СПОРТИВНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СПОРТИВНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА

Смирнова Т.А. 1, Крупнова Т.Б. 2, Редков С.К. 3
1Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
2Ивановский филиал Международного юридического института
3Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Надпись на пропилеях святилища Лето на Делосе гласит:

«Право прекрасней всего, а здоровье – лучшая участь.

Что сердцу мило, добыть – вот удовольствие нам» [1, с. 53].

Это высказывание приводит Аристотель, говоря о добродетелях, и считая здоровье тела и души не только главной добродетелью, но и движущей силой всех общественных явлений и процессов.

В Древней Греции бал распространен культ Аполлона , бога – покровителя спортивных и музыкальных состязаний. Как отмечал Плутарх: «Афиняне посвятили свой гимнасий Аполлону: они понимали, что бог дающий нам здоровье, посылает также силу и умение для гимнастических состязаний. И так как одни состязания требуют больше силы, а другие больше легкости, то дельфийцы, как передают, приносили жертвы Аполлону Кулачному Бойцу, а критяне и македоняне – Аполлону Бегуну»[3, с. 136].

И сами атлеты-олимпийцы приравнивались если не к полубогам, то по крайней мере, к героям. С них ваяли скульптуры, им посвящали стихи и песни.

Иными словами, в массовом сознании эллинов спортсмены наделялись добродетелями и они должны были соответствовать этому образу. Даже люди далекие от спорта занимались гимнастикой, чтобы быть добродетельными.

По мнению Аристотеля, недостаточные занятия гимнастикой губительны для здоровья, а человек слабый и больной порочен, так как сам довел свой дух и тело до критического состоянии [1.с.67].

Культура здорового духа и тела являлась значительной частью общей культуры, и пренебрежение к ней являлось страшным пороком наравне с богохульством.

Слово «спорт» означает физические упражнения для развития и укрепления организма [2, с.618].

Слово «поведение» означает образ жизни и действий [2, с.427].

Следовательно, понятие «спортивное поведение» означает образ жизни и действий направленных на укрепление организма, а в контексте нашего вступления – на укрепление духа и тела стремящихся к гармонии, и олицетворяя собой пример высокой нравственности и благородства.

Отсюда неспортивное поведение – это образ жизни и действий отрицающий культурное начало в занятии спортом. Для людей, избравших этот путь, спорт является только средством самоутверждения, что характерно для морально ущербных людей.

Не случайно в 90-е годы многие спортсмены органично влились в криминальную возню за материальные блага, так как тренерское сообщество, развивая тело, забыло о душе.

В современной России эти проблемы сохраняются. Спортсмены перестали освещаться божественным ореолом, как это было в Древней Греции, они перестали быть морально-нравственным примером, а только лишь предметом зависти у ограниченных людей. Спортсмены продаются и покупаются как непотребные девки, устраивают пьяные драки в кабаках, погрязли в адюльтере.

Привести спортивное сообщество к былому образу и подобию государство пытается с помощью всех видов ответственности.

Дисциплинарная ответственность предусматривает лишение права на участие в соревнованиях, аннулирование наград и титулов и т.д.

Гражданско-правовая ответственность предусматривает неустойки за нарушение условий контракта.

Для тренерского сословия установлено наказание в виде дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет (ст.3.11 КоАП РФ).

Неспортивное поведение спортсменов породило такое негативное явление, как фанатские движения.

Если раньше были болельщики, то есть люди болеющие за свою команду и ли спортсмена, то теперь на смену им пришли фанаты.

Фанат это производное слово от слова фанатик, которое имеет исторически устойчивое значение – человек исступленной религиозности, изувер.

Таким образом, область физической культуры контролируют изуверы.

Вызывает недоумение тот факт, что государство руками правоприменительной практики «по-отечески» относится к фанатам.

Например, в КоАП РФ добавилась статья 3.14. «Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения». Это для самых отъявленных изуверов.

Хотя в УК РФ есть составы преступлений, предусмотренные статьями 213 «Хулиганство» и 212 «Массовые беспорядки».

Однако власти предпочли заменить уголовную ответственность специальным видом административного наказания. Видимо, берегут эту буйную силу.

Но самая важная это внутренняя, личная ответственность перед обществом и перед самим собой.

Легко быть членом ревущей толпы, но это не придает благородства.

Поэтому необходимо развивать чувство личной ответственности и у спортивного сообщества и у сопутствующих персонажей.

Список литературы

1.Аристотель. Этика /Аристотель; пер.Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. – М., 2012. – 492 с.

2.Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1988. – 750 с.

3.Плутарх. Застольные беседы / Плутарх; пер. с древнегреч. Л.Сумм. – М., 2008. – 640 с.

Просмотров работы: 942