ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Г. ИВАНОВО - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Г. ИВАНОВО

Страдателева Л.Г. 1, Морозова А.П. 1
1Ивановский государственный политехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние пятнадцать лет политические, экономические и социальные условия в России претерпели радикальные изменения. В строительстве, как отрасли экономики, обладающей большей инерцией эти изменения начались позже.

Актуальной стала задача приведения в соответствие с требованиями сегодняшнего дня огромного количества существующих зданий. Значительную долю этой недвижимости составляют общественные здания.

Развитие рыночных отношений в России вызвало расширение рынка недвижимости, где востребованными оказались не только квартиры и коттеджи, но и торговые, офисные здания, помещения для размещения предприятий общественного питания, сооружения пригодные к занятиям физкультурой и спортом.

Общественные здания традиционно возводились в самых выгодных и максимально доступных участках городской застройки. Это определялось не только общественным назначением подобных зданий, но и дополнительно подчёркивало значимость их функций. Назначение определяло и их архитектуру, которая менялась не только вместе с течениями моды и новыми техническими возможностями строительства, но порой зависела и от политических воззрений и субъективных предпочтений отдельных личностей. В подавляющем большинстве случаев общественные здания возводились на государственные средства, и исполняли функции государственных организаций и учреждений, здания эти, как правило выполнялись капитально, с большим запасом прочности и всегда отличались более выразительной архитектурой.

Развитие общественных отношений меняет подходы по размещению различных общественных функций в зданиях и повышает требования к ним. Часть эксплуатируемых зданий, которые не могут быть приспособлены под новые функции, но представляют архитектурную или историческую ценность, как правило, используются под функции «вечной потребности» - музеи, библиотеки, архивы и их нормальное эксплуатационное состояние поддерживается текущими и капитальными ремонтами. Если здания могут быть изменены под новые функции или усовершенствованы исходя из новых требований времени без разборки большей части конструктивных элементов, то это достигается в процессе реконструкции. В новой экономической ситуации с развитием рыночных отношений появилась и постоянно нарастает заинтересованность в снижении эксплуатационных расходов и расходов на ремонт, а также в значительном удлинении межремонтных периодов и в снижении энергоёмкости зданий.

Цель работы – исследование рынка общественных зданий и сооружений города Иваново и Ивановской области.

Объект исследования: общественные здания на примере административных и офисных зданий, как самого распространённого и востребованного на сегодня сектора общественных зданий.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические основы изучения различных сегментов недвижимости общественных зданий и сооружений;

- проанализировать рынок общественных зданий и сооружений города Иваново;

- определить перспективы развития рынка общественных зданий и сооружений города Иваново.

Теоретические основы изучения различных сегментов недвижимости общественных зданий и сооружений

Недвижимость как экономическая категория является одним из критически социально значимых факторов общественного воспроизводственного процесса, оказывает влияние на стабильность общества в целом и экономический рост в частности, выступает одним из основных ресурсов воспроизводственного процесса в экономике страны1.

Исследователи трактуют экономическое содержание недвижимости неоднозначно, что связано с ее различными экономическими характеристиками недвижимости. Недвижимое имущество одновременно выступает для одних лиц как разновидность финансового актива (имеющего в отличие от иных активов вещную природу), для других как реальный актив, предназначенный для личного или производственного потребления.

По этой причине ряд экономистов рассматривают недвижимость, в первую очередь, в качестве экономического блага (товара)2, а другие относят недвижимость к финансовым активам3. Двойственная природа недвижимости порождает использование ее полезных свойств с целью удовлетворения как личных потребностей субъектов, так в качестве капитала.

Недвижимость как экономическое благо выполняет ряд функций:

- в качестве предмета потребления служит ресурсом личного или общественного использования, т. е. включает жилую недвижимость, земли и строения медицинских, образовательных, оборонных и других социально значимых учреждений;

- в качестве реального актива выступает одним из значимых ресурсов для производства товаров и услуг с целью извлечения прибыли; в этом качестве чаще рассматривается коммерческая недвижимость, в том числе хозяйственно-производственная, включая земли сельскохозяйственного назначения, имущественные комплексы предприятий и т. п.;

- в качестве условного финансового актива, или особого товара, приобретаемого для последующей перепродажи с прибылью; служит источником дохода от сдачи имущества в аренду и средством обеспечения финансовых инструментов (ценные бумаги, включая закладные).

Таким образом, функциональное предназначение и возможности различного использования объектов недвижимости не позволяют однозначно отнести их в качестве объектов к одному из типов рынка согласно экономической теории, которая выделяет рынок товаров и услуг (потребительский), рынок факторов производства и финансовый рынок.

Дж. Фридман и Н. Ордуэй рассматривают «рынок недвижимости» как набор механизмов, посредством которых передаются права собственности и связанные с ней интересы, устанавливаются цены и распределяется пространство между конкурирующими вариантами землепользования4.

Такая трактовка затрагивает экономический и юридический аспекты рынка недвижимости, не уделяя внимания различной природе самих объектов недвижимости и не вскрывая сущностные черты и специфику недвижимого имущества, в части его локализации и др.

Под рынком недвижимости Ю. В. Пашкус понимает экономико-правовое пространство, в котором происходит взаимодействие между спросом и предложением всех имеющихся на данный момент времени покупателей и продавцов недвижимости и где осуществляется совокупность всех текущих операций с ней. Эта трактовка не отражает дуальной сущности

недвижимости, которая может выступать как экономическое благо и фактор производства.

Общественные здания и их комплексы как объекты недвижимости это искусственная среда, в которой протекают один или несколько процессов общественной жизнедеятельности людей; это ограниченное строительными конструкциями пространство, предназначенное для кратковременного или длительного пребывания в нем людей и защиты их от воздействий природных факторов.

Главным фактором, основой объемно-планировочного решения общественных зданий и сооружений являются функциональное назначение, т. е. та общественная деятельность человека, ради которой строится здание. Любому процессу как единому циклу свойственны особенности, которые зависят от его функционально-технологического характера, количества участвующих в нем людей, необходимого благоустройства, оборудования, мебели и в целом от организации внутреннего пространства.

Основные функции общественных зданий и сооружений:

1) создание условий для разнообразных видов общения и общественного обслуживания жителей городов и сел;

2) обеспечение повседневных, периодических и эпизодических потребностей жизнедеятельности населения (досуг и отдых, личное потребление товаров и услуг, духовные потребности).

Рис.1. Архитектурное решение общественного здания и функционально-технологический процесс5

Функциональная структура общественных зданий состоит из трех основных частей: рекреационно-оздоровительной, хозяйственно-бытовой и производственной. Помещение здания должно наиболее полно отвечать тем процессам, которые в нем осуществляются. Соответствие помещения тот или иной функции достигается только тогда, когда в нем создаются оптимальные условия для человека, т. е. пространство отвечает выполняемому в помещении функционально-технологическому процессу. Совокупность всех элементов и условий, характеризующих функционально-технологические процессы, определяет пространственную организацию, размеры и формы зданий и сооружений. Для каждого вида общественных зданий характерен свой функционально-технологический процесс, на основе которого предъявляются к проектированию определенные требования. Итак, функционально-технологический процесс – это осуществление во времени и пространстве главной функции здания, при котором она разделяется на систему главных и подсобных функций на всех пространственных уровнях здания (рис.1).

Классификация объектов на рынке недвижимости общественных зданий и сооружений

Общественные здания и сооружения предназначены для размещения в них учреждений управления, просвещения, культуры, науки, здравоохранения, связи бытового и транспортного обслуживания.

По ряду признаков все общественные здания и сооружения можно классифицировать на отдельные группы. По назначению здания подразделяются на гражданские (жилые и общественные), промышленные (производственные) и здания и сооружения специального назначения.

Перечень основных функционально- типологических групп зданий и помещений общественного назначения приведен нами в Приложении 1.

Общественные здания. Общественные здания имеют исключительно большое значение в организации культурно-бытового обслуживания населения. Эту разнообразную группу зданий можно подразделить:

- на здания общественного питания — столовые, хлебопекарни, овощехранилища, ледники;

- на здания культурно-просветительных учреждений — школы, детские сады, клубы, библиотеки;

- на здания коммунальной сети — бани, прачечные, парикмахерские, санитарные узлы;

- на здания сети здравоохранения — больницы, амбулатории, родильные дома, детские ясли, аптеки;

- на здания торговой сети — магазины, ларьки, торговые палатки;

- на здания административно-обслуживающего назначения — конторы, почта, сторожевые будки.

По этажности (в зависимости от количества надземных этажей) различают общественные здания:

- малоэтажные: высотой до двух этажей;

- средней этажности: высотой от трех до пяти этажей;

- повышенной этажности: высотой от шести до десяти этажей;

- многоэтажные: от десяти до 29 этажей;

- высотные: высотой свыше 30 этажей, или свыше 100м.

По материалу основных несущих конструкций здания классифицируют на:

- каменные (из кирпича, естественных или искусственных камней);

- бетонные;

- металлические;

- деревянные.

По огнестойкости здания подразделяются на пять степеней (I, II, III, IV, V). Степень огнестойкости здания характеризуется группой возгораемости элементов зданий и минимальным пределом огнестойкости в часах. По степени возгораемости материалы и конструкции подразделяются на три группы: несгораемые, трудно сгораемые и сгораемые.

