СТОИМОСТНОЙ ИНЖИНИРИНГ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТОИМОСТНОЙ ИНЖИНИРИНГ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Шкапурина Т.А. 1
1Ивановский государственный политехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любой инвестиционно-строительный проект может быть охарактеризован с нескольких сторон: финансовой, технологической, организационной, временной. Каждая из них важна, но финансовые аспекты инвестиционной деятельности во многих случаях имеют решающее значение. Сегодня внимание российских компаний направлено, в первую очередь, на стоимостной анализ выполнения проектов.

В условиях глобализации, повышения конкуренции на мировом рынке, особенно важными становятся вопросы управления стоимостью проектов/активов, повышения эффективности планирования и управления капитальными вложениями, этим объясняется актуальность курсовой работы.

Стоимостной инжиниринг — это сфера (область) деятельности по производству стоимостных расчетов (обоснований) на всех этапах осуществления инвестиционно-строительного проекта, определяющая экономические отношения среди его участников.

Стоимостной инжиниринг как комплексное решение задач заказчика действительно является актуальным продуктом, который всё больше будет востребован рынком. Особенно в нынешних условиях, когда для любой компании, тем более работающей в сфере недвижимости, ключевой задачей является сокращение издержек.

Стоимостной инжиниринг инвестиционно-строительных проектов тесно связан с понятием управления стоимости проектов.

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета.

Управление стоимостью проекта связано с четырьмя аспектами: планирование ресурсов, составление сметы, составление бюджета проекта, контроль стоимости. Соблюдение всех этих этапов позволяет завершить проект в рамках запланированных сроков и бюджета при полном удовлетворении определенных ранее ожиданий заказчика, то есть при полном достижении всех заранее определенных результатов.

В теоретической части работы были рассмотрены понятия стоимостного инжиниринга, управления проектом, в которую входит понятие управление стоимостью проекта, стоимостная оценка, методы и виды оценки стоимости проекта, а так же этапы управления и контроля стоимости.

В практической части курсовой работы был рассмотрен инвестиционно-строительный проект спортивного комплекса “Лыжник” по прыжкам на лыжах с трамплина, в данный проект включены: замысел, результат, участники, расписание и сроки проекта.

Основной целью исследования курсовой работы является изучение теоретических аспектов стоимостного инжиниринга в строительстве, а так же его реализация на примере конкретного проекта.

Исходя из указанной цели, были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность стоимостного инжиниринга в строительстве;

2. Проанализировать структуру системы стоимостного инжиниринга;

3. Рассмотреть понятия стоимости и бюджета проекта.

4. Произвести оценку стоимости проекта с учетом 4 этапов управления стоимостью.

Глава 1. Стоимостной инжиниринг инвестиционно-строительных проектов.

1.1. Понятие и структура стоимостного инжиниринга инвестиционных

проектов в сфере недвижимости.

Последние годы среди специалистов строительной отрасли используются новые термины – «инжиниринг», «инжиниринговые услуги», а также интересующий нас — «стоимостной инжиниринг», который связан с понятием «стоимость строительства». Большой энциклопедический словарь так трактует понятие «инжиниринг». «Инжиниринг» - одна из форм международной коммерческой связи в сфере науки и техники, основное направление которой – предоставление услуг по доведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства.

В свою очередь стоимостной инжиниринг (СИ) рассматривается как управляющая система, основанная на нормативно-правовой и методической документации, охватывающая все направления деятельности по производству стоимостных расчетов и всех участников инвестиционно-строительного проекта.

Стоимостной инжиниринг — это сфера (область) деятельности по производству стоимостных расчетов (обоснований) на всех этапах осуществления инвестиционно-строительного проекта, определяющая экономические отношения среди его участников.

Стоимостной инженер – образованный, обученный и достаточно квалифицированный специалист для развития и применения в практической деятельности (на основе принципов проектирования, техники, технологии) методов и средств управления стоимостью проекта, которое включает в себя: оценку и сметы, стоимостной контроль за уровнем издержек и бюджета проекта в целом, проектирование стоимости, управление эффективностью строительства, оценку капиталовложений (инвестиционную оценку), анализ рисков и фактическую стоимость проекта.

Стоимостной инжиниринг как область деятельности базируется на правовых, нормативных и методических документах, разработанных в результате научно - исследовательских работ, деятельности профессиональных союзов и ассоциаций, с учетом трансфера знаний стран рыночной экономики. Она охватывающая все направления деятельности по производству стоимостных расчетов и всех участников инвестиционно - строительного проекта.

Рисунок 1. Этапы стоимостного инжиниринга

В состав системы стоимостного инжиниринга входят как подсистемы (возможно представление их как самостоятельных систем):

1. Система управления стоимостью (УС) в составе инвестиционно - строительного проекта (ИСП). Это одна из основных ветвей СИ, функционально действующая на всех фазах ИСП для всех его участников. Под Управлением стоимостью мы понимаем управление процессами формирования стоимости и осуществление основных функций управления (анализа, планирования, организации, координации, учета, контроля и регулирования) при выполнении методологии и использовании арсенала средств Управления проектами (УП), базовой функцией которого является УС с учетом фактора “непрерывности управления”, в интеграции с другими функциями УП в течение всего жизненного цикла проекта. Стоимостные расчеты и УС участники проекта производят с учетом внешнего и внутреннего окружения проекта, его масштаба и структуры. Управления стоимостью в составе инвестиционного проекта включает в себя процессы управления в каждой фазе и связь между группами процессов: процессы инициации, планирования, выполнения, регулирования и завершения.

2. Второй основной ветвью СИ, как бы продолжающей систему УС, является система ценообразования в строительстве двух уровней: федеральная и региональная система ценообразования (РСЦ). В качестве основы создания РСЦ служит система ценообразования и сметного нормирования федерального уровня. В свою очередь на РСЦ базируются фирменные сметные нормативы (ФСН) организаций и предприятий строительного комплекса региона. Одним из важнейших направлений организационно-экономического реформирования в строительстве является создание региональной системы ценообразования (РСЦ), которая должна обеспечивать на протяжении всего инвестиционного цикла всех участников строительства системой норм, показателей и другой справочно-нормативной информацией для расчета справедливого уровня цен готовой СП, а также обеспечивать эффективность ИСД, повышение потребительско - эксплуатационных характеристик конечной СП; содействовать внедрению научно-технического прогресса и повышению качества строительства; содержать в составе программно-методических комплексов (ПМК) и информационно-технологических моделей систему показателей для расчета стоимости инвестиционного проекта на всех фазах его жизненного цикла.

3. Рыночные аспекты стоимостного инжиниринга влияют на стоимость строительной продукции (СП) реализуется через торги и конкурсы, которые оптимизируют показатели стоимости СП, предложенные оферентами, которые, участвуя в торгах, предлагают свои потенциальные возможности для производства в будущем определенной строительной продукции. Конкурентность оференту обеспечивают цена предмета торгов (не выше среднерегиональной), уровень качества работ и соблюдение сроков. Стоимость строительной продукции определяется по фирменным сметным нормативам (ФСН) и фирменным единичным расценкам (ФЕР) с учетом рыночных потребительских характеристик СП на основе показателей РСЦ. Понятия “строительная продукция” и “стоимость строительной продукции” мы рассматриваем в рамках экономической теории как общую сумму продуктов труда, созданную в строительном комплексе предприятия (региона), имеющую определенную стоимость, сформированную по методике и нормативам существующей системы ценообразования и обладающую рыночной потребительной стоимостью. Рыночная модель ценообразования ориентирована на интересы потребителя, когда спрос определяет цену строительной продукции и объемы производства, когда рыночные цены максимально учитывают потребительские свойства строительной продукции, когда мотивом деятельности всех участников инвестиционно - строительного процесса является получение прибыли в условиях самофинансирования, полной хозяйственной самостоятельности и независимости внутрифирменного планирования.

