РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ИНТЕРНЕТ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ИНТЕРНЕТ»

Шихмагомедова С.М., Магомедгаджиев Ш.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы студентов становится особенно актуальным.

Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя тем самым и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы студентов как неотъемлемой части учебного процесса [1].

Информатизация общества связана с расширением сферы применения информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим актуальным является вопрос применения информационных и коммуникационных технологий в системе образования на всех его уровнях [2]. В качестве таких технологий выступают электронные учебно-методические комплексы.Электронный УМК – это комплект учебных материалов, видеоматериалов и тестов по учебной дисциплине конкретного рабочего плана специальности (направления), необходимых для организации и осуществления с их помощью учебного процесса[4].

Задачами электронного УМК, его элементов (или составляющих) являются:

– создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку студентов;

– оптимизация подготовки и проведения занятий;

– обеспечение единства требований к студентам [5].

Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций, вопросы к контрольным работам, тесты, видеоуроки, а также методические рекомендации студентам по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы [1].

ЭУМК, прежде всего как учебное средство, должен отвечать традиционным дидактическим и методическим принципам:

– научность: достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложения содержания учебного материала;

– доступность: соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям студентов;

– наглядность: учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей [7].

Как разновидность программного средства, ЭУМК должен соответствовать эргономическим и технико-технологическим требованиям:гармоническая цветовая гамма и композиция элементов обучения;удобство установки/ запуска [6].

Учебно-методический комплекс дисциплины включает в обязательном порядке:

  • пояснительную записку (цели и задачи курса, место в учебном процессе);

  • рабочую программу, включающую перечень формируемых компетенций в результате освоения дисциплины (модуля);

  • учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы);

  • перечень рекомендованной литературы и формы контроля (контрольные вопросы);

  • методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания);

  • учебно-тематический план семинарских занятий с указанием тем, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями;

  • методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических занятий;

  • перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов;

  • методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты);

  • видеоматериалы [4].

Процесс разработки электронного УМК можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе определяются цели.

Второй этап – создание педагогического сценария.

Третий этап – определение детальной структуры курса.

Четвертый этап – создание дизайна.

Пятый этап - подготовка программного обеспечения ЭУМК.

Шестой этап - апробация ЭУМК

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

  • традиционные алгоритмические языки;

  • инструментальные средства общего назначения;

  • средства мультимедиа;

  • гипертекстовые и гипермедиа средства.

Критериями выбора инструментальных программных средств и технологий создания ЭУМК могут выступать:

– многоплатформенность: возможность использования ЭУМК на компьютерах с различными аппаратными конфигурациями, системным программным обеспечением;

– простота установки/использования ЭУМК: ЭУМК не должен создавать неудобств пользователю при его использовании;

– невысокая ресурсоемкость: ЭУМК не должен быть требователен к ресурсам компьютера, если в этом нет крайней необходимости, выбранные инструментальные программные средства должны оптимальным образом выполнять возложенные функции;

– стоимость: широкий спектр современных языков программирования и авторских средств разработки, предназначенных именно для создания ЭУМК, имеет самый разнообразный ценовой диапазон.

Среди инструментальных программных средств имеются и бесплатные [3].

В соответствии с этими критериями в качестве средства разработки ЭУМК нами была выбрана программа «Dr.Explain». Данная программа относится к разряду условно-бесплатных программ и представляет собой средство для создания электронных книг, справочных материалов в формате CHM, HTML и RTF. «Dr.Explain» довольно легко устанавливается и включает в себя множество различных языков интерфейса, в том числе и русский. Интерфейс программы довольно простой и не перегруженный.

Нами разработанЭУМК по дисциплине «Программирование в Интернет». Для решения поставленной задачи использовалась программа Dr.Explain, а для создания тестов – программу «Айрен». Рассмотрены состав и структуры электронного УМК по дисциплине «Программирование в Интернет», разработанного в программе Dr.Explain.При запуске программы на экран выводится начальная страница электронного УМК (рис. 1).

Рис.1. Окно запуска программы

Слева на Рис. 1 мы видим окно поиска. Например, если мы хотим найти информацию, связанную с «HTML», надо ввести слово «HTML» в строку поиска. Результаты поиска изображены на рисунке 2.

Рис. 2. Вид окна с результатами поиска по слову «HTML».

Кнопка «Перейти в главное меню» отображает содержание ЭУМК (рис. 3). Он включает в себя 4 раздела: Рабочая программа дисциплины; Материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины; Лекции; Видеоуроки.

Кнопка «Начальная страница» в левом верхнем углу позволяет вернуться на начальную страницу ЭУМК.

