ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ

Атаева Д.З. 1, Курбанаева Н.Р. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Служба семьи — один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьей се разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенство­ванию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию лич­ности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содейство­вать одиноким о создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

Основные направления реализации семейной политики включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессиональ­ного и социального статуса женщин, профилактику правонаруше­ний несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:

- принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;

- внесение в качестве законодательной инициативы изменений и

дополнений в действующее законодательство Российской Феде­рации и иные

правовые акты по вопросам семейной политики;

- разработку и осуществление программ комплексного и

целевого характера по отдельным направлениям семейной поли­тики;

- формирование системы территориальных органов социаль­ной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологи­ческой и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания,которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, труд­ным подросткам, организуется семейный отдых.

Эти службы призваны обеспечивать детскую безопасность, нормальные условия для ребенка в семье.

В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во вре­мя кризиса.

Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа,где объединяется работа раз­личных служб. Так, одной из них является служба социальной ре­абилитации, работающая с людьми, попавшими в трудную жиз­ненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

Основной социальной службой является медико-психолого-педагогическая семейная служба. Основное содержание ее работы: выявление социальной инфраструк­туры микрорайона, ее соответствия реальным потребно­стям разновозрастного населения; выявление социально-педагогических, социально-экологических потребностей семей, детей, молодежи; диагностирование социально-педагогической ситуации в семье и оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания; создание и развитие социально-педагогической базы для воспита­ния и развития детей, проведения семейного досуга (се­мейные подростковые клубы, педагогические университе­ты для родителей и других лиц, занимающихся воспита­нием детей, спортивные базы и т. д.); проведение организационно-

педагогических мероприятий, направлен­ных на создание воспитывающей среды по месту прожи­вания детей, семей; организация семейно-соседских общ­ностей, включение различных социальных институтов в процесс воспитания детей; оказание социальной помощи детям и семьям группы риска; организация центров пла­нирования семьи, медико-генетических, медико-психоло­гических центров для супругов и для вступающих в брак, а также центров «Здоровье и экология»; обеспечение участия психоневрологов и психиатров в работе реабилитацион­ных центров для несовершеннолетних, имеющих откло­нения в психическом и социальном развитии; оказание социальной помощи семьям, имеющим больных детей, родителей-инвалидов; осуществление медицин­ского социального патронажа над семьями, имеющими малолетних детей, над инвалидами, престарелыми и оди­нокими; привлечение по мере необходимости отделов социальной защиты семьи и детства, правоохранитель­ных органов к работе с семьями группы социального риска.

Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприя­тий занимаются центры досуга.В них к воспитанию детей привле­каются отцы, предоставляется возможность родителям на не­сколько часов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.

В медико-социальном центреоказывается помощь не только де­тям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществля­ется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропа­ганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Осо­бое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и боль­ные дети. После выявления нуждающихся семей социально-быто­вые службы оказывают им различную помощь.

Для оказания временной помощи семье, попавшей в беду, со­здаются временные приюты.Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для под­ростков и молодежи — дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания школы, найдя работу, они могут уйти из интерната.

В центре психолого-педагогической помощисемье и детям помо­гают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляют психологическое и педагогическое просвеще­ние всех ее членов.

Распространенной формой работы с трудными детьми и под­ростками

являются центры социальной реабилитации детей и под­ростков.В них

занимаются профилактикой антиобщественного по­ведения детей и

подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного

состояния.

Центры социальной защитыосуществляют правовую и юриди­ческую помощь несовершеннолетним и их семьям; контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подрост­ков в преступления; помогают вышедшим из заключения.

В дошкольных центрах социально-педагогической поддержкиза­нимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую ре­абилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилита­ционные программы для каждого ребенка. Ведется психологичес­кий и педагогический контроль за процессом реабилитации.

Особое место в социальной работе отводится контактам с ро­дителями.

Эти контакты помогают социальному педагогу прово­дить реабилитационную

работу с ребенком и членами семьи.

Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи «группы риска»,

оказавшиеся в тяжелом материальном положении, где родители учатся,

работают на вредном производстве, многодет­ные семьи, нетрудоспособные,

имеющие детей-инвалидов.

Одной из форм помощи семье является организация центров

семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципаль­ные, общественные и частные средства.

В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные

площадки, проводятся педагогические и психологические консуль­тации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», различные семейные клубы.Ценность последних состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы.

Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или жен­ского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кри­зисных ситуациях.

Распространенная форма работы с родителями в центрах се­мейного

досуга — семейные лектории,где родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы для занятий могут быть постоянные или разовые, в зависимости от тематики, которая зависит от контингента слушателей. Для каждой группы составляется отдель­ная программа.

Социальные работники центра приобщают семью к такому виду отдыха, как туризм. Это прогулки, туристические походы, экс­курсии, путешествия семьи или нескольких семей.

Доступной для всех возрастов является семейная прогулка.Дети

приглашают своих сверстников. Часто в походе объединяются 2-3семьи. Группа не должна превышать 20 человек. Семейные похо­ды бывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные — от часовых до многодневных. Важным являются подготов­ка к походу, разработка маршрутов похода, сбор снаряжения и материала, планирование режима труда и отдыха.

В качестве примера охарактеризуем опыт работы социальных служб с

семьей в городе Махачкала.

Для работы с семьей было проведено обследование жителей района, составлена необхо­димая документация, чтобы увязать работу с семьей со всеми орга­низациями района.

На первом этапе был накоплен банк данных, разработаны со­циальные паспорта по группам жителей: пенсионеры, инвалиды, многодетные, одинокие, дети-инвалиды.

Дальше сотрудниками службы были разработаны формы и мето­ды

оказания помощи в работе с каждой семьей. В результате остро­нуждающиеся

семьи получили бесплатное питание, денежную и гу­манитарную помощь,

одинокие и больные обслуживались на дому. В отделении дневного

пребывания проводились культурные различные и просветительские

мероприятия. Была организована помощь семь­ям, имеющим детей-

инвалидов; летом дети из многодетных семей отдыхали в оздоровительных

лагерях, ездили на экскурсии.

В центрах проходили вечера встреч, концерты, чаепития. Прово­дилась распродажа по низким ценам обуви, различных швейных из­делий и т.д.

В помощь семьям, где родители работают, организованы в шко­лах группы продленного дня и школы с продленным днем. Существует две системы организации учебно-воспитательного процесса в таких школах. Распространенной формой является та, когда после уроков ребята остаются в группах, где готовят уроки и гуляют.

В городе также работает центр помощи семье и детям «Семья», являющийся базовым предприятием социальной помощи населению. В нем собраны данные обо всех социально уязвимых семьях, где есть инвалиды, пенсионеры, дети до двух лет, дети, не посещающие детский сад, дети-инвалиды.

Сотрудники центра принимают участие в решении сложных про­блем семьи и ее членов, осуществляют социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в помощи, реабилитации и под­держке. Анализируется социальное положение семей, прогнозиру­ются их потребности в социальной помощи и разрабатываются пред­ложения по развитию социальных услуг.

В отделении по работе с семьями, имеющими несовершеннолет­них детей, состоят на учете семьи, которым оказывается материальная помощь как денежная, так и обувью, одеждой, продук­тами питания, организуется санаторное лечение детей-инвалидов и ослабленных детей, отдых детей в период школьных каникул.

Для детей из малообеспеченных семей, не посещающих детские

дошкольные учреждения, приобретаются книги, альбомы для рисо­вания,

фломастеры, акварельные краски, карандаши и другие кан­целярские изделия,

мягкие игрушки.

Разнообразие условий на обширной территории Российской Фе­дерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, — все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.

Литература

1.Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): М ., 2008.

2.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 2010.

3.Барсков И.А., М.; Конфликты в семье//Семейная политика. М., 2009.