По долговечности (продолжительность службы здания, по истечении которой его эксплуатация невозможна) здания делятся на три степени:

- I степень-срок службы свыше 100 лет;

- II степень-срок службы свыше 50 до 100 лет;

- III степень-срок службы от 20 до 50 лет.

Здания с предполагаемым сроком службы менее 20 лет считаются временными.

Общественные здания в лесной промышленности в большинстве случаев строятся одноэтажными и реже двухэтажными.

Общественные здания могут иметь коридорную систему с помещениями, расположенными по одну сторону (школы, больницы), либо по обе стороны коридора (конторы), или концентрированную систему, при которой вокруг большого помещения (зрительный зал) располагаются меньшие по размерам помещения.

Достаточно определенным является состав помещений в школах, детских садах и детских яслях. Различные варианты этих зданий отличаются один от другого числом размещаемых в здании учащихся или детей дошкольного возраста.

Благоустройство территории. В понятие «благоустройство» территории поселка или района общественных зданий входят: парки и зеленые насаждения, общественные и производственные площадки, сети водопровода, канализации, теплофикация, уличные сети, линии электропередач и связи, а также сооружений при них.

Капитальность и эксплуатационные качества зданий. Капитальность зданий характеризуется степенью огнестойкости и долговечности основных конструктивных элементов. Эксплуатационные качества зданий характеризуются составом помещений, нормами их площадей и объемом, внутренней отделкой и техническим (санитарно-техническим и электротехническим) оборудованием.

Методика анализа отдельных сегментов на рынке недвижимости

В основу изучения рынка общественных зданий и сооружений положены представления о том, что он является сложной социально-экономической управляемой и саморегулируемой системой.

В соответствии с этим исследование проводится на основе следующих принципов системного подхода к исследованию сложных объектов:

— изучение функционирования объекта не как изолированного, а как включённого в макросистему, внешнюю среду, и следовательно — изучение условий функционирования объекта во внешней среде (экономические и политические условия в городе, регионе, стране, в мире);

— вычленение объекта из макросистемы, чёткое определение границ исследуемой системы и элементов макросистемы;

— расчленение (многоуровневая декомпозиция, дезагрегированние — disaggregating) структуры объекта и процессов его функционирования на элементы (составные части), изучение элементов раздельно, и обратный синтез (объединение, агрегирование — aggregation) элементов на подсистемы всё более высокого уровня6.

Приемы и методы анализа рынка достаточно разнообразны и зависят от рассматриваемого параметра и конкретных потребностей заказчика. В оценке нет единого мнения о том, как должны увязываться данные анализа рынка с оцениваемой недвижимостью. Тем не менее, можно выделить два подхода к анализу рынка, каждый из которых предполагает рассмотрение всего спектра факторов:

1 подход — анализ от общего состояния экономики к конкретной недвижимости;

2 подход — анализ от конкретного объекта к общему положению дел в экономике.

В первом случае аналитики начинают с изучения рынка.

1 шаг — оценка рыночного равновесия. Данные о занятости и доходе населения, служат индикаторами спроса; текущая информация об объеме доступной площади помещений и строительства обеспечивает критерии предложения недвижимости со стороны конкурентов. На основе сопоставления спроса и конкурирующего предложения оценщик делает вывод о наличии равновесия на рынке недвижимости и перспективах сохранения ситуации.

2 шаг — анализ вероятного альтернативного использования недвижимости, оценка рыночной реакции на данный вариант и влияние на стоимость. Для этого рассматриваются физические и юридические характеристики оцениваемой недвижимости, а также ее окружение. Вывод — заключение о наиболее эффективном использовании оцениваемого объекта недвижимости.

Второй метод предполагает, что рыночный анализ следует начинать с изучения параметров оцениваемого объекта недвижимости, которые формируют его доходность и конкурентоспособность на конкретном рынке.

1 шаг — понимание физических, законодательных, нормативных и местных характеристик недвижимости, что позволит определить потенциальных участников рынка (покупателей, продавцов, пользователей, арендаторов и т. д.) и в конечном счете оценить динамику спроса и предложения на конкретном сегменте рынка недвижимости. Затем изучаются рыночные данные текущего и будущего спроса, объем доступного и предполагаемого предложения, определяется степень рыночного равновесия и прогнозируется конъюнктура рынка с учетом важнейших факторов (изменение численности, доходности и занятости населения, объем розничной торговли и т. д.)

2 шаг — рассмотрение наиболее вероятных вариантов использования недвижимости с точки зрения настоящей и перспективной рыночной поддержки. Вывод — определение альтернативного наиболее доходного вида пользования, соответствующего оптимальному использованию недвижимости.

Несмотря на различную процедуру указанных методов, оба преследуют одну цель: определить уровень текущей и будущей рыночной поддержки по конкретному виду пользования с учетом влияния местной экономики на конъюнктуру рынка, на котором функционирует объект оцениваемой недвижимости.

На начальном этапе анализа рынка оценщик должен решить две взаимосвязанные задачи:

1) идентифицировать объект недвижимости;

2) идентифицировать рынок недвижимости, на котором объект конкурирует.

Изучение задания на оценку, характеристик объекта недвижимости помогает оценщику определить ценообразующие параметры, т. е. параметры конкурентоспособности объекта. Анализ рынка недвижимости требует его разбивки на отдельные потребительские субрынки в целях определения конкретного конкурирующего рыночного сегмента оцениваемой недвижимости. В результате оценщик устанавливает внешние факторы, влияющие на оцениваемый объект.

Сегменты рынка общественных зданий и сооружений образуются с помощью классификации всех элементов структуры рынка: объектов, субъектов, различных процессов. Конкретные сегменты рынка недвижимости характеризуются видом использования имущества, местоположением, потенциалом приносимого дохода, типичными характеристиками арендаторов, инвестиционной мотивацией и другими признаками, признаваемыми в процессе обмена недвижимого имущества. В свою очередь, рынки недвижимости испытывают влияние разнообразных факторов социального, экономического, государственного и экологического характера.

Исследование сегментов рынка недвижимости проводится по таким параметрам, как местоположение, конкуренция, а также спрос и предложение, которые относятся к общим условиям рынка недвижимости7.

Выделение сегментов рынка недвижимости, различающихся по закономерностям ценообразования и бизнес-процессов, невозможно без классификации объектов недвижимости. Поэтому для проведения качественного исследования рынка необходимо, прежде всего, тщательно изучить оцениваемый объект недвижимости и его место в системе классификации недвижимого имущества.

Принципы, алгоритмы, степень точности и детализации любого классифицирования, т. е. создания информационной модели множества неких элементов, расчленённого на группы по определённому признаку, не универсальны. Использовать единый типологический критерий, интегрирующий влияние всех факторов, не представляется возможным8, поэтому на практике используется несколько критериев, дающих обоснованное представление об объекте недвижимости. Они строго зависят от цели классифицирования.

В интересах рыночного анализа цель классифицирования определяется самой сущностью понятия «рыночная стоимость», которая представляет собой потенциально наиболее вероятную цену, за которую объект оценки должен переходить на дату оценки от добровольного продавца к добровольному покупателю в результате коммерческой сделки, обе стороны которой располагают всей необходимой информацией, и на величине сделки не отражаются отягощающие обстоятельства.Объект оценки, применительно к рыночной стоимости недвижимости, представляет собой товар, обращающийся на рынке недвижимости. Отсюда, в рамках анализа рынка недвижимости, классификация всех элементов структуры рынка по любой группе признаков должна быть адекватна цели классифицирования объекта по данному признаку как товара на рынке недвижимости.

Итак, общественные здания и их комплексы как объекты недвижимости это искусственная среда, в которой протекают один или несколько процессов общественной жизнедеятельности людей; это ограниченное строительными конструкциями пространство, предназначенное для кратковременного или длительного пребывания в нем людей и защиты их от воздействий природных факторов.

Основные функции общественных зданий и сооружений- это создание условий для разнообразных видов общения и общественного обслуживания жителей городов и сел; обеспечение повседневных, периодических и эпизодических потребностей жизнедеятельности населения (досуг и отдых, личное потребление товаров и услуг, духовные потребности).

Общественные здания и сооружения предназначены для размещения в них учреждений управления, просвещения, культуры, науки, здравоохранения, связи бытового и транспортного обслуживания.

В основу изучения рынка общественных зданий и сооружений положены представления о том, что он является сложной социально-экономической управляемой и саморегулируемой системой.

Можно выделить два подхода к анализу рынка, каждый из которых предполагает рассмотрение всего спектра факторов: анализ от общего состояния экономики к конкретной недвижимости; анализ от конкретного объекта к общему положению дел в экономике. В первом случае аналитики начинают с изучения рынка.

Анализ рынка общественных зданий и сооружений на примере города Иваново и Ивановской области Современное состояние проблемы развития рынка в РФ и за рубежом

Во многих странах мира дошкольное образование является первичным звеном единственной системы воспитания и учебы. О ней заботятся местные органы власти, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, религиозные и общественные организации, частные лица. Как правило, в большинстве стран функционируют стационарные и сезонные ясли, детские сады с разной длительностью работы, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы, площадки. Воспитательная работа, целью которой является гармоничное развитие детей, формирования навыков жизни в обществе, осуществляется в соответствии с программами воспитания и учебы. Во всех странах существуют системы подготовки педагогических работников (курсы, средние специальные, высшие учебные заведения). Каждая национальная система дошкольного образования имеет свои особенности и собственный передовой опыт.

