Электронные образовательные ресурсы представляют собой совокупность программных продуктов, представленных в электронной форме, которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс и управлять им. Успешное применение педагогом электронных образовательных ресурсов в учебном процессе зависит от предварительного изучения и анализа дидактических возможностей этих ресурсов. Правильный отбор электронных образовательных ресурсов позволит решать педагогу не только частно-методические задачи (повысить уровень изложения нового материала, демонстрации различных процессов, контроля за деятельностью обучаемых и т.д.), но и проектировать учебные занятия с помощью ЭОР [3].
Любой экономический показатель практически зависит от бесконечного количества факторов. Однако лишь ограниченное количество факторов действительно существенно воздействуют на исследуемый экономический показатель. Доля влияния остальных факторов столь незначительна, что их игнорирование не может привести к существенным отклонениям в поведении исследуемого объекта. Выделение и учет в модели лишь ограниченного числа реально доминирующих факторов является важной задачей качественного анализа, прогнозирования и управления экономической ситуаций.
Если в естественных науках большей частью имеют дело со строгими (функциональными) зависимостями, при которых каждому значению одной переменной соответствует единственное значение другой, то между экономическими переменными, в большинстве случаев, таких зависимостей нет. Поэтому в экономике имеют дело с корреляционными зависимостями.
В зависимости от количества факторов, включенных в уравнение регрессии, принято различать простую (парную) и множественную регрессии.
Простая регрессия представляет собой регрессию между двумя переменными y и x, т.е. модель вида
y = f(x),
где у – зависимая переменная (результативный признак); х – независимая, или объясняющая, переменная, (признак – фактор).
Множественная регрессия соответственно представляет собой модель вида: y=f(x1, x2,…,xk)
где хk – признак – факторы.
Простейшая линейная модель парной регрессии:
y = a+bx+ε
Величина y, рассматриваемая как зависимая переменная, состоит из двух составляющих: неслучайной составляющей, а+bх и случайного члена ε.
В рамках данной курсовой работы была поставлена цель: разработать электронный практикум по трем темам дисциплины “Эконометрика”. Достижение этой цели осуществлялось в несколько этапов:
Этап 1. Разработка структуры электронного практикума с темами лекций и задач.
Этап 2. Создание графических компонентов электронного практикума: кнопок, иконок, обрамление текста, вызываемых окон и поиска.
Этап 3. Создание текста и перевод текстовых файлов в формат TXT в соответствии с разработанным электронным практикумом, внедрение объектов.
Этап 4. Разработка методических материалов электронного практикума.
Входными данными является теоретический материал по учебному пособию Адамадзиева К.Р., Джаватова Д.К. «Эконометрика» и данные из электронного ресурса «Регионы России». Выходная информация может быть представлена в виде документов, кадров на экране монитора. Разрабатываемый нами комплекс содержит следующие пункты меню: «Лекции», «Задачи», «Справка», «Выход». Все блоки взаимосвязаны между собой. Комплекс разбит на модули, содержащие разделы.
Эта структура комплекса определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы студентов и должны определять последовательность изучения разделов.
Для создания электронного учебно-методического комплекса был выбран язык Delphi7. Удобство использования языка Delphi7 в том, что он позволяет публикации электронных документов с заголовками, текстом, таблицами, фотографиями и т.д.; загрузку электронной информации с помощью щелчка мыши на гипертекстовой ссылке; включение электронных таблиц, видеоклипов, звуковых фрагментов и других приложений непосредственно в документы [3].
В рамках курсовой работы необходимо было автоматизировать решение двух задач.
Задача 1. По социально-экономическим показателям 7 регионов Северокавказского федерального округа (СКФО), приведенным в таблице 1 за 2012г. требуется построить различные виды однофакторных эконометрических моделей. В качестве исходных данных приняты два показателя 7 регионов СКФО за 2012 г: валовой региональной продукт (ВРП, млрд. руб.) и стоимость основных фондов (ОФ, млрд. руб.). Валовой региональный продукт принимаем за результативный показатель (Y), а стоимость основных фондов за показатель-фактор (X). Требуется: выявить наличие зависимости валового регионального продукта от показателя-фактора, степень тесноты этой зависимости, рассчитать параметры и статистические характеристики, дать их экономическую интерпретацию.
Необходимо построить следующие виды уравнений парной регрессии: линейную (y=b+xm), степенную (y=b*xm), показательную (y=b+m*LN(x)), параболическую (y=b+m1x+m2x2), экспоненциальную (y=exp(b+mx)).
Таблица 1
Регионы СКФО |
ВРП (млрд.руб) |
Основные фонды (млрд.руб) |
Республика Дагестан |
327,00 |
823,00 |
Республика Ингушетия |
26,10 |
41,00 |
Кабардино-Балкарская Республика |
90,60 |
185,00 |
Карачаево-Черкесская Республика |
49,60 |
126,00 |
Республика Северная Осетия - Алания |
85,20 |
182,00 |
Чеченская Республика |
86,30 |
301,00 |
Ставропольский край |
399,90 |
980,00 |
Источник: данные Регионы России [4].