4. Безусловно, на стоимость СП значительное влияние оказывают организационно управленческие аспекты ИСП в рамках той «родительской организации», где он осуществляется. Несоответствие существующего уровня культуры организации и управления инвестиционно-строительной деятельностью рыночным условиям и требованиям становятся явным тормозом эффективного механизма взаимоотношений участников строительства. Основные направления совершенствования организации и управления в строительстве должны содержать: изменение организационных структур и форм, состава и масштаба организаций, изменение организации и управления, создание малых, средних и крупных предприятий строительного комплекса с одноступенчатой структурой функционального управления, развитие рыночной инфраструктуры специализированных фирм, использующих методы и средства управления проектами; создание информационных технологий, систем, моделей и программных средств управления инвестиционно - строительной деятельностью на всех этапах реализации проекта.

5.Техническая оптимизация стоимости СП осуществляется на всех фазах ИСП от предпроектных исследований, эскизных и рабочих чертежей, применения эффективных технологий, материалов, средств механизации до условий эксплуатации зданий и сооружений с учетом минимальных издержек. Снижение стоимости строительной продукции в части материалоемкости во многом зависит от проектных решений и применения в них инноваций, прогрессивных научно - технических достижений, роста производительности труда, внедрения ресурсосберегающих систем, оптимизация объемно-планировочных и конструктивных решений по зданиям и сооружениям.

Современные требования к повышению потребительских качеств строительной продукции требуют создания новой продукции, а это безусловно связано с повышением ее цены и в первую очередь затратами на техническое перевооружение производства и строительства. Здесь необходимо внедрение новых технических решений развитых стран.

6. Система информационного обеспечениякак бы объединяет и дифференцирует все предыдущие системы, способствует производительной деятельности стоимостного инженера. При формировании стоимости строительной продукции на всех фазах жизненного цикла инвестиционного проекта используются сотни тысяч показателей как ресурсных, так и стоимостных.

Взаимоотношения участников инвестиционного процесса в вопросах стоимостного инжиниринга при переходе к рыночной экономике должны быть обоснованы:

  • соответствующей территориальной сметно-нормативной базой;

  • методическими рекомендациями и справочной литературой;

  • современными программно-методическими комплексами автоматизированного выполнения стоимостных расчетов.

Эффективная ИСД конкурентоспособной организации базируется на достаточной и достоверной информации, оперативном ее использовании, рациональной организации системы информационного воздействия, внедрения современных информационных технологий.

7. Система подготовки стоимостных инженеровдолжна включать все виды образовательной деятельности. Подготовка стоимостного инженера должна быть в этом ряду и начало специализации необходимо положить в вузе. Необходимо создание целостной системы подготовки специалистов, которые могли бы с учетом рыночных требований взять на себя ответственность и профессионально работать в фирмах заказчика, подрядчика, проектных фирмах и других фирмах инфраструктуры рынка строительных работ и услуг. Уместны все способы подготовки персонала: повышение квалификации, переподготовка, стажировка и цеховая подготовка, получение второго высшего образования и другие варианты. Для фирм и специалистов, осуществляющих стоимостной инжиниринг, должна быть организована профессиональная аттестация в соответствующих ассоциациях, как это делает Российская Ассоциация Управления Проектами (СОВНЕТ).

Таблица 1.

Структура системы стоимостного инжиниринга в строительстве.

Подсистемы стоимостного инжиниринга

1

2

3

4

5

6

7

Система

управления стоимо-

стью

Система ценообразования

Рыночные

аспекты

Организационно управленческие

аспекты

Техническая оптимиза-

ция стоимости

Система информационного обеспечения

Система подготовки стоимостных инженеров

анализ,

планиро-

вание,

органи-

зация,

коорди-

нация,

учет,

контроль

и регу-

лирова-

ние

федеральная

и регио-

гиональная система

ценооб-

разова-

ния

влияют на

стоимость

строитель-

ной продукции (СП) реализуется через торги

и конкурсы, которые оптимизируют

показатели

стоимости

СП, пред-

ложенные

оферентами.

создание информационных технологий, систем, моделей и программных средств

управления

инвестиционно- строительной деятельностью на всех

этапах реализации инвестиционного проекта

применения эффектив-

ных технологий, материалов, средств механизации до условий эксплуатации зданий и сооруже-

ний с уче-

том мини-

мальных

издержек

объединение и дифференциация всех предыдущие систем. При формировании стоимости строительной продукции на всех фазах жизненного цикла проекта используются сотни тысяч показателей как ресурсных, так и

стоимостных.

создание целостной системы подготовки специалистов, которые могли бы с учетом рыночных требований взять на себя ответственность и профессионально работать в фирмах заказчика, подрядчика, проектных

и др. фирмах инфраструктуры рынка

строительных

Стоимостной инжиниринг как комплексное решение задач заказчика действительно является актуальным продуктом, который всё больше будет востребован рынком. Особенно в нынешних условиях, когда для любой компании, тем более работающей в сфере недвижимости, ключевой задачей является сокращение издержек.

Укрупненно структуру системы стоимостного инжиниринга в инвестиционно - строительной сфере можно представить следующими составляющими:

- федеральный/ региональный уровень (развитие системы ценообразования в строительстве), мониторинг стоимости проектов, финансируемых за счет государственного/ регионального бюджета;

- компании, участвующие в инвестиционно - строительной деятельности (создание корпоративной системы нормативов стоимости строительной продукции и услуг, управление стоимостью компании, управление стоимостью проектов, в которых участвует компания);

- инвестиционно - строительные проекты (оценка стоимости проекта, сметные расчеты, управление стоимостью проекта на всех стадиях жизненного цикла, бюджетирование проекта).

Основные проблемы стоимостного инжиниринга в инвестиционно-строительной сфере:

− развитие информационных баз данных стоимости продукции, работ, услуг;

− развитие конкурсной системы размещения заказов на продукцию, работ и услуг при подготовке и реализации инвестиционных проектов;

− совершенствование теории, методологии и обобщение практики оценки основных фондов.

- западные компании испытывают массу проблем при работе с российской системой «единичных» расценок. Возникает необходимость перехода на западные системы.

1.2. Основные принципы управления стоимостью проекта.

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостями и временем выполнения работ проекта.

Для строительных проектов определяется стоимость строительства, которая представляет собой часть стоимости проекта, в которую входят денежные средства, необходимые для капитального строительства. Оценка всех затрат по проекту эквивалентна оценке общей стоимости проекта.

В контексте настоящей главы управление стоимостью и управление затратами практически являются тождественными понятиями. Целями системы управления стоимостью (затратами) является разработка политики, процедур и методов, позволяющих осуществлять планирование и своевременный контроль затрат.

Управление стоимостью (затратами) проекта включает в себя следующие процессы:

  • оценку стоимости проекта;

  • бюджетирование проекта, т. е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта;

  • контроль стоимости (затрат) проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени. Бюджет является документом, определяющим ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит затратная его составляющая, которую принято называть сметой проекта.

Смета проекта — документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта (контракта), обычно на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.

Одним из способов, позволяющих управлять затратами проекта, является использование структуры счетов затрат (планов счетов). Для выполнения работ требуются ресурсы, которые могут выражаться как в труде рабочих, материалах, оборудовании, так и в виде позиций денежных затрат, когда нет необходимости или возможности знать, какие конкретно ресурсы их составляют. На стадии формирования бюджета работы все ресурсы, привлекаемые для ее выполнения, списываются на различные статьи затрат.

