ERP-СИСТЕМЫ – ИНФОРМАЦИОННЫЙ «ЛОКОМОТИВ» РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ERP-СИСТЕМЫ – ИНФОРМАЦИОННЫЙ «ЛОКОМОТИВ» РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наше непростое время с первых своих шагов предприниматель сталкивается с проблемами учета, планирования поставок и производства, финансового менеджмента. Изначально правильный подход к решению этих задач позволяет заложить прочный фундамент для бизнеса и сэкономить огромные средства в будущем [5].

Система класса ERP (Enterprise Resources Planning) или система планирования ресурсов масштабов предприятия - это набор интегрированных приложений, позволяющих создать единую среду для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-операций. В состав ERP-системы входит следующий набор подсистем:

  • производство;

  • снабжение и сбыт;

  • хранение;

  • техобслуживание оборудования и произведенной продукции;

  • финансы.

ERP-системы - последнее достижение в эволюции автоматизированных интегрированных систем управления предприятием. Их непосредственными предшественницами были MRPII-системы (Manufacture Resources Planning - планирование производственных ресурсов). Изначально работа MRPII-систем сводилась к планированию материальных, мощностных и финансовых ресурсов, необходимых для осуществления производственной деятельности предприятия. Эти системы развивались, в них вводились новые функциональные возможности. Постепенно возникло понимание того, как приспособить подобные системы для планирования бизнеса всего предприятия и даже многопрофильной корпорации. Системы, реализовавшие эти идеи, получили название ERP-систем. Различия между ERP- и MRPII-системами видны уже из названий: с одной стороны, планирование ресурсов промышленного предприятия/корпорации (Enterprise Resources Planning), с другой - планирование ресурсов производства (Manufacture Resources Planning). У обоих классов систем, ERP и MRPII, есть своя сфера применения, свои выигрышные стороны. Конечно, ERP-системы более универсальны. Тем не менее, MRPII-системы, разработанные под конкретный тип производства, могут в большей степени учитывать потребности этого типа производства, его специфику.

MRPII/ERP-системы позволяют достичь согласованности работы различных подразделений, снижая при этом административные издержки и устраняя проблему интеграции данных для разных приложений. Эти системы являются инструментом повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, выдаваемой компьютером. Использование MRPII/ERP-систем позволяет достичь конкурентных преимуществ за счет оптимизации бизнес-процессов предприятия и снижения издержек. Эти системы создавались как раз для управления себестоимостью продукции и достижения за счет этого конкурентных выгод.

Реализованные в MRPII/ERP-системах возможности гибкого управления себестоимостью продукции позволяют получать более высокую прибыль. Кроме этого, снижение себестоимости означает возможность варьировать рыночную цену продукции (в сторону понижения), что является мощным преимуществом в конкурентной борьбе.

Внедрение MRPII/ERP-систем, как правило, требует серьезного пересмотра внутренней логики работы компании, реинжиниринга бизнес-процессов. Это в большой степени касается российских предприятий: если не перестроить существующие системы производственного планирования на работу в рыночных условиях, когда главенствующими становятся не показатели выпуска, а существующий портфель заказов и прогнозная оценка спроса на продукцию, то говорить о внедрении MRPII/ERP-систем бессмысленно.

Именно поэтому внедрению систем обычно предшествует этап системно-зависимого обследования предприятия консалтинговой компанией. Происходит оценка предприятия с точки зрения того, можно ли вообще внедрять на нем какую-либо систему, или необходимо сначала серьезно откорректировать бизнес-процессы. И только когда консультанты убеждаются, что предприятие готово к проекту, происходит выработка рекомендаций по внедрению и составление плана внедрения. Если предпроектное обследование предприятия не проводится, то предприятие рискует потерять огромные деньги в случае неуспешной или затянувшейся установки системы.

Для MRPII/ERP-систем не существует коробочных решений; внедрение этих систем всегда бывает поэтапным и очень трудоемким, поскольку требует настройки множества неочевидных параметров и обучения пользователей работе с системой. Для осуществления проекта требуются совместные усилия сотрудников предприятия и консультантов. Обычно процесс внедрения информационных систем происходит в фоновом режиме. Некоторое время на предприятии сосуществуют неавтоматизированное планирование и разработка планов с помощью устанавливаемой MRPII/ERP-системы. И только когда процедура планирования отработана в фоновом режиме, осуществляется запуск MRPII/ERP-системы для промышленной эксплуатации. Внедрение управленческих систем занимает не меньше год [2].

