SMART-ОБЩЕСТВО. ПРОБЛЕМЫ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

SMART-ОБЩЕСТВО. ПРОБЛЕМЫ SMART-ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Принцип целеполагания SMART является одним из самых совершенных инструментов управленческой деятельности. Эта концепция позволяет выстраивать основы плана действий по достижению поставленных целей.[1]

В расшифровке аббревиатуры SMART обычно применяются следующие значения:

- specific (конкретный) – объясняется, что именно необходимо достигнуть;

- measurable (измеримый) – объясняется, в чем будет измеряться результат;

- attainable (достижимый) – объясняется, за счет чего планируется достигнуть цели;

- relevant (актуальный) – определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достигнуть цели;

- time-bound (ограниченный во времени) – определение временного промежутка по окончании которого должна быть достигнута цель. [2]

Союз ИТ-директоров при активном участии ВШЭ, МЭСИ и Финансового университета уже не первый год продвигает в России концепцию развития СМАРТ-общества. Данная тема включает в себя современные «умные» технологии производства, образования, управления городом и многое другое.

В апреле этого года был проведен первый конгресс, посвященный развитию СМАРТ-общества в России. Сама концепция «СМАРТ» родилась в Азии, и поэтому ее практическое воплощение можно наблюдать наиболее отчетливо именно здесь.

СМАРТ-общество, формируется на основе развития трех направлений, тесно связанных между собой. Это прежде всего СМАРТ-образование, о котором далее поговорим подробнее. Второе — это так называемое СМАРТ-управление. Это управление, которое совершенно неотделимо от использования интеллектуальных и коллективных технологий, включая краудсорсинг, управление знаниями, Big Data. И наконец, третье — то, что мы называем «умным городом», или, несколько шире, СМАРТ-окружением. Сюда относится всё, что связано с использованием различного интеллектуального оборудования, включая Интернет, энергосберегающие технологии, вычислительные-сети и т. д. И новая роль информационных технологий как раз и состоит в том, чтобы выступать в качестве единой инфраструктуры для этих трех направлений, инфраструктуры нового общества. ИТ «оживляют» умное оборудование, связывают в единую интеллектуальную сеть людей, создают среду для распространения новых знаний и способствуют эффективному СМАРТ-управлению. [3]

Разберем более подробно особенности СМАРТ-образования на примере опыта внедрения Южной Кореи. Распространенным заблуждением является то, что чем более насыщено технологическими и техническими новинками то или иное учебное заведение, тем больше оно претендует на право относиться к категории СМАРТ-образования. Но, изучив опыт корейцев оказалось, что акценты все-таки расставляются по-другому.

Основным объектом трансформации при развитии системы образования, как собственно и должно быть, в Корее был и остается сам образовательный процесс, который совершенствуется в соответствии с целями и возможностями общества. Рассмотрим в качестве примера использование технологий дистанционного обучения. Мы больше привыкли ко вполне определенной реализации этой формы образования, которая неявно предполагает, что на традиционные и проверенные поколениями процессы получения знаний «натягиваются» информационные технологии. И поэтому в качестве средств дистанционного обучения мы, в большинстве случаев, имеем просто записи лекций преподавателей, или те же лекции записанные на видеокамеру. Эффект при этом мы, безусловно, получаем. Но вот насколько он максимален по сравнению с потенциально достижимым, никто сказать не может. В Корее приоритет остается за совершенствованием самих технологий образования: дистанционные формы не заменяют, а дополняют обучение. Делается это, вне всякого сомнения, с учетом того, что могут дать для этого современные ИТ, но не ставя их внедрение приоритетом.

Примером здесь является так называемое «перевернутое» обучение. В традиционной, всем нам хорошо знакомой системе ученик приходит в школу, где учитель рассказывает ему новую тему, затем он возвращается домой и делает домашнее задание. В новой схеме учащийся слушает все лекции дома (через компьютер или телевизор), далее он приходит в класс и там уже под присмотром руководителя выполняет задание по той теме, которую только что прослушал дистанционно. Основное преимущество в том, что наиболее ценное (и, наверное, наиболее дефицитное) в любом обучении время личного общения учителя и ученика стараются использовать только там, где оно дает максимальный эффект.