Так как структура счетов затрат разрабатывается по принципам декомпозиции, то путем агрегирования информации со счетов нижних уровней структуры можно получить данные о затратах на требуемом уровне детализации, вплоть до верхнего, характеризующего бюджет проекта.

При выполнении работ проекта фактическая информация о затратах также учитывается на соответствующих счетах затрат, что позволяет на соответствующих уровнях детализации проводить сравнение запланированных затрат (бюджетных) с фактическими.

Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта, при этом, естественно, процессы управления реализуются по-разному на различных этапах проектного цикла.

Таблица 2.

Управление стоимостью на протяжении жизненного цикла проекта.

Стадии жизненного цикла объекта

1

2

3

4

5

Концепция

проекта

Обоснование

проекта

Планирование проекта

Реализация проекта

Завершение проекта

Укрупненная оценка

стоимости

       
 

Детальная оценка

стоимости

     
   

Стоимостное планирование или бюджетирование

 
     

Контроль стоимости проекта

       

Завершающая оценка стоимости

Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла неравномерно и обычно имеет структуру, представленную на рисунке 2. Как видно, основная часть стоимости возникает на фазе реализации проекта.

Но следует отметить, что основные решения, обусловливающие показатели стоимости проекта, принимаются на прединвестиционной фазе проекта. Таким образом, возможность управления стоимостью проекта также распределяется неравномерно на протяжении всего его жизненного цикла.

Рис. 2. Распределение стоимости проекта в течение его жизненного цикла

Исходя из структуры жизненного цикла проекта, его стоимость включает в себя следующие составляющие:

- стоимость исследований и разработок: проведение прединвестиционных исследований, анализ затрат и выгод, предварительная оценка проекта, разработка проектной документации;

- стоимость затрат на производство: производство, сборка и тестирование проекта, поддержание производственных мощностей, материально-техническое обеспечение, обучение персонала;

- стоимость затрат на строительство: производственные и административные помещения (строительство новых или реконструкция старых);

- стоимость текущих затрат: заработная плата, материалы и полуфабрикаты, транспортировка, управление информацией, контроль качества;

- снятие с производства: затраты на переоборудование производственных мощностей, утилизация остатков.

1.3. Бюджетирование проекта.

Под бюджетированием понимается определение стоимостных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержащего установленное (утвержденное) распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ, по центрам затрат или по иной структуре.

Инвестиционное бюджетирование является инструментом для реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционных программ, разработанных в соответствии с инвестиционной политикой компании. Инвестиционная политика строится на основе стратегических целей компании, определяет основные направления в инвестировании и способы привлечения инвестиций, основные критерии приоритетности и значимости инвестиционных проектов и программ. Объектом инвестиционного бюджетирования является инвестиционный проект.

Информация о направлениях, величине и времени осуществления инвестиционных вложений по проекту должна быть представлена в форме бюджета инвестиционных затрат. Бюджет затрат формируется в денежном выражении и определяет размер и период осуществления капитальных затрат по проекту. Элементы затрат классифицируются в бюджете по балансовому принципу. Стоимость инвестиционных затрат также должна соответствовать нормам бухгалтерского учета: необоротные активы должны показываться по первоначальной стоимости (т.е. с учетом затрат на транспортировку, монтаж, сборку и т.п.), стоимость оборотных активов должна учитывать налоги от продаж (НДС, акциз).

Структура бюджета определяется планом счетов стоимостного учета конкретного проекта. Бюджет может быть сформирован как в рамках традиционного бухгалтерского плана счетов, так и с использованием специально разработанного плана счетов управленческого учета. Практика показывает, что в большинстве случаев бухгалтерского плана счетов бывает недостаточно. Для каждого конкретного проекта требуется учет определенной специфики с точки зрения управления стоимостью, поэтому каждый проект должен иметь свой уникальный план счетов, но который базируется на установившихся показателях управленческого учета.

Бюджетирование является планированием стоимости, т. е. определением плана затрат: когда, сколько и за что будут выплачиваться денежные средства.

Бюджет может составляться в виде:

1) календарных план-графиков затрат;

2) матрицы распределения расходов;

3) столбчатых диаграмм затрат;

4) столбчатых диаграмм кумулятивных (нарастающим итогом) затрат;

5) линейных диаграмм, построенных во времени кумулятивных затрат;

6) круговых диаграмм структуры расходов и пр.

Форма представления бюджетов зависит от:

  • потребителя документа;

  • цели создания документа;

  • сложившихся стандартов;

  • интересующей информации.

В зависимости от стадии жизненного цикла проекта бюджеты бывают:

  • предварительными (оценочными);

  • утвержденными (официальными);

  • текущими (корректируемыми);

  • фактическими.

После проведения технико-экономических исследований составляются предварительные бюджеты, которые носят в большей степени оценочный, нежели директивный характер. Такие бюджеты подвергаются согласованию со всеми заинтересованными лицами и в конечном итоге утверждаются руководителем проекта или другим лицом, принимающим решение. После того, как бюджет обрел официальный статус, он становится эталоном, по отношению к которому происходит сравнение фактических результатов.

В ходе реализации проекта возникают отклонения от ранее запланированных показателей, что должно своевременно отражаться в текущих бюджетах. И по завершении всех работ в качестве итогового документа создается фактический бюджет, в котором отражаются реальные цифры.

Особого внимания заслуживают сметы, представляющие собой бюджеты расходов. Сметная документация является важной составляющей бюджетной документации в крупных инвестиционных проектах.

1.4. Оценка стоимости проекта.

В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. Исходя из целей оценок, разной бывает и точность таких оценок.

Виды оценок стоимости проекта:

  • Предварительная (оценка жизнеспособности, реализуемости проекта);

  • Факторная (укрупненный расчет стоимости, предварительная смета);

  • Приближенная (сметно-финансовый расчет);

  • Окончательная (сметная документация).

Чтобы оценить стоимость проекта, требуется знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Таким образом, оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта. Данные задачи решаются в рамках планирования проекта, а в модуль оценки стоимости должны поступать результаты выполнения этого процесса.

Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в том числе:

  • оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг);

  • приспособления, устройства и производственные мощности;

  • рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);

  • расходные товары (канцелярские принадлежности и т. д.);

  • материалы;

  • обучение, семинары, конференции;

  • субконтракты;

  • перевозки и т. д.

Все затраты можно классифицировать как:

  • прямые и накладные расходы;

  • повторяющиеся и единовременные. Например, ежемесячные платежи за использование производственных мощностей повторяющиеся затраты, закупка комплекта оборудования — единовременые затраты;

  • постоянные и переменные по признаку зависимости от объема работ;

  • плату за сверхурочное рабочее время.

Структура стоимости проекта в разрезе статей затрат обычно базируется на структуре плана счетов проекта, представляющего собой декомпозицию затрат от самого верхнего уровня стоимости всего проекта до нижнего уровня стоимости одной единицы ресурсов. Для конкретного проекта выбирается свой план счетов или семейство таковых. В качестве базовых вариантов могут использоваться российские бухгалтерские планы счетов, международные бухгалтерские планы счетов, планы счетов управленческого учета.

Техника оценки затрат проекта состоит из 13 шагов. Они могут различаться в зависимости от проекта и включают в общем случае следующие:

1.Определение потребностей работы в ресурсах.

2.Разработку сетевой модели.

3.Разработку структуры разбиения работ .

