ПРИМЕНЕНИЕ ИТ-ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРИМЕНЕНИЕ ИТ-ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях быстрого роста и развития отношений как на отечественном рынке, так и в целом на мировом, процесс автоматизации затронул все сферы общественной жизни, не обойдя Бухгалтерский учет и его подсистемы.

Управленческий учет и бюджетирование занимают важное значение в деятельности современных организаций, являясь инструментами, необходимыми для функционирования предприятия в конкурентной среде.

Управленческий учет создан для сбора, обобщения, измерения и предоставления информации, необходимой при принятии руководством компании оперативных и эффективных решений. Он ориентирован преимущественно на внутренних пользователей управленческого звена и не предназначен для внешних пользователей (акционеров, инвесторов, кредиторов, госорганов и т.д.). Важной задачей управленческого учета является калькулирование себестоимости, и, соответственно, учет затрат. Использование системы управленческого учета обеспечивает получение точных данных о себестоимости, проведение планирования и контроля за реализацией бюджетов подразделений, выявление неэффективных и затратных бизнес-единиц, калькуляцию продукта на этапе его разработки и др.

Бюджетирование является одним из элементов системы финансового учета в компании, предназначенное для составления, принятия бюджетов, а также контроля за их исполнением. Оно применяется для обеспечения увеличения общей эффективности развития предприятия, которое осуществляется путем постановки финансовых целей и контроля их выполнения. Система бюджетирования помогает руководителям при определении целевых показателей финансовой эффективности, прогнозировании финансовых результатов, ведении бюджета доходов и расходов и движения денежных средств, контроле исполнения бюджета и др. [4].

Бюджетирование и управленческий учет на сегодняшний день являются необходимыми процедурами управления бизнесом и нуждаются в автоматизации. Это связано с большим объемом операций, высокими затратами на их выполнение и сроками на обработку большого объема информации, а также с требованиями руководства выявления доходов и расходов предприятия, определения наиболее затратных областей деятельности компании. Суть автоматизации заключается в росте общей эффективности работы организации [2].

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы, Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов. Полагаясь на данные исследований IDC в РФ и странах СНГ, РФ вошла в первую десятку ведущих стран мира за 2010 год по расходам на приобретение ИТ-оборудование в расчете на душу население, пропуская США и развитые страны Западной Европы, уступая в 3-5 раз. РФ намного меньше тратит на приобретение ПО в расчете на душу населения, что примерно в 20 раз меньше по сравнению с расходами США, в 10 раз меньше в сравнении с развитыми странами Западной Европы. Если производить сравнения со среднемировым показателям, то Россия уступает на 55%. В 2010 г. Россия заняла 22 место, что на 66% меньше среднемирового показателя [7].

По оценкам ИТ-специалистов, основной проблемой развития ИТ-технологий в России является цифровой разрыв между различными российскими регионами. По статистике 2010 года отставание в этой области таких регионов как Дагестан и Ингушетия, по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом, Томской областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами по отдельным показателям даже имеет тенденцию к увеличению. Поскольку недостаток ИТ-специалистов и общий образовательный уровень населения в отстающих регионах по сравнению с передовыми в 2010 году уже достиг соотношения 1/11,2, несмотря на то, что доступ школ к интернету в отстающих и передовых регионов имел меньшее соотношение — 1/2,2 [6].

На рынке ИТ технологий существует множество решений автоматизации бюджетирования и управленческого учета, среди них – «Инталев», Oracle, Hyperion, «КИС», «1С» и многие другие, различающиеся функциональными возможностям, стоимостью внедрения, масштабами и отраслями предприятий. [4].

Наиболее популярными и применяемыми решениями в этой сфере являются продукты на платформе SAP. К примеру, для среднего бизнеса существует решение SAP Business All-in-One – ERP-система, автоматизирующая бизнес-процессы небольших предприятий, в том числе управленческий учет, казначейство и бюджетирование. При этом существуют типовые решения на платформе SAP, например, по бюджетированию для розничных компаний, разработанные партнерами SAP СНГ [2].