Все расчеты и формулы приведены в таблице 2 и выполнены в MS Excel.
Таблица 2
Расчетная таблица для построения однофакторной эконометрической модели гиперболического и параболического видов для пары «ВРП-ОФ» по данным 7 регионов СКФО за 2012 г.
№ |
Территория региона |
ВРП - У |
ОФ - Х1 |
х*у |
х^2 |
y^2 |
Yx |
(y-Yx)^2 |
(Yx-yср)^2 |
1 |
Республика Дагестан |
327,0 |
823 |
269121,0 |
677329 |
106929 |
329,3 |
5,3 |
31403,7 |
2 |
Республика Ингушетия |
26,1 |
41 |
1070,1 |
1681 |
681 |
18,7 |
54,8 |
17796,8 |
3 |
Кабардино-Балкар-. Респ. |
90,6 |
185 |
16761,0 |
34225 |
8208 |
75,9 |
216,3 |
5807,5 |
4 |
Карачаево-Черкес. Респ |
49,6 |
126 |
6249,6 |
15876 |
2460 |
52,5 |
8,2 |
9928,5 |
5 |
Респ. Север.Осетия - Алания |
85,2 |
182 |
15506,4 |
33124 |
7259 |
74,7 |
110,2 |
5990,5 |
6 |
Чеченская Респ |
86,3 |
301 |
25976,3 |
90601 |
7448 |
122,0 |
1272,3 |
907,9 |
7 |
Ставропольский край |
399,9 |
980 |
391902,0 |
960400 |
159920 |
391,7 |
67,7 |
57394,9 |
среднее значение |
152,1 |
377 |
103798,1 |
259034 |
41844 |
152,1 |
247,8 |
18461,4 |
|
Сумма |
1064,7 |
2638 |
726586,4 |
1813236 |
292905 |
1064,7 |
1734,8 |
129229,8 |
Таблица 2 (продолжение)
x-xср)^2 |
(y-yср)^2 |
abs((y-Yx)/y) |
Ln x |
Ln y |
1/x |
ОФ - Х1 |
х^2 |
199043,4 |
30590,0 |
0,0 |
6,7 |
5,8 |
0,001 |
823 |
677329 |
112800,0 |
15876,0 |
0,3 |
3,7 |
3,3 |
0,024 |
41 |
1681 |
36809,2 |
3782,3 |
0,2 |
5,2 |
4,5 |
0,005 |
185 |
34225 |
62929,3 |
10506,3 |
0,1 |
4,8 |
3,9 |
0,008 |
126 |
15876 |
37969,3 |
4475,6 |
0,1 |
5,2 |
4,4 |
0,005 |
182 |
33124 |
5754,3 |
4329,6 |
0,4 |
5,7 |
4,5 |
0,003 |
301 |
90601 |
363781,3 |
61404,8 |
0,0 |
6,9 |
6,0 |
0,001 |
980 |
960400 |
117012 |
18709 |
0 |
5 |
5 |
0 |
377 |
259034 |
819087 |
130965 |
1 |
38 |
32 |
0 |
2638 |
1813236 |
В таблице 3 приведены наименования и обозначения статистических характеристик, формулы для их расчета и вычисленные значения.
Таблица 3
Статистические характеристики и формулы
для их расчета, вычисленные значения
Наименование показателя |
Обозначение |
Формула для расчета |
расчеты |
Коэффициент корреляции |
r |
r = |
0,9933547 |
Коэффициент детерминации |
r2 |
r2 |
0,9867535 |
Общая дисперсия |
Dобщ |
Dобщ= |
21827,433 |
Факторная дисперсия |
Dфакт |
Dфакт |
129229,77 |
Остаточная дисперсия |
Dост |
Dост= |
346,96503 |
Критерий Фишера |
F |
F= Dфакт/ Dост F=(n-2)r2/(1-r2) |
372,45764 |
Стандартная ошибка по параметру m |
Sm |
Sm= |
16858,069 |
Стандартная ошибка по параметру b |
Sb= |
60059819 |
|
Стандартная ошибка для корреляции r |
Sr |
Sr= |
0,0514714 |
Критерий Стьюдента по параметру b |
tb |
tb=b/Sb |
4,0125 |
Критерий Стьюдента по параметру m |
tm |
tm = m/Sm |
2,3561 |
Критерий Стьюдента для корреляции r |
tr |
tr = r/Sr tr = |
19,299 |
Средняя ошибка аппроксимации |
А |
А= |
10,350 |
Задача 2. По социально-экономическим показателям регионов Северокавказского федерального округа, приведенным в таблице 1 за 2012г. требуется построить различные виды многофакторных эконометрических моделей. В качестве исходных данных приняты следующие показатели регионов СКФО за 2012 г: валовой региональный продукт - результативный показатель (Y), стоимость основных фондов (Х1), промышленность (Х2) и инвестиции (Х3) регионов - показатели-факторы (см. таблицу 4). Требуется: выявить наличие зависимости валового регионального продукта от показателя-фактора, степень тесноты этой зависимости, рассчитать параметры и статистические характеристики, дать их экономическую интерпретацию.
