РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА

Широков А.В. 1, Широков А.В. 1
1Институт экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малое предпринимательство является одним из ведущих секторов экономики стран, и во многом определяет темп экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйственности, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малое предпринимательство - основа рыночной экономики.

В развитых странах создан специфический механизм малого предпринимательства, который обеспечивает использование научных достижений государственных научных центров, оборонных технологий и предприятий военной сферы. Данное обстоятельство усиливает значение малого предпринимательства в наукоемких инновационных сферах. Согласно зарубежной статистике, три четверти малых предприятий создаются на основе внутреннего предпринимательства, когда малое предприятие образуется при поддержке предприятий большого бизнеса.

Именно механизм переноса знаний на предприятия малого предпринимательства, а затем через него в большой бизнес, позволяет неоднократно использовать в экономике результаты инвестиций в фундаментальную науку и оборонные технологии.

Малым предпринимательством называется предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, главными из которых являются:

  • средняя численность занятых на предприятии работников;

  • ежегодный оборот, полученный предприятием;

  • величина активов.

Малые предприятия появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Таблица

Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства

Страна

Численность работающих

Годовой оборот

Великобритания

24-99 (до 200 чел. в промышленности)

400 тыс. фунтов

Франция

не свыше 200

(до 500 в промышленности)

164 млн. Евро (ниже 200 млн. франков)

ФРГ

не более 500 (до 49 официально)

не свыше 500 млн. Евро

(менее 1 млн. марок официально)

Швеция

до 200 чел.

300 тыс. Евро

Япония

до 100 (не свыше 300 в промышленности)

до 30 млн. иен

(до 100 млн. в промышленности)

США

не свыше 500 чел.

не свыше 5 млн. долларов

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников, сохранился и в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает предельных уровней:

а) для средних предприятий - от 101 (сто одного) до 250 (двухсот пятидесяти) человек включительно;

б) для малых предприятий - до 100 (ста) человек включительно;

в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15(пятнадцати) человек.

Необходимо учитывать, что в современном мире малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества, в США, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50 % общей численности занятых. По оценке экспортеров, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран Европейского сообщества составляет - 70 %, Японии - 50%, США – 50 %, России – 20-25 %. Также следует отметить, что в развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Как показывает опыт развитых стран, создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Малые предприятия, несмотря на свои размеры, выполняют следующие важные функции:

1. Социальная функция. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

2. Политическая функция. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения.

3. Экономическая функция. В работе малых предприятий сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Российские малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества.

Количественно сектор малого предпринимательства значительно вырос. По состоянию на 1 января 2013 г. в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс.ед. предприятий. Малый бизнес в России начинает играть все большую роль. Так по данным Минэкономразвития РФ в 2013 году наблюдается рост доли малого бизнеса в структуре ВВП России до 22 %, тогда как в 2008 году эта доля составляла только 17%.

Вместе с тем, в развитии малого бизнеса в России существуют определённые проблемы, в том числе:

  • организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке;

  • материально-технические - нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала;

  • финансовые проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками;

  • кредитная необеспеченность. Высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают малое предпринимательство непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса.

Развитие малого предпринимательства тормозят следующие причины:

  • сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

  • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

  • негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

  • неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.

Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта.

Прошедший переходный период и финансовый кризис существенно повлияли на доступность кредитных ресурсов для малого предпринимательства, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения.

В этих условиях государству необходимо поддерживать малое предпринимательство на региональном и местном уровне, вводить расширенное применение налоговых льгот, устранять административные барьеры, обеспечить консультационные и информационные услуги.

Во многих странах формируются специальные резервы для инвестирования в основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Вместе с тем, следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса в России пока ориентированы абстрактно. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться особые налоговые льготы. Все эти особенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а должны дополнять друг друга.

Малые предприятия могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, что способствует обеспечению перелива инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединит процессы структурной политики и формирование рынка. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в любой стране. Фактически, за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обесᴨечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.

Просмотров работы: 27786