4. Бедный М.С., Семья–здоровье–общество. – М., 2006.

5. Богданов Г.Т. Супружеская жизнь: гармония и конфликты М., 2009.

6.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений – М., 2008.

7.Гребенников И. В. Основы семейной жизни: М., 2007.

8.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. М., 2009.

  1. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. М., 2010.

Методы психологической помощи семье.

Семейная психотерапия - это организация воздействия на отдельных членов семьи и семью в целом с целью достижения желательных изменений в их жизни.

Психологическая помощь семьям в нашей стране на данном этапе очень необходима, так как социальная помощь государства малообеспеченным, неполным и многодетным семьям не решает проблем вставших перед ними из-за экономической нестабильности в самой стране.

"Есть не только один способ разрешения семейных проблем, конфликтных ситуаций, избавления от обиды - это общение супругов, умение разговаривать друг с другом и слышать друг друга. За затяжным; неразрешенным конфликтом, ссорой, как правило, скрывается неумение общаться."

Семейная дискуссия - один из наиболее широко применяемых методов семейной психотерапии. Это, в первую очередь, дискуссия в семейных труппах - обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи, и способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия может преследовать многочисленные цели:

1. коррекция неправильных представлений о различных аспектах

семейных взаимоотношений: о способах разрешения семейных конфликтов, о планировании и организации семейной жизни, о распределении обязанностей в семье и т.д. В ходе дискуссии пациент с удивлением узнает, что многие вещи, которые казались ему

очевидными, для других людей таковыми не являются. Участие в групповой дискуссии "расшатывает" устоявшиеся представления пациента, заставляет заново проверить их правильность. Это зародившееся в ходе семейной дискуссии сомнение в правильности своих убеждений - чрезвычайно благоприятный для дальнейшей психотерапии фактор;

2. обучение семьи методам дискуссии. В ходе обсуждения семейных проблем члены семьи обычно обсуждают вопросы, кажущиеся им наиболее важными. При этом они применяют те методы обсуждения, к которым привыкли. Это используется психотерапевтом для формирования у членов семьи более широкого взгляда на различные семейные вопросы и для коррекции вредных привычек, затрудняющих

выявление истины в ходе дискуссии. В практике психологов оправдали

в себя специальные пра­вила ведения дискуссии, которые обсуждаются с

участниками группы и которым те стараются следовать. Некоторые из

них: "Цель дискуссии - не доказывать свою правоту, а совместно найти

истину", "Цель дискуссии - не прийти к соглашению, а установить истину", "Дискуссия -не соревнование и не способ выявления того, кто умней", "Прежде чем возражать, подумай, в чем все - таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой";

3. при собственно семейной дискуссии особенно большое значение приобретает обучение формированию адекватного представления о том или ином аспекте семейной жизни, где немалую роль играет коррекция тех особенностей взаимоотношений членов семьи, которые препятствуют этому.

Супруги нередко заинтересованы в том, что бы оказаться правыми, а не столько в истине. Например: Примеры высказываний членов семьи; "Муж и у меня любит все покритиковать. Я, наоборот, стараюсь убедить его, что все не так уж плохо", "Я по природе - пессимист, жена у меня, наоборот, -неисправимая оптимистка. Если я начинаю говорить, как все будет плохо, она обязательно начнет доказывать, что все будет хорошо".

Умение управлять семейной дискуссией является немалым искусством психотерапевта.

"Разногласия неизбежны в совместной жизни, особенно в начале ее. Научиться отличать существенное от несущественного, главное от неглавного, не возводить простой огрех в ранг злого умысла, всегда ставить «мы» впереди «я» - залог успешного решения любой проблемы".

Метод семейной коммуникативной психотерапии заключается в улучшении коммуникации в семье. Представителями этого направления являются Пало Алто, Г. Бейтсон, Д. Хейли, Д. Джексон и П. Вацлавик.