Выделяют функциональные возможности и преимущества автоматизации управленческого учета на примере решения SAP Business All-in-One, которое позволяет предотвратить повторение информации для бухгалтерского и управленческого учета. Информация вводится один раз, а в модуле контроллинга ведется учет, перерасчет, контроль и анализ информации по затратам и выручке предприятия, что способствует построению эффективных моделей управления компанией, вовремя выявлять отклонения и выяснять их причины. Применение данного модуля обеспечивает наличие точных сведений о себестоимости, возможности планирования и контроля выполнения бюджетов подразделений, определение неэффективных и затратных бизнес-единиц, калькуляцию продукта на стадии его разработки. В системе заложены следующие возможности: учет по видам затрат; учет по местам возникновения затрат; учет по местам возникновения прибыли; перераспределение косвенных затрат; учет затрат и выручки по заказам контроллинга; планирование затрат и выручки; учет результатов и другое. Стоит отметить, что SAP Business All-in-One содержит все необходимые инструменты для планирования и бюджетирования. Данные процессы объединены, что способствует интегрированию стратегических, оперативных и финансовых планов компании [4].

Компании, ведущие бюджетирование, часто сталкиваются с обширным рядом проблем (большие сроки формирования бюджетов, несвоевременные отчеты, большое количество ошибок при выполнении ручных операций и использовании бумажных носителей информации, неэффективный анализ достижения целевых показателей и др.) Для решения этих проблем процесс автоматизации должен обеспечивать возможность для руководителя устанавливать целевые финансовые показатели; планировать «сверху вниз» и «снизу вверх» – выбор оптимального согласованного варианта плана; прогнозирование развития бизнеса, его финансовых результатов; проведение сценарного анализа; обратная связь и контроль исполнения.

Типовое ИТ-решение SAP для компаний розничной торговли, разработанного партнером SAP СНГ – Softline по бюджетированию способствует определению целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности за счет заполнения плана ключевых и стратегических показателей по доходам, утверждению лимитов наиболее важных (критичных) расходов, отображению целевых значений на уровне планирования по структурным подразделениям в качестве ориентира. Решение охватывает процесс прогнозирования финансовых результатов на основе исторических данных и с использованием автоматических моделей планирования. Оно обеспечивает ведение нескольких вариантов бюджетов, учитывающих разнообразное развитие событий, в том числе с учетом открытия и закрытия новых точек продаж. Следующая значимая функциональная возможность - ведение бюджета доходов и расходов по элементам финансовой структуры – заполнение плановых значений по статьям на магазин или центр затрат по одному из вариантов с контролем соответствия целевым показателям, в том числе расчёт финансового результата. Типовое решение по бюджетированию позволяет заниматься распределением затрат- правила распределения общих сумм на детальные аналитики, общих затрат региона на магазины на основе исторических данных, планируемых показателей (выручка) или статистических показателей (площадь магазина, численность персонала и т.п.). Ведение бюджета движения денежных средств – одна из возможностей ИТ-решения, которая заключается в планировании прихода денежных средств по всем источникам и расхода денежных средств в требуемом временном разрезе, расчете начального и конечного сальдо, а также соответствии заданному руководством уровню ликвидности. Решение SAP охватывает процесс согласования, утверждения и контроля исполнения бюджета - наличие монитора руководителя для отслеживания системы статусов заполнения планов, анализа отклонений плановых данных от целевых показателей и от факта предыдущего года, а также отклонение версий с возможностью указания причины в комментарии, сравнение согласуемых версий и отражение внесенных изменений, утверждение версий в разрезе структурных подразделений и итоговой версии по компании. Решение способствует повышению дисциплины бюджетного процесса благодаря закреплению зон ответственности участников планирования за формирование, исполнение и контроль соответствующих бюджетов и оптимальному взаимодействию подразделений компании на всех уровнях управления в рамках бюджетного процесса. ИТ-инструмент содержит аналитические отчеты по процессу планирования, в том числе план-факт анализ для постоянного контроля за финансовым состоянием компании, исключения кассовых разрывов, анализа эффективности работы торговых точек (магазинов), выявления наиболее предпочтительных для дальнейшего развития сфер хозяйственной деятельности, направлений структурной перестройки (закрытие одних и развитие других подразделений) Решение на платформе SAP по бюджетированию является готовым инструментом, охватывающим все основные аспекты процесса составления основных бюджетов компании. [2].

