РОЛЬ КОНКУРСОВ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ КОНКУРСОВ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА

Цоцонава Л.Л. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Музыкальные конкурсы стали частью жизни молодых, талантливых и перспективных артистов. Кто-то называет их «необходимым злом», кто-то «вынужденной необходимостью». И, тем не менее, они важны и пользуются огромной популярностью.

Что даёт человеку участие в музыкальном состязании? Во-первых, возможность совершить за определённый промежуток времени большой рывок в своём творческом развитии. Ведь подготовка к конкурсу - время очень насыщенное, это время предельной концентрации сил, которые человек отдаёт для достижения максимального результата. Во-вторых, на конкурсе человек получает огромный опыт. Это касается и своего выступления на новой сцене, перед совершенно незнакомой аудиторией, и прослушивания выступлений соперников. В течение конкурса люди прослушивают огромное количество музыки! Дома никогда не найдёшь столько времени для многочасового погружения в музыкальное пространство записей произведений. Если говорить о прослушивании участников конкурса, то они очень полезны и необходимы для проведения анализа их пианистического мастерства, сравнения его со своими возможностями и достижениями на данный момент, обогащение новыми идеями и трактовками, которые демонстрирует каждый конкурсант на сцене. На конкурсе ты можешь составить свое профессиональное мнение и дать оценку каждому музыканту - участнику с разных точек зрения: музыкальности, технической подкованности, индивидуальности, чувства стиля и т.д. и т.п.

В-третьих, на международном музыкальном конкурсе представляется уникальная возможность не только показать себя, но и познакомиться с видными деятелями культуры, известными музыкантами, с которыми впоследствии может сложиться профессиональное сотрудничество!

Сегодня по всему миру проходит столько конкурсов разного уровня – крупных и более скромных, что все молодые исполнители рвутся принять в них участие. Задача педагогов состоит в том, чтобы перспективные студенты в течение первых двух лет обучения в ВУЗе нарабатывали репертуар. Это время, проведенное в консерватории – уникально и его можно потерять безвозвратно, потому что потом люди переходят к активной жизни. И в этом плане чрезвычайно важно пару лет потерпеть без конкурсов.

Надо отметить, что даже в менее значимых конкурсах среднего класса уровень исполнителей очень высок, да и необходимый для всех туров репертуар очень обширен и разнообразен. Но есть определённые негативные нюансы конкурсов, которые заключаются в том, что участники зачастую демонстрируют только возможность играть быстрее и техничнее других. И оценивают нередко на конкурсах участников, как спортсменов. И в этом опасность конкурсов - в том, что там победить может тот, кто будет исполнять произведение с самой высокой скоростью. Но спорт и искусство – понятия несовместимые, поэтому крайне прискорбно, когда наиболее музыкально одаренные конкурсанты, допустив некоторые технические неточности, лишаются шанса продолжить участие в следующем туре, а другой участник, менее талантливый, но очень техничный, справившийся со всеми трудностями виртуозно и легко, продолжает бороться в музыкальном состязании.

В идеале судьбы молодых музыкантов должны решать не конкурсы, а, допустим, фестивали. На них приглашались бы импресарио и педагоги, которые давали бы свои рекомендации. А конкурсы, даже самые объективные, несут в себе элемент спортивности. Первое место, второе, третье… Но в искусстве невозможно расставить всех по полочкам. Ну, вот кто первый - Рембрандт или Рубенс? Толстой или Чехов? Тем не менее, в современном мире от этого никуда не деться. Это самый практичный метод. Но далеко не самый творческий.

К настоящему времени сформировалось огромное количество конкурсов разной степени сложности и престижа. Стоит выделить самые серьёзные из них, участие в которых само по себе большая честь для музыканта. Это, в частности, Международный конкурс им.П. И. Чайковского, который потерпел за последние 2 десятилетия абсолютное фиаско из-за несправедливых решений жюри и громких скандалов, потеряв статус самого главного и важного музыкального конкурса в мире. Но начал своё возрождение в 2011 году под руководством В. Гергиева, который внёс потрясающие нововведения: в интернете велись online-трансляции не только основных конкурсных прослушиваний, но также и репетиций всех конкурсантов. Далее, Международный конкурс им. Королевы Елизаветы (Брюссель), конкурс им.Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (США), конкурс им. Фридерика Шопена в Варшаве, конкурс им.Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, конкурс пианистов в Лидсе, конкурс им.Маргариты Лонг в Париже.

На всех конкурсах премиум-класса есть чёткая туровая система. Во-первых, начальным этапом служит отбор участников на первый тур конкурса по видеозаписям и документам. На каждом конкурсе заранее в регламенте сообщают о возможном количестве участников в каждом туре. Например, в первый тур пропускают 70 человек. Программа репертуара первого тура построена так, чтобы в кратчайший временной отрезок участник смог показать себя со всех сторон. Как правило, длительность выступления участника на первом туре составляет 20-25 минут, что позволяет в краткие сроки членам жюри прослушать всех кандидатов и сделать отбор. Во второй тур пропускают часто ровно половину участников первого тура и так далее. В полуфинал проходит 20 человек. В финале конкурса остаются сильнейшие- от трёх до шести человек.

Стоит немного рассказать о системах судейства на международных конкурсах. Так, например, в 2011 году на XIV международном конкурсе им. П. И. Чайковского генеральный директор конкурса Ричард Родзинский ввёл новую для конкурса систему оценок под названием «Scores of Harmony» - специальная компьютерная программа анализирует оценки членов жюри и подводит итог. Программа устроена так, что она усредняет все очень высокие или очень низкие оценки жюри, сводя к минимуму необъективность и влияние авторитетных судей на конечный результат.

На конкурсах, как и в самой жизни, человеку приходится встречаться лицом к лицу с несправедливостью, с «подводными течениями», с предвзятым отношением, с поражением, но вместе с тем есть шанс быть услышанным и оцененным справедливо настоящими профессионалами своего дела и стать победителем.

Звание лауреата в настоящее время очень важно для молодого начинающего артиста. Это необходимый пункт в резюме, который, часто, к сожалению, для работодателей или слушателей, посещающих консерваторские, филармонические, театральные концерты, является подтверждением, гарантией качества, профессиональной ценности.

На престижных международных конкурсах звание лауреата может стать поворотным моментом в карьере музыканта. В качестве призов выделяются денежные премии, стипендии на обучение в лучших ВУЗах мира, появляются ангажементы, записываются диски. Перед человеком может открыться дверь на музыкальный Олимп. А это и есть мечта каждого амбициозного и стремящегося достичь больших успехов в своей жизни человека.

Просмотров работы: 2044