ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Впервые в России понятие «информационная безопасность» было введено в 1990 г. в парламентской комиссии академика Ю.А. Рыжова, которая занималась разработкой концепции национальной безопасности страны. С тех пор созданы соответствующие структуры в Правительстве РФ, в Администрации Президента РФ, в Совете безопасности РФ, которые занимаются напрямую этими вопросами. В 1996 г. был создан парламентский подкомитет по информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности заняли прочную строчку во всех посланиях Президента РФ, они вошли в Концепции по национальной безопасности, утвержденные 17 декабря 1997 г. и 10 января 2000 г.

Несмотря на обилие структур (по отдельным оценкам только в государственных информационно-аналитических службах и ситуационных центрах работает более 15 тыс. человек), как следует из Послания Президента РФ по национальной безопасности (13.06.1996 г.), одной из основных угроз для России в информационной сфере является «отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей национальным целям, ценностям и интересам».

Государственная политика в Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности реализуется через правотворчество, правоприменение и участие государства в развитии правосознания и правовой культуры граждан.

В последние годы реализованы некоторые практические меры по укреплению информационной безопасности в Российской Федерации. Начато формирование нормативно-правового обеспечения информационной безопасности - приняты законы “О безопасности” и “О государственной тайне”, развернуты работы по созданию механизмов их реализации, завершена подготовка законопроектов, регламентирующих деятельность в информационной сфере. Осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию информационной безопасности в органах государственной власти и управления, в государственных организациях и на предприятиях. Успешному решению ряда вопросов информационной безопасности способствует создание Государственной системы защиты информации в России от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам, а также систем лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации и сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ современной системы информационной безопасности в Российской Федерации показывает, что в настоящее время отсутствие действенных механизмов регулирования информационных отношений в обществе и государстве приводит ко многим негативным последствиям, для информационной безопасности России. Слабое обеспечение органов государственной власти и управления достоверной, своевременной и полной информацией и её защитой затрудняет принятие обоснованных решений. Недостаточная защищенность государственного информационного ресурса приводит к утрате важной политической, экономической и научно-технической информации (в том числе о высокоэффективных технологиях военного и двойного назначения).

Потерям важной информации способствуют бессистемность защиты безопасности информационной системы и слабая координация в общегосударственном масштабе мероприятий по защите информации, отсутствие аудита безопасности информационной системы, ведомственная разобщенность в обеспечении конфиденциальности информации, недостаточный контроль за экспортом отечественных наукоемких технологий, образцов вооружения и военной техники.

Серьезно ослаблены меры по обеспечению сохранности государственных секретов, коммерческой и служебной тайны в органах государственной власти и управления и на предприятиях оборонного комплекса. Неудовлетворительно организована защита персональных данных, налоговой, таможенной, имущественной информации.

Отставание современных отечественных информационных технологий безопасности вынуждает идти по пути закупок незащищенной импортной техники, в результате чего повышается вероятность несанкционированного доступа к базам и банкам данных, а также возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники и информационной продукции.

Это подтверждают данные 2014 года, которые говорят о том, что российская картина утечек данных все стремительнее приближается к американской. Все большее распространение получает такой вид преступления, как «кража личности»- использование чужих персональных данных в собственных целях.

Согласно результатам исследования, Россия удерживает второе место по количеству инцидентов. В исследуемый период было выявлено 96 случаев утечки конфиденциальной информации из российских компаний и государственных организаций. Количество «российских» утечек по сравнению с первым полугодием 2013 года выросло более чем вдвое.

В мире за первое полугодие 2014 года было зарегистрировано 654 случая утечки конфиденциальной информации (3,5 инцидента в день), что на 32% превышает аналогичный показатель за прошлый год. Во всем мире скомпрометировано более 450 млн записей, в том числе финансовые и персональные данные.

Решение ключевых проблем информационной безопасности должно осуществляться на основе соответствующей государственной политики. Проработка принципов и основных положений государственной политики обеспечения информационной безопасности была проведена коллективом ученых и специалистов в рамках проекта Концепции информационной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, проблема обеспечения информационной безопасности принадлежит к числу проблем, без решения которых невозможен полномасштабный и эффективный переход к рыночной экономике, открытому информационному обществу.

Список литературы

1. [Электронный ресурс] < http://www.infowatch.ru/presscenter/news/7858 (12.12.2014);

2. Трахименок С.А. Безопасность государства. Методолого-правовые аспекты. Мн.: "Хата", 2007;

3. Ильюшенко В.Н. Информационная безопасность общества. Учебное пособие. - Томск, 2008;

Просмотров работы: 1124