Основные направления реализации семейной политики включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:
- принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;
- внесение в качестве законодательной инициативы изменений и
дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные
правовые акты по вопросам семейной политики;
- разработку и осуществление программ комплексного и
целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;
- формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.
Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания,которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организуется семейный отдых.
Эти службы призваны обеспечивать детскую безопасность, нормальные условия для ребенка в семье.
В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во время кризиса.
Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа,где объединяется работа различных служб. Так, одной из них является служба социальной реабилитации, работающая с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.
Основной социальной службой является медико-психолого-педагогическая семейная служба. Основное содержание ее работы: выявление социальной инфраструктуры микрорайона, ее соответствия реальным потребностям разновозрастного населения; выявление социально-педагогических, социально-экологических потребностей семей, детей, молодежи; диагностирование социально-педагогической ситуации в семье и оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания; создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, проведения семейного досуга (семейные подростковые клубы, педагогические университеты для родителей и других лиц, занимающихся воспитанием детей, спортивные базы и т. д.); проведение организационно-
педагогических мероприятий, направленных на создание воспитывающей среды по месту проживания детей, семей; организация семейно-соседских общностей, включение различных социальных институтов в процесс воспитания детей; оказание социальной помощи детям и семьям группы риска; организация центров планирования семьи, медико-генетических, медико-психологических центров для супругов и для вступающих в брак, а также центров «Здоровье и экология»; обеспечение участия психоневрологов и психиатров в работе реабилитационных центров для несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом и социальном развитии; оказание социальной помощи семьям, имеющим больных детей, родителей-инвалидов; осуществление медицинского социального патронажа над семьями, имеющими малолетних детей, над инвалидами, престарелыми и одинокими; привлечение по мере необходимости отделов социальной защиты семьи и детства, правоохранительных органов к работе с семьями группы социального риска.
Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга.В них к воспитанию детей привлекаются отцы, предоставляется возможность родителям на несколько часов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.
В медико-социальном центреоказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Особое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и больные дети. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь.
Для оказания временной помощи семье, попавшей в беду, создаются временные приюты.Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи — дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания школы, найдя работу, они могут уйти из интерната.
В центре психолого-педагогической помощисемье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляют психологическое и педагогическое просвещение всех ее членов.
Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками
являются центры социальной реабилитации детей и подростков.В них
занимаются профилактикой антиобщественного поведения детей и
подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного
состояния.
Центры социальной защитыосуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям; контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления; помогают вышедшим из заключения.
В дошкольных центрах социально-педагогической поддержкизанимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилитационные программы для каждого ребенка. Ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.
Особое место в социальной работе отводится контактам с родителями.
Эти контакты помогают социальному педагогу проводить реабилитационную
работу с ребенком и членами семьи.
Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи «группы риска»,
оказавшиеся в тяжелом материальном положении, где родители учатся,
работают на вредном производстве, многодетные семьи, нетрудоспособные,
имеющие детей-инвалидов.
Одной из форм помощи семье является организация центров
семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства.
В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные
площадки, проводятся педагогические и психологические консультации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», различные семейные клубы.Ценность последних состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.
Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или женского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кризисных ситуациях.
Распространенная форма работы с родителями в центрах семейного
досуга — семейные лектории,где родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы для занятий могут быть постоянные или разовые, в зависимости от тематики, которая зависит от контингента слушателей. Для каждой группы составляется отдельная программа.
Социальные работники центра приобщают семью к такому виду отдыха, как туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей.
Доступной для всех возрастов является семейная прогулка.Дети
приглашают своих сверстников. Часто в походе объединяются 2-3семьи. Группа не должна превышать 20 человек. Семейные походы бывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные — от часовых до многодневных. Важным являются подготовка к походу, разработка маршрутов похода, сбор снаряжения и материала, планирование режима труда и отдыха.
В качестве примера охарактеризуем опыт работы социальных служб с
семьей в городе Махачкала.
Для работы с семьей было проведено обследование жителей района, составлена необходимая документация, чтобы увязать работу с семьей со всеми организациями района.
На первом этапе был накоплен банк данных, разработаны социальные паспорта по группам жителей: пенсионеры, инвалиды, многодетные, одинокие, дети-инвалиды.
Дальше сотрудниками службы были разработаны формы и методы
оказания помощи в работе с каждой семьей. В результате остронуждающиеся
семьи получили бесплатное питание, денежную и гуманитарную помощь,
одинокие и больные обслуживались на дому. В отделении дневного
пребывания проводились культурные различные и просветительские
мероприятия. Была организована помощь семьям, имеющим детей-
инвалидов; летом дети из многодетных семей отдыхали в оздоровительных
лагерях, ездили на экскурсии.
