ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ GR В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ GR В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Черноскутова М.В. 1, Меньшенина Н.Н. 1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире государственная элита и бизнес-элита России нуждаются в диалоге. В последнее время Government relations (GR) становятся все более актуальной сферой деятельности. Так роль GR как для государства, так и для крупных компаний, компаний малого и среднего бизнеса, выходит на первый план. Соответственно, возникает необходимость налаживать взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти и бизнеса, совершенствовать механизмы их взаимодействия в целях успешного социально-экономического развития как организаций, задействованных в процессе взаимодействия, так и государства в целом.

Так, в современных реалиях подтверждается приоритетность выстраивания взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнес-сообществом. Однако Россия в отношении становления, формирования и развития Government Relations имеет свой уникальный путь в силу сложившейся государственной политики, финансово-экономических взаимоотношений и иных социальных факторов, что существенно отличает ее от практики других стран мирового сообщества.

Существует множество точек зрения, определяющих «Government Relations». Рассмотрим некоторые подходы к толкованию понятия GR. Наиболее прямолинейный из них ограничивается переводом термина «Government Relations», как «связь с правительственными организациями». Данный перевод позволяет сделать вывод о том, что GR-специалист курирует только органы исполнительной власти: аппарат правительства и профильные для его отрасли министерства. Однако сфера GR гораздо обширнее. Понятие «Government» в указанном контексте следует переводить не как «правительство», а как «государственная система управления» в целом, которая включает все ветви государственной и муниципальной власти[7].

Широкое определение GR трактуется как «взаимодействие бизнеса и власти с целью обеспечения, отстаивания и продвижения интересов бизнеса в системе органов государственной власти» [6]. Данное взаимодействие характеризуется как взаимовыгодное и предполагает, как защиту интересов бизнеса в государственных структурах, так и наличие необходимых форм и методов влияния государства на бизнес.

Стоит обратить внимание на понятие «GR-менеджмент», выступающее в роли одного из направлений коммуникативного менеджмента, целью которого является согласование собственных интересов организаций с интересами органов государственной власти различного уровня для снижения рисков и обеспечения устойчивого развития [5]. В рамках данного подхода термин GR сближается с понятием «лоббизм», который определяется как узаконенная форма внутригосударственных коммуникаций, закрепленных соответствующими законодательными актами в странах Европы (Германии, Венгрии, Польше, Литве и др.), Северной Америки (США, Канаде). Для российских условий данный подход неэффективен в силу отсутствия аналогичной нормативной базы.

По мнению исследователя GR, Е. Тарашвили, в современной российской действительности формируются отношения государства и общества как управляющих и управляемых. GR приобретает в этих условиях иное качество, прежде всего под воздействием того, что государство выступает как структура, считающая своей главной целью не власть, а управление — регулирование, упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникации общества и государства основывается на принципиально новом понятии — взаимодействие. В данном ключе главными задачами государственной деятельности в сфере коммуникаций являются: 1) содействие демократизации государственного управления, 2) обеспечение становления гражданского общества [2]. Созданная в 2005 г. Общественная палата РФ, представляя собой связующее звено между властью и обществом, должна была стать ярким примером такого рода деятельности.

Исследователь, Дениева А.К., утверждает, что представленные подходы являются неполными, отражая лишь отдельные аспекты взаимодействия власти и общества. «Исходя из более корректного перевода «Government Relations», как «отношения с системой государственного управления», следует признать, что GR есть, по сути, пространство диалога между представителями государства и общества в социальных коммуникациях страны. Это пространство включает в себя целый комплекс элементов и связей между ними, что дает основание говорить о GR-среде»[2].

Руководствуясь утверждением Дениевой А.К. о недостаточном раскрытии термина GR, для построения более полной картины обратимся к рассуждениям других исследователей в области GR.

Российские исследователи, А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров определяют GR как сознательную организацию коммуникации, установление эффективных коммуникаций с органами государственной власти [10].

Более широкую трактовку понятию GR дает американский исследователь, Мак К.С.: «GR — это применение коммуникативных технологий индивидами или социальными институтами для влияния на правительственные решения местного, регионального, национального или интернационального уровней, или их комбинаций»[9].

По мнению американских исследователей, У. Аги, Г. Кэмерона, Ф. Олта, Д. Уилкокса GR представляет собой деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, профессиональными союзами, добровольческими организациями и пр.) и государственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия политических и административных решений (лоббизм)»[1]. На наш взгляд, данное определение более емко раскрывает сущность GR в силу того, что в определении авторы максимально учли субъекты взаимодействия, предмет и содержание GR-деятельности. Однако в данном определении используется термин «лоббизм», который в сущности отличается от GR.