Таблица 4
Социально-экономические показатели регионов
Северокавказского федерального округа за 2012г.
Регионы СКФО |
ВРП (млрд.руб) |
Основные фонды (млрд.руб) |
Промышленность (млрд.руб) |
Инвестиции (млрд.руб) |
Республика Дагестан |
327,00 |
823,00 |
41 |
152 |
Республика Ингушетия |
26,10 |
41,00 |
3 |
10 |
Кабардино-Балкарская Республика |
90,60 |
185,00 |
41 |
25 |
Карачаево-Черкесская Республика |
49,60 |
126,00 |
42 |
18 |
Республика Сев. Осетия - Алания |
85,20 |
182,00 |
20 |
21 |
Чеченская Республика |
86,30 |
301,00 |
14 |
53 |
Ставропольский край |
399,90 |
980,00 |
226 |
115 |
Данный курсовой проект разработан в среде Delphi7. Выбор этой среды объясняется простотой разработки приложений, удобный интерфейс позволяет легко работать с визуальными компонентами.
Для начала работы с программой необходимо двойным щелчком мыши кликнуть по значку программы, впоследствии откроется главное окно программы. В этом окне расположено горизонтальное ниспадающее меню программы, которое состоит из четырех пунктов: «Лекции»; «Задачи»; «Справка»; «Выход» (см. рис. 1).
Рисунок 1. Главное окно и пункт меню «Лекции»
В пункте меню «Лекции» электронного практикума приведен теоретический материал из раздела 2 «Корреляционный и регрессионный анализ» учебного пособия Адамадзиева К.Р., Джаватова Д.К. «Эконометрика».
Как видно из рис.1 пункт «Лекции» состоит из трех тем. Каждая тема содержит несколько рассматриваемых вопросов (см. рис.2).
Рисунок 2. Вопросы по теме 1.
После активизации вопроса 2 темы 1, появится окно с теоретическим материалом по данному вопросу (см. рис. 3).
Рисунок 3. Теоретический материал по вопросу 2 темы 1.
Пункт «Задачи» состоит из двух задач. При нажатии на пункт задачи 1 появится окно, где отражается условие задачи 1 и методика ее решения (см. рис.2):
Рисунок 4. Условие задачи 1.
Нажатием по кнопке «Пример» во вкладке «Вод данных» вводятся данные рассматриваемого примера. По желанию пользователя можно очистить или вести данные за другой период по регионам СКФО (см. рис. 5).
Рисунок 5. Вкладка «Ввод данных» по задаче 1.
Кнопка «Рассчитать» позволяет рассчитать результативные показатели по задаче 1, а вкладка «Решение» отображает эти показатели (см. рис. 6).
Рисунок 6. Вкладка «Решение» по задаче 1.
Кнопка «Выход» возвращает в главное меню.
Нажатием на пункт «Задача 2» откроется другое окно с аналогичными вкладками. Примерные исходные данные по задаче 2 представлены в виде следующего рисунка (см. рис. 7).
Вкладка «Решение» отображает расчетные показатели по встроенному примеру 2 (см. рис. 8).
Рисунок 7. Вкладка «Ввод данных» по задаче 2.
Рисунок 8. Вкладка «Решение» по задаче 2
При нажатии на пункт «Справка» в строке меню открывается подменю с полями «Помощь» и «О программе». В пункте «Помощь» представлены методические рекомендации пользователю по работе в программе (см. рис. 9).
Рисунок 9. Пункт «Помощь»
Рисунок 10. Пункт «О программе»
В пункте «О программе» представлены: название электронного практикума, сведения о разработчике и руководителе (см. рис. 10).
Для выхода из программы необходимо выбрать пункт меню «Выход» или нажать в правом верхнем углу окна программы «Закрыть».
Данный электронный практикум может быть дополнен по желанию преподавателя другими темами и задачами.
Результаты работы позволяют каждому желающему студенту самостоятельно изучить определенный материал по дисциплине «Эконометрика», разобраться в решении задач, самому решать аналогичные задачи и применять их при выполнении домашних заданий, написании курсовых и дипломных работ
Список использованной литературы:
Адамадзиев К.Р., Джаватов Д.К. Эконометрика крат.курс. уч. пособие. - Махачкала, изд. дом «Народы Дагестана», 2003 г. – 83 с.
Адамадзиев К.Р. Разработка автоматизированных рабочих мест экономистов. / Учебное пособие. / Махачкала: Изд.-полиг.центр ДГУ, 2005.
Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учебное пособие (2-е изд. перераб. и дополн.). - Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2012. - 291 с.
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_14p/IssWWW.exe/Stg/d1/01-01.htm
http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/01-01.htm
16