АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Атаева Д.З. 1, Мирзапирова М.М. 1
1ФГБОУ ВПО "ДГПУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Причины попадания детей в государственные учреждения изучались многими авторами (Л.Я.Олиференко, И.Ф.Дементьева, Т.И.Шульга, М.К. Бардышевская, В.И.Брутман и др.). По их мнению, дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, явление труднообъяснимое и неестественное для цивилизованного общества.

В последние годы увеличивается количество государственных учреждений, в которые помещаются разные категории детей. В основном это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сиротами считаются дети, родители которых умерли или не установлены. К этой категории относятся также дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими и т.д. В последнее время значительно увеличилось число детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях, в результате чего последние тоже оказываются в категории детей-сирот.

В современной России интернатные учреждения для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, принадлежат нескольким ведомствам: дети от рождения до 3-х лет воспитываются в домах ребенка Минздравмедпрома России; в возрасте от 3-х лет до совершеннолетия — в детских домах и интернатах Министерства Образования РФ или Министерства социальной защиты населения РФ (дети-инвалиды); дети-сироты с отклонениями в поведении, правонарушители - в спецшколах МО РФ.

Такими авторами, как Л.Л. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева отмечается, что сохраняющаяся межведомственная разобщенность негативно сказывается на создании единой системы предупреждения социального сиротства и создания единых критериев, которые позволяют отнести определенных детей к категории нуждающихся в государственной поддержке и помощи. А также это объясняется следующими причинами: резким увеличением количества детей, которые нуждаются в такой помощи; недостаточной профессиональной подготовкой специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству; отсутствием государственной семейной политики в России, что приводит не только к росту семейного неблагополучия, но и появлению все более разнообразных категорий детей, нуждающихся в помощи государства; отсутствием в муниципальных образованиях системы оказания помощи и поддержки детям и подросткам; отсутствием комплексного подхода к решению проблем детей и подростков, нуждающихся в государственной помощи; необходимостью совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; необходимостью власти на местном уровне привлекать к социальной работе существующие организации любого подчинения после их соответствующего перепрофилирования; необходимостью координации усилий всех заинтересованных ведомств по защите прав и законных интересов детей и подростков.

Сложившаяся система диктует необходимость реформирования деятельности органов опеки и попечительства разной ведомственной подчиненности, внесения корректив в работу данных учреждений, коренную перестройку и реорганизацию их деятельности.

Главными ориентирами при выработке Правительством Российской Федерации приоритетных направлений является деятельность по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, последовательная реализация комплекса мер, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних.

В настоящее время широкое распространение и развитие получил программно-целевой метод решения наиболее актуальных проблем улучшения положения детей, основанный на межведомственном взаимодействии. Использование этого метода позволяет обеспечить тесное межведомственное взаимодействие, концентрацию и целевую направленность всех выделяемых ресурсов. Примером такого взаимодействия может служить Президентская целевая программа «Дети России».

Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости (каждый третий ребенок растет и воспитывается в неполноценной семье), снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответственности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миграцией семьи и т.д.

В современных условиях функции семьи разрушаются: во-первых, ребенок раньше уходит из семьи в ясли, сад, школу; во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости; в-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи. Все эти симптомы говорят об упадке семьи.

Перечень причин попадания детей в государственные учреждения довольно разнообразен. Проблема заключается в том, что момент выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от возможности оказания им помощи. Существуют разработанные критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. К ним относят медицинский, психологический, педагогический, социально-педагогический, социальный, правовой. Оказывая разные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специалисты сталкиваются с трудностями социальной адаптации и реабилитации, которые наблюдаются как при помещении детей в государственные и частные учреждения, так и в замещающие семьи.

Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывает чувство беззащитности, боль, унижение, насилие начинает отстаивать свое право на выживание и существование собственными способами, часто незаконными, что и приводит к побегам, девиантным и деликвентым формам поведения и т.д. Жизнь детей в кризисных, неблагополучных семьях приобретает настолько тяжелые формы, что приводит к риску для развития самого ребенка и социальному риску.