В РФ вопрос обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях по-прежнему решен не в полной мере. Охват детей-дошкольников в возрасте от 1 года до 7 лет различными формами дошкольного образования составляет в среднем по стране 59,8 % и в различных регионах существенно дифференцирован (от 8,1 % в Республике Ингушетия до 86 % в Новгородской области).

В таблицах 1 и 2 приведено количество детских учреждений и численность детей в ДОУ по федеральным округам РФ.

Таблица 1

Количество дошкольных образовательных учреждений по федеральным округам РФ за 2003-2013 гг.

Таблица 2

Численность детей в ДОУ по федеральным округам РФ за 2003-2013 гг., тыс.чел.

На начало 2014 года в Российской Федерации осуществляло свою деятельность 99,5 тыс. учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, в которых обучалось 28,3 млн. человек. Программы дошкольного образования реализуются в 44,5 тыс. этих учреждений, где насчитывается порядка 5,6 млн. воспитанников.

В ведении Минобрнауки находится 360 учреждений образования, основную часть из которых составляют вузы. Износ недвижимого имущества, в отношении которых министерство осуществляет полномочия собственника, составляет 42,3%.

В 2014 году по обеспеченности детскими садами среди городов –миллионников наиболее благоприятная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге, наименее комфортная – в Омске.

Аналитики справочного сервиса 2ГИС сопоставили количество учреждений дошкольного образования с общей численностью детей в городах с населением свыше 1 млн. человек. Сегодня в 15-ти крупнейших городах России, по данным 2ГИС, работают 7300 детских садов, в среднем на один из них приходится 250 детей в возрасте от 1 до 6 лет (см.таблицу 3).

Таблица 3

Рейтинг городов по количеству детей на 1 детский сад

№п/п

Название города

Количество детей, приходящееся на 1 детский сад

1

Санкт-Петербург

199

2

Екатеринбург

209

3

Челябинск

222

4

Нижний Новгород

226

5

Самара

230

6

Волгоград

237

7

Казань

246

8

Москва

259

9

Новосибирск

262

10

Пермь

268

Возглавляет рейтинг Санкт-Петербург. В северной столице 199 детей на один детсад. На втором месте находится Екатеринбург– 209 детей. Третьим идет еще один уральский город – Челябинск, где на одно дошкольное учреждение в среднем приходится 222 ребенка.

В пятерку городов, где теоретически проще устроить ребенка в детский сад, также вошли Нижний НовгородиСамара. Москва заняла в рейтинге восьмое место – в столице 259 детей на один детсад.

Наибольшая загруженность детских садов может наблюдаться в Омске, при условии, что все родители решат устроить своих детей в дошкольные учреждения. В Омске на один детский сад приходится 336 детей. Самый крупный сибирский город – Новосибирск – занял 9 место (262 ребенка на один сад).

Если пересчитать количество детских садов на площадь города, первое место окажется за Москвой. В столице 9 садов на 10 кв. км городской территории – примерно по одному саду на каждый квадратный километр. Чуть меньше у Екатеринбурга (8,6 на 10 кв. км), на третьем месте – Новосибирск (7,2). Такой же показатель и у Нижнего Новгорода, но сибирский мегаполис обошел его за счет дополнительного критерия – по общему количеству детских садов, 356 против 332 в пользу Новосибирска.

В последнее время в обществе активизировалась дискуссия об эффективности реформ в сфере здравоохранения. Общество особенно остро реагирует на программу оптимизации соотношения стационарного и амбулаторного лечения, переноса тяжести с больниц на поликлиники.

В 2013 г. в государственной и муниципальной системе здравоохранения Минздрава России функционировало 7 300 медицинских организаций, в том числе: 4 398 (60,2 %) больничных организаций, 794 (10,9 %) диспансера, 1 395 (19,1 %) самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций и 713 (9,8 %) стоматологических поликлиник.

В ходе проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения реорганизации сети в 2013 году общее число медицинских организаций сократилось на 686 (8,6 %), в том числе: больничных – на 225 (на 4,9 %), диспансеров – на 46 (на 5,5 %), самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций – на 356 (на 20,3 %) и стоматологических поликлиник – на 59 (на 7,6 %).

Число больничных организаций составляет 83,3 %, из которых: 1 690 (38,4%) – центральные районные больницы, 922 (21,0 %) – городские больницы, 231 (5,3%) – специализированные больницы, 220 (5,0 %) – психиатрические и психоневрологические больницы, 206 (4,7 %) – районные больницы, 200 (4,6 %) – детские городские больницы, 191 (4,3 %) – областная, краевая, республиканская больница (включая детские).

В число диспансеров входят: противотуберкулезные – 235 (29,6 %), кожно-венерологические – 145 (18,3 %), онкологические – 101 (12,7 %), психоневрологические – 99 (12,5 %), наркологические – 96 (12,1 %) и врачебно-физкультурные – 81 (10,2 %).

Медицинские организации подчинения субъекта Российской Федерации составляют 5 472 (75,0 %), число организаций муниципального подчинения – 1 650 (22,6 %), федерального – 178 (2,4 %).

В 2013 г. в амбулаторно-поликлинических организациях (подразделениях) было выполнено 1 357 823 940 посещений врачей (включая профилактические). Из числа амбулаторных посещений 950 456 830 (70,0 %) было сделано по поводу заболеваний.

Число посещений 1 жителя в год в амбулаторно-поликлинических организациях осталось на уровне 2012 года – 9,5.

Число посещений в отделениях (кабинетах) платных услуг увеличилось на 1,1 % и составило 36 930 106.

В 2013 году при 2 481 больничной организации было развернуто 7 737 мест с дневным пребыванием, пролечено 2 152 412 пациентов, средняя длительность лечения составила 10,5 дней.

В 2013 году в 3 871 амбулаторно-поликлинической организации было развернуто 154 578 мест дневного стационара, на которых было пролечено 4 425 304 больных со средней длительностью лечения 11,4 дня.

По сравнению с 2012 годом число организаций, имеющих дневные стационары, уменьшилось на 4,7 %, число мест, развернутых в них, увеличилось на 4,8 %, число пролеченных больных увеличилось на 5,0 %, а среднее число дней лечения сократилось на 0,9 % (с 11,5 койко-дня).

Число дней лечения в дневных стационарах амбулаторно-поликлинических организаций составило 0,351 на одного жителя в год (в 2012 годом – 0,335).

Кроме того, при 1 454 медицинских организациях были организованы стационары на дому, в которых было пролечено 473 057 больных со средней продолжительностью лечения 11,2 дня.

По сравнению с 2012 г. число организаций, имеющих стационары на дому, уменьшилось на 4,8 %, при этом, число пролеченных больных увеличилось на 3,7%, а среднее число дней лечения не изменилось.

Число дней лечения в стационарах на дому составило 0,037 на одного жителя в год (в 2012 г. – 0,036).

В 2013 г. внебольничная помощь населению также оказывалась 2 704 станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, в том числе 217 самостоятельными (8,0%). Число бригад скорой медицинской помощи составило 38 697, в том числе 23 612 (61,0 %) – фельдшерских.

По сравнению с предыдущим годом уменьшилось число станций (отделений) скорой медицинской помощи на 137 (на 4,8%), а общее число бригад сократилось на 542 (на 1,4 %). Число врачебных бригад сократилось на 964 (на 6,0%), а фельдшерских увеличилось на 432 (на 1,9 %). Обеспеченность врачебными бригадами скорой медицинской помощи сохранилась на уровне 0,11 на 1000 населения, фельдшерскими несколько возросла – с 0,16 до 0,17 на 1000 человек населения.

В 2013 году в Российской Федерации функционировало 36 225 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, на которых работали 38 580 физических лиц средних медицинских работников, в том числе 23 322 фельдшеров (60,5%). Всего на фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктах было выполнено 86 502 800 посещений (2,3 посещения на одного сельского жителя в год).

В течение 2013 года число фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов сократилось на 376 (на 1,0%), число работающего в них среднего медицинского персонала – на 2 695 (на 6,5%), в том числе фельдшеров – на 1 188 (на 4,8 %).

В 2013 году коечный фонд стационаров Российской Федерации уменьшился почти на 3% и составил 1 197 709 коек. Обеспеченность койками снизилась с 84,1 до 81,5 на 10 тыс. населения.

Обеспеченность койками в 2013 году по федеральным округам находится в диапазоне от 72,6 в Северо-Кавказском федеральном округе до 90,5 на 10 тыс. населения – в Дальневосточном федеральном округе.

Наиболее высокий уровень обеспеченности койками отмечается в Смоленской – 95,0 и Орловской – 97,7 областях; Забайкальском – 96,3 и Камчатском краях – 106,0; Республиках Саха (Якутия) – 106,9 и Тыва – 117,4; Ненецком автономном округе – 121,5; Сахалинской – 120,8 и Магаданской – 125,6 областях и Чукотском автономном округе – 148,3 на 10 тыс. населения. Показатели обеспеченности койками в этих субъектах Российской Федерации на 16,6- 82,0% выше среднероссийских.

Различия между показателями обеспеченности населения субъектов Российской Федерации койками составляют 3,1 раза.