4.Оценку затрат в разрезе структуры разбиения работ.

5.Обсуждение СРР (структура разбиения работ) с каждым из функциональных управляющих.

6.Выработку основного направления действий.

7.Оценку затрат для каждого элемента СРР.

8.Согласование базовых затрат с высшим уровнем управления

9.Обсуждение с управляющими потребности в персонале.

10. Разработку схемы линейной ответственности.

11. Разработку детальных графиков.

12. Формирование суммарного отчета по затратам.

13. Включение результатов оценки затрат в документы проекта.

Оценка стоимости проекта по сути является оценкой всех затрат, необходимых для успешной и полной реализации проекта. Эти затраты могут иметь различные представления, окрашенные различными экономическими смыслами.

Различают три вида затрат:

  • обязательства;

  • бюджетные затраты (сметная стоимость работ во времени);

  • фактические затраты (отток денежной наличности).

Обязательства возникают, например, при заказе каких-либо товаров или услуг заблаговременно до момента их использования в проекте. В результате выставляются счета, оплата по которым может производиться либо в момент готовности товаров к поставке, либо в момент его получения, либо согласно принятой в организации политики оплат. В любом случае при заказе бюджет уменьшается на сумму этого заказа. В ряде случаев она не учитывается до момента получения счета, что некорректно отражает текущее состояние бюджета. В связи с этим возникает потребность в системе планирования и учета обязательств проекта. Кроме выполнения своих основных функций, данная система позволит прогнозировать будущие выплаты.

Бюджетные затраты характеризуют расходы, планируемые при производстве работ.

Фактические затраты отражают расходы, возникающие при выполнении работ проекта, либо в момент выплаты денежных средств.

Реальное соотношение этих видов затрат зависит от нескольких факторов, включающих в себя:

  • соотношение между объемами трудовых ресурсов, материалов и субконтрактов в проекте;

  • политику оплаты счетов в организации;

  • период поставки основного оборудования;

  • график выполнения работ по субконтрактам;

  • влияние графика работ на то, когда и каким образом будут списываться затраты рабочих при поставке оборудования.

Понимание разницы между описанными «выражениями» затрат позволит эффективно управлять общими расходами проекта.

Исходя из структуры жизненного цикла проекта, его стоимость включает в себя следующие составляющие:

  • стоимость исследований и разработок: проведение предынвестиционных исследований, анализ затрат и выгод, системный анализ, детальное проектирование и разработка опытных образцов продукции, предварительная оценка продукции проекта, разработка проектной и другой документации на продукцию;

  • затраты на производство: производство, сборка и тестирование продукции проекта, поддержание производственных мощностей, материально-техническое обеспечение, обучение персонала и пр.;

  • затраты на строительство: производственные и административные помещения (строительство новых или реконструкция старых);

  • текущие затраты: заработная плата, материалы и полуфабрикаты, транспортировка, управление информацией, контроль качества и пр.;

  • снятие продукции с производства: затраты на переоборудование производственных мощностей, утилизация остатков.

Существует несколько общепринятых методов стоимостных оценок:

1) Метод оценки «сверху вниз». Метод оценки стоимости «сверху вниз» используется для оценки затрат на ранних стадиях проекта, когда информация о проекте еще очень ограниченна. Смысл такой укрупненной экспертной оценки в том, что она производится обобщенно и проект оценивается в целом по одному показателю. Оценка удобна тем, что не требует больших усилий и времени. Недостатком же является не такая высокая точность, какая могла бы быть при более детальной оценке.

2) Метод оценки «снизу вверх». Метод оценки «снизу вверх» нужен для выработки согласованной базовой цены проекта или окончательной стоимостной оценки проекта. Название метода отражает способ расчета стоимостной оценки — метод предусматривает оценку затрат на детальных уровнях проекта, а затем суммирование затрат на более высоких уровнях обобщения для получения оценки стоимости всего проекта. Преимущество этого метода состоит в точности получаемых результатов, которая в свою очередь зависит от уровня детализации при оценке затрат на нижних уровнях рассмотрения. Недостатком же этого метода является то, что затраты средств и времени на выполнение детальной оценки значительно выше.

3) Метод оценки «по аналогу». Метод оценки «по аналогу» является одной из разновидностей метода оценки «сверху вниз». Суть его заключается в том, что для предсказания стоимости оцениваемого проекта используются фактические данные о стоимости прежде выполненных проектов. В основе этого метода лежит идея, что все проекты в чем-то схожи между собой. Если сходство между проектом-аналогом и оцениваемым проектом велико, то результаты оценки могут быть очень точными, в противном случае оценка будет произведена неверно.

4) Методы параметрических оценок. Методы параметрических оценок похожи на метод оценки «по аналогу» и также являются разновидностью метода «сверху вниз». Процесс оценки по параметру состоит в нахождении такого параметра проекта, изменение которого влечет пропорциональное изменение стоимости проекта. Математически параметрическая модель строится на основе одного или нескольких параметров. После ввода в модель значений параметров в результате расчетов получают оценку стоимости проекта. Если параметрические модели различных проектов схожи и величину затрат и значения самих параметров легко подсчитать, то точность параметрической оценки предстоящего проекта можно повысить. Оценивание можно производить также с использованием множества параметров. В этом случае каждому параметру в зависимости от его значимости приписывается весовой коэффициент, и оценка стоимости осуществляется согласно многопараметрической модели.

Каждый метод обеспечивает требуемую точность оценки по денежным и трудовым затратам на проведение самой стоимостной оценки, через соответствующие возможности.

1.5. Методы контроля стоимости проекта.

Контроль стоимости проекта возникает из-за влияния факторов, обусловливающих отклонения от ранее запланированного бюджета, и направлен на управление изменениями в стоимости проекта с целью снижения отрицательных аспектов и увеличения позитивных последствий изменения стоимости проекта. Контроль стоимости проекта включает:

  • мониторинг стоимостных показателей реализации проекта с целью обнаружения отклонений от бюджета;

  • управление изменениями в бюджете с целью обеспечения выполнения бюджета;

  • предотвращение ранее запланированных ошибочных решений;

  • информирование всех заинтересованных лиц о ходе выполнения проекта с точки зрения соблюдения бюджета.

Контроль стоимости проекта имеет две составляющие: учетную, т. е. оценку фактической стоимости выполненных работ и затраченных ресурсов, и прогнозную, т. е. оценку будущей стоимости проекта. Базовыми показателями, используемыми при контроле стоимости проекта, являются следующие:

  • необходимо для завершения (НДЗ): устанавливается оценка затрат, которые предстоят для завершения работы или проекта. Оценка НДЗ является наилучшей текущей оценкой того, сколько надо дополнительно вложить на данный момент, чтобы завершить работу;

  • расчетная стоимость (PC): наилучшая оценка общей стоимости, которую будет иметь работа или проект при завершении. Расчетная стоимость вычисляется как сумма фактических затрат на текущую дату и НДС;

Существуют два основных метода контроля стоимости: традиционный метод; метод освоенного объема.

Традиционный метод контроля использует следующие понятия:

  • Плановые (бюджетные) затраты — BCWS (Budgeted Cost of Work Scheduled). Это бюджетная стоимость работ, запланированных в соответствии с расписанием, или количество ресурса, предполагаемые для использования к текущей дате. Текущая дата — это дата, на которую имеется фактическая информация.

  • Фактические затраты — ACWP (Actual Cost of Work Performed). Это стоимость фактически выполненных работ на текущую дату или количество ресурса, фактически потраченное на выполнение работ до текущей даты. Фактические затраты не зависят от плановых показателей по затратам или потреблению ресурсов.

