Без эффективного управления поведением детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития, присущих личностных качеств детей и имеющихся отклонений в их поведении невозможно организовать на должном уровне воспитательную работу по предупреждению и преодолению детской дезадаптации.
В детско-родительских отношениях снизилась эмоциональная напряженность за счет понимания родителями природы психопатологических нарушений подростков и возможностей их коррекции. У пропускающих занятия отмечались более критичное отношение к своему окружению, «переоценка» своих прежних дружеских связей. Повысился уровень просоциального поведения как за счет изменения социальных ориентиров самих прогульщиков, так и благодаря более адекватному видению ситуации и коррекции требований взрослых.
Как же предупредить школьную дезадаптацию в её типичных проявлениях? Эту задачу решает коррекционно- развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации. Учитывая нынешнее состояние детей, современная педагогическая практика без коррекционно-развивающего образования обойтись не может. Можно выделить следующие аспекты: - Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации. Разработана предназначенная для использования родителями, воспитателями и учителями единая программа и методики педагогического диагностирования предпосылок и признаков школьной дезадаптации на школьном старте и в процессе обучения. Предваряя психологическую медицинскую диагностику и органичёски дополняя их, педагогическая диагностика станет той необходимой составной частью, которая позволит обеспечить междисциплинарный многоуровневый подход к изучению ребёнка.
- Создание в образовательных учреждениях для детей риска педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности. Разработаны в частности, вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей высокой, средней и низкой степени риска.
Организация дополнительного образования (кружки, секции, студий), а также работы со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
- Освоение педагогами методики; коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровье сберегательную учебную деятельность.
Трудновоспитуемость детей, сопровождающаяся асоциальными отклонениями, характеризуется той или иной степенью социальной дезадаптации, которая проявляет себя не только в отклоняющемся асоциальном поведении, но и в деформации системы внутренней регуляции, в деформации социальных связей, референтных и ценностных ориентации несовершеннолетних. При этом, чем полнее отчуждение детей от позитивно воздействующих институтов социализации, тем более глубоко деформирована система их внутренней регуляции, тем более серьезные воспитательно-профилактические усилия и воздействия необходимы. Если коррекция личности педагогически запущенных учащихся возможна еще в условиях учебно-воспитательных коллективов школ, временных коллективов различных внешкольных объединений учреждений, без привлечения специальных органов ранней профилактики, то при психолого-педагогической коррекции социально запущенных подростков необходимы усилия специальных органов, инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних.
Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т. д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем. Одна из трудностей при реабилитации подростка — его нежелание учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе.
В свою очередь школа и семья не проявляют должной заботы о воспитании детей, и недостаточно выполняют свои педагогические функции. Нередки случаи, когда сами родители создают невыносимые условия, подвергая своих детей физическому насилию и издевательству. В подростковой среде участились случаи суицидального поведения. Как следствие, в последние десятилетия, по данным ряда ученых-педагогов, психологов и социологов, увеличилось число педагогически запущенных, дезадаптированных детей и подростков. Этим обусловлена необходимость организации целенаправленной педагогической работы по предупреждению и преодолению подростковой дезадаптации.
Процесс предупреждения и преодоления дезадаптации детей станет более эффективным при наличии следующих педагогических условий:
-систематической и целенаправленной воспитательно-образовательной работы с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
- индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, при отборе и использовании педагогических средств, способствующих предупреждению и преодолению дезадаптации детей; - благоприятного психолого-педагогического климата, атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, доброжелательности, поддержки и уважения личности ребенка.
Своевременное выявление, предупреждение и устранение негативных качеств личности ребенка позволяет избежать более серьезных девиаций. С этой целью в учреждениях социально-педагогической работы разработана специальная модель, включающая диагностический, ценностно-ориентирующий, содержательно-целевой и организационно-управленческий блоки. В ее основу были положены принципы гуманизации, демократизации, индивидуализации, дифференциации и вариативности содержания воспитательно-образовательной и коррекционно-педагогической работы, взаимодействия школы, семьи, общественных институтов.