Главная ценность ERP подхода состоит в том, что именно с его помощью на первый план в ИТ-индустрии выступила эффективность бизнес-операций.

В настоящее время наблюдается заметный рост спроса на автоматизацию управленческих функций на базе ERP-систем. Создание и внедрение ERP-системы требует значительных инвестиций: ее стоимость может колебаться от 50 тыс. долл. до нескольких миллионов.

При разработке концепции проектируемой системы, составным элементом которой является оценка экономической эффективности, риски непроизводительных затрат ощутимо снижаются [1].

Традиционно внедрение системы управления предприятием требует значительного времени. В больших корпорациях этот процесс может занять несколько лет с участием сотен экспертов. Это не подходит для малых и средних предприятий, поэтому многие поставщики продвигают универсальное решение с возможностью последующей адаптации для соответствия потребностям вашей организации. Такая заготовка должна уменьшить время, необходимое на внедрение, и предотвратить расползание границ проекта, которое приводит к увеличению стоимости многих проектов.

В зависимости от потребностей вашей организации, а также от бюджета, возможно, вы захотите для начала приобрести основные модули, а затем, с течением времени, добавлять другие. Как правило, основной модуль представляет собой систему показателей учета, а также модули, характерные для данной индустрии: управление инвентаризацией для дистрибьюторов, торговые точки для компаний, занимающихся розничной торговлей, планирование производственных ресурсов для производителей и расчет стоимости проектов для компаний, оказывающих профессиональные услуги. Поставщики, которые говорят, что этот метод имеет преимущества по сравнению с интегрированными системами, правы, однако вам потребуется научиться использовать систему наилучшим образом, что также потребует времени.

Единственно правильного решения не существует, однако есть несколько общих моментов, которые необходимо принять во внимание при выборе:

Функциональность - это сердце любой системы. На ней же основана ваша конкурентоспособность, поэтому убедитесь, что предлагаемое решение имеет все необходимые вам сейчас функции, а также функции, которые вы бы внедрили, если бы у вас было на это время.

Решение должно быть модульным, чтобы вы могли иметь возможность расширить его со временем, и в то же время полностью интегрированным, чтобы все модули могли соединяться в режиме реального времени.

Единый источник данных. Оптимально, если разработчик будет заниматься всеми аспектами решения – большинство решений для малых и средних компаний позиционируют как «интегрированные», но на самом деле вы фактически покупаете модули различных третьих производителей, объединенных в одно целое поставщиком.

Поддержка. Персонал разработчика постарается предоставить вам «поддержку на месте», предусматривающую работу консультантов с персоналом вашей компании с целью оптимизации системы: обучение и/или помощь в поисках причин, по которым система работает неправильно (система может работать неправильно не только из-за ошибок в программном обеспечении. Ваш персонал может нечаянно создать хаос, записывая информацию в базу данных или, изменив настройки администратора в процессе работы). Убедитесь, что оплата данных услуг взимается по местным расценкам, и, если только вы не находитесь за пределами больших городов, не соглашайтесь оплачивать авиаперелет или гостиницу для этих «экспертов», так как транспортные расходы должны нести они, а не вы.

Наконец, уточните, каким образом разработчик будет планировать и производить обновления оборудования, соответствующие потребностям вашего бизнеса. Вам вряд ли удастся убедить международного разработчика обновить исходный код, но Российские разработчики с большей вероятностью прислушаются к вам, особенно если они увидят, что добавление функции позволит увеличить продажи.

Экспертиза внедрения. Говорят, что на большом количестве проектов используется метод «локомотива», когда несколько опытных (и с высокой оплатой труда) руководителей группы управляют большой группой менее опытных (но с оплатой труда, ненамного ниже первой) молодых специалистов. При работе с малыми и средними компаниями это встречается реже, однако при покупке системы стоит попросить резюме и соотнести их с людьми, которые будут заниматься вашей работой. Убедитесь, что не будете оплачивать обучение стажеров, и, если вы сомневаетесь в квалификации сотрудников, незамедлительно обсудите это с разработчиком, чтобы высказать опасения еще до завершения проекта.

Стоимость инвестиций. Вашей целью является максимально недорогой проект, хорошей отправной точкой для начала переговоров с разработчиками по общей стоимости проекта может стать сумма не менее одного процента дохода компании.