Основной недостаток традиционного метода заключается в том, что он не учитывает, какие работы были фактически выполнены за счет потраченных денежных средств. Расхождение по затратам в данном методе рассчитывается как разница между фактическими и плановыми затратами.

Метод освоенного объема основан на определении отношения фактических затрат к объему работ, которые должны быть выполнены к определенной дате. При этом учитывается информация по стоимости, плановому и фактическому графику работ и дается обобщенная оценка по состоянию работ на текущий момент. Выявленные тенденции используются для прогноза будущей стоимости объема работ при завершении и определении факторов, оказывающих влияние на график выполнения работ.

При анализе освоенного объема используются три показателя для определения расхождения в графике работ и стоимости:

  • плановые (бюджетные) затраты — BCWS;

  • фактические затраты — ACWP;

  • освоенный объем — BCWP (Budgeted Cost of Work Performed). Это плановая стоимость фактически выполненных работ или количество ресурса, запланированное на выполненный объем работ к текущей дате. Освоенный объем не зависит от фактически произведенных затрат по работе:

BCWP = Плановая стоимость *% использования ресурса (1)

Так как метод освоенного объема учитывает фактор времени, то он позволяет определить как реальное отклонение по затратам, так и отставание по графику выполнения работ.

Отклонение по затратам (перерасход денежных средств) представляет собой величину, полученную из разности фактической стоимости выполненных работ (ACWP) и плановой стоимости выполненных работ (BCWP). Для работы, находящейся в процессе выполнения, необходимо выполнить процентную оценку завершенности (с точки зрения затрат):

Отклонение по затратам (CV) = ACWP – BCWP (2)

Отставание от графика определяется разностью между плановой стоимостью работ по графику (BCWS) и плановой стоимостью выполненных работ (BCWP). Рис. 3 дает графическое представление анализа на основе факта.

Рис. 3. Анализ освоенного объема и расхождений

Использование метода анализа освоенного объема требует дополнительной структуризации системы управления затратами по проекту и дополнительных усилий менеджера по сбору и анализу данных. Тем не менее данный подход позволяет получить более точную картину состояния дел по проекту и представить ее высшему руководству и заказчику в виде разнообразных отчетов (рис. 4).

Рис. 4. Процесс сбора данных и создания отчетов

Основные показатели, используемые для анализа состояния затрат по проекту, представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Стоимостные параметры работ проекта.

Показатель

Формула или способ расчета

1

2

Плановая стоимость выполненных работ (BCWP, освоенный объем). Плановая стоимость фактически выполненных работ или количество ресурса, запланированное на фактически выполненный объем работ к текущей дате

BCWP = Плановая стоимость х х %использования ресурса

Общие бюджетные затраты

Полная стоимость работы, принятая в

базовом плане

Бюджетная стоимость (BCWS). Часть стоимости

работы, которая должна быть освоена к текущей

дате в соответствии с базовым планом (стоимость

работы в расчете за период времени по плану)

Общие бюджетные затраты х % по плану

Фактические затраты (ACWP)

Фактические затраты по работе на

текущую дату

Окончание таблицы 3.

Индекс освоения затрат

= 1 - затраты на текущую дату соответствуют плану

> 1 - на текущую дату затрачено меньше средств, чем предусмотрено

< 1 - на текущую дату средств затрачено больше, чем

предусмотрено

Освоенный объем / Фактические затраты

Отклонение по затратам

< 0 — перерасход средств на текущую дату

> 0 - недорасход средств на текущую дату

Освоенный объем - Фактические затраты

Относительное отклонение по затратам

Показывает отношение отклонения по затратам к запланированным по бюджету затратам на текущую дату (BCWS)

Оценка стоимости до завершения

Базируется на текущих результатах

Оценка (прогноз) стоимости по завершении — оценка полной стоимости работы, базирующаяся на текущих результатах

Фактические затраты + Оценка стоимости до завершения

Индекс выполнения плана — отношение освоенного объема к бюджетной стоимости работ по плану на текущую дату

Освоенный объем / Бюджетная стоимость

Расхождение по затратам < 0 —

перерасход затрат

Бюджетные затраты - Оценка стоимости по завершении

Процент перерасхода затрат, %

Расхождение по затратам / Бюджетные затраты

Основным достоинством методики освоенного объема является возможность «раннего обнаружения» (обнаружения на ранних стадиях реализации проекта) несоответствия фактических показателей проекта плановым, прогнозирования на их основе результатов выполнения проекта (сроков, затрат и т. д.) и принятия своевременных корректирующих воздействий, вплоть до прекращения проекта.

Помимо оценки суммарных затрат на выполнение проекта, на основании наблюдаемых показателей освоенного объема возможно также прогнозирование и других характеристик проекта.

Прогнозирование затрат подразумевает оценку конечной стоимости проекта на основании информации о затратах проекта на текущий момент времени.

Существуют следующие варианты оценки конечной стоимости проекта (ЕАС), при которых используются как традиционный метод оценки, так и метод освоенного объема:

  • Стоимость по завершении = Фактические затраты на текущую дату + Оставшаяся стоимость проекта, скорректированная с учетом индекса освоения затрат;

  • Стоимость по завершении = Фактические затраты на текущую дату + Оценка оставшейся стоимости проекта (ETC);

  • Стоимость по завершении = Фактические затраты на текущую дату + Новая смета на оставшуюся часть проекта.

Индекс освоения затрат (CPI) рассчитывается как отношение освоенного объема к фактическим затратам:

Параллельно рассчитывается индекс выполнения расписания (SPI):

С использованием этих показателей оценка затрат по завершении (прогнозировании затрат) рассчитывается следующим образом:

1.Традиционный метод:

ЕАС = ACWP + ETC (5)

2.Метод освоенного объема:

  • Пессимистическая оценка:

  • Оптимистическая оценка:

Также может использоваться показатель прогнозного отклонения стоимости проекта (variance at completion — VAC):

VAC=BAC – ЕАС (8)

В этих формулах используются суммарные индексы, а не периодические или дискретные. Периодические данные о затратах в различные моменты времени могут значительно отличаться друг от друга, что в итоге некорректно отразиться на конечной оценке. Суммарные данные сглаживают эти отклонения, оставаясь при этом более надежным инструментом для долгосрочного прогнозирования.

В любом случае нельзя забывать, что с какой бы точностью ни была сделана оценка по завершении, она не будет на 100% корректно отражать конечный результат проекта. Чем ближе момент оценки к моменту завершения проекта, тем меньше разница между этими двумя величинами.

Глава 2. Стоимостной инжиниринг инвестиционного проекта

строительства спортивного комплекса «Лыжник».

2.1 Описание проекта.

1) Название проекта: строительство спортивного комплекса “Лыжник” по прыжкам с трамплина на лыжах.

2) Основная цель: создание инфраструктуры спортивного сооружения в соответствии с современными международными требованиями, необходимой для расширения физкультурно-оздоровительных услуг оказываемых населению, увеличения численности населения привлеченного к занятиям спортом, а также создание условий для подготовки спортсменов высокого класса, способных достойно представлять Россию на международной спортивной арене, и проведения международных соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина.

3) Замысел проекта: конструкция спортивного комплекса позволит привлечь к занятиям прыжками на лыжах с трамплина население, а также оказывать физкультурно-оздоровительные услуги. Проведение крупных спортивных соревнований позволит привлечь дополнительный доход в гостиничный и туристический сектор экономики.

