ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ КАК ДИАЛОГ ИСКУССТВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ КАК ДИАЛОГ ИСКУССТВ

Ершова Л.В. 1, Новомлинская Т.П. 2
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал факультет искусств
2Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Художественная обработка тканей – включает в себя множество разнообразных техник, технологий. Одним из популярных видов текстильного декора является искусство батика. Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Цель данной статьи - рассмотреть батик как искусство, развивающееся в диалоговом пространстве культур разных стран, во взаимообогащении с другими родственными видами искусств. В ходе проведенного исследования выявлено, что для украшения ткани с глубокой древности применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. В странах Востока с древних времен известен узелковый батик. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В узелковом батике рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи, а также свадебной и праздничной одежды. Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика (горячий батик) европейцам было затруднительно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Однако, эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В России декор на основе резервирования рисунка на хлопчатобумажных тканях широко начал применяться в XIX веке - ручная набойка (кубовая набойка). Метод холодного батика в России применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы. В текстильном крае (Ивановская область) наряду с набойкой широкое распространение получил и батик. И тот и другой способы художественной отделки, воспринимая опыт искусства стран Востока (особенно это касается мелкого рисунка и специфических мотивов в набойке) и Европейский опыт, приобрел, однако, свое лицо, и свои особенности.
Просмотров работы: 3928