ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Юсупова А.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО «ДГПУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет.

Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профессиональных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова молодежь, а, следовательно, и молодежная субкультура. [1]

Студенчество представляет собой определённую часть молодёжи, которая имеет как общие со всей молодёжью черты, так и специфические особенности.

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только для учащихся.

Студенчество - учащиеся высших учебных заведений.

Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

С повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает и увеличивается его количество. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую эгалитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определённые сдвиги происходят и в половозрастной структуре, в частности увеличивается количество женщин.

Несмотря на различия социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определённую социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причём это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы [2]

Черты, проявляемые в общесоциальной сфере студенческой молодежью, привнесены в ее жизнедеятельность главным образом в предшествующем периоде жизни, как и у всей молодёжи, воспитаны в детском и подростковом возрасте семьей, дошкольными учреждениями, школой, общественными организациями. В студенческий период они продолжают активно закрепляться, развиваться и проявляться. Отношение студента к учебе, общественной работе и так далее есть также во многом следствие его общесоциальной зрелости.

Студенчеству, как и другим группам молодежи, свойственны и недостатки. Однако их круг и распространение более ограничены, чем, например, у старшеклассников и учащихся ПТУ. Это объясняется тем, что студенчество в большинстве своем достигло довольно высокого уровня социальной и профессиональной зрелости. У него больше жизненной определенности и опыта, относительно меньше возрастных поисков и нерешенных проблем.

Что касается детерминант поведения студенчества, то их анализ свидетельствует как об их своеобразии, так и общем характере с детерминантами, влияющими на облик других групп молодежи. Если, например, в группах рабочей молодежи существенной является возрастная зависимость от старших сотоварищей, то у студенчества она довольно второстепенна по характеру, поскольку студенты уже более независимы от опеки старших по возрасту товарищей. Вместе с тем на первый план у студенческой молодежи выступают зависимости, специфичные для ее социального статуса: в первую

очередь от курса обучения, от типа выбранного учебного заведения, затем следуют зависимости от социального происхождения, партийности, возраста, пола и т.д.

Следует отметить, что для облика студенчества характерны следующие наиболее типичные черты. В сфере образования большинство студентов более осознанно по сравнению с другими группами учащейся молодежи относится к изучению как общественных, так и специальных дисциплин; для них процесс адаптации проходит более спокойно и успешно; студенты учатся преимущественно хорошо, добросовестно осваивая специальность, стремясь познать самую передовую технологию в соответствующей отрасли, стать высококвалифицированным специалистом; для них характерны стремление к поиску, творческое отношение к процессу обучения, увлеченность научно-исследовательской работой; студенты требовательны к себе, а также и к организаторам учебного процесса, к его методологической и базовой насыщенности, эффективности. [3]

В сфере труда студенты в большинстве проявляют трудолюбие, сознательную дисциплину и требовательность.

В сфере культуры для студентов характерен довольно широкий спектр духовных запросов; потребность в оперативной и качественной эстетической подготовке; стремление максимально использовать предоставляемые местными условиями культурные возможности приобщиться к культурно-историческим ценностям, развить свой эстетический вкус. Пребывание в вузе существенно влияет на рост культурного уровня студентов. Задача воспитания из студента не просто профессионально подготовленного специалиста, но и культурного человека, имеющего широкие духовные интересы, всегда относилась к числу приоритетных задач системы высшего образования. Такой объективно она остается и сегодня. Но сложившаяся ситуация в обществе ориентирует молодых людей на получение, в основном, профессионального образования, не заботясь о повышении культурного уровня. К тому же, как свидетельствует практика учебно-воспитательного процесса в вузах и многочисленные публикации, в последние годы проявилось известное ослабленное внимание к гуманитарным дисциплинам. Образ интеллектуала, который является не только специалистом в какой-то профессиональной области, но и легко ориентируется в сфере культуры, любит искусство, читает хорошую литературу и сам не чужд творческих устремлений, уходит в прошлое.

Однако нельзя утверждать, что эти характеристики сопутствуют всем без исключения студентам.

Отметим лишь некоторые проблемы современного студенчества, о чем свидетельствуют материалы социологических исследований. Это наркомания, алкоголизм, культ силы в молодежной среде (56% студентов считают это проблемой); состояние экологии, здравоохранения, платность медобслуживания (51% студентов отметили эту проблему); безопасность своя, семьи, близких (51% студентов ее отмечают); безразличие властных структур к запросам и интересам молодежи (38%).

На зарабатывание денег у студентов зачастую просто нет времени, поэтому студенты сильно зависимы от материального положения своих родителей, которое, как известно, не у всех благополучное. Те же из студентов, которые всё-таки работают, делают это в ущерб своему образованию. Сюда же можно отнести проблему невозможности приобрести товары по доступным ценам (36% студентов считают это проблемой). На втором месте по значимости стоит проблема поиска работы (58% студентов считают поиск работы проблематичным). Опять же, это связано с образовательным процессом. Не всякое предприятие готово взять на работу студента. Сюда же относится проблема небольших возможностей для приработка (31% студентов отметили эту проблему). Из выше обозначенных проблем вытекают следующие: недоступность многих социокультурных благ и плохие условия для полноценного отдыха. [4]

Таким образом, преобразования российского общества вызвало к жизни новые направления в области молодежных исследований, касающиеся проблем адаптации молодежи к новым социально-экономическим и политическим отношениям, в том числе: проблем рынка труда, социальной защиты молодежи и молодых семей. Из всех проблем молодежи и студенчества исключительного внимания заслуживает формирование ее системы ценностных ориентации, определяющих стержень личности и оказывающих влияние на содержание социальной активности, общий подход к миру и самому себе, придающих смысл и направление общественной позиции молодого человека.

Список использованной литературы

1. Молодежь и современность / под ред. В.Т. Лисовского и В.А. Ядова. М., 2010.

2. Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С.С. Северинцев и др. 2-е изд. М., 2012.

3. Кон И.С. Социология личности. М., 2011

4. Иконникова С.Н. Социология молодежи. Л.: Знание, 2012

5. Вишневский В.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х – социокультурная динамика // Социологические исследования. 2012. № 12.

5

Просмотров работы: 8394