ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Моторина Н.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации (ДОО) является актуальной по ряду причин.

Во-первых, изменение общей ситуации функционирования современного общества, активная урбанизация, ускорение темпов жизни, способствуют развитию зависимости молодых родителей от экономического благополучия. Такие условия создают необходимость скорейшего выхода матери на работу, и как следствие, - посещение ребенком раннего возраста дошкольных организаций. Таким образом, остро встает вопрос о возможности наиболее легкой адаптации ребенка к условиям ДОО.

Во-вторых, в настоящее время все большее внимание уделяется проблеме физического и психического здоровья детей, которые зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и его способности адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста несовершенны, и поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического развития. Следовательно, от того, насколько будет благоприятно течение адаптационного периода, зависит дальнейшее развитие ребенка.

И, наконец, внимание к проблеме адаптации детей раннего возраста связано с тем, что в настоящее время предъявляются высокие требования к организации воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. Это заставляет искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы к проблеме адаптации ребенка раннего возраста в условиях ДОО.

Поступление ребенка в дошкольную организацию связано с необходимостью приспособления к новой социальной ситуации, нормам и требованиям, а также овладение новыми социальными ролями и отношения со сверстниками и взрослыми. Адаптационные процессы являются важным показателем онтогенетического развития. Л.И. Божович отмечает, что психические особенности и качества формируются в ходе приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Затем они приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие []. Большинство исследователей подчеркивают динамический характер процесса адаптации, который обеспечивается постоянной активацией и регуляцией различных механизмов функциональных систем организма.

Показателем психологической адаптации ребенка к детскому саду являются состояние психологического комфорта (благополучия), отсутствия напряженности в общении, принятие сверстниками, благоприятное взаимодействие с воспитателем, адекватная реакция на разлуку с матерью.

К сожалению, в силу ряда причин, не у всех детей процесс адаптации происходит быстро и легко. Некоторые дети испытывают трудности в период адаптации, и это отражается на их физическом и эмоциональном состоянии.

Для адаптационного периода характерна эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремиться к эмоциональному контакту с взрослым или, наоборот, отказывается от него, сторониться сверстников. Малыш отказывается от еды, в часы отдыха плачет. Разлука и встреча с родными протекает очень бурно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Снижается активность ребенка и по отношению к предметному миру. Падает уровень речевой активности. Все негативные проявления у детей, особенно раннего возраста, выражены очень ярко. Период восстановления растягивается иногда на два-три месяца. Труднее всего восстанавливается игровая деятельность и взаимоотношения со сверстниками. Нарушения в сфере общения тесным образом связаны с опытом общения ребенка, и имеющимися у него средствами налаживать деловые контакты. Если ребенок привык общаться только с матерью, у него могут возникнуть трудности в контактах с другими людьми. Только переход к новой форме общения может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкую социальную среду благополучного самочувствия в ней.

Таким образом, основными признаками нарушения адаптации являются следующие.

  1. Нарушение сна и аппетита. В раннем и дошкольном возрасте психологические и физиологические процессы тесно связаны: высокое психоэмоциональное напряжение может вызвать тошноту и рвоту, сформировать стойкое отвращение к пище, предлагаемой в детском саду. Нарушение сна также является симптомом трудностей адаптации. Они могут быть связаны как и с перенапряжением ребенка в течение дня, так и с невротическими нарушениями.

  2. Нарушение эмоционального состояния. Многие дети тяжело переживают разлуку с матерью. У них наблюдаются астенические эмоции, негативные эмоциональные проявления. Важную роль при этом играют степень и характер привязанности ребенка к матери и особенности детско-материнского взаимодействия.

  3. Неадекватная реакция на уход/появление матери. Негативными симптомами в данном случае является подавленность, сниженное настроение ребенка в течение всего пребывания в детском саду, отсутствие интереса к играм, уход от общения с воспитателем и сверстниками. Дети с этими симптомами напряженно ждут возвращение матери, бурно реагируя на ее появление. Некоторые дети ведут себя агрессивно, пытаясь наказать близкого человека за причиненный дискомфорт.

