ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОРОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Исмиханов М.М. 1
1ФГБОУ ВПО «ДГПУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования полоролевых отношений у подростков приобретает актуальность в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентация ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические. Многие традиционные ценности, включая ценности семьи, детско-родительские, полоролевые отношения претерпевают значительные изменения, подменяются образцами массовой западной субкультуры. Существенным является и тот факт, что на процессы социализации серьезное влияние оказывает информационная среда.

Значительное число экспериментальных исследований свидетельствуют о непосредственном влиянии СМИ на социальное поведение и личность.

Полоролевая идеология в нашем обществе с ее размытостью ценностных качеств осложняет выбор жизненных стратегий подростками. Все это порождает негативизм, примитивизм, поведения как явлений разрушения личности.

Во-вторых, именно в подростковом возрасте происходит становление половой идентичности, освоение половых ролей, освоение образцов поведения определенного пола. Однако реальное поведение подростков, как мальчиков, так и девочек, находятся в разных планах и практически не пересекаются.

Для современных подростков проблема выбора различных моделей поведения, в том числе и полоролевых, формирования внутренней системы установок, ценностей приобретают особую значимость. Это обусловлено многими факторами. Прежде всего, подростковый возраст-это этап важного психического развития, когда в сознании откладываются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования. Развитие взрослости в подростковом возрасте связано с активной ориентацией на определенное содержание мужского или женского идеала тех качеств, какими нужно овладеть, чтобы чувствовать себя "настоящим мужчиной "или "настоящей женщиной".

Проблеме подросткового возраста посвящено значительное число исследований зарубежных и отечественных авторов. Всеми авторами подчеркиваются динамизм, противоречивость, напряженность и открытость данного возрастного периода.

По данным зарубежных и отечественных исследователей (Ст.Холл, Э.Штерн, Л.С.Выготский, Т.Г.Драгунова, И.С.Кон, А.Е.Личко, А.М. Прихожан, В.А.Сухомлинский, Н.Н.Толстых и др.) подростковый возраст-это период, охватывающий от 12 до 18лет.Это бесспорно самое прекрасное, но и самое трудное время в жизни. У этих трудностей есть чисто биологическая основа. Бурное половое развитие, резкий скачок роста, интенсивное и обычно неравномерное развитие всех систем организма, нередко влекущие за собой нарушение самочувствия, функциональные расстройства.

В период между детством и юностью стремительно формируется личность, совершенствуется интеллект.

Детская непосредственность, доверчивость, открытость, ласковость сменяются категоричностью суждений, нередко склонностью к уединению, скрытностью, повышенной требовательностью к себе и к окружающим. Подросток становится более ранимым, обидчивым, у него обостряется чувство собственного достоинства.

Подростковый возраст делится на два этапа:

1) младший подросток (к этой группе относятся школьники 5-6 классов);

2) старший подросток (школьники 7-8 классов).

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще всего как возраст полового созревания.

Немецкий философ и психолог Э.Шпрангер считал подростковый возраст возрастом врастания в культуру. Психическое развитие, считал он, есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух эпохи. Он описал типологию развития подростка в культуре на основании особенностей взаимоотношения личности с социальным окружением. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Второй-плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует, и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Главные новообразования возраста, по Э.Шпрангеру, являются открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви.

Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая [4, с.32].

Французский ученый Ф. Арнес предположил, что подростковый возраст впервые возник в 19 веке, а в 20 веке стал веком тинейджера.

В настоящее время, когда в развитых странах мира контроль родителей за развитием ребенка продолжается вплоть до брака, этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению.

Но еще в 30-е годы 20 века П.П. Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период. Он был убежден, что это позднее и почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества.

Во второй половине 20 века французский психолог Б. Заззо также изучала подростков из различных социально-экономических слоев общества, чтобы выявить их личные представления о продолжительности подросткового возраста. Б. Заззо показала, что начало отрочества почти все они относят к 14 годам, связывая его с половым созреванием [2, с.39].

По мнению американского психолога Ст. Холла подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма эпохи человечества. По его мнению, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные сталкиваются с требованиями социальной жизни.

Холл выдели ряд противоречий, присущих этому возрасту:

  1. Чрезмерная активность может привести к изнурению;

  2. Безумная веселость сменяется унынием;

  3. Высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями;

  4. Страсть к общению сменяется замкнутостью.

Холл по праву назвал это периодом «бурного натиска». Содержание подросткового периода Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности.

Проблемы подросткового возраста исследовали и отечественные психологи. Большое внимание в отечественной психологии уделяется условиям воспитания моральной и интеллектуальной взрослости у подростков [5].

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими. Л.С. Выготский описал несколько основных групп интересов подростка, которые он назвал доминантами: «эгоцентрическая доминанта»- интерес подростка к собственной личности; «доминанта дали» - установка подростка на перспективу, большие масштабы, которые для него субъективно гораздо более приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние; «доминанта усилия» - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые проявляются в упрямстве, борьбе против взрослых, протесте и других негативных проявлениях; «доминанта романтика»- стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии воображения: на передний план выходит фантазия, мечты [2, с.56].

Д.Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте происходит под знаком его взросления, определяется появляющимся у подростков чувством взрослости и тенденцией к взрослости. Отношение подростка к самому себе уже как к взрослому проявляется в возникновении у него настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность [5, с.73].

Л.И. Божович считала, что в подростковом возрасте появляется более широкие интересы, увлечения и стремления занять более «взрослую» позицию жизни [1, с.67].

В подростковом возрасте формируется нравственное мировоззрение, представляющее собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,- 1968.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., -2005. 506 с.

3.Холл С. История одной кучи песку //Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925. С. 125–141

4. Штерн Э. Психология подросткового возраста – 1931.

5. Возрастные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

5

Просмотров работы: 1751