Основные группы техник семейной коммуникативной психотерапии:

1. обучение членов семьи правилам ясной коммуникации;

2. анализ в интерпретации способов коммуникации в семье;

3. манипулирование коммуникаций в семье с помощью разных приемов или правил.

Но семейная коммуникативная психотерапия, начав с того, что выбрала своим объектом семьи больных шизофренией, не смогла показать себя высокоэффективным методом психотерапии, хотя и применяется многими психотерапевтами во всем мире.

Семейная психотерапия, основанная на опыте, написана Карлом Витекиром с помощью А. Напира. Наиболее важный момент в этом

методе - это взаимодействие с семьей на административном уровне с

использованием медикаментов, с манипулятивным вмешательством в социальную структуру семьи и в ее окружение, доведение семейного кризиса до такой степени выраженности, что семья разрешает стресс и продолжает жить в прежнем русле. Психотерапевты решают для себя (в общем виде и относительно каждой конкретной семьи), будут ли они работать на этом уровне облегчения симптомов или же не пожалеют усилий для максимального развития семьи по всем возможным направлениям.

Семейная психотерапия конструктов - самое новое

направление семейной психотерапии. Наиболее известные психотерапевты этой школы - Р.А. Нимейер, Ф. Франселла и П. Дальтон. Разработка концепции этого направления принадлежит Д. Келли, который пришел к выводу, что люди в большей степени страдают от нищеты, засухи, от природных катаклизмов, чем от неудовлетворенного либидо.

В основе семейной психотерапии конструктов лежит утверждение, что поведение людей определяется тем, как они прогнозируют будущие события.

Очень важным в понимании поведения представляется цикл О-В-И (Ориентировка - Выбор - Исполнение), который заключается в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов в выборе того, который окажется лучшим для интерпретации сложившейся ситуации. В фазе ориентировки человек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для осмысления данной ситуации. Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает число альтернативных кон­структов до количества, наиболее приемлемого для решения ситуации. Во время фазы исполнения человек выбирает направление действий и особенности поведения. Человек проходит через ряд циклов О-В-И, прежде чем решит, какой конструкт следует использовать для интерпретации ситуации.

Цель психотерапии - обретение движения, изменений. Опыт отечественных психологов показывает, что подавляющее большинство российских семей, обратившихся за помощью к психотерапевту, игнорирует те директивы, которые направлены на модификацию их поведения. Менталитет россиян требует, чтобы с ними поговорили, посочувствовали, вошли в их положение, подкрепили в их вере в скатерть-самобранку, которая сама решит их проблемы. А уже потом уговорили начать делать что-то, склонность к интроспекции, чувственность и рефлективность, отсутствие дисциплины заставляют их иронически относиться к поведенческой психотерапии и больше доверять психоанализу и личностно-ориентированной психотерапии.

Семейная психотерапия является одним из главных методов в подростковой психиатрии, так как основным источником психогений у подростков является семья. Семейные отношения подростка охватывают его взаимоотношения в семье с родителями. Неудовлетворительность в семье выливается в конфликтные отношения со сверстниками на улице, в школе, увеличивается связь с неформальными группами, а это вносит ссоры в семью, между супругами, которые обвиняют друг друга в неправильном воспитании.

Психотерапевтическая работа с подростками помогает в значительной мере улучшить атмосферу в семье, взаимоотношения между родителями и детьми.

Семейная психотерапия при алкоголизме, разработанная и применяемая в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, использует динамику отношений, эмоциональных реакций, возникающих в ходе взаимодействия и дискуссий в супружеской паре, группе супружеских пар, группе жен.

В процессе поддерживающей семейной психотерапии наблюдалось значительное улучшение психологического климата в семьях у 89,3% больных, а ремиссии продолжительностью более 1 года наблюдались у 68,3% больных.

В настоящее время нет общепринятых клинических апробированных методов семейной психотерапии при наркоманиях и токсикоманиях. Большинство авторов отдают предпочтение индивидуальной и групповой психотерапии, имея целью повышения самооценки и создание психологической поддержке.

Просмотров работы: 7493