В 2013 году среднее число дней занятости койки в году сократилось на один день и составило 322 дня, что соответствует уровню загрузки 88,5%.

По федеральным округам показатель составил от 316 дней в Центральном федеральном округе до 328 дней в Приволжском федеральном округе.

Наиболее интенсивно работали койки в Республике Татарстан – 351 день; в Республике Адыгея – 347 дней; в Республике Дагестан – 344 дня; в Ставропольском крае – 343 дня; в Московской области – 341 день; в Нижегородской области – 336 дней; в Республике Башкортостан – 335 дней; в Астраханской области – 331 день и в Ульяновской области – 330 дней. Превышение среднероссийского показателя в этих регионах составило 5,9-9,0 %.

Наименее интенсивно (на 2,2-9,3% ниже среднероссийского значения показателя) работали койки в Кировской области – 320 дней, Курганской области – 317 дней; Смоленской области – 316 дней; Красноярском крае – 315 дней, Амурской и Тверской областях – 309 дней; Ростовской области – 307 дней; Кабардино-Балкарской Республике – 303 дня; Ярославской области – 301 день; Еврейской автономной области и Чеченской Республике – 300 дней; Ямало-Ненецком автономном округе – 298 дней; Ненецком автономном округе – 296 дней, г. Москве – 293 дня.

Различия между значениями показателя интенсивности эксплуатации коечного фонда составило 19,8%.

Мероприятия по сокращению койко-мест в столичных и региональных больницах ведутся в рамках программы модернизации российского здравоохранения.

Программа разрабатывалась с учетом мирового опыта: в странах с эффективной системой здравоохранения 70% пациентов действительно решают свои проблемы со здоровьем в поликлиниках, а лишь 30% - в стационарах. Для сравнения: в Москве, например, соотношение амбулаторной и стационарной помощи прямо противоположно - составляет 30% к 70% в пользу стационаров.

Смещение акцентов со стационарного лечения на амбулаторное – общемировая тенденция. Эту практику всесторонне поддерживает Всемирная организация здравоохранения. В Европе и Северной Америке еще 20 лет назад осознали, что госпитализировать пациентов по любому поводу не имеет никакого смысла. В стационары перестали брать всех подряд, а выписывать из них начали гораздо быстрее. Качество и доступность медпомощи при этом, как показали исследования в канадской провинции Манитоба, не изменились в худшую сторону.

Число койко-мест в больницах западных стран стало стремительно сокращаться. Например, в Финляндии их количество с начала 1990-х уменьшилось на 47%, в Швеции – на 45%. В этих странах обязанность по уходу за хроническими больными переложили на муниципалитеты, была создана система учреждений долговременной помощи вне больничного сектора. В Бельгии больницы перепрофилировали в дома престарелых, а в Дании пошли по пути развития социальной и сестринской помощи на дому. Этот тренд, безусловно, имеет и негативные стороны: затраты все же остаются практически на том же уровне, а кроме того, есть опасность перестараться с сокращением коек, как это произошло в Великобритании, из-за чего стали возникать очереди на госпитализацию. Но в целом постепенный перевод значительной части пациентов на амбулаторное обслуживание представляется специалистам наиболее верной стратегией.

Минздрав РФ неоднократно подчеркивает: основой оптимизации коечного фонда должно быть не столько его сокращение, сколько перепрофилирование.

В программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи взяты тренды на развитие медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи. Оптимизация коечного фонда позволит "высвободить" неэффективно работающие койки и перераспределить их в реабилитацию и паллиативную помощь.

Перераспределение нагрузки с больниц на поликлиники позволит отказаться от госпитализации пациентов только для обследования, высвободив коечные места для тех, кто действительно нуждается в стационарном лечении.

В каждом конкретном случае вопрос о сокращении или расширении коечного фонда в том или ином лечебно-профилактическом учреждении должен решаться индивидуально.

Минздрав РФ еще в мае 2013 года прекратил сокращение фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врачей общей практики и др. Мы считаем нецелесообразным дальнейшее сокращение коечного фонда. Наоборот, нам предстоит развитие нашей коечной сети. Необходимо открывать паллиативные и реабилитационные койки, в которых у нас острый дефицит. Необходимо учитывать, что у нас увеличивается процент населения старших возрастных групп, поэтому никакого дальнейшего сокращения коек не будет.

Среди благополучных в этом отношении регионов можно назвать Воронеж, Пензу, Тамбов, Самару, Белгород, Ханты-Мансийск, Татарстан. В этих регионах сокращение идет не огульно, сначала организуется работа профилактических кабинетов, проводится диспансеризация населения, определяется реальная потребность в количестве коек. Работа ведется с учетом территориального планирования, то есть при необходимости строятся и вводятся в эксплуатацию новые межрайонные и межрегиональные центры.

В ряде регионов количество койко-мест растет. При поддержке Министерства здравоохранения РФ в регионах открываются межрегиональные медицинские центры.

Ведомство помогает с их техническим обеспечением: такие примеры есть в Воронежской и в Ивановской областях. В Ярославле открываются централизованные лаборатории и диагностические центры, что позволяет повысить качество диагностики и привлекать на работу более квалифицированный персонал.

На сегодняшний день в России существует огромнейшее количество высших учебных заведений, находящихся в различных формах собственности. Территориально ВУЗы располагаются по всей территории страны, однако многие абитуриенты предпочитают поступать в учебные заведения, находящиеся далеко от места их проживания. Как правило, это объясняется отсутствием в «домашнем» ВУЗе желаемой специальности, либо посредственной престижностью такого заведения.

В 2013 году был проведен мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования, в котором приняли участие 934 государственные, негосударственные, муниципальные и региональные образовательные организации высшего образования и 1478 филиалов.

Оптимизация была предписана 26 головным вузам и 15 филиалам, а реорганизация — 79 головным вузам и 202 филиалам. По итогам мониторинга эффективности российских вузов 2013 года, неэффективными и требующими реорганизации были признаны более 130 государственных и негосударственных университетов, а также 241 филиал. Требующими оптимизации деятельности признаны 23 государственных вуза, 15 филиалов госвузов, а также семь негосударственных вузов.

В 2013 г. в мониторинге был применён критерий «доля приведённого контингента обучающихся, зачисленных на первый курс в отчётном году», которая по выделенной группе специальностей и направлений подготовки должна составлять не менее 60% приведённого контингента студентов, зачисленных на первый курс в отчётном году.

В результате появились шесть отдельных групп вузов: культуры, спорта, транспорта, медицины, сельского хозяйства и военно-силовых структур. Ярко выраженная специфика обнаружилась только у вузов Минздрава России и Минкультуры России. Во многих вузах других отраслевых министерств от 40 до 60% студентов – экономисты и юристы.

Ещё одним изменением стало введение критерия, характеризующего трудоустройство выпускников, – доли выпускников вуза, трудоустроившихся в течение года после окончания обучения. Показатель оценивается на основании обращений выпускников в службы занятости и их последующего трудоустройства.

78% вузов, которые в 2012 г. были признаны подлежащими оптимизации, по итогам мониторинга в 2013 г. вошли в число эффективных. В ходе оптимизации в сферу высшего образования было привлечено около 26 млрд. рублей из региональных бюджетов.

При распределении контрольных цифр приёма (КЦП) их общий объём сохраняется в последние несколько лет на одном уровне (тем самым обеспечивается реализация государственной гарантии, закреплённой в Федеральном законе «Об образовании в РФ»), однако изменяются пропорции.

В 2014 г. общий объём при распределении КЦП составил 485 тыс., что на 1,2% меньше, чем в 2013 г., при этом уровень доступности увеличился на 4,4% по сравнению с 2013 г. и составил 56,4% общего количества выпускников школ, что обусловлено уменьшением количества выпускников в 2014 г. (в 2013 г. количество выпускников школ в Российской Федерации составило 750 тыс., а в 2014 г. – 726 тыс.).

Увеличилось количество мест на первом курсе в магистратуру (в 2013 г. на 20%, в 2014 г. – ещё на 2%), сократилось на первом курсе бакалавриата и специалитета (в 2013 г. – на 3%, в 2014 г. – ещё на 1,8%).

По инженерным специальностям государственный заказ вырос в 2013 г. на 5,3%, в 2014 г. – ещё на 1,4%, при этом в ведущих вузах – на 7,3% в 2013 г. и на 5,3% в 2014 г. По экономике и управлению объёмы КЦП уменьшены на 19,8% в 2013 г. и ещё на 20,9% в 2014 г.

Увеличение КЦП по инженерным направлениям подготовки (специальностям) в 2013 г. произошло в 49 регионах, в 2014 г. – в 61 регионе. В части регионов произошло уменьшение КЦП из-за сокращения запроса со стороны работодателей и низких показателей эффективности деятельности региональных вузов.

Пока высшие учебные заведения закрываются, средние в скором времени могут начать испытывать нехватку мест, отмечают в ведомстве. Согласно данным Минобрнауки, к 2020-2021 учебному году численность школьников возрастет еще примерно на 2,5 млн. человек, и это при том, что уже сейчас 10 тысяч 686 школ — а это почти четверть — вынуждены вести обучение в две, а иногда и в три смены. Кроме того, по его словам, многие школы в регионах располагаются в старых зданиях и не отвечают возросшим требованиям к качеству обучения, а также целому ряду критериев комфорта и безопасности. По состоянию на 1 января 2014 года в аварийном состоянии находится 633 школьных здания в РФ, еще свыше 8 тыс. школ требуют капитального ремонта, 5,4 тыс. школьных зданий не соответствуют современным санитарным требованиям.

