МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ III-IV ВИДА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ III-IV ВИДА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Сорокин А.В. 1, Корнев А.В. 2
1ШФ Ивгу
2Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В статье представлен анализ уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом детей занимающихся спортом на постоянной основе из 11 регионов Российской Федерации (всего 71 человек) в возрасте от 9-17 лет и не занимающихся спортом из Ивановской школы-интернат IV вида (всего 34 человека) в возрасте от 9-17 лет. С целью определения наиболее значимых мотивов у детей занимающихся спортом и не занимающихся спортом было проведено анкетирование. В анкете рассматривались вопросы о мерах мотивации к занятиям физической культуры и спортом. В ходе исследования были выявлены, систематизированы и конкретизированы мотивы спортсменов, имеющих нарушение зрения, и детей, не занимающихся спортом. Установлена значимость мотивов лиц с нарушением зрения к занятиям гол по 5-ти категориям.

Введение

Выбирая тему для курсовой работы, мы, прежде всего, ориентировались на актуальность вопроса мотивации к занятиям физической культурой и спортом детей с нарушением зрения. В связи с трудностями, возникающими у учащихся при подражании и овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, координация движений. Вынужденное снижение двигательной активности, сопутствующие соматические заболевания, различные нарушения опорно-двигательного аппарата носят стойкий характер и существенно ограничивают двигательные возможности, тормозят психическое развитие детей с нарушением зрения.

Цель курсовой работы: изучить мотивацию учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

  1. Анализ научно-методической литературы

  2. Рассмотреть понятие мотивация мотив в физической культуре

  3. Анкетирование детей с нарушением зрения на предмет мотивации

  4. Статистический анализ данных полученных в ходе анкетирования

МЕТОДИКА. Для решения поставленных задач было проведено анкетирование.

С целью систематизации и конкретизации мотивов, побуждающих инвалидов по зрению заниматься физической культурой и спортом, было проведено анкетирование спортсменов (всего 71 человек) из 10 субъектов Российской Федерации: Краснодарский край, Республика Татарстан, Липецк, Оренбург, Армавир, Иваново, Нижний Новгород, Новосибирск, Республика Владикавказ, Белгород. В опросе приняли участие дети, не занимающиеся систематически физической культурой и спортом (всего 34 человека) из специальной (коррекционной) школы-интерната IV вида г. Иваново.

В ходе анализа научно-методической литературы, бесед и опросов был составлен перечень из 20 мотивов, которые вошли в анкету, разработанную для спортсменов с нарушением зрения и не занимающихся спортом

С целью определения наиболее значимых мотивов спортсменов с нарушением зрения, к занятиям физической культурой и спортом было проведено анкетирование, в котором опрашиваемые должны были оценить предлагаемые мотивы по 5-ти бальной шкале по степени значимости (1 балл – минимум, 5 баллов - максимум). При этом степени важности каждого показателя, выраженные в баллах, были сформированы по категориям: 4-5 баллов – «наиболее значимые мотивы», 3-3,9 баллов – «значимые мотивы», 2-2,9 баллов – «мотивы средней значимости», 1- 1,9 балла – «не значимые мотивы», 0 -1 балла – «наименее значимые мотивы».

РЕЗУЛЬТАТЫ (дети, не занимающиеся спортом). К числу «наиболее значимых» респонденты отнесли мотивы: сам процесс тренировок возможность укрепить здоровье (Х= 4,85 ± 0,08); возможность воспитать в себе характер, волю (Х= 4,7 ± 0,1); возможность развить физические качества (Х= 4,66 ± 0,11); возможность улучшить фигуру (Х= 4,45 ± 0,15); участие в соревнованиях (ощущения спортивного праздника) (Х= 4,39 ± 0,18); возможность поддержать команду ( Х= 4,39 ± 0,2); возможность общения с друзьями по команде, ощущения того, что здесь меня уважают (Х= 4,33 ± 0,19); ощущения того, что здесь мои друзья (Х= 4,3 ± 0,17); возможность встреч и знакомств с новыми людьми (Х= 4,18 ± 0,19); возможность общения с друзьями по команде (Х= 4,09 ± 0,23); возможность выступить лучше, чем кто-то из знакомых (Х = 4,09 ± 0,2); возможность стать чемпионом (Х= 4,06 ± 0,22); возможность поездок на сборы ли на соревнования в другие города ли страны (Х= 4 ± 0,26); к категории «значимые мотивы», респонденты отнесли мотивы: возможность соответствовать настояниям близких и знакомых (Х= 3,88 ± 0,25); возможность заработать (Х= 3,73 ± 0,26); возможность получения спортивного разряда (Х= 3,7 ± 0,25); возможность получения спортивной формы и инвентаря (Х= 3,64 ± 0,23); возможность общения с конкретным человеком ( Х= 3,64 ± 0,26); освобождение от учебы или работы (Х= 3,45 ± 0,28).