Автоматизированная система бюджетирования позволяет руководителям прогнозировать финансовое состояние и денежные потоки компании с учетом исторических данных, фиксировать регламент бюджетного процесса, контролировать исполнение запланированных показателей за счет оперативного получения точных фактических данных и план-факт анализа, то есть выбирать правильную стратегию развития и осуществлять эффективное управление ресурсами [5]

Процесс выбора системы автоматизации бюджетирования и управленческого учета состоит из ряда этапов, включающих детальное планирование всех ресурсов, формирование проектной группы, выработка целей внедрения и требований к ПО, формирование требований к поставщикам и др.

Стоимость ИТ-решения зависит от ряда особенностей, таких как отрасль компании, специфика бизнес-процессов, размер предприятия. При формировании бюджета необходимо учитывать следующие факторы: инфраструктура, на которой разворачивается система, включая сервер и рабочие станции; лицензии на программное обеспечение, которые обычно включают в себя лицензию непосредственно на систему управления бизнесом, лицензию на сервер баз данных; услуги по внедрению системы (внедрение состоит из нескольких этапов: предварительного обследования, пилотного проекта, обучения сотрудников, развертывания системы и сдачи в эксплуатацию); услуги по технической поддержке и сопровождению системы [1].

В свою очередь, следует учесть, что ряд компаний предлагает разные типы внедрения. Выделяют 2 типа внедрения SAP Business All-in-One: внедрение типового отраслевого пакета и традиционное внедрение. При внедрении типового отраслевого пакета суть заключается в использовании готового описания процессов. Объем дополнительных разработок минимален, существуют пользовательские инструкции по работе с системой, а большинство настроек системы протестировано. Для того, чтобы не потребовалось переписывать инструкции и заново тестировать настройки системы, проводится не более 15% индивидуальных настроек под клиента. Средний срок этих проектов составляет 4-6 месяцев. Основные преимущества: фиксированный функциональный объем; фиксированная цена; фиксированный срок внедрения. Во втором случае проект начинается с описания бизнес-процессов компании («как будет»), согласования новой модели работы и стратегии перехода к ней. Далее система настраивается под индивидуальные требования клиента. Средний срок обычно составляет 9-12 месяцев. Стоимость такого проекта выше по причине меньшей повторяемости работ в сравнении с другими проектами. Его еще принято называть классическим внедрением SAP. В обоих случаях существует возможность настройки новых модулей на последующих этапах внедрения и применения отраслевых решений SAP [2].

По сути, специфика автоматизации управленческого учета и бюджетирования зависит от особенностей бизнеса, стратегических целей компании и традиций управления. Стоимость внедрения автоматизированных средств не должна быть выше выгод от их применения.

Автоматизация бюджетирования и управленческого способствует росту эффективности компании, переходу на качественно новый уровень, целесообразному использовать имеющиеся ресурсов и привлечению новых, позволяет учитывать рыночные колебания, избежать неблагоприятных моментов [1].

Список литературы

  1. Алексей Федосеев//Автоматизация управленческого учета и бюджетирования.

  2. Галактионова И.В.//Применение ИТ-технологий в управленческом учете и бюджетировании. http://www.crmdaily.ru/sovety-po-vyboru-crm/1356-primenenie-it-texnologij-v-upravlencheskom-uchete-i-byudzhetirovanii.html

  3. Керимов В.Э. /Бухгалтерский управленческий учёт: Учебник// Дашков и К, 2014 г.--№9-стр 82-99

  4. КулагоО.А. / Автоматизация бухгалтерского учета в ВУЗе // Аудиторские ведомости. – 2009. - №7. -стр91-95

  5. Логинов А., Макаренко О./ Управленческий учет для директора. Автоматизация управленческого учета в программе 1С: Управляющий //Санкт-Петербург, 1С-Паблишинг, ИД Питер,-2008- 231 стр.

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные технологии.

  7. http://www.hse.ru/data/2012/07/20/1257634471

8

Просмотров работы: 1324