МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обеспечение национальной безопасности государства и его устойчивого функционирования неразрывно связано с деятельностью органов федеральной службы безопасности по защите сведений, составляющих государственную тайну.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет только возрастать.

Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие России, оборону и безопасность государства.

В России, как и во всем мире, государственная тайна остается важнейшим инструментом защиты оборонных, экономических, политических и других важнейших интересов страны.

В современных условиях политического и социально-экономического развития обостряются противоречия между потребностями в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных ограничений на ее распространение. Тенденция к увеличению открытости общества, повышение интенсивности информационного обмена, широкое использование передовых технологий сбора и обработки информации создают предпосылки для возможных противоправных действий в отношении информации и ее пользователей. Поэтому наряду с информационной открытостью должна быть обеспечена также реализация конституционных прав человека, общества и государства на защиту информации с ограниченным доступом. Защита информации — это комплекс мероприятий, проводимых собственником информации по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих доступ к засекреченной информации и ее носителям.

Тенденция увеличения степени открытости государства перед обществом диктует необходимость максимально возможного сокращения числа сведений, относимых к государственной тайне, открытости общего перечня относимых к ней категорий сведений, механизмов засекречивания и условий рассекречивания. Обязанность государства — взять на себя формирование взвешенного механизма защиты различных видов информации и установления рамок действия институтов тайн. Такие требования исходят, с одной стороны, из потребности современного общества быть более открытым и доступным, а, с другой — диктуются необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В заключении напоминаю, что Федеральной службой по техническому и экспортному контролю разработаны, а приказом Минздравсоцразвития России от 22 апреля 2009 г. № 205 утверждены «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации», в соответствии с которыми современный специалист по защите информации должен уметь определять состав защищаемой информации, степень уязвимости, рассчитывать ущерб от возможной утраты информации, оценивать эффективность различных методов и средств защиты, проводить специальные исследования и сертификацию различных технических средств обработки и защиты информации, уметь проектировать и внедрять системы защиты информации, знать и использовать зарубежный опыт.

Укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности РФ в числе самых важных долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяются также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.

Список литературы

  1. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа "Юрист", 2001.

  2. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб.: Фонд "университет", 2000.

  3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 года № Пр-212) // Российская газета. 2009. 16 февраля. № 34.

  4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 года № Пр-1895) // Парламентская газета. 2000. 30 сентября. № 187.

Просмотров работы: 6806