Студенческий период жизни совпадает с наибольшими потенциальными возможностями человека. Студент стремится к профессиональной самореализации и успеху, он наиболее мобилен, способен выстроить свой путь к достижению вершин в выполняемой деятельности, и, в первую очередь, на это влияет мотивация достижения успеха в учебной и профессиональной деятельности.
Для изучения учебной и профессиональной мотивации были опрошены студенты 1 курса историко-филологического факультета Шуйского филиала Ивановского государственного университета, в количестве 10 человек. Нами были использованы две диагностические методики:
Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой).
Цель применения данной методики – диагностика учебной мотивации студентов, а именно коммуникативных, профессиональных, учебно-познавательных, широких социальных мотивов, а также мотивов творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Результаты обрабатывались по семи шкалам, где необходимо было высчитать средний показатель по каждой шкале опросника. По итогам диагностики мы получили следующие результаты:
Шкала 1.Коммуникативные мотивы – 17.2
Шкала 2.Мотивы избегания – 16
Шкала 3. Мотивы престижа – 18
Шкала 4.Профессиональные мотивы – 25,6
Шкала 5.Мотивы творческой самореализации – 8
Шкала 6.Учебно-познавательные мотивы – 25
Шкала 7.Социальные мотивы – 20
По полученным данным можно сделать предположение о том, что учебно-познавательные и профессиональные мотивы преобладают у студентов первого курса над остальными. Следовательно, студенты ориентированы на усвоение способов добывания знаний, для того чтобы реализоваться в своей будущей профессиональной сфере. Вместе с тем следует отметить недостаточное понимание испытуемыми студентами специфики педагогической профессии, позволяющей самореализовать свой творческий потенциал. Продуктивность деятельности педагога в большой степени зависит от уровня развития его творческого потенциала, который проявляется в оригинальности и гибкости мышления, умении находить нестандартные решения возникающих профессиональных задач, творческой инициативе, способности к созидательной деятельности.
Методика диагностики самооценки профессионально-педагогической мотивации (адаптирована Н.П.Фетискиным).
Цель методики – определить, на какой ступени мотивационной лесенки находится исследуемый. А именно: имеет ли место равнодушие, или эпизодическое поверхностное любопытство, или налицо заинтересованность, или развивающаяся любознательность, или складывается функциональный интерес.
Анализ результатов теста показал, что у испытуемых в основном средний уровень профессионально-педагогической мотивации, то есть профессиональная потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами педагогического мастерства.
Из полученных результатов теста следует предположение о том, что у студентов-первокурсников пока ещё не сформированы представления о будущей профессии, возможно, поэтому и уровень мотивации недостаточно высок.
На наш взгляд, осознанию и повышению уровня учебной и профессиональной мотивации будет способствовать использование преподавателями следующих приемов на учебных занятиях:
1. Мотивирование студентов преподавателем. Студент приходит в высшее учебное заведение не только для получения знаний, но и для того чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель должен объяснить студентам, чем и как предмет будет действительно полезен в их будущей профессии.
2. Стимулирование на результат, а не на оценку. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и показать возможность его практического применения в профессиональной деятельности.
3. Сотрудничество студента с преподавателем. Студенту необходимо, чтобы его преподаватель был его наставником, укреплял уверенность в собственных силах учащегося. В таком случае студенты охотнее будут сотрудничать с преподавателем в процессе обучения. Особенно ярко такое взаимодействие проявляется при использовании интерактивных технологий обучения.
4. Формирование положительного отношения к выбранной профессии. Этому будет способствовать осознание собственного личностного роста, достижение успеха в процессе изучения специфики педагогической профессии, осознание возможности самореализоваться в дальнейшей профессиональной деятельности.
Следует подчеркнуть, что истинный источник мотивации находится в самом студенте, только от него самого зависит достижение желаемого. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.
В повышении учебной и профессиональной мотивации студентов, на наш взгляд, значительную роль играет и учебное заведение. Именно ВУЗ и его преподаватели являются стимуляторами интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а профессии, основанной на прочных и стабильных знаниях.
В заключение хочется отметить, что мотивы – это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не самостоятельно, то целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов, можно помочь в профессиональной адаптации и реализации.