Современное состояние и тенденции развития рынка в Иваново и Ивановской области

Население Иваново составляет около 409,223 человек (по состоянию на начало 2014 года). В структуре населения 59.8% составляют лица трудоспособного возраста, 32.6% - пенсионеры, 14.1% - дети. Общее число коеек в Иваново – 7200. В городском здравоохранении заняты 1387 врачей. Оказывают медицинскую помощь 23 стационаров и 45 амбулаторных лечебно-профилактических учреждений.

Важнейшие лечебные учреждения Иваново: областная больница, городская больница №1, городская больница №2, городская детская больница №1, два роддома.

В таблице 1 указано распределение количества жителей по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

Таблица 4

Распределение количества жителей г.Иваново по годам

Количество жителей Иваново

Периоды по годам

404,539 человек

2009 год

403,054 человек

2010 год

408,826 человек

2012 год

409,075 человек

2013 год

409,223 человек

2014 год

Рис.1 - Распределение количества жителей г.Иваново с 2009-2014гг.

В городе Иваново действует:

- 174 детских сада, из них 16 частных

- 16 Больниц, из них 6 детских

- 25 поликлиник, из них 9 детских

- 3 роддома

- 20 частных многопрофильных клиник

- 2 дома-интерната для престарелых и инвалидов

За последние три года в Ивановской области создано 3000 новых мест в дошкольных учреждениях. Детские сады посещают 86% детей. Для детей в возрасте с трёх до семи лет очередь практически отсутствует, поэтому главная задача сегодня – обеспечить местами в дошкольные учреждения детей в возрасте от полутора до трёх лет.

На эти цели в 2014 году предусмотрены средства из федерального и областного бюджетов в размере более 700 млн. рублей.

В настоящее время в области программы дошкольного образования реализуют 457 учреждений. В общей очереди для получения места в детском саду находится 9 219 детей в возрасте от одного года до трёх лет. Наиболее сложная ситуация сложилась в городских округах Иваново, Кохма, Шуя, а также в Родниковском, Лежневском и Ивановском муниципальных районах. Обеспеченность местами в детских садах детей от трёх до пяти лет составляет в регионе 99,9%.

В мае 2014 года после реконструкции был открыт Детский сад "Ладушки" на 80 мест. На реконструкцию детского сада было направлено 45 млн рублей из областного бюджета и более 10 млн рублей выделили власти города. Здание отремонтировано с применением энергосберегающих технологий: утеплены наружные стены, установлены современные окна и двери, имеется индивидуальный тепловой пункт, оснащённый погодозависимой автоматикой. Также оборудован пищеблок, прачечная, методический кабинет, кабинет логопеда и музыкальный зал, благоустроена прилегающая территория. В группы закуплены современная мебель, игровое и спортивное оборудование.

В сентябре 2014 года в г. Иваново завершено строительство детского сада №97 на 220 мест в микрорайоне «Новая Ильинка» областного центра. По словам главы региона Павла Конькова в ближайшие два года в регионе продолжится строительство дошкольных учреждений. Для областного центра, в котором активно застраиваются новые микрорайоны, строительство детских садов особенно актуально. Так, в прошлом году был открыт новый детский сад в микрорайоне «Московский», организованы две дополнительные группы детского сада №25 на базе начальной школы в местечке Авдотьино. Строительство детского сада предусмотрено и в активно застраивающемся микрорайоне «Рождественский».

Отметим, что строительство детского сада велось в рамках проекта по модернизации региональной системы дошкольного образования. Общая стоимость объекта строительства – более 140 млн. рублей, из них порядка 70 млн. рублей – средства из федерального бюджета, 30 млн. рублей – из областного бюджета и более 40 млн. рублей – из муниципального бюджета.

Здание дошкольного учреждения построено с применением энергосберегающих технологий: утеплены наружные стены, установлены современные окна и двери, имеется индивидуальный тепловой пункт, оборудованный погодозависимой автоматикой, просторные групповые и спальные комнаты, пищеблок, медицинский блок, прачечная, методический кабинет, кабинет логопеда, изостудия, музыкальный и физкультурный зал.

В новом детском саду создана безопасная предметно-пространственная развивающая среда, группы оснащены современной мебелью, установлено игровое, спортивное и интерактивное оборудование.

В областном центре продолжится строительство детских дошкольных учреждений.

Также следует отметить тот факт, что в последние годы шло сокращение сети образовательных учреждений (далее - ОУ), но касалось оно в основном только начальных и основных школ, в том числе в сельской местности, с малым количеством детей. Вместе с тем, это привело к необходимости доставлять детей из удаленных сельских поселений в другие ОУ.

Сеть учреждений начального профессионального образования (далее - УНПО) также активно сокращалась в последние годы. Примерно такими же темпами сокращалась и численность учащихся УНПО. С другой стороны, значительно выросла в последние годы численность студентов вузов. В результате на 10 тыс. жителей выпускалось 487 студентов вузов, 146 студентов учреждений среднего профессионального образования (далее - УСПО) и только 122 обучающихся в УНПО.

Как и в целом по стране, остается проблема качественного уровня образования в УНПО и УСПО, в т.ч. связанная с несоответствием оборудования на современных производствах и в учебных заведениях.

Иваново является городом с высокой степенью концентрации высших учебных заведений и по праву считается городом с высоким научным потенциалом.

Число учебных заведений среднего профессионального образования - 14, в том числе: государственных - 12, негосударственных - 2.

Число учреждений высшего профессионального образования (включая филиалы, расположенные на территории города) - 17, в том числе: самостоятельных высших учебных заведений - 8, филиалов государственных высших учебных заведений - 5, филиалов негосударственных высших учебных заведений - 4.

Количество вузов на территории Ивановской области увеличивается за счет роста негосударственных вузов. В ближайшее время учебные заведения столкнутся с проблемой малого количества абитуриентов, что ставит вопрос о целесообразности дальнейшего роста числа вузов. Поэтому необходимо сокращать численность студентов вузов и пытаться стабилизировать число обучающихся в УНПО и в УСПО. Наиболее массовой группой специальностей и в вузах, и в УСПО в настоящее время является "экономика и управление", что ставит вопрос как о возможности трудоустройства такого количества выпускников, так и об отсутствии (недостатке) специалистов по другим специальностям, необходимых для инновационного развития региона.

В Ивановской области наблюдается положительная динамика по числу спортивных сооружений и их пропускной способности. Ежегодно растет и число занимающихся в различных спортивных организациях. Обеспеченность населения основными видами спортивных объектов: плоскостными сооружениями, спортивными залами и бассейнами - остается значительно ниже рекомендуемого норматива. При этом наблюдается значительная дифференциация внутри Ивановской области по обеспеченности населения спортивными объектами. Удаленность от местожительства спортивных объектов снижает и степень вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом. Особенно сложная ситуация сложилась с обеспеченностью населения бассейнами, которые имеются только в 9 административно-территориальных единицах Ивановской области.

Сеть больничных учреждений в последние годы остается достаточно стабильной. В 2006 г. в Ивановской области был остановлен процесс ежегодного сокращения числа врачей. Но в настоящее время ни в одном районе не выполняется норматив обеспеченности населения врачами, в отдельных районах он ниже нормы почти в 4 раза. Наиболее высокая обеспеченность врачами наблюдается в городах областного подчинения, в сельской же местности с каждым годом становится все меньше квалифицированных кадров. Аналогичные проблемы имеются и по среднему медицинскому персоналу.

По состоянию на 01.01.2014 года сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в городе Иваново представляет собой:

2 федеральных государственных учреждения:

- Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Ивановской области

- Ивановский научно — исследовательский институт материнства и детства им. В. Н. Городкова

6 областных государственных учреждений:

  • Кардиологический диспансер

  • Ивановская областная клиническая больница

  • Ивановский областной онкологический диспансер

  • Региональный центр восстановительной медицины и реабилитации

  • Областная детская клиническая больница

  • Ивановский областной госпиталь для ветеранов войн

18 муниципальных учреждений:

  • Городская клиническая больница № 1 (Иваново)

  • Ивановская городская клиническая больница имени Куваевых

  • Городская клиническая больница № 3 (Иваново)

  • Городская клиническая больница № 4 (Иваново)

  • Городская клиническая больница № 7 (Иваново)

  • Городская клиническая больница № 8 (Иваново)

  • Детская городская клиническая больница № 1 (Иваново)

  • Детская городская клиническая больница № 5 (Иваново)

  • Городская поликлиника № 5 (Иваново)

  • Городская поликлиника № 10 (Иваново)

  • Городская поликлиника «Соснево»

  • Детская городская поликлиника № 6 (Иваново)

  • Городская детская стоматологическая поликлиника (Иваново)

  • Стоматологическая поликлиника № 1 (Иваново)

  • Стоматологическая поликлиника № 2 (Иваново)

  • Родильный дом № 1 (Иваново)

  • Родильный дом № 4 (Иваново)

  • Центр восстановительной медицины и реабилитации (Иваново)

За годы модернизации открыто 7 межмуниципальных центров по оказанию стационарной помощи, общая мощность которых 250 коек с круглосуточным пребыванием пациентов, из них 5 являются учреждениями 1 группы, 2 являются учреждениями 2 группы. Разработана маршрутизация пациентов.

