РОЛЬ ПАМЯТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ПАМЯТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Коткова Н.Н. 1, Мищенко Д.Е. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

В психологии проблеме памяти посвящены работы отечественных и зарубежных психологов: Р. Аткинсона, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, П.И. Зинченко, Т.П. Зинченко, Р.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, П.Я Гальперина, У. Джеймса.

Современные исследования в области памяти анализируют её с различных точек зрения и на основе различных подходов. Наиболее широкое распространение получили ассоциативные теории памяти.

Наиболее распространённой гипотезой о физиологических процессах, лежащих в основе запоминания, была гипотеза Д.О. Хебба (1949 г.). Его гипотеза строилась на двух процесса памяти – кратковременном и долговременном. В 1964 г. Г. Хиденом была выдвинута гипотеза о роли РНК в процессах памяти. Поскольку ДНК содержит генетическую память для каждого индивидуального организма, то логично было предположить, что она или РНК может также передавать и приобретённый опыт. В настоящее время уже доказано, что обучение действительно оказывает влияние на РНК.

Ещё одной группой исследований памяти являются социально-генетические. Так, П. Жане в своей работе «Эволюция памяти и понятия времени» (1928) рассматривает психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. Жане выделяет такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти).

Социальную теорию памяти переняли советские психологи. Идея социальной природы памяти получила дальнейшее развитие в трудах Л.С. Выгодского и А.Р. Лурия. А.Н. Леонтьев в своей книге «Развитие памяти» (1931) анализирует природу высшей формы памяти в связи с историческим развитием человеческой деятельности.

Обратимся к научному определению понятия память. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств.

Основными процессами памятиявляются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение, забывание.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольнуюи произвольную.

Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный типпамяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунды. Второй уровень – кратковременная память (КП). Кратковременная память поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды, и продлить их психика возможности не имеет.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная памятьобеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания:забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.

Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня: 1) воспроизводящая память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память.

Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Память можно развивать, тренировать, значительно улучшать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес человека к информации, выбранный тип запоминания, применяемые приемы запоминания, врожденные способности, состояние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим на продуктивность памяти, относятся: характер материала, количество материала, наглядность материала, его ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.

Приемы произвольного запоминания можно разделить на две группы: основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом материале, и на привнесении извне искусственных связей в запоминаемый материал. Последние называются мнемоническими, и применяются они в тех случаях, когда нет содержательных знаний о внутренней структуре материала или трудно ее выявить.

Еще один из приемов мнемотехники, получивший особенное распространение в последние десятилетия в связи с растущей тенденцией к экономии времени, – акронимы. Он состоит в составлении сокращенных названий из первых букв. Например: СНГ, ЮНЕСКО, ООН, НАТО.

Один из наиболее эффективных способов облегчения произвольного запоминания — создание нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания. Она влияет не только на сам факт запоминания, но и на длительность сохранения.

Запоминание существенно улучшается в активной деятельности. Материал легче запомнить, если четко сформулировать цель деятельности.

Если осуществить группировку материала или его классификацию, то значительно улучшается последующее припоминание.

Мы рассмотрели ряд способов, повышающих эффективность долговременной памяти. Теперь обратимся к приемам, облегчающим работу кратковременной памяти. Повторение — основной метод удержания информации в кратковременном хранилище на время консолидации.

Далее мы обратимся к психологическому исследованию, в котором была задействована группа студентов. Для данной категории испытуемых очень важно развивать память, поэтому поговорим о методах запоминании текста. Это довольно трудный вопрос. Тем не менее, некоторые общие рекомендации по запоминанию текста могут выглядеть следующим образом.

Первая из них касается запоминания текста, к которому есть зрительный доступ и возможность неоднократного его прочтения. Этот способ позволяет качественно запомнить материал достаточно высокой сложности. Это так называемая формула ОВОД. Названа она так по первым буквам четырех ступеней этого метода – Основные мысли, Внимательное чтение, Обзор, Доводка.

Для запоминания текстов есть и другая формула — ОЧОГ, также названная по первым буквам своих четырех составных частей: Ориентировка в тексте с целью выделения основной мысли, повторное и внимательное Чтение, Обзор текста с целью его более глубокого осмысления (осознание главного и второстепенного и т.п.), мысленный пересказ текста с выделением Главной мысли.

Как видите, обе эти формулы запоминания текста (ОВОД и ОЧОГ) похожи между собой. И хотя ОВОД, например, значительно экономит время по сравнению с обыкновенным заучиванием и дает лучший результат, он все же связан с повторениями, и поэтому его никак нельзя назвать техникой быстрого запоминания.

Среди методов быстрого запоминания текста можно выделить метод Цицерона. Метод связывания ключевых слов текста с хорошо усвоенным списком слов или мест особенно хорош при необходимости запоминания текста на слух. Текст удобно запоминать и с помощью метода последовательных ассоциаций.

Запоминание текста при помощи пиктограмм – тоже весьма эффективный метод быстрого запоминания текста, особенно для людей «зрительного» типа, или так называемых визуалов.

Далее хотелось бы обратить внимание на исследование, которое было проведено в рамках данной темы.

Исследование проводилось на базе Шуйского филиала ИвГУ. Выборку составили пять испытуемых от 18 до 19 лет. Целью исследования являлось выявление уровня развития памяти. Для достижения цели исследования было использовано 4 методики: методика «Запоминание двадцати слов», методика «Запоминание слов по смыслу», методика «Память на числа», методика «Память на образы».

По результатам проведённых методик мы можем сделать вывод о том, что объём памяти у исследуемой группы неодинаков. Результаты запоминания и успешного воспроизведения информации зависят от многих причин: возраста тестируемых, обстановки, содержательности предоставляемой информации и её наглядности. На основании результатов можно говорить о том, что больший объём воспроизведённых слов и символов мы можем наблюдать в ходе проведения методик 1 и 4. Данная группа с меньшей эффективностью воспроизвела информацию, предоставленную в методиках 2 и 3. Для достижения лучших результатов необходимо работать над развитием памяти по методикам, приведённым выше.

Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его жизни. Именно благодаря ей человек может развиваться как личность, она является основой всех познавательных процессов. Тема психологического исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейшего исследования.

Библиография

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памятит/ О.Андреев, Л.Хромов. – Екатеринбург,1992.

2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /

Р. Аткинсон.- М.1980.

3. Вейн А.М., Каменцкая Б.И Память и уход за ней / А.Вейн, Б.Каменцкая.-М., 1973.

4. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж.Годфруа.-М.,1994.

5. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти / Э.Голубева.-М., 1980.

6. Капелин А.А. Психологические тесты. В 2 т./А.Карелин.-ВЛАДОС-ПРЕСС.,2007.-Т.2.-248с.

Просмотров работы: 4713