ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пхаладзе А.Р. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении.

Человек способен в своем сознании творить образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Для этого человеку, безусловно, необходимо воображение.

Воображение– это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом.

На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Ю. Кулагина) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Цельисследования выявить уровень развития воображения у младших школьников и определить способы его развития.

Анализируя литературу по данной теме, мы сделали следующие выводы:

Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения. Вначале активизируется воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Затем формируется творческое воображение.

Воображение может творчески преобразовывать действительность, его образы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые и неожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функции является также основой для совершенствования творческих способностей ребёнка.

Необходимо также отметить то, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным, периодом для развития воображения.

Практическое исследование особенностей развития воображения младших школьников проходило на базе МОУ Дополнительного Образования Детей «Детская Художественная Школа» г. Шуя. Исследование проводилось с 11 детьми, в возрасте от 9 до 11 лет.

Методики, используемые в экспериментальном изучении:

  1. Тест креативности Торранса, задание «Закончи рисунок», направленный на выявление уровня и особенностей развития воображения.

  2. Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур», направленная на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

По результатам, полученным при проведении первой методики, нами было выявлено, что беглость воображения всех испытуемых соответствует возрасту, гибкость воображения трех испытуемых незначительно ниже нормы, соответствующей их возрасту. Оригинальность идей всех испытуемых соответствует их возрасту. Разработанность рисунков двух испытуемых ниже возрастной нормы, и у двух испытуемых разработанность рисунков на очень высоком уровне.

Анализ результатов, полученных при проведении второй методики, показал, что низкий уровень развития воображения выявлен у одного испытуемого. По результатам проведенного испытания коэффициент оригинальности равен двум.

Средний уровень развития воображения выявлен у шести испытуемых.

Высокий уровень развития воображения выявлен у четырех испытуемых.

После выясления результатов, нами были предложены упражнения, игры для развития воображения. Они были предложены школьному преподавателю испытуемых. Особенно хочется отметить то, что результаты, полученные с помощью методики, были подтверждены и учителем детей. То есть работы детей соответствуют тому уровню воображения, который был получен при подведении итогов по методикам.

По окончании исследования нами было выявлено, что уровень развития воображения большинства учащихся соответствует их возрасту

Подводя итоги можно еще раз отметить, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. И младший школьный возраст является наиболее благоприятным для его развития.

Просмотров работы: 3297