Современный период развития общества характеризуется тем, что информационные процессы стали обязательным атрибутом обеспечения деятельности практически всех сфер нашей жизни. Необходимость правовой охраны информации от посягательств злоумышленников, объясняется тем, что с появлением новых информационных технологий растет активность и изобретательность киберпреступников.
Сложившаяся в мире ситуация требует и определяет необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его соотнесения со всей системой правовых актов Российской Федерации.
Конституция РФ является главным источником права в области обеспечения информационной безопасности. Конституционные принципы защиты информации в России излагаются во многих статьях Конституции РФ (например, статьи 2,15,23,24,29,44.)[].
Основоположным законодательным актом в России, координирующим отношения в информационной сфере, в том числе связанные с защитой информации, является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»[].
Из этих документов следует, что нарушение требований по защите информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Меры наказаний за преступления прописаны соответственно в трудовом, гражданском, уголовном кодексах и кодексе об административных правонарушениях РФ.[]
Улучшение юридических механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением политики в области обеспечения информационной безопасности страны. Правовое обеспечение информационной безопасности России должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной мире. Соблюдение принципа законности означает, что органы государственной власти РФ при разрешении конфликтов связанных с информационной сферой, должны полностью руководствоваться правовыми актами, созданными для регулирования отношений в данной сфере.
Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере означает законодательное закрепление приоритета этих интересов в разнообразных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля работы федеральных органов государственной власти РФ. Важнейшей задачей государства в области информационной безопасности все же является - реализация гарантий конституционных прав и свобод гражданина, затрагивающих деятельность в информационной сфере.
Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности РФ включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.
С учетом возросшей роли информации в нашей жизни, правовое регулирование общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением процесса законотворчества, целью которого является обеспечение информационной безопасности Российской Федерации.
В качестве перспектив развития международного сотрудничества Российской Федерации в сфере защиты информации хотелось отметить то, что данное взаимодействие нужно расширять в сторону гармонизации законодательной базы государств, национальных систем лицензирования, стандартизации, подготовки и сертификации кадров в сфере защиты информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» http://dvabop.narod.ru/docum/inf/inf.htm
Парошин А.А. Нормативно-правовые аспекты защиты информации: учеб. пособие/ А.А. Парошин.- Владивосток Издательство Дальневосточного федерального университета, 2010. – С.90 .