ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Грибкова E.Н. 1, Зобнина Т.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В старшем дошкольном возрасте формируется качественно новое мышление, осуществляющееся при участии мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), а сами мыслительные операции начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. Благодаря развитию мыслительных операций ребенок начинает понимать скрытые связи и отношения, переходя от использования готовых связей к открытию все более сложных; у него складываются такие качества ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. Развитие мыслительных операций у старших дошкольников имеет большое значение в связи с предстоящим поступлением детей в школу.

Исходя из этого, целью нашего исследования стало выявление уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, разработка и апробация программы их развития у старших дошкольников.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации экспериментальной развивающей программы.

Исследование было проведено на базе дошкольного образовательного учреждения № 29 «Чайка» г. Кинешма Ивановской области.

В исследовании приняли участие дети в возрасте 5-6 лет численностью 20 человек.

В процессе исследования применялись следующие психодиагностические методики:

- методика «Открой тайну предмета» (Р.А. Роговцева), направленная на выявление уровня развития мыслительных операций анализа и синтеза;

- методика «Помоги Красной Шапочке» (М.В. Хозяинова), способствующая определению уровня развития такой мыслительной операции, как сравнение;

- методика ««Помоги сородичам найти друг друга» (Н.В.Кузнецова), целью которой является изучение уровня развития мыслительной операции обобщение (классификация);

- методика «Две картинки» (М.В. Хозяинова), помогающая выявить уровень развития умения устанавливать причинно-следственные связи посредством мыслительных операций абстрагирования и конкретизации.

Результаты исследования, проведенного с помощью методики «Открой тайну предмета», показали, что уровень развития мыслительных операций анализ-синтез у детей старшего дошкольного возраста различен. Так, детей с очень высоким уровнем развития данных мыслительных операции было выявлено 20% от общего числа опрошенных, у такого же количества детей был отмечен высокий уровень их развития. Однако у большинства старших дошкольников было обнаружено недостаточное развитие мыслительных действий, лежащих в основе анализа и синтеза объективной действительности, таких как вычленение признаков, свойств, качеств, функций предмета, установление взаимосвязи его частей, функций, признаков и свойств, обобщение основных свойств, качеств, функций исследуемого объекта. Так, по данным проведенного нами исследования, 30% детей от общего числа опрошенных характеризуются средним уровнем развития данных мыслительных операций, у такого же количества старших дошкольников был отмечен низкий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Становится очевидным, что мыслительные операции анализа и синтеза осуществляются большинством старших дошкольников с немалым трудом, в связи с чем особую актуальность приобретает организация целенаправленной и планомерной работы по их развитию у детей этого возраста.

Сходная картина была выявлена нами и в отношении уровня развития у старших дошкольников такой мыслительной операции, как сравнение. По данным эмпирического исследования, проведенного с помощью методики «Помоги Красной шапочке», детей с очень высоким уровнем ее развития было выявлено 20% от общего количества участников исследования, у стольких же детей был отмечен высокий уровень ее развития. Вместе с тем преобладающее количество детей в возрасте 5-6 лет пока еще не владеют в достаточной мере умениями выделять сходство и различие объектов по их свойствам, сенсорным признакам, функциям. Об этом свидетельствуют полученные нами результаты исследования: у 30% старших дошкольников был отмечен средний уровень развития мыслительной операции сравнение, такое же количество старших дошкольников характеризуются низким уровнем ее развития.

Следующим шагом в нашем исследовании стало изучение уровня развития у старших дошкольников мыслительной операции обобщение (классификация). Способствовало этому применение методики «Помоги сородичам найти друг друга». Данная методика позволяла определить уровень развития действий-шагов, составляющих алгоритм данных мыслительных операций: 1 шаг - выделение возможных видимых, непосредственно отражаемых признаков - оснований для разделения объектов по группам; 2 шаг - определение существенных признаков объединения объектов в группы; 3 шаг - отнесение объектов к группе на основе подведения их под конкретное понятие; 4 шаг - выполнение действия классификации на основе общего понятия; 5 шаг - моделирование (схематизация) процесса выполнения действия классификации.

Результаты исследования показали, что этими мыслительными действиями дети старшего дошкольного возраста владеют несколько лучше, чем мыслительными операциями анализ-синтез и сравнение. Так, очень высокий уровень развития мыслительной операции обобщение (классификация) был отмечен у 20% участников исследования, высокий уровень развития – также у 20% детей. Преобладающее число детей старшего дошкольного возраста характеризуются средним уровнем ее развития (50% от общего числа опрошенных), у 10% детей был выявлен низкий уровень развития исследуемого свойства.

