ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ.

Мугаджирова А.М. 1, Магомедова Г.М. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-педагогическая реабилитация — сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации несовершеннолетних. Основная ее задача - обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе. Как правило, педагогическая реабилитация осуществляется в рамках социальной реабилитации — комплексного целенаправленного процесса возвращения человека, имеющего те или иные жизненные ограничения, в полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

В рамках такого подхода в реабилитационном процессе социальный педагог, как правило, тесно взаимодействует со специалистами, реализующими иные реабилитационные мероприятия: медицинские, юридические, социально-экономические и т.д.

Теоретической основой социально-педагогической реабилитации являются положения деятельностного и личностного подходов в психологии, педагогике. Они же лежат и в основе создания социально-педагогических технологий реабилитации несовершеннолетних.

Деятельностный подход в социальной реабилитации предполагает развитие и коррекцию ребенка в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью.

Личностный подход ориентирует специалиста по социальной реабилитации на работу с конкретным ребенком с его проблемами и особенностями, обусловленными социальной ситуацией жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу ребенок постепенно становится хозяином собственного "Я", субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели социальной реабилитации, необходимо сформировать личность ребенка как субъекта деятельности и общения.

Названные подходы, рассматриваемые в единстве, определяют роль специалиста по социальной реабилитации в общей системе воспитания ребенка. Его задача состоит в том, чтобы, используя различные подходы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения ребенка в личностном развитии. Особенно актуальным это является по отношению к дезадаптированным несовершеннолетним.

Дезадаптация детей и подростков имеет комплексный характер, поэтому решение ее должно осуществляться системой разнообразных мер. В связи с этим возникает необходимость в проведении социальной реабилитации.

Социально-педагогическая реабилитация – это комплекс медико-психологических, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на восстановление способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде. Основным ее видом является социально-психологическая реабилитация, роль которой в работе с дезадаптированными детьми и подростками огромна. Она направлена на повышение уровня психического и физического здоровья ребенка, его социально-психологическое возрождение; информирование о потенциальных возможностях ребенка; обучение родителей приемам организации психокоррекционной работы с детьми .

Можно выделить три направления социально-психологической реабилитации дезадаптированных детей и подростков:

- диагностическая работа;

- организация реабилитационных мероприятий;

- постреабилитационная защита ребенка.

Эффективность реабилитационной работы во многом достигается за счет использования основополагающих принципов, которые должны обязательно учитываться в процессе социально-педагогической реабилитации детей и подростков. В их числе можно назвать:

- принцип гуманизма – подчеркивает ценность ребенка как личности и направлен на поиск положительного в нем, актуализацию потенциальных возможностей ребенка;

- принцип единства диагностики и реабилитации. Задачи реабилитационной работы могут быть сформулированы только на основе результатов диагностического изучения;

- принцип комплексности предполагает единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий при реабилитации;

- принцип индивидуальности предполагает учет индивидуальных и личностных особенностей в процессе реабилитации;

- принцип поэтапности в проведении реабилитационных мероприятий;

- принцип реалистичности – ориентирует на постановку реально достижимых целей реабилитации, исходя из реабилитационного потенциала ребенка.

Главной составляющей комплексного подхода к решению проблемы дезадаптированных состояний у детей и подростков является диагностика. Она выступает начальным этапом социально-педагогической реабилитации ребенка. Диагностика является основой, на базе которой строится взаимодействие с ребенком в различных направлениях его жизнедеятельности.

Задача диагностики состоит в том, чтобы, с одной стороны, определить центральный механизм, препятствующий ребенку нормально взаимодействовать с окружающей средой, специфику социальной дезадаптации, изучить индивидуальные особенности личности ребенка, структуру отклонений в психическом развитии. С другой стороны, выявить реабилитационный потенциал - совокупность внутренних и внешних возможностей восстановления нарушенных функций ребенка.

Основные характеристики реабилитационного потенциала – многокомпонентность и динамичность. Можно выделить три основных его компонента: медицинский, психологический, и социальный. Динамичность реабилитационного потенциала проявляется в его изменении во времени под влиянием социальных условий и проводимых мероприятий: изменяется и соотношение различных компонентов, что и определяет повышение или понижение общего потенциала. Контроль за уровнем реабилитационного потенциала позволяет оценить эффективность проводимых мероприятий и своевременно вносить изменения в реабилитационные программы.

На основании информации, полученной при обследовании физического, психического и социального статуса ребенка ставится реабилитационный диагноз, в котором отражаются характер, причины и степень социальной дезадаптации, а также диагноз социальных последствий имеющихся нарушений.

