РАЗВИТИЕ РЫНКА ИТ-АУТСОРСИНГА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ РЫНКА ИТ-АУТСОРСИНГА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аутсорсинг – относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в Российской Федерации.

Понятие аутсорсинга в российском законодательстве отсутствует. Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от английского «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов [1].

Смысл аутсорсинга сводится к следующему: сосредоточьте все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей организации, и передайте остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру. Таким образом, под аутсорсингом понимается передача на договорной основе непрофильных функций субъекта внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением [3].

К видам IT-аутсорсинга можно отнести следующее:

  • разработка разных видов программного обеспечения;

  • разработка, внедрение и поддержка информационных систем;

  • консалтинговые услуги в области электронного бизнеса;

  • web-хостинг;

  • системная интеграция;

  • обеспечение разных видов интернет-услуг (Internet Service Providing);

  • web-дизайн;

  • обеспечение использования разных видов программного обеспечения (Application Service Providing).

Преимущества ИТ-аутсорсинга:

  • Повышение качества и надежности обслуживания. Аутсорсинговая компания обычно несет ответственность за качество выполняемых работ.

  • Концентрация персонала на основном бизнесе. Талантливых менеджеров всегда не хватает, и не стоит отвлекать их от главного дела компании;

  • Использование чужого опыта. Специализация IT-аутсорсеров позволяет им тиражировать готовые решения, причем накопление положительного опыта дает возможность с каждым разом решать проблемы заказчика со все более высоким результатом;

  • Внедрение передовых технологий. Специализированная компания по IT-аутсорсингу раньше любой отраслевой фирмы знакомится с новыми разработками в области IT, поскольку именно это и есть ее ключевая специализация. И именно это дает ей возможность получить весомые конкурентные преимущества;

  • Существенная экономия финансов;

  • Непредвзятость в принятии решений и модернизация [6].

К недостаткам IT-аутсорсинга можно отнести:

  • Угроза утечки важной информации, опасность передачи многих важных функций в «чужие руки», угроза отрыва руководящего звена от бизнес-практики;

  • Обучение чужих специалистов вместо своих. В случае перехода на аутсорсинг эти специалисты покинут родную компанию и начнут приносить прибыль другим компаниям [6].

В последние годы в России происходит стремительный рост рынка ИТ аутсорсинга, но пока он занимает достаточно скромный процент от общих затрат на ИТ. Связано это с тем, что психология руководства российских компаний, пока ещё не позволяет платить большие деньги за «нематериальное», т.е. за ИТ услуги и ПО. Серверы – это реальная осязаемая техника, за это все привыкли платить.

Глобальный финансовый кризис выводит тему ИТ-аутсорсинга на повестку дня руководителей предприятий, стремящихся активно и гибко противодействовать негативным явлениям. Согласно исследованиям, 43% крупнейших европейских и североамериканских компаний уже сократили свои ИТ-бюджеты. Большинство из них считают аутсорсинг инструментом для уменьшения ИТ-издержек: так, увеличить долю аутсорсинга приложений планируют 45%, долю аутсорсинга инфраструктуры - 43%, долю технического консалтинга - 38%. Среди ИТ-процессов, которые российские компании намереваются передать на аутсорсинг в течение этого года выделяются услуги дата-центра (10%), управление рабочими станциями (10%), поддержка пользователей и приложений, а также ИТ-консалтинг (по 8%) [2].

В последние годы внутренние затраты на ИТ российских предприятий и организаций росли существенно (почти в два раза) быстрее, чем внешние. По сути имел место процесс, обратный аутсорсингу, что способствовало развитию натурального хозяйства. Сейчас для значительного числа компаний это становится непосильной ношей. Наблюдаемое в настоящее время нарастание конкуренции во всех отраслях экономики, резкое сужение горизонтов планирования и, как следствие, необходимость получения информации о деятельности компании в режиме реального времени требуют очень высокого уровня надежности ИТ-систем и качества информации в них [2].

Кризис стимулирует развитие аутсорсинга. Консенсус-прогноз по развитию рынка ИТ-аутсорсинга в России на 2014 г. имеет сильный разброс и составляет от 10% до 17%. Но рост обязательно будет.

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга, по оценкам экспертов, продолжает показывать положительную динамику с годовым темпом роста до 3% и достиг в 2013 г. планки $288 млрд. Все чаще в фокусе внимания инвесторов и участников этого сегмента оказывается бизнес из развивающихся стран, включая Россию [3].

Несмотря на свою относительную молодость, отечественные аутсорсинговые компании демонстрируют качественный рост предоставляемых услуг. Неслучайно в опубликованном в конце 2013 г. международным агентством Global Services списке топ-100 мировых лидеров рынка ИТ-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов можно найти сразу 6 отечественных представителей. Ими стали Epam, Luxoft, «Рексофт» (входит в группу компаний «Техносерв»), Artezio (входит в состав группы компаний «Ланит» и занимается разработкой программного обеспечения и оказанием консультационных услуг в сфере разработки ПО), First Line Software и Auriga Inc. Конечно, значительная часть их выручки исходит от «оффшорного программирования», но и от обслуживания потребностей отечественных конечных пользователей приходится немалая часть их дохода [3].