  4. Снижение познавательной и речевой активности. Высокая тревожность, напряженность детей приводят к снижению интереса к предметно-развивающей среде ДОО, затруднению процесса обогащения пассивного и активного словарного запаса.

  5. Рост заболеваемости. Физиологический стресс и эмоциональная напряженность, испытываемые ребенком, ослабляют иммунную систему, а наличие большого количества сверстников повышает вероятность инфекционных заболеваний.

Нами было проведено комплексное исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Исследуя факторы, оказывающие негативное влияние на течение адаптационного периода, мы обратились к изучению ряда аспектов. В результате анализа литературных источников и в ходе наблюдения за воспитателями, детьми и их родителями в период адаптации, мы сделали вывод, что благополучие процесса адаптации зависит не только от состояния здоровья детей и уровня их психического развития, но и от особенностей характера взаимодействия детей с матерями и воспитателями дошкольных организаций. Исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО осуществлялось на базе детских садов общеразвивающей направленности города Иванова. Выборку исследования составили 236 человек, в том числе 100 детей с тяжелой формой адаптации, их 100 матерей и 36 воспитателей детей раннего возраста, в группах которых есть два и более ребенка с тяжелой формой адаптации. Таким образом, в исследовании приняли участие все субъекты образовательных отношений в ДОО.

На наш взгляд, отношения между матерью и ребенком являются одним из важнейших факторов, определяющих течение процесса адаптации. Прежде всего, мы обратили внимание на особенности материнского отношения к ребенку, отношение матери к семейной роли, специфику внутрисемейного воспитания и эмоционального взаимодействия.

В исследовании характера детско-материнского взаимодействия, нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия ОДРЭВ (Захарова Е.И.), который предназначен для выявления детско-родительского эмоционального взаимодействия.

  2. Методика исследования детско-родительских отношений PARI (Шефер Е.С., Белл Р.К.; адаптирован Нещерет Т.Н.). В методике PARI выделен ряд признаков, касающихся разных сторон отношения матери к ребенку и жизни в семье. Максимальная выраженность

  3. Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). В методике АВС измеряются показатели, относящиеся к нарушениям процесса воспитания.

  4. Опросник по определению типов родительских отношений ОРО (Варга А.Я., Столин В.В.).

В результате анализа внутрисемейных отношений c помощью методики АВС (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.) были выявлены нарушения в системе воспитательских позиций у исследуемых матерей. Так, у 67% матерей определилась тенденция к гиперпротекции. Это свидетельствует о том, что матери уделяют своему ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. У 65% матерей выявлена тенденция к потворствованию. Такие матери стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей своего ребенка.

Неотъемлемой частью в воспитательном процессе являются требования, предъявляемые ребенку в семье. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, то есть в тех заданиях, которые он выполняет (например, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи), во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Невыполнение требований ребенком может повлечь применение санкций со стороны родителей – от мягкого осуждения до суровых наказаний. По результатам проведенного исследования 54% детей имеют минимальное количество обязанностей в семье, 40% детей воспитываются в условиях недостаточности запретов. 69% исследуемых матерей минимально используют санкции по отношению к поступкам своих детей, такие матери предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они чаще применяют поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. Обращает на себя внимание наличие относительно большого количества матерей, предпочитающих в своем ребенке проявление женских качеств (24%). У таких матерей отношение к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу.

Таким образом, на развитие тяжелой формы адаптации к условиям ДОО оказывают влияние следующие особенности внутрисемейного воспитания детей раннего возраста: гиперпротекция, потворствование, недостаточность требований, запретов и санкций. Это вполне закономерно, если принять во внимание особенности пребывания ребенка в детском саду. В условиях дошкольной организации ребенок усваивает не только способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками, но и четкую систему требований и правил поведения. Очевидно, что сотрудники детского сада не могут максимально и неукоснительно удовлетворять потребности ребенка. Наличие множества запретов и санкций, используемых в ДОО, провоцирует сильное эмоциональное напряжение и, как следствие, нарушение процесса адаптации.

