ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Залитинова С.А. 1, Джахбарова М.И. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из условий, накладывающих отпечаток на особенности воспитательного процесса в пенитенциарной системе, является осуществление исправления осужденных в жестких правовых рамках. Поэтому в нормах уголовно-исполнительного законодательства закреплены права и обязанности осужденных, их юридический статус. Правовая регламентация процесса исправления вызывается необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания. В зависимости от вида исправительного учреждения, режима отбывания наказания правовая регламентация поведения и деятельности осужденных различна. Условия жизнедеятельности осужденных в колониях особого режима и тюрьме более жесткие по сравнению с условиями колонии общего режима. Кроме того, в исправительных учреждениях всех видов режима созданы условия содержания лиц, лишенных свободы, в зависимости от их поведения: обычные, облегченные и строгие. Намного расширяются в сторону гуманизации рамки правового регулирования и правоотношений несовершеннолетних осужденных и лиц женского пола. Строгая регламентация деятельности исправительных учреждений несет в себе положительный воспитательный потенциал. Она способствует выработке соответствующего отношения к закону, требованиям и традициям общества, формирует дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей, групп, коллективов.

Учитывая то, что большинство лиц, совершивших преступления, до осуждения не работали, не учились и вели праздный образ жизни, правовое регулирование основных видов деятельности (труда, обучения, общественной работы) также играет положительную роль и способствует исправлению личности осужденных. Тем не менее в реальном процессе исправления часто возникают противоречия между педагогической целесообразностью и юридическими предписаниями. Воспитательный процесс - процесс творческий, требующий от сотрудников новаторства, педагогической изобретательности, активности. Юридическая же норма - категория более консервативная. Так, например, педагогически неоправданным являлось ограничение переписки с родственниками, запрет на отпуск за пределы колонии при хорошем поведении осужденных, запрет на телефонные переговоры с родителями и др. Преодоление данных правоограничений, как показала практика, усилило воспитательную ценность права, открыло перспективу в жизнедеятельности осужденных. Таким образом, взаимное влияние педагогики и права расширяет сферы их положительного воздействия на осужденных и усиливает процесс исправления их личности. При совершенствовании норм уголовно-исполнительного права нужны не просто их «гуманизация» или «ужесточение», отмечает М. П. Стурова, а создание эффективной системы исправления. Чем больше в условиях исполнения уголовного наказания жизнь и деятельность осужденных приближается к условиям нормального человеческого общежития, тем более реальным становится достижение цели уголовного наказания - исправление осужденных, возвращение в общество лиц, не совершающих преступлений в силу соответствующих жизненных установок и позиций, а не из-за страха перед наказанием. Воспитательный процесс в исправительных учреждениях проходит в условиях полной или частичной изоляции осужденныхот общества, которая определяет его специфику. Вызванная необходимостью социальной защиты общества от преступных элементов изоляция, как профилактическое средство, весьма противоречива. С одной стороны, она позволяет «вырвать» правонарушителя из привычной для него среды, окружения, влияния лиц или групп на его преступное поведение и деятельность, с другой - ведет к «обрыванию» полезных связей с родителями, родственниками, семьей, помещает его в среду, отличающуюся специфической субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами, ценностями и обычаями. Эта среда оказывает отрицательное влияние на исправление осужденных, создает трудности в процессе исправления их личности. Такое противоречие требует от сотрудников ИУ проявления высокого уровня гражданской зрелости и профессионального мастерства. Осуществляя воспитательный процесс, следует иметь в виду, что условия его эффективности зависят от срока наказания и времениисправления осужденных. Определяя срок наказания, суд учитывает характер и тяжесть совершенного преступления. При этом могут возникнуть ситуации, когда тяжесть совершенного преступления не адекватна степени криминальной и социально-педагогической запущенности личности виновного. Это приводит к тому, что для одних время и срок наказания могут быть недостаточны для исправления их личности, для других - превышают необходимый временной отрезок. Отсюда объективно складывающиеся противоречия между сроком наказания и временными рамками специально организуемого в условиях исполнения наказания процесса исправления. При этом временные рамки для каждого осужденного различны. Если сотрудники не учитывают этой особенности воспитательной работы, ее эффективность снижается. Процесс исправления в колонии осуществляется в условиях исполнения наказания,поэтому он воспринимаемся осужденными через призму кары. Отрицательное отношение к каре создает в сознании правонарушителей смысловые и эмоциональные барьеры, которые препятствуют усвоению ими нравственных и правовых норм общества. Преодоление этих барьеров требует от сотрудников колонии большого профессионального мастерства. Таким образом, специфические условия отбывания наказания определяют особенности воспитательного процесса в условиях исправительного учреждения.