Таким образом, в процессе анализа основных определений понятия GR, представленных современными исследователями в данной области выявлена его основная сущность - формирование взаимного доверия между бизнесом и органами государственной власти, представляющих неполитическую и политическую сферы, для получения, как взаимовыгодного, так и общественно полезного результата. GR-деятельность приобретает новое качество и новое место во взаимодействии государства и бизнеса, потенциально обеспечивая цивилизованную и правовую оптимизацию интересов политических и экономических субъектов.

Важно подчеркнуть, что результативность GR может быть достигнута только благодаря эффективному применению и реализации GR-технологий. Поэтому понятия «GR» и «GR-технологии» неразрывно связаны друг с другом.

Определим понятие «GR-технологии» как совокупность методов и процессов, используемых в GR-деятельности, направленных по выстраивание отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, профессиональными союзами, добровольческими организациями и пр.) и государственной властью.

Основными этапами GR-деятельности являются мониторинг, стратегия и тактика, контроль реализации. В рамках этапа стратегии и тактики GR-специалистами применяются следующие GR-технологии:

  • прямое взаимодействие с органами государственной власти;

  • воздействие на лиц, принимающих решение через экспертное сообщество;

  • медиа-рилейшнз;

  • технологии реализации программ корпоративной социальной ответственности;

  • поддержка политической деятельности;

  • политический фандрайзинг;

  • спонсорские программы и др.

Более подробно рассмотрим 5 основных вида GR-технологий, наиболее часто применяемых специалистами в своей деятельности - прямом взаимодействии с органами государственной власти; участии в экспертных советах; медиа-рилейшнз; корпоративной социальной ответственности и поддержке политической деятельности.

Прямое взаимодействие с органами государственной власти подразумевает участие в обсуждении органами государственной власти интересующих GR-специалиста вопросов, предполагает наличие эффективных каналов GR-коммуникации и включает в себя:

  • непосредственные персональные контакты с представителями органов власти;

  • выступления на саммитах, форумах, слушаниях;

  • предоставление законодателям информации по интересующему их вопросу, экспертное участие в комитетах, комиссиях, советах и т.д.;

  • неформальные встречи на светских, культурных и просветительских мероприятиях и т.п.

Воздействие на лиц, принимающих решение через экспертное сообщество, предполагает участие GR-специалистов в экспертных советах и т.п. Предоставление экспертной информации – один из самых распространенных способов взаимодействия с органами власти. Сюда относится привлечение известных специалистов из разных отраслей в качестве экспертов по спорным вопросам. Привлечь специалистов можно до начала выпуска нового продукта или презентации новой инициативы, если есть необходимость обратить внимание представителей государственных органов и общественности на актуальную проблему, а также в период продвижения проекта на форуме, симпозиуме, пресс-конференции. Эксперты часто выступают в качестве универсальных лидеров мнений, способных с помощью СМИ эффективно влиять на общественные взгляды.

Корпоративная социальная ответственность – это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом [4]. Ярким примером корпоративной социальной ответственности являются проекты государственно-частного партнерства. Как правило, в ходе реализации такого проекта устанавливаются доверительные отношения личного характера, что предоставляет компании хороший шанс продемонстрировать компетентность и профессионализм, укрепить положительный имидж.

Значимой GR-технологией являются медиа-рилейшнз. Средства массовой информации играют важную роль в GR-коммуникациях, так как формируют общественное мнение не только у рядовых граждан, но и у таких приоритетных групп, как политическая элита. Соответственно, сформированное общественное мнение влияет на принятие политических решений представителями государственной власти.

Поддержка политической деятельности – распространенная GR-технология. Она может выражаться в виде технической, информационной и волонтерской поддержки политиков во время выборов, подключения экспертов и лидеров мнений, а также бесплатного медийного тренинга для кандидатов [10]. Другим видом поддержки стали «мягкие деньги», крупные нерегламентированные пожертвования на нужды партии, ставшие одной из самых противоречивых форм косвенного лоббирования в 1990-е гг, когда корпорации и частные лица могли спонсировать деятельность политических партий.

Ориентируясь на российскую специфику применения GR-технологий, отметим, что освоение цивилизованных GR-технологий в развитии взаимоотношений бизнеса и государства в современной России будет способствовать их прозрачности, открытости, легальности, подконтрольности обществу, а значит увеличению социальных благ и демократизации жизни общества.

По мнению менеджера по внешним коммуникациям, Климовой В., для эффективного сотрудничества требуется повышать эффективность деятельности госсектора, создавать благоприятную среду для конкурентоспособности российских предприятий [3]. Компании должны налаживать отношения с федеральными и местными органами власти, взаимодействовать с отраслевыми и бизнес ассоциациями, НКО и обществами потребителей. Для лоббирования своих интересов следует не только поддерживать постоянные связи в органах государственной власти, но и находить площадки для взаимодействия с представителями госсектора. Немаловажным фактором является создание и претворение в жизнь программы корпоративной социальной ответственности.