Необходимость активных действий по созданию условий оказания детям государственной помощи и поддержки требует современных методов работы, прежде всего новых форм работы с неблагополучной семьей, имеющей детей, быстрого реагирования на нужды и запросы детей, приложению усилий специалистов для того, чтобы ребенок оставался в своей кровной семье. Привычные принципы работы не обеспечивают потребности детей и семей, нуждающихся в государственной защите, помощи и поддержке.

Рост числа детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, профилактике, выявлении, устройстве этой категории несовершеннолетних значительно расширяет функции и полномочия специалистов, занимающихся защитой и охраной прав, опекой и попечительством детей и подростков. Сложность нахождения таких детей и семей с детьми в трудной жизненной ситуации требует согласованных межведомственных мер оказания помощи и поддержки. Эти меры влекут за собой введение межведомственных программ по социально-педагогической защищенности детей и подростков, оказанию своевременной и действенной помощи и поддержки неблагополучным семьям с детьми, раннему выявлению категории детей, которая нуждается в помощи со стороны государства.

Научные исследования и практика показывают, что дети, лишенные родительского попечения, имеют немало отклонений в психическом развитии, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании. Они не умеют общаться, что влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Наблюдаются серьезные нарушения произвольной деятельности и саморегуляции поведения.

Выпускники детских домов продолжают и во взрослой самостоятельной жизни испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих, при желании создать семью часто терпят неудачу.

Слабое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Основными социальными причинами попадания детей в детские дома являются: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и т.д.); устройство на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; отсутствие в доме пищи, оставление малолетних детей одних на несколько дней без пищи и воды; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение единственного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); смерть родителей; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию, отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, требовавшими незамедлительной смены жительства и т.д.

Анализ условий жизни детей и подростков до попадания в детские дома показывает, что невозможно выделить одну главную причину определения ребенка в детский дом. Специалисты детского дома чаще всего фиксируют достаточно большое сочетание неблагополучных условий, которые делали невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создавалась прямая угроза их жизни и здоровью.

Основной контингент в детских домах, школах-интернатах, приютах, кризисных центров составляют дети, имеющие родителей, т.е. «социальные сироты». Эти родители больные, недееспособные, уклоняющиеся от своих обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляющие правами, оказывающие на детей вредное влияние, страдающие алкоголизмом. Дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют специфику психологического развития, которая не может быть определена по критерию нормы и патологии. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. У него формируются специфические черты характера, особое поведение, отличительное личностное развитие.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывало негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям в их развитии.

Анализ практики работы детских домов показывает, что система воспитания детей в детских домах не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из детских домов испытывают глобальные трудности в адаптации к окружающему миру.

Опыт работы в детских домах позволяет говорить о том, что сегодня на первый план выходят проблемы не материальные, а социальные и психологические. Дети, живущие в детских домах, к сожалению, будут копировать ту модель в своей будущей жизни, какую они видят каждодневно -контакты, основанные на подчиненности, жесткая вертикаль зависимости от старших, доминирование авторитарной системы.

Взрослые ориентируют воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований взрослых. Отсутствие похвалы за собственную деятельность воспитанников формирует чувство вины, постоянный контроль оценки поведения ребенка, заставляет его делать все как надо, как требуют взрослые. Это создает атмосферу «холода», формализма, вызывает чувство тревоги, страха, проявление агрессии. Активность детей не находит отклика, так как отсутствуют условия ее поддержания. Свобода выбора и возможность самостоятельного принятия решения исключаются. Личность ребенка подавляется, деформируется, что приводит к осложненному поведению.

Таким образом, ребенок, наблюдая и проживая жизнь в детском доме, получает личностный опыт, из которого исключаются его чувства. У него остаются всегда два выбора: или быть пассивным, подчиненным, или сильным, властным, жестоким. Альтернативы — быть открытым, активным, не безразличным к другим - детские дома практически своим воспитанникам не предлагают.

Таким образом, сохранение семьи как одного из основных институтов позитивной социализации детей имеет все основания для того, чтобы получить признание общенациональной идеи, способной консолидировать общество, стимулировать его самовозрождение.

Литература.

  1. Брутман В.И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему. М.,2009г.

  2. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.,2008г.

  3. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. М., 2010г.

  4. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.А.Реабилитация детей в приюте. М., 2008г.

Просмотров работы: 13459