Таблица 5

Педиатрические отделения межмуниципальных центров Ивановской области

Наименование учреждения

Радиус обслуживания

(км.)

Количество обслуживаемого населения

(тыс. человек)

Прикрепленные муниципальные образования

Кол-во коек

ОБУЗ «Вичугская центральная районная больница»

10,0

15,8

Вичугский район

20

ОБУЗ «Детская городская клиническая больница № 1»

65,0

79,5

Ивановский, Лежневский, Комсомольский районы

и г.о. Кохма

90

ОБУЗ городского округа Кинешма «Детская городская больница»

100

23,9

Заволжский, Кинешемский, Пучежский и Юрьевецкий районы

60

ОБУЗ «Тейковская центральная районная больница»

60

12

Гаврилово-Посадский и Ильинский районы

20

ОБУЗ «Фурмановская центральная районная больница»

30

12

Приволжский район

20

ОБУЗ «Шуйская центральная районная больница»

72

19,1

Верхнеландеховский, Палехский, Пестяковский, Савинский и Южский районы

30

ОБУЗ «Родниковская центральная районная больница»

42

7,7

Лухский район

10

Итого

     

250

В Ивановской области функционируют 253 фельдшерско-акушерских пункта, 34 отделения врача общей практики. В них проводится регулярная диспансеризация – важнейшая массовая и высокоэффективная медицинская технология сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения. В области налажена онкологическая служба. Ивановский областной онкологический диспансер объединяет круглосуточный стационар с 578 койками, дневной стационар на 160 коек, хоспис на 45 коек и консультативную поликлинику.

В помощь медицинским работникам станций Скорой медицинской помощи области организован кардиологический дистанционный консультативный пункт, работающий в круглосуточном режиме. В регионе функционирует шесть травматологических центров.

На начало 2013 года обеспеченность психиатрическими койками в Ивановской области составила 10,47 на 10 тыс. населения, число мест в дневных стационарах составило 470, функционировали амбулаторные псих реабилитационные отделения (на 100 мест).

В последние годы произошло снижение уровня первичного выхода на инвалидность (с 3,86 в 2011 году до 3,75 на 10 тыс. населения в 2012 году), уровень госпитализации снизился до 46,35 на 10 тыс. населения.

В 2016-2020 годах планируется увеличение межрайонных центров. В Ивановской области функционирует 198 коек по профилю «инфекции» для детей в составе 5 межмуниципальных центров стационарной помощи для детей (г. Иваново, г. Кинешма, г. Фурманов, г. Шуя, г. Пучеж). Наиболее мощным является межтерриториальный центр в областном центре – г. Иваново (120 коек) на базе ОБУЗ «1-я городская клиническая больница». Этот центр обслуживает 19 муниципальных образований. Наиболее отдаленные районы в радиусе 90 км. Время доезда 1 – 1,5 часа в зависимости от времени года. Количество прикрепленного детского населения – 108113 человек. В 2013-2014 годах планируется проведение капитального ремонта детского инфекционного корпуса ОБУЗ «1-я городская клиническая больница» и оснащение его современным медицинским оборудование в соответствии с порядками оказания медицинской помощи для повышения качества медицинской помощи, внедрения новых технологий в лечении больных этого профиля.

Инфекционный корпус в г.о. Кинешме функционирует в составе ОБУЗ г.о. Кинешма «Центральная городская больница». В этом корпусе размещается 30 детских инфекционных коек для детей 5 муниципальных образований (г.о. Кинешма, Кинешемский район, г.о. Вичуга, г.о. Юрьевец, г.о. Заволжск). Численность прикрепленного населения – 33242 человек.

За счёт федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.

Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др.

Ведомственные медицинские учреждения финансируются за счёт двух источников:

1) это средства федерального бюджета;

2) многие государственные и негосударственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счёт средств этих предприятий.

За последние годы было выполнено:

- капитальный ремонт стационара городской больницы № 3. Общая сумма затрат составила 168,4 млн. руб.

- в декабре 2008 года в рамках реализации Федеральной программы по снижению смертности от сердечнососудистых заболеваний открыто и успешно функционирует первичное отделение для больных с острым нарушением мозгового кровообращения.

- ремонт хирургического корпуса городской больницы № 2 на сумму 21,3 млн. руб.

- в больницы и поликлиники закупалось современное дорогостоящее диагностическое, лабораторное, наркозно-дыхательное и другое медицинское оборудование.

- в МУЗ "Детская городская клиническая больница № 5" установлен инкубатор для интенсивной терапии новорожденного.

По результатам работы муниципальных учреждений здравоохранения за последние годы удалось улучшить демографические показатели областного центра – снизилась общая смертность населения, увеличилась рождаемость.

Работа в сфере здравоохранения в регионе нацелена на расширение первичной сети лечебных учреждений и приближения их к месту жительства. В районе Сортировка строится поликлиника №9, строительство которой началось в 2013 году. На эти цели из городского бюджета направлено 30 млн. рублей. Застройщиком является муниципальное предприятие по организации капитального строительства. Общая площадь здания составит 900 кв.м. Поликлиника будет полностью оборудована для нужд пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья. Начать работу поликлиника сможет в первой половине 2015 года, когда будет введено в эксплуатацию основное здание.

Основной проблемой остается низкий уровень заработной платы в социальной сфере.

В последние годы растет общий уровень заболеваемости населения, что связано с проведением комплекса работ по выявлению заболеваний. Поэтому в ряде районов с низкой обеспеченностью населения врачами наблюдается и низкий уровень заболеваемости. Необходимо увеличивать численность медицинского персонала, в т.ч. муниципальных лечебно-профилактических учреждений, повышать их квалификацию, оптимизировать лекарственное обеспечение, увеличивать поставки оборудования в ЛПУ, развивать высокотехнологичные виды помощи.

В Ивановской области достаточно хорошо развито социальное обслуживание населения. Единая система социального обслуживания населения включает в себя 50 учреждений различных типов и видов. Однако существует проблема обеспечения граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами в стационарных учреждениях.

В 2012 году на улице Кузнецова было построено новое здание УВД по Ивановской области. Это целый комплекс общей площадью боле 30 тысяч квадратных метров. Новое здание УВД в Иваново построено взамен сгоревшего в январе 2008 года старого здания, находящегося на проспекте Ленина. Строительство нового комплекса обошлось более чем в один миллиард рублей.

Недостаточное финансирование привело к тому, что многие объекты культуры находятся в неудовлетворительном состоянии. В области музейного дела ситуация характеризуется слабым развитием материальной базы музеев, неудовлетворительным состоянием сохранности коллекций в муниципальных музеях, отсутствием в них отвечающей современным требованиям системы обеспечения безопасности музейных фондов. В музеях Ивановской области отсутствует специальное фондовое оборудование, установки климат-контроля. Медленными темпами формируется электронная база данных музейных предметов с их изображениями. В муниципальных музеях отсутствует компьютерная техника и программное обеспечение для автоматизации учетных процессов музейных предметов.

Особого внимания требует вопрос сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Ивановской области. Существует необходимость комплексного решения проблемы реставрации недвижимых памятников истории и культуры, вовлечения их в процесс социально-экономического развития региона.

В последние годы происходила реструктуризация культурно-досуговых учреждений, особенно в сельской местности, что привело к их сокращению вследствие уменьшения численности населения, отсутствия кадров и изношенности зданий. В связи с этим обеспеченность населения Ивановской области данными видами учреждений остается высокой. В библиотеках Ивановской области, несмотря на все принимаемые меры, неудовлетворительно обстоит дело с научным комплектованием книжных фондов, слабо идут процессы информатизации и компьютеризации библиотечного дела.

Перспективы развития рынка общественных зданий и сооружений

В сфере общественных зданий в области здравоохранения в Иванове и Ивановской области неблагоприятным моментом является размещение значительного числа коек в больницах для лечения взрослого населения (800 специализированных коек для детей находятся во взрослых стационарах и только 140 – в областной детской клинической больнице).

В настоящее время 9,1% детей от общего числа получивших стационарное лечение лечатся на койках для взрослого населения. В 2013 году из взрослой сети в областную детскую клиническую больницу переведены еще 60 коек детской хирургии и торакальной хирургии. В целях повышения качества медицинской помощи детскому населению наиболее целесообразным является строительство корпуса областной детской клинической больнице для размещения в нем детских отделений: отоларингологического, офтальмологического, урологического, гематологического, кардиологического и консультативно-диагностического центра.

Пристройка корпуса позволит создать эффективную структуру ОБУЗ Ивановской области «Областная детская клиническая больница» с законченным циклом оказания медицинской помощи детям с 0 до 17 лет.