Следующим шагом в нашем исследовании стал анализ системы чувств матери по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков выявили следующие особенности. Результаты исследования по методике ОРО (Варга А.Я, Столин В.В.) показали, что у 83,9% матерей отмечаются высокие показатели по шкале «Симбиоз». Такие матери ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно чувствуют тревогу за ребенка. Совершенно очевидно, что ребенок, имеющий с матерью симбиотическую связь, является боязливым, робким, неспособным впоследствии на самостоятельные решения. Тревогу за ребенка вызывают любые незнакомые и новые ситуации, в которых он должен сам принять решение, ситуации, в которых ребенок остается без матери. Такое положение дел усугубляется в период поступления ребенка в детский сад.

В ходе исследования, проведенного с помощью методики PARI (Шефер Е.С., Белл Р.К.), выявились следующие особенности детско-материнских отношений: большинство матерей стараются предоставлять своим детям возможность высказаться (͞x=18.31 б.), стремятся к партнерским и уравненным отношениям с ними (͞x=17.63 б.). При таком подходе к воспитанию трудности, возникающие у ребенка в период адаптации, вполне объяснимы. Воспитатель детского сада в силу особенностей организации жизнедеятельности в ДОО не может достаточно времени посвятить ребенку и полностью удовлетворить его потребность в общении и речевой активности.

В результате исследования степени эмоциональной дистанции матери и ребенка, преобладают низкие показатели исследуемых параметров: «Раздражительность» (͞x=12.18 б.), «Чрезмерная строгость» (͞x=10.08), «Уклонение от контакта» (͞x=12.76 б.). Это свидетельствует об адекватном эмоциональном взаимодействии матери и ребенка и отсутствии излишней эмоциональной дистанции.

Показатели, характеризующие излишнюю концентрацию матери на ребенке, имеют следующие значения: «Подавление воли ребенка» - ͞x=11.76 б.; «Подавление агрессивности» - ͞x=11.47 б.; «Подавление сексуальности» - ͞x=12.05б. Среднее значение имеет показатель «Зависимость ребенка от матери» (͞x=14.73 б.). Полученные данные не позволяют сделать вывод о наличии рассматриваемой особенности материнского отношения. Обращает на себя внимание лишь относительно высокий показатель параметра «Чрезмерная забота» (͞x=16,29 б.). Таким матерям свойственно ограничение самостоятельности ребенка. Эта особенность вполне может являться одной из причин нарушения процесса адаптации, так как в условиях детского сада от ребенка требуют самостоятельного выполнения ряда культурно-фиксированных действий.

Очевидно, что большую роль в развитии ребенка играет аффективная форма взаимодействия с матерью, основанная на эмоциональном общении. Адекватное эмоциональное общение матери с ребенком и тесный контакт с ним в раннем возрасте способствуют становлению благоприятного взаимодействия с окружающей действительностью в последующие периоды развития человека.

В результате исследования, проведенного с помощью методики Захаровой Е.И. «Особенности детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) мы обратили внимание на высокие показатели в блоке чувствительности. У матерей, приявших участие в исследовании, определяется способность воспринимать состояние ребенка (М=4.248 б.), способность к сопереживанию (М=4.294) и понимание причин состояния ребенка (М=4.132 б.). Матерям свойственно безусловное принятие своего ребенка (М=4.318 б.), преобладание положительного отношения к себе как родителю (М=4,355 б.). Таким образом, у исследуемых диад мать-дитя определяются высокие показатели в блоках чувствительности и эмоционального принятия.

Большое значение при анализе детско-материнских отношений имеют поведенческие проявления эмоционального взаимодействия. Этот аспект включает в себя ряд показателей: стремление к телесному контакту; способность матери к оказанию эмоциональной поддержки; ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия; умение воздействовать на состояние ребенка. Следует обратить внимание, что при высоких показателях параметров «Стремление к телесному контакту» (М=4.566 б.) и «Оказание эмоциональной поддержки» (М=4.132 б.) определяются относительно низкие показатели по параметрам «Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия» (М=3,348 б.) и «Умение воздействовать на состояние ребенка» (М=3,888 б.). Это свидетельствует о непоследовательности поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия и воспитательной неуверенности матерей.