Денежный объем российского рынка аутсорсинга, оцениваемый экспертами, разнится в зависимости от методологии. Все большее количество проектов становится комплексными. Если принять за основу данные Ассоциации стратегического аутсорсинга «АСТРА», то емкость отечественного рынка аутсорсинга, включая ИТ-аутсорсинг (ITO) и аутсорсинг бизнес-процессов (BPO), в 2013 г. можно оценить примерно в $3 млрд [3].

«Сегмент аутсорсинга – это самое динамичное и одно из перспективных направлений отечественного ИТ-рынка и занимает сегодня уже более 15% его объема. Основными драйверами развития будут выступать, прежде всего, такие факторы, как взрывное увеличение объемов передачи данных, рост спроса на профессиональные услуги со стороны корпоративного сектора, расширения потребности на услуги SoD, SaaS. Основными потребителями выступают сектор финансовых услуг для населения, индустрия связи и розничная торговля – это наиболее технологичные и одновременно устойчивые отрасли, опирающиеся на сильный внутренний спрос», – считает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент» [3].

На основании изучения статистики проектов за последние годы можно утверждать, что максимум активности (кроме обеих столиц — Москвы и Петербурга) проявляют аутсорсинговые компании в республиках Татарстан и Башкортостан, а также Воронежской, Тверской, Свердловской и Новосибирской областях.

Особенностью отечественного ИТ-аутсорсинга является то, что он почти в трети всех проектов используется для обслуживания территориально-распределенных компаний - 32%, работающих в условиях жесткой конкуренции (см. рис.1). Учитывая региональную экспансию последних лет со стороны торговых розничных сетей, а также банков, страховых и финансовых компаний, это не вызывает удивления. Экспертная поддержка составляет 24%, т. е. является вторым по величине показателем.

Рис 1. Соотношение количества проектов по ИТ-аутсорсингу в 2013 г. (Источник: Softline, 2014)

В типовом контракте на детали сделки для таких компаний Optima Services и сети «Эльдорадо» значится предоставление комплексной технической поддержки в открывающихся магазинах сети по всей территории РФ (всего 36 торговых точек). Для чего необходимы: установка серверного, сетевого и телекоммуникационного оборудования, распаковка и сборка ПК, периферии и оргтехники, IP-телефонов, GSM-шлюзов, установка кассовых рабочих мест…».

Подобный набор услуг выдвигают и такие ритейлеры, как сеть аптек «Доктор Столетов», «Л’Окситан», «Наше Золото», Obuv.com, «Алтайспиртпром», «Полушка», «Снежная Королева», сеть автозаправочных станций «Газпромнефть-Омск». Финансисты из «Райффайзенбанк», «Связной Банк», «Открытие», «Банк Хоум Кредит» также предъявляли схожие требования к объектам своей розницы. При этом использование аутсорсинговых контакт-центров для обслуживания клиентов ритейлеров, связистов и финансистов уже стало, что называется, «must be» и в отдельном анализе не нуждается [3].

Достаточно новым трендом стало желание заказчиков передать в руки одного аутсорсера и не совсем ИТ-шные устройства. Речь идет о контрольно-кассовой технике, POS-терминалах, банкоматах, системах видеонаблюдения, весовом оборудовании, плюс некоторое инфраструктурное оборудование: источники бесперебойного энергоснабжения, кондиционеры и т.д. Надо отметить, что сервис-провайдеры идут им навстречу и осваивают тонкости аутсорсинга бизнес-процессов, например, налаживают взаимодействие с налоговыми органами по поставке и снятию с учета контрольно-кассовой техники клиента [3].

Опыт, полученный в результате многих лет работы по традиционным соглашениям об аутсорсинге, будет по-прежнему важен при использовании внешних поставщиков услуг. Аутсорсинг имеет фундаментальное воздействие на срок службы профессионалов в области информационных технологий. Он влияет на работу, которую мы выполняем, наш выбор работодателя, наш карьерный рост, и даже на наши пенсионные соглашения. Тысячи профессионалов в области информационных технологий сегодня работают в отрасли компьютерных услуг, где информационные технологии являются основным бизнесом. Глядя вперёд, мы можем предсказать, что в будущем многие специализированные технические работы будут осуществляться в компаниях аутсорсинга, включая отрасль xSP.

Список использованной литературы:
  1. Адамадзиев К.Р., Адамадзиева А.К., Магомедгаджиев Ш.М., Гаджиев Н.К., Омарова Э.Ш. СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА(учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 9 – С. 121-121URL: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=3465&lng=ru (дата обращения: 15.02.2015).

  2. Аутсоринг информационных технологий http://outsourcing.jofo.ru/341355.html

  3. В.Ференец. Обзор. Рынок ИТ. Итоги 2013. http://www.cnews.ru/reviews/new/2013/articles/krizis_stimuliruet_razvitie_autsorsinga/

  4. Компьютеры и технологии. Аутсорсинг в сфере информационных технологий. http://www.pc-world-magazin.ru/аутсорсинг-в-сфере-информационных-те/

  5. Н. В. Молоткова И.С. Сахаров. Качество услуг ИТ-аутсорсинга. http://sci-book.com/autsoring/zaklyuchenie-26484.html

  6. Преимущества и недостатки аутсорсинга. (Материалы подготовлены группой консультантов-методологов АКГ "Интерком-Аудит").http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a101/44091.html

7

Просмотров работы: 1232