В центрах проходили вечера встреч, концерты, чаепития. Проводилась распродажа по низким ценам обуви, различных швейных изделий и т.д.
В помощь семьям, где родители работают, организованы в школах группы продленного дня и школы с продленным днем. Существует две системы организации учебно-воспитательного процесса в таких школах. Распространенной формой является та, когда после уроков ребята остаются в группах, где готовят уроки и гуляют.
В городе также работает центр помощи семье и детям «Семья», являющийся базовым предприятием социальной помощи населению. В нем собраны данные обо всех социально уязвимых семьях, где есть инвалиды, пенсионеры, дети до двух лет, дети, не посещающие детский сад, дети-инвалиды.
Сотрудники центра принимают участие в решении сложных проблем семьи и ее членов, осуществляют социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в помощи, реабилитации и поддержке. Анализируется социальное положение семей, прогнозируются их потребности в социальной помощи и разрабатываются предложения по развитию социальных услуг.
В отделении по работе с семьями, имеющими несовершеннолетних детей, состоят на учете семьи, которым оказывается материальная помощь как денежная, так и обувью, одеждой, продуктами питания, организуется санаторное лечение детей-инвалидов и ослабленных детей, отдых детей в период школьных каникул.
Для детей из малообеспеченных семей, не посещающих детские
дошкольные учреждения, приобретаются книги, альбомы для рисования,
фломастеры, акварельные краски, карандаши и другие канцелярские изделия,
мягкие игрушки.
Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, — все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.
Литература
1.Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): М ., 2008.
2.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 2010.
3.Барсков И.А., М.; Конфликты в семье//Семейная политика. М., 2009.
4. Бедный М.С., Семья–здоровье–общество. – М., 2006.
5. Богданов Г.Т. Супружеская жизнь: гармония и конфликты М., 2009.
6.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений – М., 2008.
7.Гребенников И. В. Основы семейной жизни: М., 2007.
8.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. М., 2009.
Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. М., 2010.
Методы психологической помощи семье.
Семейная психотерапия - это организация воздействия на отдельных членов семьи и семью в целом с целью достижения желательных изменений в их жизни.
Психологическая помощь семьям в нашей стране на данном этапе очень необходима, так как социальная помощь государства малообеспеченным, неполным и многодетным семьям не решает проблем вставших перед ними из-за экономической нестабильности в самой стране.
"Есть не только один способ разрешения семейных проблем, конфликтных ситуаций, избавления от обиды - это общение супругов, умение разговаривать друг с другом и слышать друг друга. За затяжным; неразрешенным конфликтом, ссорой, как правило, скрывается неумение общаться."
Семейная дискуссия - один из наиболее широко применяемых методов семейной психотерапии. Это, в первую очередь, дискуссия в семейных труппах - обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи, и способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия может преследовать многочисленные цели:
1. коррекция неправильных представлений о различных аспектах
семейных взаимоотношений: о способах разрешения семейных конфликтов, о планировании и организации семейной жизни, о распределении обязанностей в семье и т.д. В ходе дискуссии пациент с удивлением узнает, что многие вещи, которые казались ему
очевидными, для других людей таковыми не являются. Участие в групповой дискуссии "расшатывает" устоявшиеся представления пациента, заставляет заново проверить их правильность. Это зародившееся в ходе семейной дискуссии сомнение в правильности своих убеждений - чрезвычайно благоприятный для дальнейшей психотерапии фактор;
2. обучение семьи методам дискуссии. В ходе обсуждения семейных проблем члены семьи обычно обсуждают вопросы, кажущиеся им наиболее важными. При этом они применяют те методы обсуждения, к которым привыкли. Это используется психотерапевтом для формирования у членов семьи более широкого взгляда на различные семейные вопросы и для коррекции вредных привычек, затрудняющих
выявление истины в ходе дискуссии. В практике психологов оправдали
в себя специальные правила ведения дискуссии, которые обсуждаются с
участниками группы и которым те стараются следовать. Некоторые из
них: "Цель дискуссии - не доказывать свою правоту, а совместно найти
истину", "Цель дискуссии - не прийти к соглашению, а установить истину", "Дискуссия -не соревнование и не способ выявления того, кто умней", "Прежде чем возражать, подумай, в чем все - таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой";
3. при собственно семейной дискуссии особенно большое значение приобретает обучение формированию адекватного представления о том или ином аспекте семейной жизни, где немалую роль играет коррекция тех особенностей взаимоотношений членов семьи, которые препятствуют этому.
Супруги нередко заинтересованы в том, что бы оказаться правыми, а не столько в истине. Например: Примеры высказываний членов семьи; "Муж и у меня любит все покритиковать. Я, наоборот, стараюсь убедить его, что все не так уж плохо", "Я по природе - пессимист, жена у меня, наоборот, -неисправимая оптимистка. Если я начинаю говорить, как все будет плохо, она обязательно начнет доказывать, что все будет хорошо".
