ПОЛИТИКА АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОЛИТИКА АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Шаймухаметова Д.У. 1
1Институт экономики, управления и права (филиал) ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рыночная экономика обладает мощными механизмами саморегулирования. Казалось бы, она должна развиваться поступательно, максимально используя все имеющиеся ресурсы. Однако история показывает, что макроэкономическая стабильность постоянно нарушается, и основными макроэкономическими проблемами являются растущие цены, увеличение числа людей, не имеющих работы, периодически возникающие экономические кризисы.

Высокая стоимость анализа и большое число факторов, определяющих уровень инфляционных процессов в условиях кризисного развития экономики, затрудняют выработку правильной денежной политики.

Начиная с кризиса 2008 – 2010 гг. в России и за рубежом наметилась тенденция к ослаблению инфляционных процессов. В январе 2013 г. мировой банк с удовлетворением отметил, что «в мире в целом инфляция находится под контролем, при среднегодовом ИПЦ, достигнувшем 3,9% в конце 2012 г.»1. В частности, инфляция в развивающихся странах замедлилась: в 80% развивающихся экономик она не превышала 6%, а в большинстве стран со средним уровнем доходов находилась в пределах зоны таргетирования2. Тем не менее, в ряде стран, в том числе и в России, ситуация сложилась иная (рис. 1).

Рис. 1. Плановая и фактическая инфляция в отдельных развивающихся странах 2013 г., %

Если в развитых странах уровень ставок рефинансирования находился на уровне значительно ниже инфляции, то во многих странах с развивающимся рынком, в том числе в России, такой уровень ставок, напротив, выше инфляции, что в целом означает более рестриктивную политику и не ведет к увеличению доступности ресурсов, необходимых для участников экономики (рисунок 2).

Рис. 2. Инфляция и ставка рефинансирования в ряде стран 2012 г., %

До кризиса 2008 г. важными факторами наблюдавшейся тогда высокой инфляции (примерно 10% и более в год) являлся рост нефтяных цен и приток капитала. Так, в докладе Всемирного банка (2005 г., апрель) говорилось, что отмечавшийся тогда дополнительный приток капитала «увеличивает давление на инфляцию и реальный валютный курс»3.

Но и сегодня, когда цены на нефть снижаются и наблюдается отток капитала, российским регуляторам не удаётся сдерживать рост цен, заметно ускорившийся с начала 2012 г. Минэкономразвития неоднократно в 2014 году повышал прогноз по инфляции на фоне санкций против РФ и девальвации рубля. По данным Росстата инфляция в России в 2014 году выросла до 11,4 %, но ещё не достигла уровня 2008 года. В 2008 году — она была 13,3 % [4].

В условиях, когда обесценивается национальная валюта, должна повышаться конкурентоспособность отечественных товаров в связи с их относительной дешевизной, что в принципе должно содействовать развитию национальной экономики, стимулировать спрос и соответствующее предложение отечественных товаров. Однако, в условиях санкций, эластичность национального рынка не позволяет в короткие сроки увеличить предложение отечественных товаров, что неминуемо отражается на росте цен в национальной экономике.

Таким образом, дешевая нефть, снизившая экспортные доходы России, санкции (российские компании, бравшие кредиты в Европе, не могут погасить их за счет новых займов и вынуждены экстренно скупать валюту на внутреннем рынке для выполнения обязательств) и психологические факторы - недоверие населения к валюте рынка вызывают девальвацию национальной валюты и приводят к росту инфляции в национальной экономике. Кроме того, министр экономического развития Алексей Улюкаев считает валютный кризис - последствием не только внешней конъюнктуры, но и не законченных структурных реформ: высоких, постоянно растущих издержек производства [4].

В современных условиях выработка антиинфляционных мер должна базироваться на трактовке инфляции как многофакторного процесса. Успешно решить проблему роста потребительских цен удастся при условии разработки и реализации комплекса антиинфляционных мероприятий, тесно увязанных со структурной политикой. Приоритетной задачей регуляторов должно быть поддержание сбалансированного роста экономики, занятости и доходов населения. Необходимо использовать весь набор экономических рычагов, которые обеспечивали бы торможение указанного роста инфляции. В комплексе антиинфляционных мер целесообразно также повысить значение эффективной налоговой политики (в том числе увеличить собираемость налогов). Следует учитывать, что эффективность сдерживающей монетарной политики была ограниченной, в том числе в связи с недостаточным учетом немонетарных факторов инфляции, а также отсутствием своевременных мер по контролю над ними (например, в продовольственной сфере). Необходимо также принимать во внимание и высокие издержки ограничительной монетарной политики, так как данная политика снижает инвестиционный потенциал, а также ресурсную базу банковской системы.

Комплекс антиинфляционных мер правительства при их правильной балансировке может привести к положительному результату. В этой связи, внимания заслуживают следующие наиболее важные меры:

  • ограничение роста тарифов естественных монополий;

  • контроль над бюджетными расходами;

  • стимулирование производства (в том числе сельско-хозяйственного), а также формирование стабильных правил регулирования импорта;

  • поддержка инвестиционной активности и конкуренции;

  • прочие меры.

Перед экономикой РФ в полной мере стоят задачи обеспечения устойчивого развития и минимизации внешних рисков, а для этого необходимо адекватное поступление финансовых ресурсов в российскую экономику, которые при этом должны в первую очередь формироваться на основе внутренних, а не внешних источников монетизации, при ведущей роли национальных монетарных властей (как это происходит в зрелых финансовых системах). Оно должно носить целевой характер, т.е. обеспечивать экономические приоритеты развития. Инфляционный риск при этом должен сдерживаться как невысоким уровнем нашей монетизации, так и снижением монетарной составляющей инфляционных процессов, а формируемый в результате потенциал роста экономики заложит основы ее развития на многие годы.

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы являются необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. По нашему мнению, такая программа, прежде всего, должна быть направлена на устранение причин и факторов, вызывающих инфляционные процессы. Фактологические данные показывают, что росту инфляции способствуют немонетарные факторы, поэтому меры регулирования издержек производства будут способствовать снижению уровня инфляции в национальной экономике.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Экономика / под ред. А. С. Булатова.-М.: Экономистъ, 2012

  2. Семестр [Электронный ресурс] : информ.-аналит. портал, - [Москва], 2006-2013.- Режим доступа: http://www.semestr.ru. – (Дата обращения: 21.05.2014г.)

  3. Worldbank [Электронный ресурс] : информ. портал, - [Вашингтон], 2014. – Режим доступа: http://www.worldbank.org – (Дата обращения: 19.05.2014г.)

  4. РИА Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/economy/20141225/1040080991.html#ixzz3PI5NS1BI

1 World Bank. January 2013

2 Экономика / под ред. А. С. Булатова.-М.: Экономистъ, 2012

3 Worldbank.org

Просмотров работы: 6926