На первый взгляд, у исследуемых диад абсолютно адекватное эмоциональное взаимодействие. Мы провели более детальный анализ значений показателей, используя математико-статистическую обработку данных. С целью изучения взаимосвязей между исследуемыми параметрами применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В результате корреляционного анализа структурных компонентов эмоционального взаимодействия матери и ребенка, характера внутрисемейного воспитания и материнского отношения, определились взаимосвязи между исследуемыми характеристиками.

В блоке чувствительности показатель «способность воспринимать ребенка» находится в слабой положительной связи со следующими параметрами: «Недостаточность требований» (ρ=0,220) «Недостаточность запретов» (ρ=0,198), «Развитие активности» (ρ=0,242). В отрицательной слабой связи исследуемый показатель находится с параметрами «Чрезмерная строгость» (ρ=-0,235) и «Уклонение от контакта» (ρ=-0, 213). Следующим параметром в блоке чувствительности является «Понимание причин состояния». Данный показатель находится в положительной слабой корреляционной связи со следующими характеристиками материнского отношения: «Недостаточность требований» (ρ=0,365), «Чрезмерная забота» (ρ=0,279). И, наконец, третьим показателем в рассматриваемом блоке является «Способность к сопереживанию». При анализе полученных результатов были выявлены слабые положительные связи с такими параметрами, как «Вербализация» (ρ=0,347), «Чрезмерная забота» (ρ=0,308), «Партнерские отношения» (ρ=0,297), «Развитие активности» (ρ=0,443).

В блоках «Эмоциональное принятие» и «Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия», также обнаруживаются взаимосвязи. Так, показатель «Безусловное принятие» коррелирует с параметрами «Недостаточность запретов» (ρ=0,259), «Недостаточность требований» (ρ=0,225), «Вынесение конфликта» (ρ=0,320).

Показатель «Отношение к себе как к родителю» находится в отрицательной слабой связи с параметрами «Чрезмерная строгость» (ρ=0,306), «Чрезмерность требований» (ρ=0,443).

Как уже отмечалось, низкие показатели обнаруживаются в блоке поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия по параметрам «Ориентация на состояние ребенка» и «Умение воздействовать на состояние ребенка». Взаимосвязи наибольшим образом определяются с показателем «Ориентация на состояние ребенка». Так, положительная слабая связь определяется с параметрами «Опасение обидеть ребенка» (ρ=0,265), «Вынесение конфликта» (ρ=0,476), «Предпочтение женских качеств» (ρ=0,456). Отрицательная слабая связь наблюдается с параметрами «Фобия утраты ребенка (ρ=-0,373), «Предпочтение детских качеств» (ρ=-0,273).

Напомним, что по результатам анализа особенностей внутрисемейного воспитания ребенка, испытывающего трудности в период адаптации к ДОО были определены следующие факторы: «Недостаточность требований», «Недостаточность запретов» (54 и 40% исследуемых матерей соответственно), а также «Предпочтение женских качеств»(24%). По результатам анализа материнского отношения, одними из факторов, оказывающих негативное влияние на процесс адаптации, являются «Чрезмерная забота», «Вербализация», «Партнерские отношения», «Развитие активности». Таким образом, высокие показатели в блоке эмоциональной чувствительности, характеризующие адекватное эмоциональное взаимодействие в диаде «мать-дитя», вовсе не определяют положительного влияния на течение адаптационного периода, а скорее являются проявлением общего «симптоматического комплекса» нарушения процесса адаптации.

На заключительном этапе исследования мы обратились к изучению особенностей эмоционального взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста. На наш взгляд, воспитатель является центральным звеном, определяющим благополучие адаптации ребенка к условиям детского сада. Это обусловлено рядом причин:

Во-первых, воспитатель играет ведущую роль в формировании у ребенка представлений о правилах и нормах поведения, и в зависимости от того, как ребенок относится к нему, он склонен выполнять или нарушать его требования;

Во-вторых, воспитатель в период отсутствия значимого близкого взрослого в полной мере может удовлетворять потребность ребенка в защищенности и безопасности.

Поэтому именно на воспитателях групп раннего возраста лежит ответственность за обеспечение благополучного течения процесса адаптации. Успешность адаптации зависит не только от уровня подготовки и квалификации воспитателя, но и от специфики педагогического общения. Педагог, работающий с детьми раннего возраста, должен иметь развитые коммуникативные и организаторские способности, высокую способность к эмпатии, быть чутким к малейшим изменениям состояния детей и ситуации в группе.