Другой пример прорывной технологии, уже не относящийся к корейскому опыту, — это Coursera. Два профессора Стэнфордского университета создали общую технологическую платформу для дистанционного обучения и предложили всем университетам выкладывать туда свои дистанционные курсы. Там также представлены и российские вузы, в частности ВШЭ. Тем самым создан некий глобальный электронный университет. Характерно также, что речь идет не просто о том, чтобы создать платформу для выдачи дистанционных курсов по запросу, но еще и об организации некой социальной студенческой среды, направленной на взаимное обогащение знаниями. В литературе все это получило название массовых открытых онлайн-курсов (МООК).[3]

В целом можно отметить, что ИТ-оснащение даже наиболее передовых корейских школ на первый взгляд не кажется слишком уж «продвинутым», — среди российских по этому параметру можно встретить куда лучшие примеры. Например, интерактивных досок там практически нет. Зато очень часто встречаются небольшие школьные залы, где ученики работают с планшетами или компьютерами и изображение с них через проекторы транслируется на несколько досок. Рядов ПК, которые стоят в компьютерных залах в наших вузах да и вообще во многих учебных классах самого разного профиля, там нет. Тот же метод коллективной работы с планшетами, который в отличие от использования классических компьютерных классов, как кажется, намеренно сохраняет некие черты «дезорганизованной» творческой работы, наблюдается и в университетах.

Несмотря на все преимущества дистанционного обучения, без личного общения, без воспитательного процесса, без взаимодействия в коллективе никакое образование не достигнет поставленной цели. Поэтому в стенах университетов необходимо создать максимальные условия для творческой групповой работы и личного общения с педагогом, а массовую трансляцию базовых знаний отдать на откуп дистанционной форме обучения. Когда приходишь в корейский университет, традиционных признаков присутствия ИТ можно просто не увидеть. Если студенту действительно необходимо ехать в вуз, то уж точно не для того, чтобы там уткнуться в компьютер. Это он с успехом может сделать и дома, а время в учебном заведении он будет использовать для личного и, что немаловажно, глубоко интерактивного общения с преподавателями и сокурсниками.

Еще одно свойство СМАРТ-образования состоит в том, что оно становится непрерывным. Если раньше люди учились в школе, потом в вузе, а потом в лучшем случае получали степень, то теперь человек вынужден учиться буквально всегда. Это тоже один из признаков нового СМАРТ-образования. Более того, аналитики предполагают, что доля вузовского образования в общем объеме будет даже уменьшаться за счет роста доли послевузовского.

Главное из того, что можно начать применять здесь и сейчас — это формирование групповой творческой рабочей среды. Все лекции необходимо уводить в системы дистанционного обучения. Иными словами, ИТ нужны для того, чтобы освободить человека для творчества. Некоторые преподаватели ВУЗов уже частично начинаю использовать в личной практике обучения игровую форму, и, как показывает опыт, небезуспешно. Особенно такая форма обучения эффективна для студентов-магистрантов. Им сейчас разрешили учиться вечерами, так как днем они работают. Приходят на занятия уставшими, и эффект, который дает обучение в форме игры, в данном случае особенно заметен.

Из опыта Кореи видно, что там целенаправленно делают ставку на увеличение творческой и групповой составляющей с помощью электронных средств, а не просто внедряют современные информационные технологии в обучение. Такая интеграция ИТ, интеллекта и коллективных технологий в обучении и называется СМАРТ-образованием.

На данном этапе в России активно реализуется проект внедрения электронных учебников в школе. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января 2015 года для включения в федеральный список учебников издательства должны будут представлять на экспертизу печатную и электронную версию учебников.[4]

Библиотечные фонды превращаются в своеобразные медиацентры (электронные школьные библиотеки), укомплектовываются электронными учебными изданиями и пособиями. Электронные учебники (ЭУ) и электронные образовательные ресурсы (ЭОР) становятся одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды.

Эффективная организация учебного процесса с использованием ЭУ требует овладения участниками процесса новыми компетенциями и их активное использование в совокупности с современными формами и методами обучения.

На волне массовых апробаций использования ЭУ не все еще четко понимают, как получить наилучший результат. На что обратить внимание, чтобы ощутить не только экономическую выгоду замены бумажных учебников, существенную разницу в весе портфеля и сам факт наличия ЭУ в классе, но и по-новому организовать учебный процесс, основанный на преподавании и обучении 21 века. Важными элементами внедрения ЭУ является комплексность и системность подхода к проекту и ориентация на всех участников образовательного процесса школы. [5]

В целом, основная идея СМАРТ-образования выглядит так, что оно позволяет подготовить человека к жизни и работе в условиях того самого общества, где главным компонентом его существования и уж тем более развития будут являться знания.

Использованные источники:

1.Алексей Клачков: «SMART» http://www.ft-group.ru/knowledge-base/kpi-system-and-balanced-scorecard/417/;

2.«SMART» . https://ru.wikipedia.org/wiki/SMART;

3.Борис Славин: «Корейские рецепты образования»

http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=32020

4.«Вопросы внедрения интерактивных образовательных технологий и электронных учебников в школе обсудили в формате круглого стола» http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4322

5.Ливенец Марина А., Кудимова Наталья В., Утюпина Галина В.: «Реализация проекта внедрения электронных учебников в школе»

https://sites.google.com/site/vnedrenieelektronnyhucebnikov/

Просмотров работы: 2372