Установлена значимость мотивов лиц с нарушением зрения к занятиям физической культурой (не занимающиеся спортом) по 5-ти категориям: «наиболее значимые» - (70%); «значимые мотивы» (30%); «мотивы средней значимости», «не значимые мотивы» и «наименее значимые» (0%).

РЕЗУЛЬТАТЫ (дети, которые систематически занимаются спортом). К числу «наиболее значимых» респонденты отнесли мотивы: сам процесс тренировок возможность укрепить здоровье (Х= 4,81 ± 0,05); возможность развить физические качества (Х= 4,8 ± 0,56); возможность общения с друзьями по команде (Х= 4,59 ± 0,11); возможность поездок на сборы ли на соревнования в другие города ли страны (Х=4,57 ± 0,1); возможность поддержать команду (Х= 4,47 ± 0,09); возможность воспитать в себе характер, волю (Х= 4,47 ± 0,09); возможность встреч и знакомств с новыми людьми (Х= 4,41 ± 0,09); возможность получения спортивного разряда (Х= 4,37 ± 0,1); ощущения того, что здесь мои друзья (Х= 4,37 ± 0,11); возможность стать чемпионом возможность улучшить фигуру (Х= 4,31± 0,13); сам процесс тренировок (Х= 4,24 ± 0,1); возможность стать чемпионом (Х= 4,17 ± 0,11); участие в соревнованиях (ощущения спортивного праздника). К категории «значимые мотивы», респонденты отнесли мотивы: ощущения того, что здесь меня уважают (Х= 3,56 ± 0,14); возможность получения спортивной формы и инвентаря (Х= 3,16 ± 0,18); возможность общения с конкретным человеком (Х= 3,16 ± 0,16); освобождение от учебы или работы (Х= 3,11± 0,19); возможность выступить лучше, чем кто-то из знакомых (Х= 3,04 ± 0,16); к категории «мотивы средней значимости» респонденты отнесли мотивы: возможность заработать (Х= 2,81 ± 0,16); возможность соответствовать настояниям близких и знакомых (Х= 2,33 ± 0,17).

Установлена значимость мотивов лиц с нарушением зрения к занятиям физической культурой (занимающиеся спортом) по 5-ти категориям: «наиболее значимые» - (65%); «значимые мотивы» (25%); «мотивы средней значимости» (10%); «не значимые мотивы» и «наименее значимые» (0%).

ВЫВОДЫ:

1) Зрению принадлежит исключительно важная роль, так как она несет ребенку наиболее полную информацию об окружающем мире. У детей с нарушением зрения наблюдается задержка в физическом развитии, формировании двигательных способностей навыков и умений, а также в овладении пространственными представлениями и двигательными действиями.

2) В ходе описания теоретической части курсовой работы нами были рассмотрены понятия мотив и мотивация: по мнению Мальгина В.Е. мотив - побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом, К. Мадсен рассматривает мотив как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение. К. К. Платонов утверждает, что мотив это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. С точки зрения Магомеда-Эминова мотивация это процесс психической регуляции конкретной деятельности как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности И. А. Джидарьян считает, что мотивация это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. На наш взгляд наиболее точное определение дала Мальгина В.Е., так как она считает, что мотив это стремление к определенной активности, а это одно из важных составляющих мотива.

3) В ходе исследования нами были проанкетированы дети занимающиеся спортом и не занимающиеся систематически физической культурой и спортом. Результаты анкетирования показали, что мотивация к занятиям физической культуры и спортом у детей, занимающихся спортом выше, чем у не занимающихся спортом.

Просмотров работы: 981