4) Результат проекта: в результате проекта готовый к эксплуатации спортивный комплекс, в который входят: трамплин К-90 с синтетическим покрытием, оснащённый кресельным канатом, судейская вышка, трёх этажное административно-бытовое здание, спортивный зал, пять помещений для подготовки спортивного инвентаря, хранения специального оборудования, благоустроенная территория комплекса с водоснабжением, канализацией, газоснабжением, электроснабжением и телефонной линией.

5) Участники:

- заказчики: Министерство по физической культуре и спорту Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области;

- руководитель проекта – заместитель министра строительства и архитектуры Свердловской области Сергей Фёдоров;

- команда принявшая заказ: бухгалтер, юрист, инженеры, дизайнер, руководитель по проектированию;

- исполнители: строительная компания “УралСтрой Сервис”;

- инвесторы: заказчики

6) Сроки: с января 2015 года по март 2018 года (3 года)

7) Расписание: расписание проведения основных работ представлено в таблице 4. Для каждого этапа определены трудозатраты, время проведения и стоимость работ.

Таблица 4.

Расписание строительства.

Спортивный комплекс “Лыжник”

№ п/п

Наименование работ

Трудозатраты на человека

Время

Стоимость

(руб.)

1

2

3

4

5

I этап, 2015 год

1

Проектирование и строительство трех этажного административно-бытового здания

20

январь-май

300 млн.

2

Проектирование и строительсво многофункционального спортивного зала за административно-бытовым корпусом

25

май-октябрь

324 млн.

3

Проектирование и строительство канализационной насосной

станции

15

октябрь-декабрь

50 млн.

4

Прокладка коммуникаций водоснабжений, канализации, газоснабжения, электроснабжения и телефонной линии

10

октябрь-декабрь

50 млн.

5

Разработка проекта конструкции трамплина К – 90

3

январь-сентябрь

 

Продолжение таблицы 4.

1

2

3

4

5

6

Проектирование судейской вышки для вышеуказанного трамплина

3

октябрь-декабрь

 

7

Приобретение синтетического покрытия для трамплина

 

сентябрь

5 млн.

8

Проектирование системы освещения для комплекса трамплинов

2

октябрь-декабрь

 

9

Разработка мероприятий по укреплению склона на месте строительства трамплина

5

октябрь-декабрь

2 млн.

II этап, 2016 год

1

Строительство трамплина К-90

25

январь-сентябрь

580 млн.

2

Строительство одноместной кресельной канатной дороги к трамплину К – 90 длинной 200 метров, для обеспечения подъёма спортсменов в летнее время к месту старта

15

сентябрь-октябрь

150 млн.

3

Приведение в соответствие с международными требованиям профиля горы приземления трамплина К- 90

5

сентябрь-октябрь

1 млн.

4

Оснащение трамплина К – 90 синтетическим покрытием

10

сентябрь-октябрь

 

5

Строительство судейской вышки

20

сентябрь-декабрь

150 млн.

6

Освещение трамплина

10

сентябрь

2 млн.

7

Обустройство зрительских мест на трамплине К – 90.

15

октябрь

3 млн.

8

Ограждение трамплина К – 90

10

ноябрь

1 млн.

9

Строительство на площадке между горой разгона трамплина К – 90 и административно-бытовым зданием пять многофункциональных помещений из легких конструкций для размещения в них.

30

май-декабрь

200 млн.

Окончание таблицы 4.

III этап, 2017 год

1

2

3

4

5

1

Благоустройство территории комплекса: обустройство и освещение дорог, пешеходных дорожек, лестниц, мест для отдыха, озеленение территории с применением ландшафтного дизайна.

20

январь-март

10 млн.

2

Монтаж построенных объектов

15

январь-март

20 млн.

8) Смета: Итог по смете 1 млрд. 988 млн. рублей

9) Бюджет: Общий бюджет составляет 15 млрд. 218 млн. 156 тыс. 2 руб.

2.2. Планирование ресурсов.

Планирование ресурсов – определение видов ресурсов и их количество, необходимое для выполнения работ проекта.

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Управление стоимостью проекта в первую очередь связано со стоимостью ресурсов, требуемых для выполнения работ проекта. В некоторых проектах, особенно в небольших, планирование ресурсов, составление сметы и определение сметных затрат на столько тесно связано, что они рассматриваются как единый процесс и могут быть выполнены одним планировщиком за относительно короткое время.

Для выполнения работ требуются ресурсы, которые могут выражаться как в труде рабочих, материалах, оборудовании, так и в виде позиций денежных затрат, когда нет необходимости или возможности знать, какие конкретно ресурсы их составляют.

Чтобы оценить стоимость проекта, требуется знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Таким образом, оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта. Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ:

· оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг);

· приспособления, устройства и производственные мощности;

· рабочий труд (штатные сотрудники, нанятые по контракту);

· расходные товары (канцелярские принадлежности и т. д.);

· материалы;

· обучение, семинары, конференции;

· субконтракты;

· перевозки и т. д.

Таблица 5.

Ресурсы проекта.

Общий фонд ресурсов

Существующие (имеющиеся)

ресурсы

Отсутствующие ресурсы

материальные

трудовые

(подбор кадров)

строительные и

отделочные

материалы

строительное оборудование и машины

1

2

3

4

средства, выделенные на целевую программу “Развития физической культуры и спорта в Свердловской области” на 2015-2020 годы: всего по программе:

15.218.156,2 руб. в т.ч. из областного бюджета:

5.557.387,8 руб.

258 человека, оплата труда: 139 млн. 600 тыс.

1 млрд. рублей

848 млн. 400 тыс. рублей

На данном этапе было представлено описание общего фонда ресурсов, которое включает набор имеющихся ресурсов в организации (трудовых, материальных, информационных). Огромное влияние на процесс планирования будет иметь организационная политика в области подбора персонала, аренды, покупки ресурсов и оборудования.

В результатеэтапа мы дали представление о существующих ресурсах и о потребности в отсутствующих ресурсах для конкретного проекта.

2.3. Составление сметы.

Составление сметы – разработка оценки стоимости ресурсов, требуемых для выполнения работ проекта.

Смета проекта - документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта, обычно на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.

Стоимость проекта определяется на основании сметы, отражающей общий уровень необходимых затрат на проект, служащий основой для его финансирования, а так же контроля и анализа расходов денежных средств на проект.

Составление сметы включает разработку оценки вероятных количественных результатов, а именно сколько будет стоить организации производство продукта или оказание услуги. Составление сметы так же включает в себя определение и рассмотрение различных альтернативных вариантов стоимости ресурсов.

Выделяют следующие виды смет:

- Локальная смета составляется на один вид работ или объект. В составе локальной сметы проводится группировка по конструктивным элементам объекта соответствующая технологической последовательности производства работ.

- Объектная смета объединяет локальные и содержит стоимость: строительных, монтажных работ, оборудования, инвентаря, а также прочих затрат.

Сводный сметный расчет — документ, определяющий сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.

Таблица 6.

Смета затрат на строительство объектов.

Смета

Наименование

Стоимость (рублей)

оплата рабочей силы (258 человека), из них:

1.руководитель по проектированию

2. инженеры: 7 человек

3. юрист

4. бухгалтер

5. дизайнеры: 8 человек

6. бригадиры: 40 человек

7. строители: 200 человек

1. 1 млн. 600 тыс.

2. на одного инженера: 800 тыс. (7 человек= 5 млн. 600 тыс.)

3. 1 млн.

4. 1 млн.

5. на одного дизайнера: 800 тыс. (8 человек= 6 млн. 400 тыс.)

6. на одного человека: 600 тыс. (40 человек=24 млн.)

7. на одного человека: 500 тыс. (200 человек=100 млн.)

