ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблематика возрастных кризисов в онтогенезе является актуальной и в то же время недостаточно разработанной и в теоретическом и в экспериментальном плане. С содержательной точки зрения кризис трех лет, как и все периоды возрастных кризисов представляют интерес, поскольку отличаются специфическими особенностями процесса психического развития (наличие резких изменений в психике, обострение противоречий, негативный характер развития и т.д.). Кризис трех лет оказывается трудным для ребенка, а также и для окружающих его взрослых: педагогов и родителей, которым становится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на основе происходящих с ребенком кардинальных изменений в психике. Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и представляют особую сложность для взрослых.

В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические образования. Поведение детей в это время характеризуется чертами нестабильности и трудновоспитуемости.

Согласно теории Л.С. Выготского, кризис имеет большое значение и рассматривается как закон детского развития. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

В своих работах Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:

Первый — это негативизм. Выражает не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Второй симптом — упрямство, которое явно отличается от настойчивости. Если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но, когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.

Третий симптом этого возраста — строптивость ребенка. Он выступает центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична.

Четвертый симптом — своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома редко проявляются и имеют второстепенное значение. Первый из них - бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними. Другой симптом - обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. А также, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; все члены семьи должны удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и т. д. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и к самому себе. Ребенок психологически отделяется от родственников, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем.

В ходе наблюдений за детьми 3-летнего возраста отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого).

Для диагностики проявлений кризиса трех лет у детей раннего возраста актуальны разработки Т.В. Гуськовой. По мнению автора, важно анализировать наблюдение за поведением детей в деятельности общения со сверстниками и взрослыми. Наблюдение включает три группы симптомов, которые проявляются в поведении ребенка находящегося в кризисе раннего возраста.

Первая группа включает особенно значимые симптомы, встречающиеся часто и у большинства детей. В этой группе большинство симптомов относятся самостоятельной деятельности ребенка. Они отражают становление нового отношения малыша к ней — ее замыслу, способам достижения намеченного и результатам, а также переживание ребенком себя в связи с ее достижением. Вторая группа характеризуется симптомами, которые встречаются не столь часто в детском поведении, но достаточно распространены. С симптомами первой группы перекликаются два симптома. Острая потребность в оценке взрослого может быть рассмотрена как дополнительная к симптомам острой аффективной реакции на критику и острого переживания успеха в деятельности; своеволие к симптому негативизма, ибо и в том и в другом случае ребенок противостоит взрослому. В третью группу входят такие симптомы, которые встречаются редко. Кроме этого класса симптомов в выделенную группу вошли такие, в которых ярко представлены особенности взаимоотношения ребенка с взрослыми причем, эти взаимоотношения действенно не опосредствуются детским воображением. Симптом намеренной амбивалентности характеризует «утерю непосредственности» в отношении к окружающим.

Коррекция кризиса трех лет у детей на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем, так как этот период является наиболее сложным в дошкольном детстве.

Большое внимание должно уделяться основным негативным проявлениям данного кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, бунт. Данные симптомы возникают на фоне новообразования: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми. Именно на коррекцию данных проявлений положительное влияние оказывает психогимнастика.

Пример психогимнастического занятия с детьми раннего возраста.

1.Вводная часть:

снятие напряжения,

создание игровой ситуации

Дети заходят и ведущий предлагает поиграть в игру.

  1. «Сова»

Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит, В. это время дети начинают бегать и. прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар».

2.Основная часть

Первая фаза:

мимика, пантомимика

  1. «Это я! Это мое!» (Этюд на выразительность жеста)

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: 4 ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п. Мальчик отвечает жестом.

Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть: «Моё, принадлежит мне!

  1. «До свидания!» (Этюд на выразительность жеста)

От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

Вторая фаза:

выражение отдельных качеств

характера и эмоций

  1. «Кузнечик» (Этюд на внимание, интерес, сосредоточение)

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Звучит музыка Ан. Александрова «Кузнечик».

Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

5) «Минутка шалости»

Дети отдыхают под музыку. Дети в пределах зала, где проходит занятие, могут делать все, что хотят. Ведущий не вмешивается в общение детей между собой.

Третья фаза:

коррекция настроения

и отдельных черт характера

  1. «Жадный пес»

Ведущий читает стихотворение Василия Квитка:

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам —

Гам-гам-гам!

Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.

7) Беседа «Кого называют жадным?»

Педагог раскрывает такие вопросы как: «Как ведет себя жадный человек?», «Почему плохо быть жадным?»

8) Модель желательного поведения в этюде «Жадный пес»

Дети имитируют противоположные, положительные действия.

Четвертая фаза:

психомышечная тренировка

9) Шалтай-болтай (расслабление мышц)

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

(Перевод С. Маршака)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Таким образом, психогимнастика выступает одним из направлений работы по снижению негативных реакций у ребенка в ходе кризиса трех лет.

Просмотров работы: 3005