Определению у старших дошкольников уровня развития умения устанавливать причинно-следственные связи (абстрагирование и конкретизация) способствовало применение методики «Две картинки». Данная методика позволяла выявить сформированность следующего алгоритма действий по установлению причинно-следственных связей: 1 шаг - установление прямых, внешне представленных зависимостей между объектами, явлениями; 2 шаг - установление наглядно представленных обратных связей; 3 шаг - определение скрытых прямых и обратных зависимостей в результате суждений, рассуждений и умозаключений; 4 шаг - прогнозирование возможных причин и следствий различных событий; 5 шаг - моделирование причинно-следственных связей между объектами.

Анализ результатов исследования обнаружил значительные разлития между детьми - старшими дошкольниками в отношении уровня развития изучаемого свойства. Очень высокий уровень развития обобщения (классификации) был отмечен у 40% детей, у 10% старших дошкольников мы выявили высокий уровень развития этих мыслительных операций. Наряду с этим у подавляющего количества детей (45%) обнаружен средний уровень их развития, у 10% старших дошкольников был отмечен низкий уровень изучаемых мыслительных операций.

Итак, проведенное исследование показало, что хотя дети старшего дошкольного возраста в силу ряда причин значительно различаются между собой по уровню развития исследованных мыслительных операций, более половины из них характеризуются относительно невысоким уровнем их развития. Это, в свою очередь, ставит задачу организации и проведения целенаправленной и систематической работы со старшими дошкольниками по развитию у них операций мышления.

Для решения этой задачи нами была составлена и реализована программа «Мы учимся мыслить». При разработке программы мы основывались на положении о том, что необходима специально организованная работа по обучению детей мыслительным операциям. Наиболее эффективно такое обучение у дошкольников происходит в непринужденной обстановке в условиях игры, лучше дидактической (разного вида и типа), где это обучение осуществляется через показ игрового действия, раскрытие познавательного содержания, а также через упражнения с элементами игры, наблюдение с последующей беседой, экспериментирование (опыты), моделирование, тренинг и т.д.

Задачи программы:

- выявление и помощь в устранении факторов, мешающих детям развивать мыслительные операции;

- содействие детям в обучении мыслительным операциям посредством освоения игровых правил и действий;

- активизация внутренних ресурсов старших дошкольников для эффективного развития мыслительных операций.

При создании программы мы опирались на точку зрения П.Я. Гальперина о том, что внутренний план действий формируется поэтапно в результате преобразования исходного практического действия.

Программа состояла из шести циклов занятий, в которых чередовались игры, занятия, наблюдения, тренинги, экспериментирование (опыты), моделирование, упражнения с элементами игры, беседы.

Для проведения психолого-педагогического эксперимента первоначально принявшие участие в исследовании дети были разделены на экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ) численностью 10 человек каждая.

Программа была апробирована с детьми, составившими ЭГ. Дети смотрели отрывки из фильмов, видеофильмов, просматривали диафильмы, диапозитивы для обогащения знаний об окружающем мире, с ними проводились игры, игровые упражнения, занятия, игры-занятия, наблюдения, беседы, эксперименты (опыты), тренинги, в проведении занятий использовался такой интересный метод, как моделирование.

Результаты проведенного психолого-педагогического эксперимента выявили эффективность апробируемой программы развития мыслительных операций у старших дошкольников.

Так, если на констатирующем этапе исследования большинство детей ЭГ и КГ характеризовались средним уровнем развития мыслительных операций, то на контрольном этапе исследования по результатам трех методик дети ЭГ поднялись до высокого уровня, оставшись на среднем уровне лишь по уровню развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез.

По общему балловому эквиваленту на констатирующем этапе исследования дети КГ опережали детей ЭГ на 8 баллов, а на контрольном этапе исследования дети ЭГ по общему балловому эквиваленту оказались впереди детей КГ на 47 баллов.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы было выяснено, что разнообразные игры и упражнения с элементами игры, а также математические дидактические игры, моделирование, тренинги, дополненные различными дидактическими, наглядными, видео- и кино- материалами обладают уникальной способностью развивать мыслительные операции у детей дошкольного возраста, поэтому можно считать, что цель нашего исследования – научить детей мыслить с помощью разнообразных дидактических средств – достигнута. Это позволяет рекомендовать составленную и апробированную нами программу «Мы учимся мыслить» для использования педагогами ДОУ в своей профессиональной деятельности.

Библиография

  1. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под

ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988.- 121 с.

2. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию мышления дошкольников. – М.: Сфера, 2008. – 43 с.

Просмотров работы: 4616