Итого на оплату рабочей силы: 139 млн. 600 тыс

строительные материалы и оборудования

1 млрд. 848 млн. 400 тыс.

В том числе, стоимость следующих выполняемых работ:

строительство трех этажного административно-бытового здания

300 млн.

строительсво многофункционального спортивного зала

324 млн.

строительство канализационной насосной станции

50 млн.

прокладка коммуникаций водоснабжений, канализации, газоснабжения, электроснабжения и телефонной линии

50 млн.

приобретение синтетического покрытия для трамплина

5 млн.

укрепление склона на месте строительства трамплина

2 млн.

строительство трамплина К-90

580 млн.

строительство одноместной кресельной канатной дороги к трамплину

150 млн.

приведение профиля горы приземления трамплина К- 90

1 млн.

Окончание таблицы 6.

оснащение трамплина К – 90 синтетическим покрытием

400 тыс.

строительство судейской вышки

150 млн.

освещение трамплина

2 млн.

обустройство зрительских мест

3 млн.

ограждение трамплина

1 млн.

строительство пяти многофункциональных помещений

200 млн.

благоустройство территории комплекса

10 млн.

монтаж объектов

20 млн.

Итого:

1 млрд. 988 млн.

В результатеданного этапа были получены количественные оценки возможных затрат на ресурсы, требуемые для выполнения работ проект. Так же была подсчитана стоимость всех ресурсов, относящихся к проекту. Это включает в себя: рабочую силу; материалы; поставки и специальные категории, такие как допуск к инфляции, резерв стоимости. Стоимость строительства по смете затрат составила 1 млрд. 988 млн.

2.4. Оценка стоимости проекта.

Для оценки стоимости проекта используем вид оценки «по аналогам». Суть его заключается в том, что для предсказания стоимости оцениваемого проекта используются фактические данные о стоимости прежде выполненных проектов. В основе этого метода лежит идея, что все проекты в чем-то схожи между собой. Если сходство между проектом-аналогом и оцениваемым проектом велико, то результаты оценки могут быть очень точными.

Смысл расчета по методу заключается в определении процентной разницы в объемах работ, которая отражается соответственно в стоимости. Например, если объем работ в новом проекте на 30% больше, чем в предыдущем, то метод оценки "по аналогу" позволяет предположить, что и стоимость нового проекта будет на 30% больше стоимости предыдущего

Для оценки был выбран объект-аналог – проект строительства горнолыжного комплекса в п. Уптар Магаданской области. Данные по объекту представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Характеристики проекта-аналога.

Год создания/действия

2012/2014

Географическая привязка

Магаданская область, п. Уптар.

Технология проекта

Общая площадь земельного участка – 39,05 га. Протяженность трассы – 5200 м. Ежедневно комплекс сможет принять до 500человек.

Мероприятия

Строительство горнолыжного комплекса с двумя

лыжными трассами, подъемником, кемпингом

Стоимость проекта

2 млрд. 100 млн.рублей

Источник информации/автор

ЭАЦ РАН

Произведем оценку стоимости по аналогу, полученные результаты сведем в таблицу 8.

Таблица 8.

Оценка стоимости проекта по аналогам.

Стадия проекта

Вид оценки

Погрешность, %

Стоимость (руб.)

1

2

3

4

Концепция

проекта

предварительная

25-40

2 млрд. 485 млн.

Обоснование

инвестиций

факторная

20-30

2 млрд. 385 млн. 600 тыс.

Технико-экономическое обоснование.

Переговоры и контракты

приближённая

15-20

2 млрд. 286 млн. 200 тыс.

Разработка рабочей документации

окончательная

3-5

2 млрд. 47 млн. 640 тыс.

Реализация

проекта

фактическая

0

1 млрд. 988 млн

 

прогнозная

3-5

1 млрд. 928 млн. 360 тыс.

Окончание таблицы 8

1

2

3

4

Сдача в

эксплуатацию

фактическая

0

1 млрд. 988 млн.

 

прогнозная

3-5

1 млрд. 928 млн. 360 тыс.

Эксплуатация

фактическая

0

1 млрд. 988 млн.

 

прогнозная

3-5

1 млрд. 928 млн. 360 тыс.

Завершение

проекта

фактическая

0

1 млрд. 988 млн.

В результате оценки стоимости по аналогу было получено значение стоимости, равное запланированной сметной стоимости инвестиционно-строительного проекта – 1 млрд. 988 млн. Выбранный объект-аналог по многим характеристикам схож с оцениваемым проектом, поэтому выбранный метод оценки дал точные результаты.

2.5. Составление бюджета проекта.

Составление бюджета проекта – разработка на основе полученной сметы базы стоимости проекта, отражающей потребности проекта в финансовых средствах во времени и являющейся основой для формирования структуры финансирования проекта.

База стоимости – бюджет, разделённый на определённые временные фазы, которые используются для измерения и мониторинга исполнения стоимости проекта.

Основным документом, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта, является бюджет. Бюджетом называется директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени.

Бюджет является документом, определяющим ресурсные ограничения проекта, поэтому при управлении стоимостью на первый план выходит затратная его составляющая, которую принято называть сметой проекта.

Общий бюджет проект показывает расход средств на проект год за годом в течение всего периода его существования. При этом бюджет первого года состоит из поквартальной и помесячной разбивкой и определяется довольно точно, а бюджеты последующих лет могут изменяться в результате изменения цен на ресурсы. Бюджет, как и смета, имеет двойное значение: во-первых, это план действий, во-вторых, это инструмент руководства и контроля.

Рассматриваемый проект включен в программу “Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области” на 2015-2020 годы. Поэтому источником финансирования является фонд целевой программы. Расходы по проекту и распределение по годам представим в таблице.

Таблица 9.

Расходы на реализацию целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области” на 2015-2020 годы

Источники финансирования

Всего, тыс. рублей

в том числе

   

первый год реализации

второй годреализации

третий годреализации

четвертый год реализации

пятый год реализации

1

2

3

4

5

6

7

Общие расходы на реализацию Программы

Всего по

Программе

15218156

3063447

2484180,0

2651683,0

3069702

3949142

В том числе по проекту:

1 млрд. 988 млн.

 

667 млн.

867 млн.

35 млн. 600 тыс.

 

в том числе за счет средств: областного

бюджета

5557387,8

992153,0

1051420,0

1109354,0

1169570,3

1234890,5

из них субсидии муниципальным образованиям

1382898,0

276500,0

219720,0

389666,0

336212,0

160800,0

федерального бюджета

4903694,8

1259694,8

586000,0

543000,0

842000,0

1673000,0

местных бюджетов

1069252,0

115600,0

157760,0

272434,0

291258,0

232200,0

внебюджетных источников

3687821,5

696000,0

689000,0

726895,0

766874,2

809052,3

На основе полученного объема расходов составляется план выделения средств из бюджета проекта на строительство объектов (таблица 10) . Он расписывается поквартально на весь проектный период.

Таблица 10.

Выделение средств из бюджета проекта на строительство объектов.

Общий бюджет (15.218.156,2 рублей)

2012 год

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

40 млн.

40 млн.

40 млн.

40 млн.

90 млн.

50 млн.

50 млн.

50 млн.

55 млн.

84 млн.

34 млн.

34 млн.

Итого: 120 млн. + оплата труда: 15 млн.

Итого: 180 млн. + оплата труда: 15 млн.

Итого: 155 млн. + оплата труда: 15 млн.

Итого: 152 млн. + оплата труда: 15 млн.

Итого за год: 667 млн.

2013 год

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

50 млн.

50 млн.

50 млн.

50 млн.

