробу и социальную практику учащихся, а для педаго­гов - фактическое повышение квалификации по теории и методике преподавания права в школе.

Актуальность проектов обусловлена следую­щими факторами:

-необходимостью формирования правосоз­нания населения в целом и молодежи в частно­сти;

-возросшим за последнее время вниманием к проблемам соблюдения прав ребенка;

-значительным удельным весом преступле­ний и правонарушений, совершенных несовер­шеннолетними. Для разработки проектов одним из необходи­мых условий является оценка ситуации. Здесь нужно отметить, что до настоящего времени «Право» не является предметом, обязательным для изучения. В соответствии с базисным учеб­ным планом 2014г. по усмотрению школы можно вести правовое обучение либо в рамках интегри­рованного курса «Обществознание», либо выде­лять отдельным предметом наряду с экономикой (последнее касается прежде всего профильной школы). В результате чего правовое образование либо присутствует в образовательной организации либо нет, так как в рамках «Обществознания» дать достаточные теоретические и практи­ческие знания по праву, необходимые для даль­нейшей социализации личности, не представляется возможным. А без такого рода знаний трудно говорить и о формировании пра­восознания.

Опросы, проводимые среди старшеклассни­ков, лицея №51 г. Махачкалы выявляют большой интерес школьников к профессиям, связанным с юрис­пруденцией: судьи, адвоката, работника проку­ратуры и т.д. Многие из нынешних и будущих абитуриентов намерены связать свою трудовую жизнь с работой в сфере права.

На основании вышеизложенного можно сделать некоторые выводы:

-в школах нет специалистов, имеющих высшее юридическое образование (или педагоги­ческое со специализацией по праву), готовых вести школьные курсы права;

- право как отдельный предмет изучается лишь в единицах школ, в большинстве случаев - входит составной частью в интегрированный курс «Обществознание» и, таким образом, изуча­ется крайне поверхностно, часто - на уровне

знакомства с основами теории государства и права и конституционного права;

- только в рамках классно-урочной системы 'достижение достаточного уровня правовой куль­туры выпускников невозможно, а воспитатель­ная работа по праву ведется в большинстве обра­зовательных учреждений спорадически, бесси­стемно;

-при выборе профессий будущими абитури­ентами многие из них останавливаются на юри­дических специальностях, хотя не имеют дол­жного представления о работе юристов.

Исходя из оценки ситуации, мы сформулиро­вали следующие проблемы:

1.отсутствие в образовательных учрежде­ниях достаточного числа профессиональных кадров, имеющих высшее юридическое образо­вание, мешает формированию правовой культу­ры учащихся в регионе;

2. противоречие между необходимостью зна­ния несовершеннолетними своих прав и обязан­ностей по российскому законодательству, умения правильно вести себя в конфликтных ситуациях и отсутствием в современной школе официального предмета, который позволил бы школьникам сформировать правовую компетент­ность;

3. популярность юридических профессий среди школьников и непонимание сути деятель­ности специалистов, работающих в этой сфере.

Исходя из этого, можно сформулировать основные цели проектов:

-формирование правосознания и законопо­слушного поведения школьников на основе изу­чения основ российского законодательства и организации для них через проекты социальной пробы и социальной практики;

-профориентация старшеклассников, зна­комство их с основными юридическими спе­циальностями;

-повышение квалификации педагогов в области гражданско-правового образования.

 

Литература.

1.Хуторский А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: 2013г.

2. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований// Педагогическая теория: идеи и проблемы. М.: 2012г.

Просмотров работы: 775