ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЮ В ДМШ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЮ В ДМШ

Мартиросян А.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прежде всего, при приеме ребенка в музыкальную школу педагог должен учитывать индивидуальные способности каждого ученика. Для этого при первом знакомстве с ребенком необходимо пообщаться с ним и выяснить общий круг его интересов, увлечений, знаний, умений и навыков. Из этого и будет в дальнейшем строиться индивидуальный подход.

Цель педагога – учитывая общие способности ,физические и психические данные построить индивидуальную систему работы с данным учеником. Именно индивидуальность ребенка должна подсказывать педагогу правильное решение. Чтобы глубоко и всесторонне развить индивидуальность ребенка первое, что нужно сделать, это не подавлять ее. Нужно добиться, чтобы ученик воспринимал указания не против своего желания, а искренне увлекаясь. Нельзя сводить задачи педагога, только к тому чтобы обучать техническим навыкам. Целесообразно учить доступные ученики пьески. Такой метод будет развиваться не только слух, но и музыкальность.

Особое значение имеют знания педагога, как психолога. Он должен уметь определять индивидуальные характеристики учеников. Например, знаменитый А.И.Ямпольский, замечательный педагог и артист, делил учеников на несколько психотипов(1). Он в первую очередь оценивал такие качества ученика, как:

1)Эмоциональность

2)Сосредоточенность

3)Утомляемость

4)Выносливость

5Работоспособность

6)Целеустремленность.

Исходя из всех этих качеств, которые для каждого ученика индивидуальны, нужно построить схему занятий учитывающих его сильные и слабые стороны.

Необходимо развивать способность точно, четко, психологически правильно формулировать замечания, на понятном ученику языке. Работа педагога в период начальных занятий заключается в том, ответить на вопросы: Кого вы учите? Что из себя представляет ученик?

Педагог Ю.И. Янкелевич делил учеников на восемь характеристик(2):

1)Не способность к обобщению творческого и методического материала. Неумение делать выводы из общих указаний педагога.

С этими качествами ученика можно бороться только детальной проработкой всей программы. Причем работать надо не над всем произведением сразу, а ограничиваться несколькими тактами, строчками. Тогда ученик успеет проанализировать свои действия и есть вероятность, что хотя бы часть информации останется у него в голове.

2)Быстро схватывает, но не умеет довести дело до конца.

В этом случае, необходимо, работать с учеником над сосредоточенностью и вниманием, но делать это так чтобы ребенок не уставал, то есть в игровой форме. Можно давать маленькие песенки разных характеров, которые будут вызывать ассоциации у ребенка. Таким образом, заинтересовав ребенка, педагог добьется большей сосредоточенности и вызовет искренний интерес.

3)Повышенная эмоциональность.

Такие ученики встречаются достаточно часто. В этом случае необходимо развивать контроль эмоциональности. Так как эмоциональность является сильной стороной таких детей, нужно работать над слабыми сторонами. Обычно у таких учеников это внимание и технические трудности .Поэтому надо давать упражнения для улучшения техники, заниматься гаммами, играть упражнения Шрадика.

4)Вялость и флегматичность.

В данном случае большую роль играет заинтересованность ученика в занятиях музыкой. Педагог должен хорошо продумывать программу, которую будет давать такому ученику. Необходимо вызвать интерес, например дать послушать записи произведений ,посмотреть видео с известными исполнителями.

5)Нервозность, проявляющаяся в не устойчивом психическом состояние. Неуверенность, неумение владеть собой во время исполнения.

Избавления от этого недостатка, достаточно долгий и трудоемкий процесс. Педагог должен общаться с учеником, проводить беседы, которые будут способствовать раскрепощению. Во время исполнения нельзя набрасываться на ученика с критикой, педагог должен взвешивать каждое свое слово и давать рекомендации, вселяя в ученика уверенность.

6)Упрямство и строптивость.

В этом случае педагогу не подойдет стандартный подход. Здесь необходимо попытаться завоевать авторитет у такого ученика, показать ему какие-то новые интересные приемы, опять же, дать послушать интересные композиции. Но если это не поможет я бы воспользовалась «принципом Г. Остера».

7)Способность в точности исполнять указания педагога, но при этом отсутствие ярко выраженных вкусов и инициативы, самостоятельности.

Нужно давать ученику интересные творческие задания. Например, изучая какое-то произведение попросить его нарисовать картинку, которая бы отражала его чувства относительно этого произведения. А так же конечно надо развивать его самостоятельность, давать домашние задания по силам ,но немного забегая вперед.

8)Инициативность и самостоятельность.

Таких учеников любят абсолютно все педагоги, так как с ними проще всего работать. Но необходимо следить за качественным исполнением работы. Таким ученикам нужно давать больше свободы творчества, тогда ребенок раскроется по-новому.

В моей практике, я не встречала именно таких ярко выраженных характеров учеников. Но каждый ученик это собирательный образ и к нему требуется комплексный и индивидуальный подход.

В зависимости от каждого случая, нужно подбирать соответствующий материал. Выявление индивидуальности, процесс не только активности педагога, но и ученика. Надо научить ученика самостоятельному художественному мышлению. Развивать воображение с первых уроков.

Список используемой литературы.

  1. Ямпольский А.И.: «О методе работы с учениками» в кн.: Труды Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, вып. 1. –М., 1959;

  2. Подготовка пальцев и оставление их на струнах, в кн.: Очерки по методике обучения игре на скрипке. – М., 1960.

  3. Янкелевич Ю.И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Сб. статей.– М., 1960

Просмотров работы: 1080