В результате этого в 2 раза уменьшится количество коек для детей во взрослых больницах. Значительно улучшатся условия пребывания пациентов, в т.ч. увеличится количество мест для совместного пребывания ребенка с одним из членов семьи. Возрастет качество медицинских услуг за счет близости расположения всех служб, обеспечивающих экстренность и комплексность, а в последующем преемственность. Усилится контроль качества медицинских услуг за счет единых подходов к диагностике и лечению, единых требований к персоналу. Освободившиеся помещения в больницах для лечения взрослого населения будут использованы под отделения реабилитации, что позволит сократить сроки лечения пациентов и достичь более высоких результатов восстановления здоровья. Пристройка позволит создать новый тип детского лечебно-профилактического учреждения с высокой эффективностью работы, которое внесет существенный вклад в снижение детской инвалидности, младенческой и детской смертности.

В 2015 году планируется проведение капитального ремонта инфекционного корпуса ОБУЗ г.о. Кинешма «Центральная городская больница», что позволит привести данное учреждение в соответствие с санитарными нормами и правилами, повысить удовлетворенность населения качеством медицинской помощи.

Коротко охарактеризуем городские конфликты градостроительного характера в сфере общественных зданий и сооружений. В 2006—2011 годах на самых видных местах главных магистралей города (проспекты Энгельса и Ленина) были построены американские Макдоналдсы. На проспекте Энгельса (ныне Шереметьевский проспект) его построили на месте бывшей городской Доски Почёта, то есть на одном из самых почитаемых мест областного центра. На проспекте Ленина его построили на месте газона, где совсем еще недавно был памятник архитектуры — стела, посвящённая Л.И.Брежневу — место также для многих законопослушных граждан весьма почитаемое. Трудно, точнее невозможно, представить, чтобы в каком-нибудь крупном американском городе, к примеру, в Вашингтоне, на центральной магистрали выстроили русскую харчевню. Американцы слишком уважают свои города, чтобы допустить такое оскорбление национальных чувств.

С экологических позиций размещение зданий (жилых и административных, в особенности учебных заведений, спортивных сооружений, лечебных учреждений и т. д.) близ мостовых весьма нежелательно сразу по нескольким выше перечисленным причинам. Поэтому можно лишь приветствовать планировочное решение по размещению на той же улице Кузнецова нового здания УМВД России по Ивановской области, построенного в 15—35 метрах от мостовой.

В 2003—2011 годах на улице Почтовой вопреки православным традициям выстроен Троицкий храм. Фасад и паперть храма развернуты в сторону Павловского оврага, а алтарь (важная сакральная часть храма) — обращён в сторону проспекта Ленина. Такое явное неуважение к городской среде обернулось вскоре и неуважением к самому храму — рядом с ним построен очередной (2-й на площади Пушкина) торгово-развлекательный комплекс. Он закрыл храм с западной стороны и доминирует над ним по высоте (он выше храма на несколько этажей). До начала XXI века строительство православных храмов с такими нарушениями вообще не допускалось, и было просто немыслимо, так как по древним канонам храмы должны просматриваться со всех сторон, а виды на них не должны перекрываться другими строениями. Вновь построенный храм ныне виден, в основном (с расстояния 100-500 м), с северо-западной, северной и северо-восточной сторон (с набережной левого берега Уводи храм смотрится очень красиво). Неудачное размещение храма и дисгармонирующего с ним торгово-развлекательного комплекса в течение многих десятилетий, а возможно и столетий будет служить раздражающим фактором для тех, кто хотя бы на элементарном уровне знаком с принципами градостроительства.

Город Иваново — это очень сложная система, в которой, как правило, а не как исключение, периодически возникают разного рода проблемы, напряжения и конфликтные ситуации.

Предусмотреть их заранее, в масштабах всего города, без активного, своевременного и заинтересованного сигнала, поданного горожанами, практически невозможно.

Вместе с тем, возникает вопрос, почему участились случаи архитектурных (градостроительных) конфликтов.

Основная их причина — экономическая.

В капиталистическом обществе, в котором мы вынуждены жить, при строительстве тех или иных объектов учитываются, прежде всего, экономические приоритеты (таков основной принцип, критерий этого общества), и лишь затем просчитываются последствия: социальные, экологические, санитарно-гигиенические, правовые, культурологические, рекреационные, образовательные, воспитательные и другие. А чаще всего они сознательно замалчиваются до и после окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию.

В гражданском обществе эти проблемы должны решаться иным путем В Японии, например, планы строительства тех или иных объектов, вернее их размещения становятся предметом четырехмесячного открытого для всех граждан обсуждения. До начала строительства проводится активное общественное обсуждение, фактически референдум и экологическая экспертиза. Каждый гражданин Японии, если его что-то не устраивает, имеет право выступить с судебным иском против планируемого строительства. Такая процедура сопровождается наименьшими экономическими потерями и негативными социальными и экологическими последствиями.

Отметим, что это одна из причин «экологического чуда» Японии, когда за сравнительно короткий срок японцам удалось успешно решить очень многие острые городские экологические проблемы самого разного характера. В Иванове слушания по генплану и его реализации тоже проводятся, но иногда с нарушениями принятых процедур. К тому же, они как будто бы администрацию города и архитекторов ни к чему не обязывают.

Решить все перечисленные проблемы крайне трудно. Решение городских конфликтов должно предусматриваться на стадиях выбора строительных площадок и разработки проектов и их обязательного общественного обсуждения. И только после учета соответствующих замечаний должно приниматься то или иное решение. В этом случае путём решения может выступить виртуальное моделирование и визуализация вариантов развития городской среды. Именно результаты такого моделирования, если они будут свободно распространяться в информационном пространстве города и будет обеспечено их широкое общественное обсуждение, помогут упростить и повысить эффективность реализации генерального плана Иванова.

По результатам исследования, проведенного во второй главе, можно сделать вывод о том, что:

- в РФ вопрос обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях по-прежнему решен не в полной мере. Охват детей-дошкольников в возрасте от 1 года до 7 лет различными формами дошкольного образования составляет в среднем по стране 59,8 %;

-в 2014 году по обеспеченности детскими садами среди городов –миллионников наиболее благоприятная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге, наименее комфортная – в Омске;

- в 2013 г. в государственной и муниципальной системе здравоохранения Минздрава России функционировало 7 300 медицинских организаций, в том числе: 4 398 (60,2 %) больничных организаций, 794 (10,9 %) диспансера, 1 395 (19,1 %) самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций и 713 (9,8 %) стоматологических поликлиник;

-в 2013 году коечный фонд стационаров Российской Федерации уменьшился почти на 3% и составил 1 197 709 коек. Обеспеченность койками снизилась с 84,1 до 81,5 на 10 тыс. населения. Мероприятия по сокращению койко-мест в столичных и региональных больницах ведутся в рамках программы модернизации российского здравоохранения;

- на сегодняшний день в России существует огромнейшее количество высших учебных заведений, находящихся в различных формах собственности. В 2013 году оптимизация была предписана 26 головным вузам и 15 филиалам, а реорганизация — 79 головным вузам и 202 филиалам. По итогам мониторинга эффективности российских вузов 2013 года, неэффективными и требующими реорганизации были признаны более 130 государственных и негосударственных университетов, а также 241 филиал.

- в настоящее время в Ивановской области программы дошкольного образования реализуют 457 учреждений. В общей очереди для получения места в детском саду находится 9 219 детей в возрасте от одного года до трёх лет. Наиболее сложная ситуация сложилась в городских округах Иваново, Кохма, Шуя, а также в Родниковском, Лежневском и Ивановском муниципальных районах. Обеспеченность местами в детских садах детей от трёх до пяти лет составляет в регионе 99,9%;

- работа в сфере здравоохранения в регионе нацелена на расширение первичной сети лечебных учреждений и приближения их к месту жительства;

-в Ивановской области достаточно хорошо развито социальное обслуживание населения. Единая система социального обслуживания населения включает в себя 50 учреждений различных типов и видов. Однако существует проблема обеспечения граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами в стационарных учреждениях.

- в сфере общественных зданий в области здравоохранения в Иванове и Ивановской области неблагоприятным моментом является размещение значительного числа коек в больницах для лечения взрослого населения (800 специализированных коек для детей находятся во взрослых стационарах и только 140 – в областной детской клинической больнице). В 2015 году планируется проведение капитального ремонта инфекционного корпуса ОБУЗ г.о. Кинешма «Центральная городская больница», что позволит привести данное учреждение в соответствие с санитарными нормами и правилами, повысить удовлетворенность населения качеством медицинской помощи;

- с экологических позиций размещение зданий (жилых и административных, в особенности учебных заведений, спортивных сооружений, лечебных учреждений и т. д.) близ мостовых весьма нежелательно

-город Иваново — это очень сложная система, в которой, как правило, а не как исключение, периодически возникают разного рода проблемы, напряжения и конфликтные ситуации. Предусмотреть их заранее, в масштабах всего города, без активного, своевременного и заинтересованного сигнала, поданного горожанами, практически невозможно.

Заключение

Строительство общественных зданий в городе Иваново занимает определенно значимое место. К нему относятся объекты обслуживания населения, гостиницы, рестораны, магазины, различные офисы, объекты отдыха и спорта, словом все, что не относится к категории жилья и производства.

Несмотря на то, что назначение вышеперечисленных зданий различно, их строительство является однородным и, соответственно, похожим. Сходства можно отметить при закладке фундаментов, изготовлении полов, возведении стен, потолка, крыши. Но также имеются и свои отличия. Особенной характеристикой такого вида зданий, является большая посещаемость людьми.

