РЕАКЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕАКЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Анищенко А.И. 1
1Институт экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особый интерес и актуальность исследования обусловлены значимостью малого и среднего предпринимательства как движущей силы развития рынка. Малые и средние предприятия значительно и без особых капитальных вложений расширяют производство потребительских товаров и услуг, помогают выравниванию условий жизни населения, вовлекают в производство трудовые, материальные и финансовые ресурсы, ускоряют демонополизацию производства, способствуют развитию конкуренции, служат базой формирования массового слоя собственников как основы среднего класса, служат источником ощутимых бюджетных поступлений и устойчивого экономического роста. На сегодняшний день предпринимательство постоянно развивается и пополняется все более оперативными и ожидаемыми на потребительском рынке новаторскими идеями.

По состоянию на 1 октября 2012 года, по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, в Российской Федерации зарегистрировано 5,97 млн. субъектов предпринимательского сектора, из них 1,85 млн. юридических лиц и 4,12 млн. индивидуальных предпринимателей. В предпринимательском секторе Российской Федерации занято 17,929 млн. человек. Каждый четвертый работник занят в малых и средних компаниях. Доля оборота продукции и услуг, производимых в предпринимательской сфере, в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет более 28%.

Сплошное наблюдение, проведенное Федеральной службой государственной статистики в 2011 году, предоставило информацию об отраслевой структуре малого бизнеса [3]: 34% – занято в торговле, 16% – в промышленности, 7,3% – в сельском хозяйстве и 6,8% – транспорт и связь.

Рис.1. Структура сектора предпринимательства в РФ

За последние 3 года в России, в связи с экономическими условиями, предпринимательский сектор снизил темпы своего развития. Индекс экономического настроения достигнул максимума во втором квартале 2012 года (109 %), что сильно отличается от показателей докризисного периода. В дальнейшем индекс менялся медленно, достигнув стабильной точки в 101 % сразу в трех кварталах 2013 года. Снижение индекса потребительской уверенности отрицательно влияет на развитие и прибыльность частного бизнеса или предпринимательства, а также указывает на недовольство со стороны потребителей предпринимательским потенциалом частных лиц. Такая ситуация объясняется общим ухудшением финансово-экономической конъюнктуры государства.

МВФ ухудшил общую оценку дефицита российского бюджета на текущий год до 0,7% ВВП и 0,8% в 2015 году. Государственный долг РФ в 2014 году составит 13% ВВП [4]. Нынешний долг государства, как внешний, так и внутренний имеет устойчивую тенденцию к увеличению. При этом, динамика объемов внешнего государственного долга имеет более прерывистый характер, чем динамика погашения внутреннего госдолга (рис.2). Это иллюстрирует тот факт, что государство предпринимает попытки по частичному погашению своей задолженности перед внешними кредиторами.

Рис. 2. Динамика объемов государственного долга

С середины 2010 года по апрель 2012 года наблюдается значительное сокращение задолженности с 41,9 млрд. долларов до 34,8 млрд. долларов. После чего было совершенно еще 3 заимствования денежных средств в период с апреля 2012 года по октябрь 2013 года.

По данным сайта Министерства финансов РФ доходы в федеральный бюджет на 01.01.2014 год составили 13 019,9 млрд. рублей, что выше показателей 2012 года. В дальнейшем, предполагается, что доходы в федеральный бюджет будут расти, и к 2016 году будут составлять уже 15 905,7 млрд. рублей. Увеличение налогов ведет к снижению потребительских расходов, так как сокращается располагаемый доход, будут сокращаться инвестиционные расходы, поскольку сократится нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций, всё это, в свою очередь, приводит к сокращению совокупного спроса.

В целом бюджетная политика за последнее время была направлена на стимулирование экономического роста. При этом ранее рост расходов и доходов отставал от запланированного, а федеральный бюджет оставался почти сбалансированным. Основными статьями расходов бюджета являются - национальная оборона и экономика, социальная политика, реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса», подготовка к Олимпиаде в Сочи.

В ближайшие годы финансовая поддержка «масштабных экономических преобразований» сохранится, и на поддержку малого и среднего предпринимательства государство согласно выделить 22 млрд. рублей. Вместе с тем, значительная часть наших российских предпринимателей недовольны теми условиями, которые препятствуют не только развитию, но и даже созданию «собственного дела». Вот краткий список тех условий, которые отпугивают бизнесменов:

  • недостаточный спрос на внутреннем рынке;

  • высокий уровень налогообложения;

  • высокий процент коммерческого кредита;

  • недостаток финансовых средств;

  • недостаток квалифицированных рабочих;

  • изношенность и отсутствие оборудования.

Сектор предпринимательства не может нормально развиваться, если финансирование со стороны государства не может дать им должную поддержку. Если в стране существует серьезная проблема дефицита бюджета, то это немедленно отразится на всей экономической системе. Предприниматели в большей мере, чем другие общественные группы, ощущают изъяны экономической политики.

При образовании дефицита государственного бюджета, государство начнет искать способы его покрытия, а значит, возможны повышения налоговых сборов и сокращение государственных расходов, то есть будут уменьшаться необходимые трансферты по субсидированию предпринимательского сектора и сокращаться государственные заказы для частных юридических лиц. По этим же причинам инвестиции от предпринимателей и крупных бизнесменов начнут перетекать во внешний рынок, то есть заграницу, в другие страны. При потере значительного вклада инвестиций экономика Российской Федерации серьезно пошатнется.

На основе проблем, которые могут угрожать экономике России, правительство принимает определенные меры и пути решения для того чтобы не дать уйти основным инвестициям за рубеж и предотвратить падение национальной экономики. Среди них выделяют основные формы поддержки:

  • содействие частному бизнесу и предпринимательству;

  • финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства;

  • совершенствование системы налогообложения.

Как в экономической динамике, так и в общественном развитии, предпринимательство, как форма социально-экономической активности играет незаменимую роль. При этом взаимодействия между предпринимательским сектором, экономикой в целом и обществом носят достаточно сложный характер.

«Основные проблемы, мешающие существенному и качественному скачку в развитии предпринимательства не новы и хорошо известны: налогообложение, административные барьеры, коррумпированность госаппарата, сложность и непрозрачность отчетности. Ввиду чего отечественное предпринимательство сохраняет существенную теневую составляющую. В большей степени малый бизнес, в меньшей - средний и крупный.

Если сравнить темпы и направление развития предпринимательской среды России с западными аналогами, то наш бизнес идет по уже сложившейся модели развивающихся рынков и экономик. Основным отличием, причем не реализованным, является то, что наш предпринимательский сектор формировался на уже развитой рыночной инфраструктуре. Этот потенциал стоило бы развивать в самом начале реформ, однако сделано это не было, что существенно снизило темпы роста и развития национального бизнеса» ─ позиция Давыдова Д.М. по отношению к проблемам развития предпринимательства [1].

В дальнейшем государственные займы могут продолжать расти и только исходя из конкретной ситуации, можно определить, с какой скоростью и интенсивностью это будет происходить. В целом, государственный долг не должен негативно влиять на предпринимательский сектор экономики, если не превышает критического уровня по возможности его погашения, тогда как проблемы по реализации предпринимательства и предпринимательская активность могут отрицательно влиять на способность государства финансировать бюджетный дефицит.

Список источников:

  1. Давыдов Д.М. Особенности развития предпринимательского сектора Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа:

  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.gks.ru

  3. МВФ ухудшил прогноз дефицита российского бюджета [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.interfax.ru/business/370619

  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://minfin.ru

Просмотров работы: 1144