ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Горская А.Б. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важнейших аспектов успешной реализации в творческой профессии, в частности – профессии вокалиста, является уверенность в собственных силах и положительная оценка своих достижений. На эту оценку влияют, как мнение и поддержка окружающих (семьи, педагогов, коллег), так и собственная самооценка.

В годы учёбы, а у многих музыкантов и на протяжении всего творческого пути , у нас зачастую возникают сомнения в своих способностях, в достижении значимых результатов, появляется неуверенность в себе. В эти моменты часто удаётся сделать качественный рывок, найти новые решения, более внимательно и продуктивно относиться к учебному процессу. Поэтому, в некотором роде, самокритика полезна и ведёт к росту профессионализма. Но, к сожалению, бывают ситуации, когдаона крайне вредна. Например, во время выступления на сцене. Здесь необходима полная уверенность в себе и своих результатах. Иначе, это может привести к зажатости, потере самоконтроля, деструктивному волнению, и, как следствие, ухудшению собственного исполнения.

Сомнения в собственных силах - довольно вредная черта и в повседневной жизни. Они могут сильно затормозить личностное и профессиональное развитие, ограничивать творческие порывы, сдерживать наши действия и обеднять жизнь. Никогда нельзя вешать на себя и, конечно же, окружающих нас людей ярлыки. Никто не знает наверняка своих «границ», где они? Насколько преодолимы? Возможно, они присутствуют только в нашем сознании. Существует множество примеров того, как меняется человек, которому удается избавиться от сомнений и убеждения в «недостижимости» желаемого, как возрастают его возможности и совсем иначе складывается судьба.

Поэтому излишняя самокритичность, как и полное ее отсутствие очень вредны для музыканта.

С помощью различных инструментов можно повысить уверенность в себе. Например, существует упражнение «Сомнение и поддержка». Выполняется оно в группе (не менее трёх человек). Сформулируйте какое-либо желание или убеждение, в котором сомневаетесь. Например, что вы сможете достичь высоких результатов в вокале и сможете с большим успехом выступать на публике. Попросите кого-нибудь стать «Сомнением». Задача этого человека – всячески подорвать вашу уверенность, приводя различные аргументы. Другой человек будет «Поддержкой». Его функция – приводить аргументы «за». Ваша задача – победить «Сомнение» любыми способами. Зачастую, уверенность не нуждается в аргументах. Участники этого упражнения отмечают, что заявленные сомнения нередко полностью исчезают.

Животрепещущим вопросом для исполнителей, конечно, является преодоление волнения перед выступлением на публике, а так же вовремя его. Умение владеть собой – одно из важнейших составляющих профпригодности, так как позволяет в полной мере раскрываться, творить и доносить своё искусство до слушателей.

Сценическое волнение является стрессом для психики, сходным по воздействию с экстремальными, опасными ситуациями. Соответственно тело тоже реагирует, как на «опасность» - потеют и дрожат руки, учащается сердцебиение , дыхание неустойчиво… Стресс может оказывать не только отрицательное , но и положительное влияние на исполнение. Некоторые музыканты отмечают творческий подъем, раскрытие внутреннего потенциала и активизацию всех способностей, необходимых для выступления. Такая реакция, несомненно, является идеальной для музыканта.

Наиболее распространенными причинами возникновения волнения являются: новизна ситуации; негативный прошлый опыт публичных выступлений; недостаточное качество подготовки к выступлению; придание повышенной значимости мнению окружающих – исполнитель в этом случае в большей мере сосредоточен на себе, а не на музыке; повышенная тревожность, как черта характера.

Следовательно, чтобы бороться с деструктивным волнением, необходимо определить причины его возникновения в каждом индивидуальном случае и устранять их. Для этого существуют общие рекомендации : отличное знание исполняемого материала, многократные репетиции, правильный позитивный настрой перед концертом, приёмы психокоррекции, и, главное, постоянный тренаж – выступление перед людьми, постепенно это приведёт к тому, что пребывание на сцене будет всё более и более комфортным.

Список литературы:

1.Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности .М.: Классика, 2008.

2.Герсамия И.Е. К проблеме психологии творчества певца. М.: Музыка, 1966.

3. Коган Г. У врат мастерства. М.: Советский композитор, 1958.

2

Просмотров работы: 940