Диагностический компонент предусматривает выявление и отслеживание отклонений в физическом, психическом развитии и поведении учащегося, определение причин их возникновения, изучение учебных возможностей и подготовленности учащихся с девиантным поведением.
Ценностно-ориентирующий блок программы включает систему методов стимулирования и поощрения учебно-познавательной деятельности и активности подростков, создание щадящих условий, учитывающих их возможности и интересы стимулы деятельности. При проектировании и реализации этого компонента)большое внимание уделяется ситуациям успеха, взаимного доверия, здорового соперничества, использованию методов внушения и убеждения, подражания, стимулирования. Поощряются положительные поступки подростков, достигнутые ими результаты учебной, игровой и трудовой деятельности.
С целью воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения у дезадаптированных учащихся проводятся индивидуальные и коллективные этические беседы, консультации, диспуты, лекции, встречи за круглым столом, посвященные проблеме нравственного воспитания школьников. На них приглашаются учителя, родители, социальные педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов.
Содержательно-целевой блок программы предусматривал ряд последовательных педагогических действий, направленных на создание и реализацию педагогических условий, способствующих предупреждению и преодолению подростковой дезадаптации:
- учет отклонений и нарушений, имеющихся в поведении детей, и возможностей их устранения в условиях общеобразовательной школы;
- выяснение объективных и субъективных факторов, способствующих возникновению детской дезадаптации;
- изучение факторов, влияющих на личность ребенка, и выявление эффективных педагогических средств и методов воспитательно-образовательной работы, способствующих предупреждению и преодолению дезадаптации;
- создание развивающей среды и щадящих условий, способствующих воспитанию ребенка и повышению его адаптации в социуме;
- использование положительных черт характера самого ученика и опора на них в воспитании и развитии личности учащегося;
- создание внутренних стимулов, способствующих повышению интереса к учебной, игровой и трудовой деятельности;
- устранение неорганизованности и недисциплинированности учащихся.
Организационно-управленческий блок программы включает формы и методы проведения воспитательно-образовательной работы с подростками с девиантным поведением.
С целью предупреждения и преодоления детской дезадаптации и педагогического просвещения на базах лучших образовательных школ проводятся индивидуальные и коллективные беседы, семинары, лекции, консультации, посвященные данной проблеме.
В современной социокультурной ситуации предупреждение и преодоление детской дезадаптации следует рассматривать как важнейшее условие, обеспечивающее личностное развитие учащегося, и как метод реализации его внутренних резервов, возможностей и способностей. Активными субъектами педагогической деятельности, направленной на предупреждение и преодоление детской дезадаптации, должны стать руководители образовательных учреждений, учителя школ, классные руководители, родители, учащиеся, социальные педагоги и психологи, а также федеральные и региональные государственные институты власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, научные и культурные центры, спортивные общества и организации.
При решении проблем патогенной дезадаптации, необходимо привлекать психологов и психотерапевтов, т.е. специалистов подготовленных к данной работе.
Надо помнить о том, что в центре проблемы отклоняющегося поведения остается сам ребенок с его внутренним миром. Обладая уникальными личностными качествами, он постепенно входит в мир взрослых, осваивает его законы, правила, формирует собственное отношение к нему.
ЛИТЕРАТУРА
1.Алиев М.Н., Гаджиев Ш.А. Педагогические условия предупреждения и преодоления подростков дезадаптации в современной социокультурной ситуации // «Известия ЮФУ. Педагогические науки» №1 Махачкала, 2010. С.210.
2. Горева С.В., Бочарова Ю.Ю. Стратегия интенсивной реабилитации дезадаптированных подростков на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» №3 М., 2009. С.240.
3. Крутер М.С.Молодежь как социальный наследник проблем периода несовершеннолетия. // «Философские науки» №4. М., 2011. С.160.
4. Холостова Е.И. «Социальная работа» М., 2010. С.800.