УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Матвеева В.О. 1
1Институт экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственный долг играет существенную роль в макроэкономической системе любого государства. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг – это система финансовых отношений по поводу перераспределения части валового продукта и национального дохода с целью мобилизации государством дополнительных денежных средств.

В свете современных геополитических изменений управление государственным долгом это насущная необходимость. Под системой управления государственным долгом понимают совокупность мер, направленных государством на привлечение средств обслуживания и погашения государственных займов. Цель управления заключается в использовании государственных займов как инструмента улучшения стратегического развития экономики.

Для управления государственным долгом используются привлеченные ресурсы, к ним относятся финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности; смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом.

В настоящее время Россия относится к числу стран с относительно небольшим размером государственного долга.

Рис.1. Уровень, динамика и структура государственного долга РФ

По этой таблице можно проследить рост объемов золотовалютных запасов страны, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В настоящий момент по объему золотовалютного резерва наша страна находится на третьем месте в мире после Китая и Японии. Крупнейшими финансовыми ресурсами располагает также частный сектор. При такой внешне благоприятной картине настороженность вызывает большой удельный вес корпоративных долгов в общем объеме заимствований.

Рис.2. Объем государственного долга РФ в 2010-2013гг., млрд. руб.

В структуре госдолга современной России проводится политика постепенного замещения внешнего долга внутренним. Рост государственного долга связан в первую очередь с существенным увеличением заимствований на внутреннем рынке, размер долга вырос с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году. Значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке осуществляются в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета. В 2012 г. рынок государственных долговых обязательств вырос на 6,3% (с начала 2010 г. – на 96,7%), рынок корпоративных обязательств увеличился на 10,6% (с начала 2010 г. – на 48,8%), а объем рынка регионального и муниципального долга сократился на 6,0% (с начала 2010 г. его объем уменьшился на 5,3%).

В структуре внешнего корпоративного долга отмечается преобладание доли банков над нефинансовыми организациями, при этом в своем большинстве – это структуры с высокой (более 50%) долей участия государства. Кроме того, исследователи отмечают сырьевую направленность корпоративного внешнего заимствования, поскольку крупнейшие заемщики у нерезидентов – нефтегазовые корпорации. На мой взгляд, существенным изъяном долговой политики России является рост в общем объеме государственного долга государственных гарантий, выдающихся в эксклюзивном селективном режиме отдельным корпоративным структурам. Если еще в 2008 году доля госгарантий в общем объеме госкредита составляла чуть более 3%, то к 2013 году их доля только в государственном внутреннем долге была представлена более, чем 18%. Резкое же увеличение государственного долга приведет к росту расходов на его обслуживание. Таким образом, основным направлением бюджетного финансирования вскоре может стать финансирование кредитов, а не инвестиционной деятельности и социальной сферы. Как показывает мировой опыт, использование кредитных денег для увеличения оборотных средств хозяйствующего субъекта на приемлемых условиях – это нормальная экономическая практика. Привлечение кредитных средств из-за рубежа можно было бы рассматривать как инвестиции, если бы в российской практике хозяйственной деятельности не преобладали краткосрочные кредиты.

Таким образом, проблемы собственно государственного долга России не так масштабны, как проблемы корпоративного долга. Тревожит также внешняя задолженность стран содружеств перед национальной экономикой нашего государства. Крупнейшими должниками России являются Куба, Монголия, Индия, Ирак, Алжир, Египет, и т. д. Значительная часть их задолженности (50 %) считается безнадежной. К сожалению, таким должником по отношению к России становится Украина. Долг за газ превышает $3,5 млрд. Если до 2 июня «Газпром» не получит предоплату, то с утра 3 июня поставки газа на Украину будут прекращены», – напомнил Новак.

Присоединение Крыма к России стало не только триумфом воссоединения русской нации. Оно открывает новую эпоху, означающую неизбежный геополитический передел мира. В первую очередь, это касается Европы. Как заметил филолог и геополитик Вадим Цымбурский, мир не делится на различные цивилизации без остатка. Между цивилизациями, то есть между странами, не сомневающимися в своей цивилизационной принадлежности, расположены народы, которые колеблются и не могут определить, в какое цивилизационное объединение им следует войти.

Теперь, после Крыма, судьба «буферных» государств оказалась под вопросом. Для них возможны два сценария. Или они сохраняются в рыхлом, нейтральном, федеративно-конфедеративном статусе. Или же разделяются на зоны, относящиеся к разным цивилизациям, — к той, что образует Россия, и той, что создает Евро-Атлантика. Причем, Европой геополитический передел не ограничится. На очереди «буферные» страны Средней Азии – Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. И не только они.

Присоединение Крыма, возможно, меняет геополитический расклад и для стран Латинской Америки. Аргентинский президент Кристина Фернандес де Киршнер уже осудила отказ Запада признать итоги референдума в Крыму, и сравнила его с референдумом, который был проведен в 2013 году на Фолклендских островах. Основная геополитическая проблема после присоединения Крыма по-прежнему заключается в Украине, – уверен политолог Анатолий Эль-Мюрид. – Уже нынешней осенью в «незалежной» может сложиться тяжелейшая экономическая ситуация. Судя по всему, на посевную новые киевские власти плюнули, на промышленность – тоже. Зато собираются повысить тарифы на газ – в 1,5 раза для промышленных предприятий, и в 2 раза – для населения. Украинцы начнут просто массово бежать из страны, а нам этого совершенно не нужно.

Нам нельзя вмешиваться в украинские дела непосредственно, России война с Украиной действительно не нужна. Тем более, нельзя допускать ситуацию, при которой украинцы на Юго-Востоке сидели бы и ждали, что кто-то к ним придет и их освободит. Если сами украинцы допустили такой бардак у себя в стране, им с этим бардаком и разбираться.

Другое дело, что жители Восточной Украины – это сейчас очевидно – не могут сами создать структуры сопротивления. Причина понятна: это обычные, нормальные люди, которые попали в ненормальную ситуацию. У них нет ни теоретической подготовки, ни организационной, ни ресурсов. Со всем этим им надо помочь.

Если России удастся решить проблему восточных регионов Украины – это будет новой крупной геополитической победой. Если же мы пустим ситуацию на самотек, – мы получим гуманитарную катастрофу на Украине, в результате чего киевское правительство сможет обратиться к НАТО с просьбой взять под контроль всю территорию «незалежной».

Существуют два пути решения государственного долга:

  • усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства;

  • осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первый путь – это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала – занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне. Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя:

  • улучшение налоговой системы и налогового администрирования;

  • сбалансированность бюджета;

  • обеспечение надежной работы банковской системы;

  • защиту прав кредиторов и инвесторов;

  • прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций;

  • борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы;

Россия может продержаться максимум год без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12–15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно, нужно вести переговоры до победного конца.

Список источников:

  1. Улюкаев А., Куликов М. Глобальная нестабильность и реформа финансовой сферы России // Вопросы экономики. 2010. № 9.

  2. Шабалин А.О. Формирование долговой экономики России // Банковское дело. – 2012. – № 1. – С. 12-17.

  3. Официальный сайт Счетной Палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/11-tree_files-fl-361.pdf

  4. Официальный сайт Федеральной службы статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru

  5. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: www.minfin.ru

Просмотров работы: 1573