Если мы зайдем в любой из разделов главного меню, то мы можем увидеть в левом верхнем углу программы кнопку «Перейти в главное меню».

Рис. 3. Вид окна программы «Главное меню»

Из главного меню можно открыть любой раздел ЭУМК.

Если мы хотим ознакомиться с рабочей программой дисциплины «Программирование в Интернет», нажимаем на соответствующую кнопку. Данный раздел содержит следующие пункты:цели освоения дисциплины;место дисциплины в структуре ООП бакалавриата; компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины; структура и содержание дисциплины; рекомендации по использованию в образовательном процессе информационных технологий и их перечень;учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;материально-техническое обеспечение дисциплины.Все пункты раздела «Материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины» изображены на рисунке 4.

Рис. 4. Раздел «Материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины»

Допустим, мы решили открыть пункт «Темы практических и семинарских занятий». Нажимаем на соответствующую кнопку. Перед нами откроется содержание этого пункта – 3 раздела:

  • Раздел 1. Введение в Web-конструирование;

  • Раздел 2. Программирование на JavaScript;

  • Раздел 3. Программирование на PHP. MySQL& PHP.

Откроем Раздел 1. На экран будут выведены все темы, которые входят в этот раздел (рис. 5).

Рис. 5. Окно программы при открытии пункта «Раздел 1. Введение в Web-конструирование»

Если мы нажмем на кнопку «Следующая страница», мы сможем просмотреть оставшуюся часть тем. Кнопка «Наверх» позволяет вернуться на один уровень вверх, т.е. в пункт «Темы практических и семинарских занятий». Данная кнопка предусмотрена и во всех остальных разделах главного меню ЭУМК.

В данном электронном учебно-методическом комплексе предусмотрены следующие видеоуроки (рис. 6):«Основы CSS»;«HTML для начинающих. Фрэймы»;"HTML и CSS"; "PHP программирование"; «SQL Essential (Базовый)»; «Введение в SQL».

Чтобы студенты могли проверить свои знания, в программе «Айрен» нами были разработаны тесты по следующим темам:Основы CSS;Основы PHP;Основы HTML.

Откроем любой из данных тестов, например, «Основы PHP».

Выбираем вариант ответа, который мы считаем правильным. Нажимаем на кнопку «Ответить». Отвечаем подобным образом на все 10 вопросов, затем нажимаем кнопку «Завершить работу». При необходимости можно исправить ответ, который мы выбрали, но только перед завершением работы. Нажимаем кнопку «Да», т.е. мы таким образом завершаем тест, чтоб узнать результаты.

Рис. 7. Вид окна «Видеоурок «PHP программирование».

На экран будет выведена следующая информация:

  • Название теста;

  • Дата выполнения теста;

  • Итог в процентах;

  • Оценка;

  • Общее количество вопросов в тесте;

  • Сумма набранных баллов.

Если мы хотим узнать, в каких вопросах мы ошиблись и какие ответы правильные, нажимаем на кнопку «Вопросы».

Таким образом, разработанный нами электронный УМК позволяет студенту ознакомиться с лекциями по дисциплине «Программирование в Интернет»; проверить свои знания с помощью тестов; получить дополнительные, практические знания по дисциплине, посмотрев видеоуроки в соответствующем разделе. Данный ЭУМК поможет преподавателю повысить эффективность обучения студентов.

Список использованной литературы
  1. Аветисян Д.Д. Программно-технологический комплекс TeachPro для создания электронных учебников./ Аветисян Д.Д. – М.: 2008г.

  2. Адамадзиев К.Р. Разработка автоматизированных рабочих мест экономистов. / Учебное пособие. / Махачкала: Изд.-полиг.центр ДГУ, 2005.

  3. Волегжанина И.С. Этапы разработки электронного учебно-методического комплекса / Волегжанина И.С.–СПб.: 2014г.

  4. Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины учебного плана направления (специальности) в Дагестанском государственном университете (в редакции положения от 31.03.2011, решение Ученого Совета ДГУ, протокол №8); http://ndoc.dgu.ru/PDFF/3.6обуч _мет_ком_уч_дис.pdf.

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр")" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2010 г. N 16277); http://ksu.edu.ru/attachments/article/278/ФГОС %20ВПО%202010%20Пед.%20образование%20БАКАЛАВР.pdf.

  6. Родин В.П. Создание электронного учебника: концепция и способы реализации: учебное пособие. / Родин В.П.– Ульяновск: 2009г.

  7. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза – СПб.: 2012г. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1701/.

Просмотров работы: 1928