В проекте для малых и средних компаний стоимость программного обеспечения, нового оборудования/базы данных, а также услуг по внедрению может составить около трети общей стоимости. Обслуживание программного обеспечения и/или поддержка являются отдельными позициями, их стоимость составляет примерно 20% от стоимости лицензии. Убедитесь, что в предложение включены все пункты, обсужденные с поставщиком, и если вы решите исключить какой-либо из пунктов с целью экономии, например, решите использовать ваших сотрудников для перенесения данных из существующей системы, – убедитесь, что поставщик обеспечит письменное подтверждение и все возможные осложнения будут четко обозначены.

Говоря о возврате инвестиций, необходимо отметить, что в реальной жизни мало проектов соответствует контрольному плану по возврату инвестиций.

В бизнес-кругах долгие годы идет спор о лучших в своем классе или полностью интегрированных решениях. При выборе лучшего решения в своем классе вы покупаете специализированный продукт для каждой функции и соединяете их, получая готовое решение. Полностью интегрированные системы не имеют такого количества функций в одной области, но они изготовлены одним поставщиком, поэтому, как правило, имеют более низкую стоимость, а также стоимость поддержки.

Малые и средние компании должны относиться к лучшим в своем классе решениям со здоровым скептицизмом, так как они редко обладают навыками, временем и деньгами, которые требуются на объединение продуктов и поддержание стабильности системы в свете изменчивых бизнес-процессов, потребностями индустрии и требованиям клиентов.

Перед тем, как вы заплатите за обслуживание программного обеспечения, расспросите разработчика о его опыте такой работы в прошлом. Лишь небольшое количество обновлений проходит безболезненно, поэтому необходимо знать, обеспечивает ли поставщик ценность системы при ее обслуживании и требуется ли для ежегодного обновления привлекать команду консультантов за отдельную плату.

Без сомнения, технология может организовать ведение процессов вашего бизнеса, сохранить клиентов и увеличить прибыль, однако технология ради технологии является пустой тратой денег. Это именно тот участок, на котором поставщики любят пускать пыль в глаза, чтобы спрятать нелицеприятные функции программного обеспечения или обещать, что новый выпуск окажется наиболее эффективным для вашего бизнеса. В частности убедитесь, что поставщик не предлагает вам продукт, который будет в будущем обновлен до другого продукта [3].

Возврат от инвестиций в ERP систему идет не от самой системы, а от повышения эффективности бизнес процессов, которых она поддерживает.

Определение стратегии своего бизнеса и отражение этой стратегии на целях и задачах, которые призвана решать выбираемая ERP система, является самым главным в принятии решения о внедрении.

По данным независимых информационных агентств, при правильном, тщательно спланированном внедрении, компании могут добиться действительно значимых результатов, как то:

  • Экономия оборотных средств 2%.

  • Снижение операционных и управленческих затрат 15%.

  • Уменьшение цикла реализации 25%.

  • Снижение коммерческих затрат 35%.

  • Снижение страхового уровня складских запасов 20%.

  • Уменьшение дебиторской задолженности 12%.

  • Увеличение оборачиваемости средств в расчетах 25%.

  • Увеличение оборачиваемости материальных запасов 30%.

  • Улучшение утилизации основных фондов 30% [3].

Компания «Микротест» разработала систему сопровождения ИТ-инфраструктуры — “Service Desk” — на базе комплекса SAP ERP в ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», основном нефтегазодобывающем предприятии холдинга «Славнефть». Проект по созданию системы длился 6 месяцев [4].

Система сопровождения ИТ-инфраструктуры предназначена для автоматизации деятельности вычислительного центра ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», обслуживающего территориально распределенную сеть внутренних заказчиков ИТ-услуг, которая насчитывает 7 структурных подразделений и 14 дочерних предприятий. Данное решение повысило качество обслуживания всех предприятий ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» посредством предоставления заказчикам единой точки контакта с сервисными службами, обеспечивающими сопровождение ИТ-инфраструктуры компании [4].

Возможности системы “Service Desk” покрывают все потребности компании «Славнефть-Мегионнефтегаз» в части управления жизненным циклом заявок на сервисное обслуживание, в том числе: регистрация, обработка, закрытие и информирование клиентов о текущем статусе их заявок; мониторинг сервисных заказов; сбор статистических данных. Созданное решение уникально в том плане, что благодаря использованию функциональности SAP ERP оно позволяет вести точный детализированный учет затрат на сервисное сопровождение ИТ-инфраструктуры крупного нефтедобывающего предприятия и соответственно более эффективно управлять бюджетом ИТ-подразделения [4].