Помимо лоббирования интересов компаний внутри России, следует уделять большое внимание продвижению и защите их интересов в странах ЕС, используя для этого все имеющиеся ресурсы. Для создания эффективных Government relations необходимо наличие в органах власти большой группы квалифицированных специалистов. Нужно активно работать с правительствами европейских стран, с международными и российскими средствами массовой информации [3].

На наш взгляд, одним из эффективных методов установления действенных взаимосвязей между бизнес-структурами и государственной властью являются GR-форумы.

Как правило, деятельность экономических форумов, прежде всего, направлена на развитие партнерства политической элиты и бизнес-элиты, принятии взаимовыгодных решений в условиях динамично меняющегося мира [8]. Форумы представляют собой переговоры между властью и бизнесом, способствующих информационному обмену, который соответствует интересам и ожиданиям партнеров, выявлению узких мест сотрудничества. Зачастую проводимые форумы имеют статус региональных. На подобных форумах вырабатываются стратегии развития региона, совершенствования правовой базы для привлечения инвестиций и улучшения его инфраструктуры. В рамках некоторых форумов проходит обсуждение проблем в масштабах страны. Так, можно полагать, что благодаря проведению подобных форумов появилась возможность для анализа GR-активности бизнеса и власти в рамках новых каналов коммуникации, составления их рейтингов.

Стоит отметить привлекательность форумов для инвесторов. Приоритетом для участников является не статусность площадки, а эффективность экспертного взаимодействия. На сегодня формат форумов скорее предполагает формулирование проблем и экспертных рекомендаций, которые по итогам работы передаются в правительство для рассмотрения и учета в работе. Безусловно, президент России, В.В. Путин, являясь непосредственным участником подобных мероприятий, ясно дает понять бизнес-сообществу, что власть отводит экономическим форумам важную роль. Можно с уверенностью отметить, что это наглядный пример двусторонней GR-коммуникации, столь необходимой для совершенствования отношений между государством и обществом для развития государственно-частного партнерства.

Так, экономические форумы, являясь наглядным примером GR-технологий, в перспективе сыграют важную роль в формировании прогрессивных GR-коммуникаций.

В результате анализа основных определений понятия GR, представленных современными исследователями в данной области, выявлена сущность GR как специальных технологий по формированию взаимного доверия между бизнесом и органами государственной власти, представляющих неполитическую и политическую сферы, для получения, как взаимовыгодного, так и общественно полезного результата. Сделан вывод о том, что результативность GR может быть достигнута только благодаря эффективному применению и реализации GR-технологий.

Подробно рассмотрено применение GR-технологий, характеризующих практику GR-деятельности России. Сделан вывод об актуализации GR-деятельности в системе взаимоотношений государства, бизнеса и общественных организаций. В рамках мирового пространства для практики России GR-деятельность является необходимой.

Таким образом, потенциал GR заключен в комплексном использовании бизнесом интегрированных технологий, как уже известных в России: связи с общественностью, лоббирование, маркетинг, анализ и прогноз, принятие решений и др., так и новых: организация переговорных площадок бизнеса и власти во время экономических форумов, политического и бизнес-консалтинга и др., которые в своей совокупности придают новое качество диалогу бизнеса и власти современной России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д. Самое главное в PR / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2004. С. 362-363

  2. Дениева А.К. GR-среда современной Российской Федерации: основные характеристики и проблемы формирования. Режим доступа: http://conf.inexo.ru/gr-среда-современной-российской-федера/

  3. Климова В. GR-форум 2008. Бизнес и власть: как наладить диалог? // Национальные проекты. 2008. № 5 (24)

  4. Кузнецов И. Н. Бизнес-этика. М.: Дашков и К., 2007.

  5. Кулакова Т.А. Government Relations в процессе принятия политических решений // Политэкс: Политическая экспертиза: Альманах. Вып.2. СПб. 2005. С. 227.

  6. Сенин В. GR и «лоббизм» в банковском секторе // Банковское обозрение. 2011. № 5.

  7. Толстых П. Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий - http://www.raso.ru/?action=show&id=16626.

  8. Хлытчиев И. Экономические форумы в России как каналы эффективной GR-коммуникации // Власть, 2013. № 12

  9. Mack C.S. Business, Politics, and the Practice of Government Relations. Westport, 1997

  10. GR: Теория и практика: учебник / под. Ред. И.Е. Минтусова, О.Г. Филатовой – СПб. 2013

Просмотров работы: 7689