Умение управлять семейной дискуссией является немалым искусством психотерапевта.
"Разногласия неизбежны в совместной жизни, особенно в начале ее. Научиться отличать существенное от несущественного, главное от неглавного, не возводить простой огрех в ранг злого умысла, всегда ставить «мы» впереди «я» - залог успешного решения любой проблемы".
Метод семейной коммуникативной психотерапии заключается в улучшении коммуникации в семье. Представителями этого направления являются Пало Алто, Г. Бейтсон, Д. Хейли, Д. Джексон и П. Вацлавик.
Основные группы техник семейной коммуникативной психотерапии:
1. обучение членов семьи правилам ясной коммуникации;
2. анализ в интерпретации способов коммуникации в семье;
3. манипулирование коммуникаций в семье с помощью разных приемов или правил.
Но семейная коммуникативная психотерапия, начав с того, что выбрала своим объектом семьи больных шизофренией, не смогла показать себя высокоэффективным методом психотерапии, хотя и применяется многими психотерапевтами во всем мире.
Семейная психотерапия, основанная на опыте, написана Карлом Витекиром с помощью А. Напира. Наиболее важный момент в этом
методе - это взаимодействие с семьей на административном уровне с
использованием медикаментов, с манипулятивным вмешательством в социальную структуру семьи и в ее окружение, доведение семейного кризиса до такой степени выраженности, что семья разрешает стресс и продолжает жить в прежнем русле. Психотерапевты решают для себя (в общем виде и относительно каждой конкретной семьи), будут ли они работать на этом уровне облегчения симптомов или же не пожалеют усилий для максимального развития семьи по всем возможным направлениям.
Семейная психотерапия конструктов - самое новое
направление семейной психотерапии. Наиболее известные психотерапевты этой школы - Р.А. Нимейер, Ф. Франселла и П. Дальтон. Разработка концепции этого направления принадлежит Д. Келли, который пришел к выводу, что люди в большей степени страдают от нищеты, засухи, от природных катаклизмов, чем от неудовлетворенного либидо.
В основе семейной психотерапии конструктов лежит утверждение, что поведение людей определяется тем, как они прогнозируют будущие события.
Очень важным в понимании поведения представляется цикл О-В-И (Ориентировка - Выбор - Исполнение), который заключается в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов в выборе того, который окажется лучшим для интерпретации сложившейся ситуации. В фазе ориентировки человек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для осмысления данной ситуации. Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает число альтернативных конструктов до количества, наиболее приемлемого для решения ситуации. Во время фазы исполнения человек выбирает направление действий и особенности поведения. Человек проходит через ряд циклов О-В-И, прежде чем решит, какой конструкт следует использовать для интерпретации ситуации.
Цель психотерапии - обретение движения, изменений. Опыт отечественных психологов показывает, что подавляющее большинство российских семей, обратившихся за помощью к психотерапевту, игнорирует те директивы, которые направлены на модификацию их поведения. Менталитет россиян требует, чтобы с ними поговорили, посочувствовали, вошли в их положение, подкрепили в их вере в скатерть-самобранку, которая сама решит их проблемы. А уже потом уговорили начать делать что-то, склонность к интроспекции, чувственность и рефлективность, отсутствие дисциплины заставляют их иронически относиться к поведенческой психотерапии и больше доверять психоанализу и личностно-ориентированной психотерапии.
Семейная психотерапия является одним из главных методов в подростковой психиатрии, так как основным источником психогений у подростков является семья. Семейные отношения подростка охватывают его взаимоотношения в семье с родителями. Неудовлетворительность в семье выливается в конфликтные отношения со сверстниками на улице, в школе, увеличивается связь с неформальными группами, а это вносит ссоры в семью, между супругами, которые обвиняют друг друга в неправильном воспитании.
Психотерапевтическая работа с подростками помогает в значительной мере улучшить атмосферу в семье, взаимоотношения между родителями и детьми.
Семейная психотерапия при алкоголизме, разработанная и применяемая в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, использует динамику отношений, эмоциональных реакций, возникающих в ходе взаимодействия и дискуссий в супружеской паре, группе супружеских пар, группе жен.
В процессе поддерживающей семейной психотерапии наблюдалось значительное улучшение психологического климата в семьях у 89,3% больных, а ремиссии продолжительностью более 1 года наблюдались у 68,3% больных.
В настоящее время нет общепринятых клинических апробированных методов семейной психотерапии при наркоманиях и токсикоманиях. Большинство авторов отдают предпочтение индивидуальной и групповой психотерапии, имея целью повышения самооценки и создание психологической поддержке.