Система сопровождения ИТ-инфраструктуры «Славнефть-Мегионнефтегаз» поддерживает стандарты ITIL, тесно интегрирована с ERP-системой SAP R/3, внедренной на предприятии, а также с OLAP-хранилищем SAP BW (Business Warehouse). Использование возможностей SAP BW позволяет в рамках “Service Desk” предоставлять пользователям аналитику по оказываемым услугам в различных информационных разрезах [4].

Особенность решения состоит в том, что оно может использоваться не только в крупных компаниях, внедривших другие продукты SAP, но и в компаниях SMB-сектора. Это достигается за счет умеренной цены лицензий SAP CRM, относительно низких трудозатрат на настройку, сжатых сроков внедрения, наличия развитых механизмов интеграции с другими системами, в том числе и не являющимися продуктами SAP [4].

Помимо первого проекта, компания «Микротест» реализовала проекта по созданию информационной системы календарного управления автосборочным производством группы организаций ОАО КАМАЗ. Система создана специалистами «Микротест» на базе передовых решений SAP для автомобильной промышленности.

Специалистами «Микротест» в течение двух лет развернули на автомобильном заводе КАМАЗ информационную систему управления производством на базе платформы SAP. Выбор системы SAP в качестве базовой ERP-платформы основан на детальном анализе представленных на рынке решений для автомобильной промышленности. Среди основных критериев, по которым производилась оценка ERP-решений, были выделены: интеграционные возможности, функциональность, масштабируемость, количество внедрений системы и наличие партнеров в России. Кроме этого, учитывались надежность поставщика системы и совокупная стоимость ее владения. Наиболее полное соответствие требованиям заказчика продемонстрировало решение SAP.

Целями данного проекта являлись повышение оборачиваемости товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и сокращение объемов незавершенного производства (НЗП), снижение уровня страхового запаса, повышение ритмичности производства в рамках единой технологической цепочки КАМАЗа за счет внедрения календарных принципов управления производством заводов группы, а также повышение прозрачности и управляемости позаказного сборочного производства. Особое внимание в рамках проекта будет уделено реализации современных методов управления автомобильным производством – «бережливое производство» (lean production). Будут реализованы такие методы бережливого производства как: канбан, точно во время (JIT), точно в последовательность (JIS).

Работы по реализации проекта включают в себя три фазы: создание подсистемы управления основными данными производства и подсистемы производственного учета автомобильного завода (АВЗ) (основной завод группы); создание подсистемы планирования производства АВЗ и создание подсистемы планирования производства в рамках технологической цепочки (межзаводских поставок). Функциональные границы проекта системы управления производством КАМАЗа определяются используемым ПО — SAP ERP (Enterprise Resource Planning — «Управление ресурсами предприятия»), SAP SCM (Supply Chain Management — «Управление цепочками поставок»), SAP SMA (Sequenced Manufacturing for Automotive — «Последовательное производство автомобилестроения») SAP LMA (Lean Production for Automotive — «Бережливое производство автомобилестроения»), SAP VMS (Vehicle Management System — «Управление транспортными средствами»). С помощью данных решений внедренческая команда «Микротест» обеспечит автоматизацию следующих бизнес-процессов:

  • учет затрат,

  • управление запасами,

  • управление производством АВЗ,

  • сбыт автомобилей,

  • СКД и запасных частей,

  • управление качеством АВЗ,

  • детальное планирование производства АВЗ,

  • планирование логистической цепочки,

  • проверка выполнимости заказов производством,

  • прогнозирование сбыта.

В результате реализации данного проекта за счет внедрения календарного планирования производства в рамках единой технологической цепочки КАМАЗ сможет увеличить точность управления материально-производственными запасами, повысить оборачиваемость товарно-материальных ценностей в рамках основной деятельности, сократить производственный цикл и объемы незавершенного производства. Внедряемая система охватит автомобильный завод КАМАЗ, также рабочие места будут созданы на других предприятиях группы, выполняющих функции поставщиков узловых агрегатов для выпуска готовой продукции. В общей сложности планируется автоматизировать свыше 400 рабочих мест [6].

Список использованных источников:

1. Мухтарова Г. Эффективность ERP-систем

http://www.norbit.ru/press/articles/erp2/744.html;

2. Терехов А. Эффективность внедрения ERP системы

http://citforum.ru/consulting/ERP/atk_tco.shtml;

3. ERP как интегрированная система управления предприятием

http://erpnews.ru/doc3023.html;

4. http://www.cybersecurity.ru/data/39273.html;

5. http://tbn-tv.ru/primer-uspeshnogo-vnedreniya-sistemy-erp;

6. http://corp.cnews.ru/news/line/index.shtml?2008/02/05/286673.

9

Просмотров работы: 1208