Такие здания могут содержать большое количество небольших по размеру комнат и помещений. Тоже самое и с дверьми. Например, при строительстве концертного зала, необходимо, чтобы было большое помещение и много маленьких, предназначенных для хранения костюмов, гримерок артистов. Если же возводится медицинское учреждение, здание должно иметь много окон и дверей.

Предусматривается оформление комнат кафельной плиткой. К видам строительства относится и внутренняя отделка. Поэтому клиника оформляется внутри в светлых тонах, а концертные залы, наоборот, в насыщенных, ярких расцветках.

Внешнее оформление при строительстве различного назначения также должно быть разным. Залы для выступлений артистов оформляются с помощью деталей, которые привлекают внимание публики и прохожих. В случае с медицинскими учреждениями, внешнее оформление более скромное, функциональное и строгое.

Строительство не может быть везде одинаковым. Составные части строительства для каждого помещения будут различаться. Поэтому, перед началом строительства обращается особое внимание на то, для каких целей и какие функции будет выполнять будущее здание.

Также нельзя забывать, что общественные здания — это места большого нахождения самых различных людей, отличающихся возрастом, характерами и привычками. Поэтому удобства, многофункциональность и эстетическая сторона, имеют важное значение.

Строительство ведется, как правило, по типовым проектам. Поэтому обязательно присутствие негорючих строительных материалов. Горючие конструкции и материалы обязательно должны быть обработаны огнезащитными составами и смесями. Помещения оборудуются противопожарными гидрантами и автоматической пожарной сигнализацией. Наличие не менее двух эвакуационных выходов с хорошей пропускной способностью обязательно. Планировку общественных зданий необходимо проводить так, чтобы при эвакуации исключить встречные потоки людей. Обязательно наличие в коридорах противопожарных окон. Также при планировке и строительстве общественных зданий продумываются подъездные площадки и парковки транспорта, которые не будут создавать помех в случае экстренных ситуаций.

Список литературы
  1. Арашукова С. М. Специфика анализа рынка «доходной недвижимости» для целей её оценки // Вестник ЧелГУ. №24 (278), 2012.

  2. Архитектурно-конструктивное проектирование общественных зданий: учебное пособие / В. Ф. Фомина. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – 97 с.

  3. Асаул А. Н. Экономика недвижимости : учеб. пособие / А. Н. Асаул, А. В. Карасёв. СПб., 2005

  4. Горемыкин В. А. Экономика недвижимости. М., 2010

  5. Грибовский, С. В. Оценка стоимости недвижимости : учеб. пособие. М.: Маросейка, 2009.

  6. Дюкова О.М., Пасяда Н.И. Управление развитием недвижимости: Учебное пособие.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

  7. Журавлев Н. В. Экономическая сущность недвижимости в рыночной экономике // социально-экономические явления и процессы,№1, 2012

  8. Забелина Н.В. Социальная инфраструктура как фактор устойчивого развития сельских территорий // Актуальные вопросы развития сельских территорий в Ивановской области: Информационный бюллетень. Выпуск 6. – Иваново: ФГБОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени академика Д.К. Беляева», 2009. - С.66.

  9. Ивановская область. Статистический ежегодник, 2013: Статистический сборник. – Иваново: Ивановостат, 2013. – 489 с.

  10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Электронный ресурс. – Режим доступа: www.gks.ru.

  11. Петриков А.В., Овчинцева Л.А., Кузнецов М.В. и др. Концепция устойчивого социально- экономического развития сельской местности России (отчет). – Изд-во: ВИАПИ, 2001.

  12. Стерник, Г. М. Анализ рынка недвижимости для профессионалов/ Г. М. Стерник, С. Г. Стерник. М.: Экономика, 2009.

  13. Щербакова Н. А. Оценка недвижимости: теория и практика. М., 2011.

Приложение 1 Перечень основных функционально - типологических групп зданий и помещений общественного назначения

Перечень общественных зданий

Класс функциональной пожарной опасности

А. Здания для объектов, обслуживающих население

1. Здания и помещения учебно-воспитательного назначения:

 

1.1. Учреждения образования и подготовки кадров

 

1.1.1. Дошкольные образовательные учреждения

Ф1.1

1.1.2. Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п.)*

Ф4.1

1.1.3. Учреждения профессионального образования:*

- начального, среднего

- высшего и последипломного

Ф4.1

Ф4.2

1.2. Внешкольные учреждения (школьников и молодежи)

Ф4.1

1.3. Специализированные учреждения (аэроклубы, автошколы, оборонные учебные заведения и т.п.)*

Ф4.2

2. Здания и помещения здравоохранения и социального обслуживания населения

 

2.1. Учреждения здравоохранения:

 

2.1.1. Лечебные учреждения со стационаром, медицинские центры и т.п.*

Ф1.1

2.1.2. Амбулаторно-поликлинические и медикo-оздоровительные учреждения

Ф3.4

2.1.3. Аптеки, молочные кухни, станции переливания крови и др.

 

2.1.4. Медико-реабилитационные и коррекционные учреждения, в том числе для детей

Ф3.4

2.2. Учреждения социального обслуживания населения:

 

2.2.1. Учреждения без стационара

Ф3.4

2.2.2. Учреждения со стационаром, в том числе попечительские учреждения для детей*

Ф1.1

3. Здания и помещения сервисного обслуживания населения:

 

3.1 Предприятия розничной и мелкооптовой торговли

в т.ч. торгово-развлекательные комплексы*

Ф3.1

Ф2.1

3.2. Предприятия питания (открытая и закрытая сеть)

Ф3.2

3.3. Непроизводственные объекты бытового и коммунального обслуживания населения:

 

3.3.1. Предприятия бытового обслуживания населения

Ф3.5

3.3.2. Учреждения коммунального хозяйства, предназначенные для непосредственного обслуживания населения

Ф3.5

3.3.3. Учреждения гражданских обрядов

Ф2.1

3.4. Объекты связи, предназначенные для непосредственного обслуживания населения

Ф3.5

3.5. Учреждения транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания населения:

 

3.5.1. Здания вокзалов всех видов транспорта

Ф3.3

3.5.2. Учреждения обслуживания пассажиров, транспортные агентства, туристические агентства

Ф3.5

3.6. Сооружения, здания и помещения санитарно-бытового назначения

Ф3.6

4. Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов:

 

4.1. Объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения:

- со зрителями*

- без зрителей

Ф2.1

Ф3.6

4.2. Здания и помещения культурно-просветительного назначения и религиозных организаций:

 

4.2.1. Библиотеки и читальные залы.

Ф2.1

4.2.2. Музеи и выставки

Ф2.2

4.2.3. Религиозные организации и учреждения для населения

Ф4.3

4.3. Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения:*

 

4.3.1. Зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные залы, цирки и т.п.)

Ф2.1

4.3.2. Клубные и

досугово-развлекательные учреждения*

Ф2.1

Ф2.2

5. Здания и помещения для временного пребывания:

 

5.1. Гостиницы, мотели и т.п.*

Ф1.2

5.2. Учреждения отдыха и туризма* (санатории, пансионаты, турбазы, круглогодичные лагеря и т.п.)

Ф1.2

5.3. Общежития учебных заведений

и спальные корпуса интернатов

Ф1.2,

Ф1.1

Б. Здания объектов по обслуживанию общества и государства

6.1. Здания административного назначения:

 

6.1.1 Учреждения органов управления

Ф4.3

6.1.2. Административные учреждения, административные подразделения фирм, организаций, предприятий, а также фирмы и агентства и т.п.

Ф4.3

6.2

 

6.2.1 Кредитно - финансовые и страховые организации, банки.

Ф4.3

6.2.2 Суды и прокуратура, нотариально - юридические учреждения

Ф3.5

6.2.3. Правоохранительные организации (налоговые службы, милиция, таможня).

Ф4.3

6.2.4 Учреждения социальной защиты населения (собесы, биржи труда и др.)

 

6.3. Здания организаций, дающих продукцию

 

6.3.1. Научно-исследовательские организации (за исключением крупных и специальных сооружений)*

Ф4.3

6.3.2. Проектные и конструкторские организации

Ф4.3

6.3.3. Редакционно-издательские и информационные организации (за исключением типографий)

Ф4.3

 

1 Журавлев Н. В. Экономическая сущность недвижимости в рыночной экономике // социально-экономические явления и процессы,№1, 2012

2 Асаул А. Н. Экономика недвижимости. СПб., 2007, Горемыкин В. А. Экономика недвижимости. М., 2010.

3 Балабанов И. Т. Экономика недвижимости. СПб., 2008, Щербакова Н. А. Оценка недвижимости: теория и практика. М., 2011.

4 Журавлев Н. В. Экономическая сущность недвижимости в рыночной экономике // социально-экономические явления и процессы,№1, 2012

5 Архитектурно-конструктивное проектирование общественных зданий: учебное пособие / В.Ф. Фомина. – Ульяновск: УлГТУ, 2007. – С.7

6 Стерник, Г. М. Анализ рынка недвижимости для профессионалов / Г. М. Стерник, С. Г. Стерник. М. : Экономика, 2009

7 Грибовский, С. В. Оценка стоимости недвижимости : учеб. пособие. М. : Маросейка, 2009

8 Асаул, А. Н. Экономика недвижимости : учеб. пособие / А. Н. Асаул, А. В. Карасёв. СПб., 2001

Просмотров работы: 3195