Основная задача воспитателя – создание условий для эмоционального благополучия, положительного самоощущения и уверенности в себе каждого ребенка.

Большую роль играет способность к позитивному приятию детей и положительному отношению к ним без каких-либо условий. Педагог должен уметь строить взаимодействие с детьми независимо от их возрастных и индивидуальных особенностей, уметь слышать, наблюдать и понимать причины состояния. Необходимым качеством в общении с детьми раннего возраста является эмоциональность, поэтому воспитателю необходимо не только быть отзывчивым, обладать выразительной речью и живой мимикой, но и иметь способность понимать эмоциональное состояние ребенка и управлять им, т.е. обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта.

В результате комплексного анализа протекания тяжелой формы адаптации нами сделан вывод о зависимости благополучия адаптационного периода от уровня эмоционального интеллекта воспитателей. Нами была использована методика ЭмИн Д.В. Люсина.

В исследовании приняли участие 36 воспитателей разного возраста и с разным уровнем образования. Воспитателей, работающих на группах раннего возраста в возрасте до 30 лет – 2%, от 30 до 40 лет составляют 6%, от 40 до 50 лет – 20 % и от 50 лет и старше – 72%. Среднее специальное непедагогическое образование имеют 42% испытуемых, среднее специальное педагогическое – 36 , высшее непедагогическое (магистратура, специалитет) – 6%, 14% прошли обучение по образовательным программам бакалавриата по непедагогическим специальностям, и лишь 2% педагогических работников получили высшее педагогическое образование.

Напомним, что исследование эмоционального интеллекта воспитателей проводилось в группах, в которых есть два и более ребенка с тяжелой формой адаптации. В ходе исследования выяснилось, что всего 8% воспитателей имеют высокий уровень общего эмоционального интеллекта, 84% – средний и 8% – низкий.

Высоким уровнем развития способности к пониманию эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций обладают 36% воспитателей, а 62% характеризуются низким уровнем развития способности к управлению эмоциями других людей.

У преобладающего числа воспитателей, принявших участие в исследовании, отмечен средний уровень межличностного и внутриличностного интеллекта. Не способны контролировать внешние проявления своих эмоций 61% педагогов. Способность к пониманию и управлению своими эмоциями имеет средние показатели: 89% и 83% соответственно.

По результатам эмпирического исследования мы сделали вывод, что большинство воспитателей характеризуются недостаточным уровнем контроля над внешними проявлениями эмоций и низкой способностью к управлению своими и чужими эмоциональными проявлениями.

Таким образом, на основе полученных данных, нами были выделены 3 группы факторов негативно влияющих на течение адаптационного периода:

  1. Особенности детско-материнского взаимодействия

    1. Характер внутрисемейного воспитания:

• Склонность матерей к гиперпротекции (матери уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание ребенка становится центральным делом их жизни).

• стремление к потворствованию (мать стремится к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей своего ребенка)

• Недостаточность по отношению к своим детям санкций, запретов и требований.

• Дефицит возлагаемых на ребенка обязанностей

  1.  
    1. Особенности материнского отношения:

• наличие симбиотической связь матери и ребенка. Такие матери ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно чувствуют тревогу за ребенка.

• Стремление к чрезмерной заботе и излишняя концентрация на ребенке

• Неуверенность матери в родительских способностях

  1.  
    1. Особенности эмоционального взаимодействия матери и ребенка

• Стремление к телесному контакту

• Тесная эмоциональная связь

  1. Особенности взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста

2.1. Уровень развития эмоционального интеллекта воспитателей

• недостаточный уровень контроля над внешними проявлениями своих эмоций

• низкая способность к управлению своими и чужими эмоциональными проявлениями

  1. Особенности познавательного развития ребенка

  • Уровень развития общения и речи

• трудности при построении взаимодействия со взрослыми людьми

В заключении следует отметить, что проблема нарушения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации заслуживает внимания и требует дальнейшего изучения.

Просмотров работы: 2010