Исправление осужденных в колонии осуществляется в условиях педагогически неблагоприятной микросреды: большого скопления лиц, имеющих существенные нравственные пороки, отличающихся низкой степенью правовой и моральной развитости. Такая обстановка затрудняет развитие нравственных качеств, потому что микросреда пенитенциарного учреждения выступает как негативный социально-психологический фактор, в известной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на осужденных.

Исправление осужденных связано с содержанием их взаимоотношений, которые влияют на их убежденность, самооценку, направленность и другие качества. Процесс взаимоотношений в коллективе осужденных целесообразно представить в виде определенной системы «воспитатель - актив - осужденный» с соответствующими структурными компонентами. Различные по своей природе и содержанию, они взаимосвязаны между собой и функционируют в едином процессе.

В целом структура официальных взаимоотношений в колонии построена таким образом, что ее основа, включающая отношения руководства-подчинения, ограничена рамками взаимосвязи «воспитатель - осужденный».

Член совета воспитателей выступает как субъект взаимоотношений, целенаправленно воздействующий на нравственную сферу личности осужденного и ее элементы. Он организует его деятельность, влияет на процесс воспитания у него убежденности, самооценки, общественной направленности, изменяет их в нужном направлении, добиваясь переживания осужденным наказания, раскаяния в совершенном преступлении, осознания вины в противоправных действиях.

Обратная информация, поступающая к члену совета воспитателей от осужденного, на основании изменений его ответственности позволяет предвидеть конфликтные ситуации, принимать конкретные меры к их преодолению, способствовать сознательной саморегуляции взаимоотношений осужденных.

Педагогические исследования (И. А. Невский, А. Ф. Никитин и др.) позволяют сделать вывод о том, что член совета воспитателей только тогда может успешно руководить процессом формирования личности, когда он предвидит мотивы, цели, средства их достижения, результат деятельности осужденных. При этом мотивы, цели, средства и результат деятельности члена совета воспитателей и осужденного должны в известной мере совпадать. Если этого не происходит, возникают отрицательные взаимоотношения, при которых осужденные направляют свои усилия на противодействие члену совета воспитателей. Они бурно реагируют на любые замечания, открыто нарушают дисциплину, не признают своей вины в содеянном, грубят и т. п. Это приводит, как правило, к нарушению контактов между членом совета воспитателей и осужденными, к рассогласованию этой подсистемы, которое наблюдается, прежде всего, в сфере отношений ответственной зависимости.

Налаживание правильных взаимоотношений с осужденными - показатель высокого педагогического мастерства члена совета воспитателей. Он должен быть высококультурным, иметь склонности к педагогической работе, уметь правильно строить деятельность свою и осужденных. Все это имеет существенное значение для процесса исправления осужденных, так как деятельность некоторых членов совета воспитателей в данном отношении сводится к морализированию, нотациям, преобладанию словесных форм воздействия, недооценке активности осужденных. В результате такая деятельность не несет большой воспитательной нагрузки и не способствует развитию у осужденных убежденности в нравственной ответственности, адекватной самооценки. В результате они не раскаиваются в своем преступлении, не осознают чувство вины за содеянное ими зло.

Литература

1. Стурова М. И. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений (теоретико-педагогический и организационный аспект). М, 2001.

2. Волошина Л. А. Нарушения нравственных норм как фактор насильственных преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 40 - М., 2004. 28 с.

3. Литвишков В.М., Митькина А.В. Пенитенциарная педагогика. М., 2004, 399 с.

 

6

 

Просмотров работы: 4255