Прежде всего, определяется уровень физического развития ребенка: показатели роста, веса, мышечной силы, объема легких. Затем по специальным таблицам устанавливаются наличие или степень отклонений в физическом развитии. Полученные данные предлагаются врачу-педиатру, который проводит углубленный медицинский осмотр, чтобы выявить острые и хронические заболевания. Осмотр детей может проводиться такими врачами, как невропатолог, психиатр, лор, стоматолог, хирург, окулист, дерматолог, фтизиатр. При необходимости ребенок направляется на дополнительное обследование в детскую поликлинику, запрашивается выписка из амбулаторной карты.

Психологическая диагностика выявляет особенности поведенческой и личностных сфер; психологические проблемы, отношение к детям (изоляция, агрессия, тревожность, позитивные проявления) и взрослым (оппозиция, тревожность, сопротивление, позитивные проявления); познавательные процессы (внимание, мышление, память, работоспособность, отношение к учебной деятельности, развитие интеллекта, творческие способности); отношение к самому себе (самооценка, самопознание); уровень психической и эмоциональной депривации.

Исследование психического статуса проводится психологами в беседах с детьми и при помощи тестирования.

Анализ особенностей личностного склада дезадаптированных детей и подростков, полученных с помощью психодиагностических методов, составляет основу разработки и реализации индивидуальных реабилитационных программ.

Наиболее эффективным для точной диагностики акцентуаций характера у подростков является использование системы двойной диагностики, сочетающей объективную оценку поведенческих проявлений социальным работником или психологом и опросник, заполненный самим подростком в соответствие с его субъективными представлениями о себе. Подростки с акцентуацией характера составляют группу повышенного риска, развития расстройств психического здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды и психическим травмам. Ориентация на выявленный тип акцентуаций характера позволит индивидуализировать целенаправленное социально-педагогическое воздействие.

Важным компонентом личностной структуры индивида является самооценка, рассматриваемая как умение оценивать собственные силы и возможности, личные качества, умение относится к себе критически. Самооценка играет роль регулятора поведения, определяя его стратегию и эффективность. Охарактеризовать самооценку можно с позиции динамических свойств (устойчивая, неустойчивая) и ее содержания (адекватная, неадекватная).

Интеллект как относительно устойчивая совокупность умственных способностей является неотъемлемым компонентом личностной структуры индивида, без достаточного развития которого невозможно ее полноценное формирование и функционирование.

Успешность учебной деятельности определяется и рядом других факторов, среди которых немаловажную роль играют мотивы учения. С помощью методики изучения школьной мотивации можно охарактеризовать уровень и структуру заинтересованности подростка учебой в школе.

Мотивы учения не исчерпываются содержанием мотивационной детерминации учебной деятельности. Сочетание конкретных и более общих мотивов необходимо для успешного осуществления как учебной, так и любого другого вида деятельности.

Содержательную сторону направленности, отражающую основу отношений индивида к деятельности, образует систему ценностных ориентаций (ЦО). ЦО оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности индивида. Изучение этого аспекта дает возможность определить ведущие тенденции дальнейшего развития личности, раскрыть потенциальные мотивы деятельности, поведения.

Для определения социально-педагогического статуса и степени социальной адаптации детей и подростков наиболее применимыми являются методы социометрии. Для обследования дезадаптированных детей могут использоваться проективные методики, такие как "Дом – дерево - человек", "Моя семья", "Несуществующее животное", с помощью которых можно выявить взаимоотношения в семье, мнение ребенка о самом себе. Анализ рисунка может дать ценный материал как для установления интеллектуальных возможностей ребенка, так и некоторых состояний его личности.

Социальный статус исследуется специалистами по социальной работе при обследовании семьи и собеседовании с классным руководителем в школе. Социальная диагностика выявляет: фактический уровень образовательной подготовки; уровень сформированности нравственно-эстетических качеств; уровень сформированности гигиенических навыков и навыков самообслуживания; отношение к труду.

Дети могут проходить логопедическое обследование: обследование связной речи, состояние словаря, навыков словообразования и грамматического строя речи, произношение звуков, слов.

Таким образом, реабилитационный диагноз ставится с учетом особенностей личностного статуса ребенка. В диагнозе указываются все отклонения, в том числе и те, которые не могут быть корректированы. Это позволяет определить возможности и в какой-то мере предвидеть результат реабилитационной работы.

На основе данных, полученных в результате диагностики, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Литература

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2009.

2. Алексеечева Н.Н. Формы и методы социально-психологической и педагогической помощи детям и подросткам. // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. – М., 2008.

3. Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 2006.

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: М., 2009.

5. Мигелева П.М. Содержание и методы работы социального педагога. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 2008.

6. Мирсагатова М.Н. Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. – М., 2008.

Просмотров работы: 12583