ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. В рыночной экономике информация является товаром и ее получение, хранение, передача и использование должны подчинятся законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Право на тайну означает ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь предприятия и защиту его интересов при взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и коммерческой информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, к примеру, информационная безопасность, а в необходимых случаях комплексное их применение.

В отличие от государственных и военных секретов, коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия. Ее главное назначение – обеспечивать предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе.

В российское законодательство термин «коммерческая тайна» впервые введен с принятием 25 декабря 1990 г. Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Часть 2 ст. 28 Закона гласит: «Предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяется Советом Министров РСФСР».

Следует учитывать мировой опыт по защите коммерческой информации. В разных странах существуют различные приоритетные направления защиты коммерческой тайны. Рассмотрим некоторые из них.

В Германии законы о защите коммерческой тайны появились в 1990 году – одновременно с принятием законов о незаконных способах конкуренции и нарушение коммерческой тайны рассматривается законодательством Германии как факт недобросовестной конкуренции. Основными признаками коммерческой тайны считаются доступность информации строго ограниченному кругу лиц (секретность), наличие у ее обладателя «объективного намерения» охранять данную информацию и «оправданного экономического интереса в сохранении секретности.

В Китае коммерческая тайна относится к сфере гражданского права. Хищение и незаконное использование коммерческой информации трактуется как нарушение закона «О незаконной конкуренции», вступившего в силу в декабре 1993 года. . В соответствии с законодательством Китая, понятие коммерческой тайны определяется как техническая и управленческая информация закрытого характера, обладающая признаком экономической или практической ценности, и в отношении которой принятые разумные меры по защите секретности.

В Великобритании отношения, связанные с коммерческой тайной, регулируются в данной стране в основном договорами между работодателем и наемным работником; в рамках же гражданско-правовых отношений применяются «соглашения о конфиденциальности» между контрагентами. Государственные служащие, например налоговые инспекторы, полицейские и т. п., как правило, обязуются не разглашать информацию, ставшую им известной в силу исполнения служебных обязанностей. Возложение такой обязанности осуществляется посредством подписания государственным служащим специального соглашения. Подобным образом вопрос коммерческой тайны регулируется в целом ряде стран — бывших колоний Великобритании, например в Австралии, Индии. В Австралии бoльшая часть отраслей права, в том числе и гражданское, испытала сильнейшее влияние права Великобритании.

При нарушении коммерческой тайны ущерб в первую очередь наносится предприятию, следовательно, непосредственным владельцем коммерческой тайны является самостоятельный хозяйствующий субъект — юридическое лицо, физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность от своего имени, другие субъекты предпринимательской деятельности. Законодательство Австралии не имеет специального закона о коммерческой тайне, однако предусматривает гражданско- и уголовно-правовую ответственность для лиц, виновных в разглашении или незаконном использовании конфиденциальной информации.

Защита осуществляется по трем основным направлениям:

1) от неправомерного разглашения или использования сведений, составляющих коммерческую тайну, государственными органами и должностными липами, имеющими доступ к таким сведениям, в силу прямого указания закона;

2) от нарушения обязательств по сохранению коммерческой тайны работниками владельца коммерческой тайны;

3) от неправомерных действий любых третьих лиц, объективным следствием которых стало нарушение коммерческой тайны. Нормы, в соответствии с которыми защищается коммерческая тайна, могут содержаться в различных отраслях права. В России пока такая защита может быть реально осуществлена лишь в соответствии с генеральным деликтом в рамках законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

Библиографический список

  1. Раевский Г. “Угрозы экономической безопасности предприятия и

задачи службы безопасности по их нейтрализации”, журнал “Частный сыск” №4, “Ось-89”, М., 1994

  1. http://internet-law.ru

  2. http://sec4all.net

Просмотров работы: 2664