ЗАДАТКИ, СПОСОБНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗАДАТКИ, СПОСОБНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Хаирова Л.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Говоря о задатках и способностях, следует понимать, что любые задатки и способности всегда связаны с творчеством. Творчество у многих людей ассоциируется с художниками, музыкантами, танцорами. Но творческие способности проявляются и в других областях деятельности. Яркий пример - достижения в области науки. Компьютеры, микропроцессоры, медикаменты – творение учёных, результат многолетних исследований, ставших причиной озарения – творческого открытия, переосмыслений имеющихся знаний.

Таким образом, подавляющее большинство видов деятельности требуют от человека проявления творчества. Поэтому развивая задатки и способности ребёнка, мы развиваем, прежде всего, его творческие мышление.

Следует отметить, что способности к какой-либо деятельности проявляются лишь в ходе выполнения этой деятельности. Так способности к танцам у ребёнка невозможно выявить, пока тот не начнёт танцевать. Овладеть определённым видом деятельности может каждый. Разница заключается в скорости приобретения навыков: кому-то требуется дни, кому- то недели или даже месяцы. Знания, умения, навыки формируются на основе способностей. В развитии тех или иных способностей важную роль играет возраст. Поэтому родители часто стремятся с раннего возраста выявить способности ребёнка для их успешного развития. Следует помнить, что даже самые выдающиеся способности ребёнка могут исчезнуть при неблагоприятных условиях.

Задатки – природная основа способностей, проявляется при первых пробах деятельности. Существует много тестов, направленных на выявление способностей человека. Многие школы при приёме детей в первых класс проводят тест на общий интеллект. Например, часто дети с более развитыми способностями к обучению, учатся в классе «А».

Задача родителей - развивать задатки ребёнка. Часто родители забывают, что ребёнка нужно «растить», развивая задатки. Часто происходит обратное: осуществляется программа воспитания, совершенно противоположная задаткам ребёнка. Таким образом, развития способностей не происходит.

Также часто родители заставляют заниматься детей той областью деятельности, которой в своё время сами хотели заниматься. Иными словами, реализовать свою мечту в детях. Это ошибка со стороны родителей. Следует помнить, что задатки во многом обусловлены анатомо-физиологическими особенностями тела, в том числе генетическими. Поэтому то, что не получилось у родителей, во многом является причиной отсутствия задатков у детей.

Способности проявляются в скорости приобретения знаний, умений и навыков. Большая часть психосоматических заболеваний связана с нереализованными способностями человека. Человек, который не смог направить свои способности на продуктивную деятельность, реализует их в неврозе, психосоматических заболеваниях, пьянстве и т. д.

Способность мозга человека выполнять с определённой скоростью различные операции, как мыслительные, так и практические, отличает его от других людей. Эти отличия становятся причиной степени успешности человека в каком-либо виде деятельности.

Как развить творческие способности? Все важнейшие достижения человечества – яркий пример реализации творческих идей отдельных личностей. Цепь событий на пути к озарению (вдохновению) – воображение. Решение интеллектуальных задач, как сложных, так и не очень, способствуют развитию воображения. Озарение необходимо готовить. Для него нужны предпосылки. Большое количество скучных психологических тестов направлено на определение творческих способностей человека. Учёные выявили следующую закономерность: информация, которая поступает слева от человека обрабатывается правым полушарием мозга, справа – левым полушарием. Если информация поступает в левое поле зрения, человек быстрее решает проблему.

Судить о творческих способностях человека можно наблюдая за психологией человека, его поведением. С помощью нейронауки осуществляется изучение творческих способностей с биологической точки зрения. Во время озарения левое полушарие не реагирует, реагирует лишь правое. Выявлена следующая закономерность: когда человеку задают сложный вопрос, он начинает смотреть вниз, куда-то в сторону от собеседника или закрывает глаза. Внешне будет казаться, что он отвлечён. Визуальные представления в какой-то степени мешают мыслительным операциям, ведущим к озарению. Сосредоточившись, убрав всё, что вас отвлекает, можно прийти к озарению. Это повысит творческие способности.

Творчество присуще всем в той или иной степени. Учёные проанализировали действие мозга джазовых музыкантов при импровизации и выявили, что у последних развита способность к риску. Во время импровизации у музыкантов отключаются рамки ограничений, некий цензор в противоположность торжественным мероприятиям, где человек следит за своей речью.

Широко известен факт, что смена видов деятельности способствует отдыху. Творческому решению проблемы поможет небольшой перерыв в процессе работы. Но эффективность такого перерыва зависит от того, чем вы будете заняты в такой перерыв. Эксперименты показали, что расслабленность мозга и, наоборот, чрезвычайная его занятость (решение сложных интеллектуальных задач), недостаточно эффективны. Оптимальный результат дают простые занятия, не требующие больших затрат интеллекта. Достаточно пять минут посвятить прогулке, поливу цветов или чтению газеты, чтобы в работе найти решение проблемы. Когда вы занимаетесь делом, требующим повторения одних и тех же операций, концентрация внимания снижается, мысли начинают блуждать свободно. Чтобы поймать вдохновение, человек часто отвлекается на приятные дела, не требующие больших затрат ума. Занятия эти индивидуальны для каждого человека. Это могут быть занятия выпечкой, медитация, прогулка, душ, физические упражнения.

При развитии специальных способностей определяющими факторами являются ощущение, восприятие, память, мышление, представление, воображение, внимание. Для каждого вида деятельности необходимо развитие определённых характеристик данных составляющих. В одной деятельности требуется кратковременная память, в другой долговременная, так же как и для одной - наглядно-дейсвенное мышление, для другой - логическое. Таким образом, развивая ту или иную сторону психического процесса ребёнка, можно подготовить почву для овладения желаемыми профессиональными навыками.

Из вышесказанного следует, что развитие способностей - важный элемент становления человека. Создание благоприятных условий для формирования знаний, умений, навыков, необходимых для данной деятельности определяют её успех. Поэтому родителям нужно помнить об этом при воспитании детей. Однако следует понимать, что любые способности можно развить в любом возрасте, достаточно лишь сильно этого захотеть.

Список использованной литературы

1. Шадриков В. Д.: Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.-320 с.

2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.

4. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов технических вузов / Под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 624с.

5. Общая психология: Учебник / Под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. — 232 с.

6. Богоявлевская Д. Б.: Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 320 с.

Дружинин В. Н.: Психология общих способностей – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 368 с.

7. BBC Horizon.2013. The Creative Brain. How Insight Works.

Просмотров работы: 2300