60 млн.

60 млн.

35 млн.

35 млн.

212 млн.

164 млн.

21 млн.

20 млн.

Итого: 150 млн. + оплата труда: 15 млн.

Итого: 170 млн. + оплата труда: 15 млн.

Итого: 282 млн. + оплата труда: 15 млн.

Итого: 205 млн. + оплата труда: 15 млн.

Итого за год: 867 млн.

2014 год

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

8 млн.

8 млн.

4 млн.

                 

Итого: 20 млн. +

оплата труда: 15 млн.600 тыс.

Итого:

Итого:

Итого:

Итого за год: 35 млн. 600 тыс.

Итого по проекту: 1 млрд. 988 млн.

В результате проведения этапа бюджетирования был определен источник финансирования проекта – это фонд целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области” на 2015-2020 годы.

Бюджет проекта был распределен поэтапно и составил 1 млрд. 988 млн., т.е. величина бюджета покрывает сметную стоимость строительства.

2.6. Контроль стоимости проекта.

Контроль стоимости – процесс мониторинга изменений в бюджете и стоимости проекта.

Контроль стоимости проекта возникает из-за влияния факторов, обусловливающих отклонения от ранее запланированного бюджета, и направлен на управление изменениями в стоимости проекта с целью снижения отрицательных аспектов и увеличения позитивных последствий изменения стоимости проекта.

Задачи контроля:

а) производить мониторинг использования стоимости для обнаружения расхождений с планом;

б) гарантировать что все необходимые изменения точно внесены в базу стоимости;

в) предотвращение некоторых бесполезных и неразрешённых изменений от включения в базу стоимости;

г) информирование соответствующих участников об официально принятых изменениях стоимости.

В рассматриваемом проекте выбран традиционный контроль стоимости. Он заключается в мониторинге изменений фактической стоимости на текущую дату и бюджетной стоимости работ.

На данном этапе произвести контроль возможно только в рамках общей сметной стоимости и бюджета проекта, т.к. строительные работы еще не проводились.

Принятый бюджет покрывает установленную сметную стоимость, следовательно изменений в стоимость проекта не вносим и оставляем равной

1 млрд. 988 млн. рублей

Заключение

В современной практике инжиниринг признается формой повышения эффективности проектов, суть которой состоит в предоставлении услуг исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического, производственно-го характера, включая подготовку обоснования инвестиций, выработку рекомендаций в области организации производства и управления, а также реализации проекта в целом.

Сегодня инжиниринг стал настолько всеобъемлющим явлением, что практически любая сфера человеческой деятельности имеет свой инжиниринг. В сфере ценообразования мы говорим о стоимостном инжиниринге.

Стоимостной инжиниринг – это область деятельности по выполнению стоимостных расчетов, обоснований на всех этапах осуществления инвестиционно-строительного проекта, определяющая экономические отношения среди его участников

Изучив и проанализировав тему, можно заключить, что задачей стоимостного инжиниринга в общем случае является оптимизация стоимости продукции и услуг инвестиционно-строительной деятельности на всех фазах инвестиционно-строительного проекта – от предпроектных исследований, эс-кизных и рабочих чертежей, применения эффективных технологий, материалов, средств механизации до условий эксплуатации зданий и сооружений с учетом минимальных издержек.

В состав системы стоимостного инжиниринга входят следующие подсистемы:

  • система управления стоимостью;

  • система ценообразования;

  • рыночные аспекты;

  • организационно-управленческие аспекты;

  • техническая оптимизация стоимости строительной продукции;

  • система информационного обеспечения;

  • система подготовки стоимостных инженеров.

Стоимостной инжиниринг инвестиционно-строительных проектов тесно связан с понятием управления стоимости проектов. Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и гарантии того, что проект будет выполнен в рамках утвержденного бюджета.

Управление стоимостью проекта связано с четырьмя аспектами: планирование ресурсов, составление сметы, составление бюджета проекта, контроль стоимости.

В результате каждого этапа можно получить представление для конкретного проекта о:

1) существующих ресурсах и потребности в отсутствующих;

2) подсчитанной стоимости всех ресурсов, относящихся к проекту;

3) бюджете проекта;

4) изменениях в бюджете стоимости проекта.

В практической части курсовой работы нами был рассмотрен инвестиционно-строительный проект спортивного комплекса “Лыжник” по прыжкам на лыжах с трамплина. На его примере мы произвели управлению стомостью по указанным этапам.

В результате на первом этапе – планирования ресурсов были определены необходимые ресурсы проекта. Сюда вошли трудовые ресурсы, они составляют количественно 258 человек, в стоимостном выражении (оплата труда): 139 млн. 600 тыс. руб., строительные и отделочные материал – 1 млрд. руб, строительное оборудование и машины (аренда) – 848 млн. 400 тыс. руб.

На втором этапе была составлена смета затрат на строительство объектов. Сметная стоимость равна 1 млрд. 988 млн. рублей.

Зная величину сметной стоимости, мы провели оценку стоимости методом «по аналогу». Для этого был выбран проект-аналог строительства горнолыжного комплекса в п. Уптар Магаданской области. Оценив стоимость объекта, мы получили сумму, равную сметной стоимости, что отражает точность выбранного метода.

На этапе бюджетирования был определен источник финансирования проекта. Это фонд целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области” на 2015-2020 годы. Бюджет проекта был распределен поэтапно и составил 1 млрд. 988 млн., т.е. величина бюджета покрывает сметную стоимость строительства.

Завершающим этапом являлся контроль стоимости проекта. В рассматриваемом проекте выбран традиционный контроль стоимости. Он заключается в мониторинге изменений фактической стоимости на текущую дату и бюджетной стоимости работ.

На данном этапе произвести контроль возможно только в рамках общей сметной стоимости и бюджета проекта, т.к. строительные работы еще не проводились. Принятый бюджет покрывает установленную сметную стоимость, следовательно изменений в стоимость проекта не вносим и оставляем равной 1 млрд. 988 млн. рублей

Библиографический список

  1. Верзух Э.: Управление проектами: Ускоренный курс по программе МВА/ Пер. с англ. Москва: Диалектика, 2010, с.191

  2. Дорожкин В.Р.Ценообразование и управление стоимостью в строительстве / В.Р. Дорожкин. Воронеж : издат. им. Е.А. Болховитинова, 2003. 328с.

  3. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 422 с.

  4. Кокурин Д. И. Формирование и реализация инфраструктурного потенциала экономики России: Монография. — М.: Транслит, 2011.

  5. Кузьмина Е.А, Кузьмин А.М. Функционально-стоимостный анализ. Экскурс в историю. "Методы менеджмента качества" №7 2002 г.

  6. Либерман И. А. Управление затратами в строительном комплексе: учеб.-практич. пособие М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 304 с.

  7. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В.:Управление проектами: учебное пособие. –5-е изд, перераб.- М.: Издательство “Омега-Л”, 2009, с.960

  8. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г., Забродин А. Ю.: Инвестиционно-строительный инжиниринг: Учеб. пособие /— М.: ЕЛИМА, Экономика, 2009.

  9. Разу М.Л., Воропаев В.И., Якутин Ю.В.: Управление программами и проектами: – М.: ИНФРА-М 2000, с 363

Журнал Горнолыжная Индустрия России.- М.: – 2010, с 20

  1. Троцкий М., Груча Б., Огонек К.: Управление проектами. – М.: Финансы и статистика, 2006, с. 23

  2. Шабалин А.Н.. Инвестиционное проектирование./Московская финансово-промышленная академия. – М., 2006. – 124 с.

45

Просмотров работы: 12685