Цель исследования – изучить уровень развития коммуникативных способностей студентов.
Объект исследования – коммуникативные способности студентов.
Предмет исследования – развитие коммуникативных способностей студентов.
Методы исследования:
опрос;
тестирование;
наблюдение.
Коммуникативные способности – это вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения.
Коммуникативные способности личности – это важнейший фактор межиндивидуального взаимодействия. В настоящее время коммуникативные способности личности находятся в зоне повышенного внимания разных наук.
Трудности в общении могут возникать из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образ мира – природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях.
Исследование коммуникативных способностей студентов началось с проведения предварительной диагностики по методикам: В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности», теста коммуникативных умений Михельсона.
Оценка уровня общительности (В. Ф. Ряховский)
В таблице 1 представлены результаты диагностики студентов по методике «Оценка уровня общительности (В. Ф. Ряховский)».
Таблица 1
Оценка уровня общительности
Результат |
Количество человек |
Средний результат |
Количество в процентах |
9 – 13 баллов |
4 |
13 |
40% |
14 – 18 баллов |
4 |
40% |
|
19 – 24 балла |
1 |
10% |
|
25 – 29 баллов |
0 |
0% |
Из 9 испытуемых результаты распределились таким образом:
Ни один человек не получил результаты в диапазоне от 25 до 29 баллов – низкий уровень коммуникативных способностей. Данные значения свидетельствуют о том, что испытуемые являются людьми замкнутыми, им сложно заводить новые знакомства и выстраивать диалог.
Единичный случай был выявлен в диапазоне от 19 до 24 баллов, что говорит об общительности студентов, даже в незнакомой обстановке. Сложности возникают при знакомстве с новыми людьми, в высказываниях, как правило, много сарказма.
8 человек получили от 19 до 24 баллов и от 9 до 13 баллов. Данные результаты свидетельствуют о нормальном уровне коммуникативных способностей.
Данные по методике В.Ф. Ряховского свидетельствуют о том, что все испытуемые не испытывают трудности в установлении контакта и умеют вести диалог.
Тест коммуникативных умений Михельсона
В таблице 2 представлены результаты диагностики студентов по методике «Тест коммуникативных умений Михельсона».
Таблица 2
Результаты изучения коммуникативных умений
Исследуемый |
зависимые |
компетентные |
агрессивные |
1 |
13 |
14 |
0 |
2 |
5 |
22 |
0 |
3 |
8 |
17 |
2 |
4 |
7 |
17 |
3 |
5 |
3 |
20 |
4 |
6 |
10 |
17 |
0 |
Таким образом, можно сказать, что у всех испытуемых преобладает компетентное общение – некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю.
Можно сказать, что испытуемые студенты владеют неплохими навыками коммуникативных способностей, о чем свидельствуют выше приведенные исследования. Студенты эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес.
Итак, коммуникативные способности играют важную роль в жизни любого человека. Развитие таких способностей необходимо для построения карьеры, бизнеса и личных отношений.